Введение…
Глава I: Миграционные процессы как неотъемлемый элемент глобализации……..9
1.1. Миграционные процессы: понятие и сущность………………………………….9
1.2. Причины нарастания миграционных потоков в Европу в первой
четверти XXI века
Глава II: Современные миграционные потоки и попытки их
урегулирования в ЕС
2.1. Наднациональная миграционная политика в странах Евросоюза:
общие тенденции
2.2. Нормативно-правовое регулирование миграционных потоков в ЕС на общеевропейском уровне
Глава III: Национальная политика по ограничению въезда, обустройству мигрантов на примере Германии, Франции и Швеции……………………………………………...54
3.1. Миграционная политика Германии………………………………………………54
3.2. Миграционная политика Франции в рамках ЕС
3.3. Миграционная политика Швеции – политика интеграции
Заключение
Список источников и литературы
Сегодня во втором десятилетии XXI века масштабы международной миграции значительно увеличились, и эта тенденция только усиливается. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Проблема мигрантов в настоящее время возросла настолько, что существует прямая угроза стабильности Европы, при этом в последние годы нелегальная миграция из стран Африки и Ближнего Востока в десятки раз превышает легальную, растет число террористических актов. Миграционные проблемы провоцируют бунт малых стран Евросоюза (Македонии, Сербии, Словении и др). Миграционная политика встала в ряд наиболее проблемных вопросов, требующих принятия срочных мер. Показательно выступление 2016 года Председателя Совета Европы Дональда Туска, который сказал, что Шенгенская зона рухнет через два месяца, если Европа не обуздает кризис. В рамках миграционного кризиса продолжается глобалистическая политика стирания традиционных культур. Огромный поток мигрантов вызывает кризис идентичности европейских народов, их традиционных европейских культур и ценностей. Через глобализацию и мультикультурализм стираются понятия своей, отечественной, доминирующей культуры. Все равны – и мусульмане, и христиане, и арабы, и немцы, а это значит, что ни одна культура не имеет преимущества и культура как таковая заканчивается.
Миграция и меры по ее регулированию стали одной из главных тем для политических дискуссий в мире, что подчеркивает необходимость комплексного подхода к изучению данного вопроса. Межгосударственная миграция перестала рассматриваться как простое перемещение людей из страны в страну, но стала восприниматься в качестве сложного общественного процесса, который влияет на многие сферы жизни и принимающих стран и стран происхождения мигрантов. Миграционные процессы напрямую влияют на жизнь принимающего социума, на внутреннюю и внешнюю политику государства въезда, а также не в последнюю очередь на личностные качества людей, отправляющихся в другую страну в поисках лучшей жизни. Начало XXI века характеризуется новым расширением миграционных потоков, феномен миграции сейчас является практически неотъемлемой частью всех глобальных проблем, что показывает необходимость создания новых подходов к международно-правовому регулированию миграционной политики, которые способствовали бы гармонизации интересов всех участников миграционных процессов.
В исследовании миграционных процессов в XXI веке появились некоторые особенности. Эксперты и исследователи стали больше внимания уделять сложным взаимосвязям миграционных процессов и адаптации мигрантов к принимающей социальной среде; условиям приспособления мигрантов; факторам, определяющим ход адаптации; степени и мерам приспособления в различных ситуациях; проблемам толерантности и конфликтогенности в контексте взаимодействия этнических мигрантов с местным населением.
В странах Евросоюза выработка грамотной и продуманной миграционной политики становится ключевым направлением работы правительств, при этом особый акцент делается на проблемах нелегальной миграции. Страны члены ЕС совершенствуют законы в сфере миграции в попытках решить проблему гармонизации национальной и наднациональной законодательной основы миграционной политики. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
Актуальность данной темы обусловлена ростом интереса к проблемам миграции, в том числе к социальной интеграции мигрантов, защите национальных интересов принимающих государств, выполнению принятых обязательств о правах человека. Актуальность изучения миграционной политики на уровне Европейского Союза обусловлена удобством анализа миграционных процессов, национальной миграционной политики разных стран, взаимодействия мигрантов и принимающего общества на примере конкретного региона. Кроме того, как создание Европейского Союза, так и современный миграционный кризис являются прямым следствием процессов глобализации. Выбор Германии, Швеции и Франции в качестве стран для изучения национальной миграционной политики объясняется тем, что Германия и Франция являются наиболее экономически развитыми странами, вносящими наибольший доход в общую долю ЕС. Именно эти страны, прежде всего, определяют политику Брюсселя. Уровень жизни и социальные программы этих стран наиболее привлекательны для мигрантов. Швеция, в свою очередь, проводит особую, социально ориентированную миграционную политику с особым акцентом на толерантность и равноправие.
Целью дипломной работы является характеристика миграционной политики в Европейском Союзе, как на наднациональном уровне, так и на примере государственной миграционной политики отдельных участников – Германии, Франции и Швеции.
