ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ» В РФ………6
1.1. Понятие и сущность частной охранной деятельности……………...6
1.2. Форма и виды частной охранной деятельности……………………..9
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ЗАЩИЩАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ЧАСТНЫМИ ОХРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РФ…………………15
2.1. Защита прав и свобод человека и гражданина: роль частных охранных организаций…15
2.2. Ограничения прав и свобод в интересах общественной безопасности………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...27
Приложение №1………………………………………………...…………30
Актуальность данной темы заключается в том, что правовые отношения с участием частных охранных организаций в недостаточной степени изучены цивилистической наукой, о чем свидетельствует отсутствие монографических работ, специально посвященных указанному вопросу. Развитие предпринимательства в Российской Федерации с конца 80-х годов прошлого столетия привело к повышению спроса на услуги безопасности. Однако государственные силовые структуры не смогли удовлетворить этот спрос, поэтому частный бизнес быстро занял освободившуюся нишу. В проводимых исследованиях обычно обращают основное внимание на административно- и государственно-правовые аспекты частной охранной деятельности, не затрагивая вопросы развития и улучшения деятельности частных охранных организаций как субъектов гражданско-правовых и предпринимательских отношений .
Сектор частной детективной и охранный бизнес в настоящее время является активно развивающимся сегментом экономики. Его емкость на территории Российской Федерации составляет около 4 миллиардов долларов и включает в себя около 30 тысяч сыскных и охранных организаций. Важным фактом является то, что институт частной детективной и охранной деятельности играет ключевую роль в обеспечении безопасности и порядка в стране.
Все формирования охранного законодательства в России начались после 11 марта 1992 года.
В Российской Федерации был принят закон «О частной детективной и охранной деятельности», за которым последовало множество нормативных актов, которые регулируют правоотношения в сфере охраны. Среди них Федеральные законы: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «О государственной охране», «О ведомственной охране», «Об оружии», «О транспортной безопасности», а также ряд постановлений Правительства Российской Федерации, приказы министерств и ведомств.
Охранное законодательство не было системой стабильной и внутренне непротиворечивой, несмотря на это обстоятельство. Вместо этого, оно содержало много неясных формулировок и положений, а также пробелы и противоречия не только с нормами внутриотраслевого законодательства, но и с нормами Конституции Российской Федерации, гражданского и международного права, а также других отраслей права. Это окончательно нарушило баланс в охранном законодательстве.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ и частных охранных организаций.
Предмет работы – понятие и деятельность органов частных охранных организаций РФ.
Цель работы – изучить права и свободы человека и гражданина, защищаемые органами частными охранными организациями Российской Федерации.
Задачи:
1) проанализировать литературу по данной теме;
2) дать определения понятию «частная охранная организация»
3) изучить права и свободы человека и гражданина, защищаемые органами частными охранными организациями Российской Федерации;
4) выявить проблемы и вызовы в обеспечении защиты прав и свобод органами частных охранных организаций;
5) сделать выводы по данной теме.
Теоретическая значимость подтверждается детальным рассмотрением темы путем применения разных методологических средств.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что ее можно использовать как теоретический материал для студентов в изучение таких предметов, как «Обществознание», «Право» и «Юриспруденция».
В ходе исследования использовались как общенаучные методы, такие как синтез, анализ, дедукция, индукция, абстрагирование.
Что же касается степени теоретической разработанности, то она не стоит на месте. В диссертационных работах исследовались проблемы: совершенствования административно-правового регулирования частной охранной деятельности (В.Б. Белоусова, Т.Э. Зульфугарзаде, В.И. Козлова, П.В. Иванова, А.Ю. Огурцова, О.И. Маликовой и др.), организационных и правовых основ ее регулирования (Д.К. Брагера, Т.Г. Матвеева и др.). Заслуживают внимания работы таких авторов, как: И.В. Гайдым, B.В. Гладких, С.Р. Григорьева, A.B. Ермолаева, О.В. Климочкина, В.М. Мелихова, В.В. Мельникова, М.В. Севостьянова, посвященные отдельным проблемам осуществления частной охранной деятельности, обороту оружия в указанной сфере, организационно-правовым вопросам взаимодействия частных охранных организаций Росгвардии.
Теоретическую базу научной работы составили научные труды ведущих отечественных ученых: Архипов А.И., Городецкий А., Михайлов Б.А, и д.р
Работа состоит из Введения, 2х глав, каждая из которых включает по 2 параграфа, Заключения и Списка литературы.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в РФ в настоящее время существует около 25 тысяч частных охранных организаций и служб безопасности, которые предлагают услуги по защите жизни и здоровья граждан, охране грузов, консультации по защите от преступных посягательств, монтажу средств сигнализации и охране порядка на различных мероприятиях.
Кроме того, среди этих предприятий есть фирмы, которые занимаются разработкой программно-технических комплексов для защиты информационных систем, а также предприятия, которые обеспечивают информационную, коммерческую, пожарную и экологическую безопасность. Также, в стране существует много негосударственных учебных центров и школ, где обучают будущих частных детективов и охранников.