Для достижения обозначенной цели в работе ставятся следующие задачи:
• проанализировать основные социально-экономические и политические причины масштабного возрастания миграционных потоков в страны Европейского Союза в последние годы
• рассмотреть основные принципы Европейского Союза в нормативно-правовом регулировании миграционных потоков на наднациональном уровне
• систематизировать правовые основы регулирования миграционных процессов в Европейском Союзе
• изучить национальное законодательство в сфере миграции на примере Германии, Франции и Швеции
• изучить главные принципы и тенденции миграционной политики Германии, Франции и Швеции
• исследовать причины неэффективности наднациональных методов регулирования миграционной политики в ЕС
• выявить обстоятельства, которые привели к провалу доктрины мультикультурализма в странах Европейского Союза.
Объектом исследования данной работы являются миграционные процессы в странах Европейского Союза, а предметом – государственная миграционная политика Германии, Швеции и Франции.
Методологическая база исследования продиктована ее целью и задачами и состоит из методов системного, исторического и сравнительного анализа.
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования наднациональной миграционной политики Европейского Союза и политики в сфере миграции таких стран как Германия, Франция и Швеция в условиях активизации защиты национальных интересов стран ЕС по причине миграционного кризиса, а также в систематизации наднациональных законов и актов, регулирующих миграционные потоки в ЕС.
Степень изученности данного вопроса достаточно высока, однако последние десятилетия охарактеризовались возникновением новых обстоятельств, в частности, интенсификация процессов глобализации, европейский миграционный кризис, которые внесли некоторые коррективы и новые моменты в анализ миграционных процессов
Литература, которая была изучена в процессе написания работы, представляют собой публикации специалистов в области изучения миграционных процессов, европейского миграционного права, истории становления законодательства Европейского Союза в сфере миграции, а также национального миграционного законодательства Германии, Франции и Швеции. Так, вопросы теории миграционных процессов затрагиваются в работе российского демографа, социолога и экономиста Рыбаковского Л.Л.; Ионцев В.А. в своей статье «Международная миграция населения и демографическое развитие России» предлагает свое определение понятия «международная миграция», а также предлагает свое видение классификации международной миграции. В работе Соловьевой Е.А. и Иванченко Д.Ю. «Понятие и сущность миграционного процесса» миграционный процесс описывается с точки зрения особенностей современной системы международных отношений и национальной миграционной политики, входящих в нее государств; разграничивается определение понятий «миграционный процесс», «миграция», «миграция населения», «иммиграция», «эмиграция» и т.д., выделяются отличительные черты каждой категории. В учебнике «Право Европейского Союза» под редакцией С.Ю. Кашкина в доходчивой форме представлены основы наднациональной системы права, существующей в Европейском Союзе; в статье Фадеевой Т.М. «Реформирование Европейского Союза: от Маастрихта до Асмтердама» представлен путь развития Европейского Союза 90ых годов, с особым акцентом на значение Амстердамского договора ; эволюция права Европейского Союза изучена в работе Бирюкова М.М. «Европейское право до и после Лиссабонского договора». Анализ миграционной политики Германии, Франции и Швеции представлен в работах таких авторов как Л.В. Карачурина, С.В. Орехова, П.В. Лащенко.
В написании работы были использованы работы зарубежных авторов. М.Пулэн в своей статье «Источники данных для измерения международной миграции в странах Центральной Европы» анализирует различные потенциальные источники статистических данным по миграции, к которым относятся переписи населения, информация из визовых систем, списки видов на жительство и т.д. Работа Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» помогает при рассмотрении миграционных процессов с точки зрения институционального метода.
Источниковая база работы состоит материалов наднационального миграционного законодательства Европейского Союза, национальных законов в сфере миграции отдельных государств-членов ЕС, конвенций и договоров Европейского Союза, а также других документов международного значения. Сюда, в частности, относятся: Женевская конвенция о статусе беженцев, Договор о функционировании Европейского Союза, Дублинская конвенция, Маастрихский договор, Европейский пакт об иммиграции и предоставлении убежища, Шенгенские соглашения, Амстердамский договор, Директивы Европейского Совета и Европейского Парламента о нелегальной миграции, выдаче вида на жительство, жертвах торговли людьми, международной защите мигрантов, условиях для высококвалифицированных мигрантов в Европейском Союзе, сезонных мигрантах, обучении в ЕС и т.д, Конституция ФРГ, Миграционный закон Германии.
Кроме этого, в работе использовались аналитические и новостные материалы российской и иностранной периодической печати, а также электронные версии газет и журналов. В отечественной прессе вопросам международной политики и, в частности, миграционным процессам в Европе, посвящено большое количество материалов, например, в статье «Безработица среди мигрантов в Германии доходит до 80%» в газете «Коммерсант» сравнивается уровень безработицы среди приезжих мигрантов и коренного населения, а также анализируется влияние миграции на экономику ФРГ. Из иностранной прессы наиболее полезным для данного исследования оказалась газета Washingtonpost, в частности, в статье «8 reasonsEurope’srefugeecrisisishappeningnow» кратко поясняются причины европейского миграционного кризиса.
Для изучения миграционных процессов в Европе, а также наднационального и национального миграционного законодательства Европейского Союза использовались такие Интернет-ресурсы как сайт ООН, Международной организации труда, Европейской Комиссии, Европейского Парламента, Евростат и т.д. Кроме того, в работе использовались директивы Европейской Комиссии и Европейского Парламента, опубликованные на сайте Европейского Союза.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Анализ наднациональных и национальных механизмов миграционной политики стран – членов Евросоюза показал, что противоречия внутри ЕС углубляются. Германия хочет, чтобы Европейский Союз был не просто группой стран с индивидуальной национальной политикой, а единой централизованной Европой с центром в Германии. При этом Франция, напротив, считает, что в Евросоюзе должны состоять страны с широким набором полномочий в определении своей национальной политики. При такой разнице подходов в Евросоюзе не может быть сформирована унифицированная эффективная миграционная политика.
В ХХI веке стремительно вырос поток беженцев в Европейский Союз из стран Ближнего Востока, Африки и других государств, что поставило ЕС перед сложным социальным, правовым и гуманитарным выбором. Так называемая “старушка Европа” оказалась не готова к решению миграционных проблем в таком объеме. Европейские страны, известные своей верностью принципам демократии и соблюдением прав человека, в настоящее время не в состоянии больше следить за их исполнением. С течением времени обсуждения миграционных процессов в Европе переходит с темы экономического обеспечения беженцев и их интеграции в принимающее общество на меры по выдворению беженцев из Европы, ужесточению европейской миграционной политики.
Европейский миграционный кризис резко усилил радикальные настроения в Европе, что привело к расцвету политики популизма, евроскептицизма, росту недоверия населения к правительствам. В настоящее время миграционная политика ЕС расшатывает его устои, оказывает негативное действие на интеграционный процесс и создает условия для углубления противоречий.
В дополнение к этому, с 2015 года вместе с потоком беженцев и нелегальных мигрантов нарастают разногласия между центральными органами Евросоюза и национальными правительствами. Власти стран-участников ЕС самостоятельно отстаивают собственные интересы, в попытках обеспечить национальную безопасность страны. Кроме того, в условиях глобализации возникает особенная необходимость регулирования и контроля миграционных потоков. Неограниченный рост миграционных потоков в Евросоюзе рождает проблемы социально-экономического, нравственного, идеологического, религиозного, национального характера, что подчеркивает необходимость эффективного регулирования миграции на наднациональном и национальном уровнях.
В данной ситуации главная задача наднациональных институтов – определение масштабов миграции, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран. Задача национальных институтов при этом – защита интересов страны: поощрение или сдерживание притока мигрантов в страну, ограничение миграции в крупные города, стимулирование притока высококвалифицированной рабочей силы и т.д.
В настоящее время в рамках ЕС отсутствует единая политика регулирования миграционных процессов. В условиях расширения ЕС в конце ХХ - начале ХХI века наднациональное регулирование миграционных потоков зачастую не согласуется с национальными законами и актами. В работе это рассматривается на примере Германии, Франции и Швеции. Можно сделать вывод о том, что регулирование миграционных процессов в ЕС в настоящее время находится в значительной степени в компетенции национальных правительств. Положение дел в ЕС показывает, что попытки унификации миграционной политики не дают должного результата, нередко Европейский Союз сталкивается с недовольством и конфликтами между его странами-участниками. Институционализация миграционной политики в рамках Европейского Союза требует четкого закрепления её институтов на трех уровнях: международном, наднациональном, национальном (государственном), с ясной дифференциацией полномочий и компетенций каждого уровня. В современном глобальном мире это первостепенная задача.
В ходе исследования миграционной политики в странах Евросоюза на международном, наднациональном и национальном (государственном) уровнях на примере Германии, Франции и Швеции, задачи, поставленные в работе, были решены.
Причины европейского миграционного кризиса, крупнейшего в Европе после Второй мировой войны, связаны, прежде всего, с политической и экономической нестабильностью в странах Африки и Ближнего Востока. Во многом действия администрации США и руководства Евросоюза способствовали дестабилизации обстановки в этих регионах. К конфликтам, повлиявшим на миграционные процессы в Европейском Союзе, относятся: войны в Ираке, Сирии, Афганистане, война в Ливии, религиозные столкновения в Нигерии, операции против ИГИЛ, конфликты в Пакистане и Йемене, на Украине, кризис в Сербии и Косово. К 2017 году причины миграционного кризиса сохраняются и эксперты утверждают, что следует ожидать продолжения эскалации конфликтов и ухудшения гуманитарной ситуации в странах Африки и Ближнего Востока. Страны ЕС несут не только серьезную экономическую нагрузку, но и вынуждены предпринимать меры по снижению возрастающей социальной напряженности, росту числа недовольных ситуацией с мигрантами. При этом миграционный кризис раскалывает Европейский Союз, он стал настоящим испытанием для стран ЕС и дал повод говорить о риске распада ЕС и даже угрозе для европейской цивилизации.
Задача определения эффективности наднационального регулирования решается на основе анализа работы международных организаций, межправительственных соглашений и собственно организации ЕС. В рамках ООН работает Комиссия ООН по народонаселению, которая имеет свой фонд и субсидирует национальные программы в области миграции населения, МОТ регулирует миграцию населения, Конвенция ЮНЕСКО определяет направление образования мигрантов и членов их семей и т.д. Однако миграционные потоки из Африки и Ближнего Востока в Европу в ХХI веке настолько масштабны для неподготовленного Евросоюза, что больше не могут регулироваться и контролироваться международными организациями, что способствует обострению миграционного кризиса и противоречий в ЕС.