В борьбе с ростом преступности и обеспечении внутренней безопасности страны, частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы. Они играют важную роль в предотвращении преступлений и борьбе с ними. Лишение таких предприятий возможности работать, как пытаются сделать некоторые политики, только поддержит преступное сообщество. Это может серьезно ухудшить сложившийся социальный климат, так как лишило бы сотни тысяч бывших офицеров средств к существованию их семей.
С учетом прогноза экспертов о длительном кризисе российской экономики и сохранении высокой преступности, разумным шагом было бы дальнейшее развитие и укрепление частных охранных предприятий и служб безопасности. Поэтому, чтобы достичь наилучших результатов с государственной точки зрения, стоит принять законодательное решение о стимулировании развития уже существующей системы частных охранных структур и их более глубоком включении в общую систему органов безопасности страны.
Вопрос о правах и свободах частных охранных предприятий (ЧОО) и их сотрудников, возникающий в современных условиях, вызывает интерес. Гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина, которые являются неприкосновенными и неотъемлемыми, закреплена Конституцией и законами страны. ЧОО выполняют важную функцию в обществе, обеспечивая охрану граждан, защиту частной собственности и поддержание общественного порядка. Однако, в своей деятельности они сталкиваются с различными ограничениями и противоречиями в сфере прав и свобод.
Сначала следует рассмотреть вопрос о праве на свободу передвижения и неприкосновенность частной жизни. Сотрудникам ЧОО, которые осуществляют охранную деятельность, может быть ограничено право передвигаться и пользоваться некоторыми правами, такими как неприкосновенность жилища. Это необходимо для обеспечения безопасности общества, но может вызвать конфликты с гражданами и нарушение их прав.
Далее, ЧОО сталкиваются с проблемой права на справедливый суд и защиту своих интересов. В случае конфликтов с гражданами или органами власти, сотрудникам ЧОО может быть сложно обратиться в суд и защитить свои права. Причиной этому может быть недостаточная юридическая подготовка или недоверие к судебной системе.
Ограничение прав и свобод граждан - это одна из сложных и противоречивых тем, связанных с ЧОО. Сотрудники этих организаций выполняют опасную и ответственную работу, но часто не получают достойного материального и социального обеспечения. В результате, их условия труда ухудшаются, что приводит к недовольству и нестабильности в сфере охранной деятельности. Несмотря на это, ЧОО также играют важную роль в обеспечении безопасности и порядка в обществе.
Для достижения гармонии и стабильности в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, необходимо внедрить специальные нормативные акты и механизмы, которые учтут особенности охранной деятельности и обеспечат справедливое и сбалансированное соотношение интересов всех сторон. Ключевую роль в этом играет повышение профессиональной подготовки и правовой осведомленности сотрудников ЧОО, чтобы они могли эффективно защищать свои права и интересы в случае возникновения конфликтов.
Важно отметить, что права и свободы человека и гражданина имеют важное значение в обществе, включая сферу охранной деятельности. Поэтому необходимо разработать специальные механизмы и нормативные акты, которые обеспечат справедливое и сбалансированное соотношение интересов всех сторон. Только так можно достичь гармонии и стабильности в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина.
1. Конституция Российской Федерации с изменениями, внесенными федеральными конституционными законами от 4 октября 2022 г. об образовании новых субъектов Российской Федерации (редакция 2023 г.). – М.: Эксмо, 2023. 96 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № N 63-ФЗ // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 1996 г. - с изм. и допол. в ред. от 04.08.2023.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 (ред. от 04.08.2023) № 195-ФЗ // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 2001 г. - с изм. и допол. в ред. от 01.10.2023.
4. Закон РФ "О частной детективной и охранной организаций в Российской Федерации" от 11.03.1992 N 2487-1 (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 1992 г.
5. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной организаций" от 22.12.2008 N 272-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 2008 г.
6. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной организаций в Российской Федерации" от 31.12.2014 N 534-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 2014 г.
7. Федеральный закон "О государственной охране" от 27.05.1996 N 57-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 1996 г.
8. Федеральный закон "О ведомственной охране" от 14.04.1999 N 77-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 1999 г.
9. Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 1996 г.
10. Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 2007 г.
11. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"// [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 2016 г. - с изм. и допол. в ред. от 17.06.2017.
12. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 01.11.2022) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности""// [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 1992 г. - с изм. и допол. в ред. от 01.11.2022.
13. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5221/.- 2011 г.
Юридическая литература
14. Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.// Мир безопасности, 2018, - №1.
15. Андреева Е.Г. Антикриминогенная деятельность частных охранных и детективных организаций. М., 2020, 230 с.
16. Бабиков В.Г. ЧОО: от создания до успеха/ М.:НОУ ШО «Баярд», 2019,
144 с.
17. Долгова А. И. Организованная преступность и методы борьбы с ней. М., 2021, 45 с.
18. Евланова О. А. Участие частных детективных и охранных организаций в борьбе с преступностью: криминологический аспект./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 2018. 206 с.
19. Марущенко В. В. Проблемы развития негосударственных служб безопасности./ Сборник “Мир безопасности” 2018, - № 1. , 210 с.
20. Хабалов В. И., Евланова О. А. Частные охранные структуры и организованная преступность./ Сборник “Мир безопасности” 2019, - № 1, 79 с.
21. Эминов В.Е. Антикриминогенная деятельность частных охранных и детективных организаций. М., 2020, 305 с.