В работе проанализированы действующие на сегодняшний день нормативно-правовые документы. В заключении хочется только отметить, что европейский миграционный кризис четко показал необходимость совершенствования законодательного регулирования миграционных потоков в ЕС. Если Европейский Союз хотел бы поддерживать стабильное экономическое и социальное развитие, то первоочередная задача – решение проблем правового регулирования миграции.
Меры по регулированию миграционных потоков на национальном уровне в странах ЕС характеризуется различием подходов к решению проблемы интеграции мигрантов. Модель Германии – сегрегация, здесь работает принцип права крови, модель строится на этнической основе. В ХХI веке законодательство несколько смягчается и гражданином Германии может стать родившийся в Германии. Действующее законодательство ФРГ по трудовой миграции несколько ее ограничивает и стимулирует приток высококвалифицированной рабочей силы. Но беженцы и нелегалы из Африки и Ближнего Востока - особый случай, который мало или совсем не регулируется и в основном не контролируется никакими правовыми нормами.
Модель Франции – ассимиляционная, предполагает отказ мигранта от своей прежней идентичности и полное усвоение ценностей новой родины. Ассимилировавшиеся мигранты ничем не отличаются от населения Франции и могут рассматриваться как полноправные члены общества. Анализ современного положения дел с мигрантами во Франции демонстрирует несостоятельность подобной политики, в особенности с мигрантами мусульманского происхождения. Многие страны ЕС отказываются от политики ассимиляции, считая ее неэффективной.
Несмотря на то, что Германия и Франция выбрали различные модели поведения по отношению к мигрантам, итог их миграционной политики во многом оказался одинаковым. В странах образовались устойчивые общины мигрантов, созданные на национальной основе. Особенного внимания правительств требуют мусульманские диаспоры, ведь ислам это религия, диктующая определенный образ жизни, по большей части не совпадающий с европейскими принципами. При этом, Европейский Союз констатирует, что в рядах беженцев немало радикальных исламистов. В целом, задача правительств стран Европейского Союза состоит в снижении недовольства граждан своими неэффективными действиями.
Швеция всегда была страной, которая отличалась толерантностью к мигрантам, основными принципами ее политики были социальный мир и благополучие населения. Моделью развития Швеции был шведский социализм, лояльное отношение к мигрантам, которое сформировалось в середине ХХ века. Швеция придерживалась очень либеральной миграционной политики. В последнее время в стране наметилась тенденция к тому, что шведы станут национальным меньшинством, при этом нарастают противоречия в шведском обществе. В Швеции, как и в других странах ЕС, встает вопрос о смене модели развития и изменения миграционного законодательства. Необходимо проводить такую миграционную политику, которая учитывала бы интересы шведского населения.
В условиях глобального мира мигрант, куда бы он не отправился, живет в другой стране по принципам равноправия, взаимного уважения, учета его интересов, культурного диалога. Достижениям западной цивилизации отвечает теория и практика мультикультурализма. Европейский Союз предполагал, что если государства предоставят равные права для совместного проживания мигрантам и коренному населению, то взаимопонимание, толерантность, умение контактировать возникнут сами собой, стихийно. Однако мультикультурализм таил в себе негативные последствия, мигранты воспроизводили свою матрицу поведения, к которой они привыкли на родине. Таким образом, можно говорить о том, что практика мультикультурализма оказалась несостоятельной. Но есть ли альтернатива мультикультурализму? В заключении отмечаем, что решение проблемы лежит на путях синтеза исторического опыта и современных тенденций развития гражданского общества.
1. Директива Совета Европейского Союза 2004/81/EC от 29 апреля 2004 г. о виде на жительство, выдаваемом гражданам третьих стран, которые являются жертвами торговли людьми либо являлись субъектами нелегальной иммиграции и которые сотрудничают в компетентными органами.:// Гарант[Электронный ресурс] Режим доступа:http://base.garant.ru/70613056/(дата обращения 22.04.2017)
2. Директива 2008/115/ЕС от 16 декабря 2008 г об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах к возврату незаконно пребывающих граждан третьих стран:// [Электронный ресурс] Режим доступа:http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/repatriants.htm(дата обращения 29.03.2017)
3. Директива 2009/52/EC Европейского парламента и Совета от 18 июня 2009 г. об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран:// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/svob_peredv/penalty_illegal.htm(дата обращения:15.03.2017)
4. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.):// Гарант [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/2566557/(дата обращения: 15.03.2017)
5. Договор о функционировании Европейского Союза:// Право Европейского Союза [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/tfeu(дата обращения: 21.03.2017)
6. Дублинская конвенция 1990 года, определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств-членов Европейского Сообщества:// Университет Миннесоты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/russian/asylum/Reunion3.3.1.html(дата обращения: 21.03.2017)
7. Женевская конвенция о статусе беженцев: // UnitedNations [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml(дата обращения: 25.03.2017)
8. Конвенция о применении Шенгенского соглашения:// Московская государственная юридическая академия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenconv.htm(дата обращения: 20.03.2017)
9. Лиссабонский договор, изменяющий договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Союза (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.):// Право Европейского Союза [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/lisbon(дата обращения: 13.03.2017)
10. Регламент № 2007/2004 Совета Европейского Союза «О создании Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов ЕС» (принят в г. Люксембурге 26.10.2004):/ КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=54590#0(дата обращения: 07.03.2017)
11. Шенгенские соглашения:// Московская государственная юридическая академия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/eu9.htm(дата обращения: 13.03.2017)
12. Aeneas programme - Programme for financial and technical assistance to third countries in the area of migration and asylum:// European Commission [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ec.europa.eu/europeaid/aeneas-programme-programme-financial-and-technical-assistance-third-countries-area-migration-and_en(датаобращения: 10.03.2017)
13. Asylum and first time asylum applicants by citizenship, age and sex. Annualaggregateddata:// Eurostat [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-datasets/-/MIGR_ASYAPPCTZA(дата обращения: 12.04.2107)
14. Asylumstatisticson 13 March 2017:// Eurostat [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Asylum_statistics(дата обращения: 10.04.2017)
15. Council Directive 2003/86/EC of 22 September 2003 on the right to family reunification:// Official Journal of the European Union [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:251:0012:0018:en:PDF(датаобращения: 20.03.2017)
16. Council Directive 2003/109/EC of 25 November 2003concerning the status of third-country nationals who are long-term residents :// EUR-Lex [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX:32003L0109(датаобращения: 20.03.2017)
17. Council Directive 2009/50/EC of 25 May 2009 on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of highly qualified employment:// EUR-lex [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:32009L0050(датаобращения: 23.04.2017)
18. Directive 2011/95/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on the standards for the qualification of third-country nationals or stateless persons as beneficiaries of international protection, for a uniform status for refugees or for persons eligible for subsidiary protection, and for the of the protection granted:// Official Journal of the European Union [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32011L0095&from=LT(датаобращения: 25.03.2014)
19.Directive 2013/33/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 laying down standards for the reception of applicants for international protection:// Journal of the EuropeanUnion [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=celex%3A32013L0033 (дата обращения: 23.04.2017)
20. Directive 2013/52/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on common procedures for granting and withdrawing international protection:// Official Journal of European Union [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32013L0032&from=BG(датаобращения: 23.04.2017)
21. Directive 2014/36/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on the conditions of entry and stay of third-country nationals for the purpose of employment as seasonal workers:// EUR-lex [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=celex%3A32014L0036(датаобращения: 24.04.2017)
22. European Council meeting: conclusions:// European Council [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/20-21-euco-conclusions-final%20(1).pdf(датаобращения: 24.04.2017)
23. European pact on immigration and asylum:// Consilium [Электронный ресурс] Режим доступа: http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%2013440%202008%20INIT(датаобращения: 25.04.2017)
24. GesetzefürAusländer:// Auslaender-statistik[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.auslaender-statistik.de/gesetze.htm (дата обращения: 18.04.2017)
25. GrundgesetzfürdieBundesrepublik Deutschland:// Deutscher Bundestag [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bundestag.de/grundgesetz(датаобращения: 17.04.2017)
26. Populär statistik://Statistiskacentralbyran[Электронныйресурс] Режим доступа: http://www.scb.se/ (дата обращения: 26.04.2017)
27. Presidency conclusions Seville European Council 21 and 22 June 2002:// European Commission [Электронный ресурс] Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_DOC-02-13_en.htm?locale=en(датаобращения: 21.04.2017)
28. TheARGOprogramme (2002-2006):// EuropeanCommission [Электронный ресурс] Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-06-333_en.htm(дата обращения: 22.04.2017)
29.TreatyofAmsterdam:// EuropeanParliament [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/topics/treaty/pdf/amst-en.pdf(дата обращения: 17.04.2017)
Монографии и учебные пособия:
30. Бирюков М.М. Европейское право до и после Лиссабонского договора. - М.: Научная книга, 2009 – С. 240
31. Ионцев В.А. Международная миграция населения и демографическое развитие России. Международная миграция населения: Россия и современный мир. Гл. ред. В.А. Ионцев. – М.: МАКС Пресс, 2000 – выпуск 5 – С.153
32.. Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза. – М.: Проспект, 2013. – С. 1115
33. Миграции и национальное государство: сборник / Центр изучения Германии и Европы, Центр независимых социологических исследований; Ред. Т. Бараулина, О. В. Карпенко. - науч. изд. - СПб.: ЦНСИ, 2004. – С.216
34. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Начала, 1997. - С.185
35. Пулэн.М. Источники данных для измерения международной миграции в странах центральной Европы. Международная миграция населения: Россия и современный мир// Гл. ред. В.А. Ионцев. – М.: МАКС Пресс, 2000 – выпуск 5 – С.153
36. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее. Под редакцией Ю.Д. Квашина. – М.:ИМЭМО РАН, 2016. - Стр. 189
37. Статистическое изучение миграции населения // Демографическая статистика: учебник для вузов по специальности "Статистика" и другим экономическим специальностям / Бойко А. И., Брусникина С. Н., Егорова Е. А. и др. – М.: КноРус, 2010. – С. 467
38. Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина ХХ столетия. - М.: Институт востоковедения РАН, 1997 г. С. 231
39.Papagianni G. Institutional and policy dynamics of EU migration law. - Boston: Martinus
Nijhoff, 2006. – С.394
Авторефераты и диссертации:
40. Жукова Н.Н. Миграционная политика Европейского Союза.// Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ставропольский государственный университет. Ставрополь, 2005
41. Судоплатов П.А. Миграционные процессы и миграционная политика в странах Европейского Союза// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.:РАН.2006.
42. Шапиев К.А. Международно-правовые основы миграционной политики Европейского Союза.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Российский университет дружбы народов. М., 2011
Периодические издания:
43. Безбородова Т.М. Трудовая миграция и экономическая интеграция Западной Европы.// Сибирский торгово-экономический журнал. – 2012.№5 – С.36-44
44. Берснев А.П. Становление и развитие институциональной системы Европейского Союза (1960 – начало 1990ых гг.) //Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2010.№3 – С.85-101
45. Биффль Г. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы// Управление интеграционными процессами – 2000. №4 – С. 74-95
46. Большова Н.Н. Политика регулирования интеллектуальной миграции в современной Германии // Вестник МГИМО-Университета. -2012 № 6. - С. 226-237.
47. Бучаков С.А. Детерминанты преступности мигрантов.//Вестник Омского Университета. Серия «Право» - 2012.№1 – С.65-71
48. Васильева Т.А. Трансформация функций института государства в условиях глобализации.// Власть - 2007.№10 – С.36-44
49. Веретевская А.В. Мусульмане во Франции: особенности интеграционной модели.// Вестник МГИМО университета. – 2012.№5 – С.73 - 91
50. Войников В.В. Правовые аспекты политики Европейского Союза по борьбе с незаконной миграцией. // Балтийский регион.- 2015.№4 – С.69-93
51. Волох В.А. Межгосударственная региональная интеграция и формирование единых подходов к регулированию миграции населения. // Вестник университета – 2013.№8 – С.11-17
52. Гринева Ю.А. Миграционное законодательство Франции (2002-начало 2007).//Общество: политика, экономика, право. – 2016.№6 – С.193-221
53. Гулина О. Европейская система защиты прав человека // Современное конституционное обозрение. - 2011. №4. - С. 74-78
54. Деминцева Е.Б. Иммигрантские сообщества: опыт Франции.//Россия в глобальной политике - 2006.№5 – С. 44-56
55. Дериглазова Л.В. Результаты формирования гражданской идентичности в Европейском Союзе в 1997-2014 гг.// Вестник томского государственного университета. История. – 2014.№6 – С.54-59
60. Карачурина Л.Б. Иммиграционная политика Германии: успешный и неуспешный опыт // Мировая экономика и еждународные отношения. - 2008.№ 7 - С.50-60
61. Колобов О.А., Агеев К.В. Политика по отношению к мигрантам президента Франции Н. Саркози как инструмент электоральной борьбы на современном этапе //Вестник Нижегородского университета имени Лобачевского – 2011.№1 – С.59-63
62. Лащенко П. В. Миграционная политика Скандинавских стран как фактор трансформации современного скандинавского общества.// Молодой ученый. — 2014. №15. — С. 364-368
63. Малыха М.И. Новые вызовы для современной миграционной политики Европейского Союза.// StudiaHumanitatis – 2015.№4 – С.50-54
64. Маркарян А.Г. Роль институтов, агентов и практик контроля иммиграции в консолидации общества: опыт Франции.//Сравнительная политика- 2016.№4 – С.12-18
65. Миграционная политика и статус граждан третьих стран, проживающих на территории Европейского союза: соотношение наднационального и внутреннего права // Конституция: сравнительно-правовое исследование. Труды Института государства и права РАН - 2008. № 6. – С.159-175
66. Орехова С.В. Миграционная политика Франции: история и современность //Власть –2015.№3 – С.22-32
67. Пахолкин Д.А. Теория и практика межгосударственной интеграции в Западной Европе.// Вестник международного института экономики и права. –2013.№1 – С.93 – 113
68. Политико-правовые модели регулирования иммиграции Великобритании и Германии. Сравнительный анализ //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. № 4 (20) – C.115-134
69. Примова Э.Н. Некоторые нормативно-правовые основы иммиграционной политики Евросоюза// Власть – 2015. №6 – С.24-29
70. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). //Миграция населения. - 2001.№5 – С. 84-91
71. Трыканова С.А. Миграционная политика ЕС: актуальные тенденции организационно-правового регулирования. // Российская юстиция. – 2010.№10 – С.32-38
72. Фадеева Т.М. Реформирование Европейского Союза: от Маастрихта до Амстердама.// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 2001.№4 – С. 127-131
73.Федорако,A.И. Причины и тенденции незаконной миграции. Противодействие незаконной миграции.//Журнал международного права и международных отношений. — 2009. № 4 – С.18-21
74. Фокина А.Ю., Клюкина Т.Д., Гурьянова А.Ю. Сравнительная характеристика социальной политики: Великобритания, ФРГ, Франция//Научные записки молодых исследователей – 2015.№2 – С.45-61
75. Цапенко И. «Ренессанс» экономической миграции на Западе// Вопросы экономики - 2002.№12 – С.74-83
76. Чихачев А.Ю. Еремина Н.В. От политики «открытых дверей» до миграционного кризиса: реформирование миграционной политики в коммунитарном и национальном измерениях на примере Великобритании и Франции.// Сравнительная политика – 2016.№4 – С.47-61
77. Юмашев Ю.М. Миграционная политика Европейского Союза и граждане третьих стран.// Право. Журнал высшей школы экономики – 2001.№1 – С.94-102
Интернет-источники:
78. Беженцы в Европе: вопросы, которые стыдно задавать://Медуза [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meduza.io/feature/2015/09/24/bezhentsy-v-evrope-voprosy-kotorye-stydno-zadavat (дата обращения 22.03.2017)
79. Безработица среди мигрантов в Германии доходит до 80%:// Коммерсант [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3196047 (дата обращения 06.04.2017)
80. Власти Германии предлагают ужесточить миграционное законадательство://Информационное агентство «Новостной фронт» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://news-front.info/2017/01/03/vlasti-germanii-predlagayut-uzhestochit-migracionnoe-zakonodatelstvo/ (дата обращения 29.04.2017)
81. Война в Сирии:// Свободная пресса[Электронный ресурс] Режим доступа: http://svpressa.ru/topics/voyna-v-sirii/(дата обращения 17.04.2017)
82. Во Франции Украина исключена из списка стран , соблюдающих демократические принципы:// ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1081905 (дата обращения 05.05.2017)
83. Волны французской иммиграции:// Эксперт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://expert.ru/expert/2005/43/43ex-tema-p_38610/ (дата обращения 03.05.2017)
84. Встреча на Мальте: решению миграционных проблем лидеры ЕС предпочли прогулки и экскурсии:// RussiaToday [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/356263-malta-vstrecha-migraciya-es (дата обращения 26.04.2017)
85. Гаагская программа:// Восточное партнерство [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eapmigrationpanel.org/ru/news/gaagskaya-programma (дата обращения 18.04.2017)
86. Гасанов П.М. Миграционный кризис в Европе: причины, последствия, перспективы разрешения://Scienceforum[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1834/23426 (дата обращения 11.04.2017)
87. Германия: организационное устройство миграционной политики:// Русский архипелаг [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/org_ustroistvo/Germany(дата обращения 25.04.2017)
88. Глава МИД ФРГ: основной причиной миграционного кризиса остается конфликт в Сирии: // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2339533 (дата обращения 21.03.2017)
89. Глобализация мировой экономики и Россия:// Бизнес класс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.classs.ru/library/node/2417 (дата обращения 18.03.2017)
90. Европейский пакт об иммиграции:// Восточное партнерство [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eapmigrationpanel.org/ru/news/evropeyskiy-pakt-ob-immigracii (дата обращения 15.03.2017)
91. Европейский Союз. История становления:// РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20070325/62576736.html (дата обращения 18.04.2017)
92. История и этапы создания и развития Европейского Союза:// Grandars [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/istoriya-es.html (дата обращения:25.03.2017)
93. История изучения миграции в социологии и этнологии (по Акерману)://Иммиграция из России и в Россию [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.migracio.ru/istoriya-izucheniya.html (дата обращения 24.03.2017)
94. Интервенция в Ливии: незаконное вмешательство или прогресс международного права:// Inopressa [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inopressa.ru/article/22apr2011/inotheme/libya22.html (дата обращения 16.04.2017)
95. Классификация миграции: // Демография [Электронный ресурс] Режим доступа: http://demographia.ru/node/440 (дата обращения: 13.03.2017)
96. Колев Г.В. Миграционная политика европейских стран:// Московский Государственный Университет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Kolev (дата обращения 07.05.2017)
97. Кризис миграционной политики Швеции://Cogita [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cogita.ru/grazhdanskaya-aktivnost/migranty/5-i-konkurs-esse-migraciya-i-integraciya-migrantov-v-evrope-i-rossii/krizis-migracionnoi-politiki-shvecii(дата обращения 03.05.2017)
98. Ливийские беженцы: отчаянное стремление в Европу: // DeutscheWelle [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dw.com/ru/ливийские-беженцы-отчаяное-стремление-в-Европу (дата обращения 21.03.2017)
99. Лидеры ЕС одобрили Пакт об иммиграции и предоставлении убежища:// РИА Новости [Электронный ресурс] ежим доступа: https://ria.ru/world/20081016/153331882.html (дата обращения 26.04.2017)
100. Мари Ле Пен и ее миграционная политика:// Новое восточное обозрение [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.journal-neo.org/2017/03/12/marin-le-pen-i-ee-migratsionnaya-politika/ (дата обращения 05.05.2017)
101. Международная миграция рабочей силы://Московский государственный университет печати [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hi-edu.ru/e-books/xbook392/01/part-012.htm (дата обращения 11.03.2017)
102. Международная миграция и международная политика:// Перспективы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.perspektivy.info/srez/val/mezhdunarodnaja_migracija_i_migracionnaja_politika_2014-07-03.htm (дата обращения: 21.03.2017)
103. Международная миграция и развитие:// UnitedNations [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/migration/ (дата обращения 23.03.2017)
104. Мелисса Флеминг: давайте поможем беженцам не только выживать, но и процветать:// TEDtalks [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ted.com/talks/melissa_fleming_let_s_help_refugees_thrive_not_just_survive/transcript?language=ru(дата обращения 17.04.2017)
105. Миграция населения Зарубежной Европы в XIX-XXвв.://Этнографический блог о народах и странах мира, их истории и культуре [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib7.com/evropa/683-migracija-europa.html (дата обращения: 24.03.2017)
106. Миграции- демографическая история Европы://E-readingclub[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/1008270/33/Livi_Bachchi_-_Demograficheskaya_istoriya_Evropy.html(дата обращения 11.03.2017)
107. Миграция и беженцы в Европе: цифры и факты:// Информация о Швеции [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.swissinfo./главная_страница_меграция_и_беженцы (дата обращения 12.03.2017)
108. Миграционная экспансия беженцев может привести Европу к войне: // Накануне [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nakanune.ru/articles/110862 (дата обращения 21.04.2017)
109. Миграционная политика ЕС – это катастрофа:// Иносми [Электронный ресурс] Режим доступа: http://inosmi.ru/social/20170403/239022762.html (дата обращения 04.04.2017)
110. Миграционный кризис в Европе: как его преодолеть:// Internationalstudies [Электронный ресурс] Режим доступа: http://internationalstudies.ru/stati/evropa/item/188-migratsionnyj-krizis-v-evrope-kak-ego-preodolet.html (дата обращения 08.04.2017)
111. Миграция в Германии: история и современность:// Prioslav [Электронный ресурс] Режим доступа: http://prioslav.ru/kursb46 (дата обращения 28.04.2017)
112. Мирский Г. Европа и мусульмане. Россия в глобальной политике.:// Globalaffairs [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/articles/7779.html (дата обращения 06.05.2017)
113. НАТО в Афганистане: 2001-2014:// Афганистан [Электронный ресурс] Режим доступа: http://afghanistan.ru/doc/85920.html (дата обращения 16.04.2017)
114. Нелегальная миграция из стран Северной Африки в ЕС: количественные и качественные характеристики:// Проблемы современной экономики [Электронный ресурс] доступа Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2242 (дата обращения 28.04.2017)
115. Новые изменения в законе о пребывании иностранцев (август 2015):// Eksuzian [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eksuzian.de/inostranci/izmeneniya-v-zakone-ob-inostrancax-2015.html (дата обращения 29.04.2017)
116.Об основных направлениях и тенденциях миграционной политики Швеции://Минестерство внутренних дел республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=8371(дата обращения 06.05.2017)
117. Общие визовые правила://Визы. Общие правила. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.swedenabroad.com/ru-RU/Embassies/Saint-Petersburg/--/Viseringsavdelning-sys/1(дата обращения 10.05.2017)
118.Откройте, миграция: //Коммерсант [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/2806383(дата обращения 10.04.2017)
Отношение европейцев к беженцам резко изменится:// Взгляд [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vz.ru/world/2015/9/11/766306.html (дата обращения: 05.04.2017)
119. Причины, виды миграций населения и социально-экономические последствия миграционных потоков:// Geograf-stud [Электронный ресурс] Режим доступа: http://geograf-stud.ru/shpargalki-po-ekonomicheskoj-geografii/178-prichiny-vidy-migracij-naselenija-i-socialno.html (дата обращения 13.03.2017)
120. По новым данным МОТ, в мире насчитывается 150 млн. работников-мигрантов:// Международная организация труда [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_437131/lang--ru/index.htm (дата обращения: 03.04.2017)
121. Парламент Швеции одобрил закон по ужесточению миграционной политики://РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://ria.ru/world/20160621/1449527769.html (дата обращения 11.05.2017)
122. Поправки в закон о гражданстве во Франции: // Срочная виза [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.srochnayaviza.ru/franciya-pasport.html (дата обращения 04.05.2017)
123. Проблема мигрантов в Европе://Правда [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pravda.ru/world/europe/european/08-10-2013/1177127-great-0/ (дата обращения 17.04.2017)
124. Соловьева Е.А., Иванченко Д.Ю. Понятие и сущность миграционного процесса:// [Электронный ресурс] Режим доступа: pglu.ru›upload/iblock/12a/10.pdf (дата обращения 25.03.2017)
125. Толкование и значение слова «миграция»://TextoLogia [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://ozhegov.textologia.ru/definit/migraciya/?q=742&n=186580(дата обращения 11.03.2017)
126. Туск назвал сроки краха Шенгенской зоны://[Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/01/19/schengen_comes_down/(дата обращения 15.04.2017)
127. Тяжелая встреча: главы МВД ЕС съезжаются на заседание по беженцам: //ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2282007 (дата обращения 17.04.2017)
128. Федосеева М.В. Агентство ФРОНТЕКС: основные функции, полномочия и проблемы в контексте продолжающейся интеграции Европейского Сообщества. // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс] Режим доступа: http://portalnp.ru/2014/07/2172(дата обращения 14.04.2017)