ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие и сущность институциональных механизмов. Особенности формирования в условиях перехода к цифровой экономике 6
1.2 Институциональные механизмы регулирования цифрового пространства и конкуренции 14
Вывод по главе I 22
ГЛАВА II МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ 23
2.1Развитие институциональных механизмов в Интернет-среде 23
2.2Методы совершенствования институциональных механизмов и направления повышения прозрачности цифровых экономических отношений 34
Вывод по главе II 44
ГЛАВА III АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РФ 46
3.1 Анализ эффективности стимулирования рынков путем внедрения институциональных механизмов 46
3.2 Перспективы развития институциональных механизмов в интернет-пространстве 49
Вывод по главе III 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Для любой экономической системы характерны эволюционное развитие и непрерывный процесс усовершенствования, как важнейшие характеристики системы экономики. Переход к новой модели является этапом ее эволюции даже в ситуации, когда обнаружены структурные диспропорции экономической системы, ограничивающие ее дальнейшее развитие. Тем не менее, можно говорить об изменении только институциональных условий взаимодействия, несмотря на все изменения системы при переходной экономике, в то время как основные хозяйственные субъекты, органы государственного регулирования и потребители остаются прежними. Соответственно, можно видеть, что развитие экономических систем является непрерывным процессом институциональных преобразований в механизме хозяйствования. На наш взгляд, именно выбранный нами подход даст возможность, как расширить знание нюансов эволюции и функционирования экономических систем, так и помочь в формировании теоретической базы комплекса инструментов институциональных преобразований механизма хозяйствования, имеющего под собой научное обоснование.
Экономика Российской Федерации находится в настоящее время на этапе транс-формации. Отечественная экономика стоит перед лицом решения важнейших задач по формированию и модернизации институционального механизма в период экономического становления, что объясняется отсутствием большого опыта конкурентной борьбы в связи с отсутствием конкуренции, как таковой, в прошлом, неэффективным выбором технологий производства и неоптимальной моделью взаимодействия между институциональными секторами и незрелой системой собственности.
Для экономических систем эволюционное развитие является естественным и обоснованным процессом, который должен тщательно контролироваться, чтобы по возможности выявить и спрогнозировать основные направления развития экономики и предотвратить возникновение и распространение кризисных экономических явлений. Более того, в связи с переходом к цифровой экономике происходят значительные изменения системы взаимоотношений в обществе, потому возникает потребность в научном обосновании и сопровождении, а также выработке актуальных правовых моделей урегулирования общественных взаимоотношений.
Таким образом, актуальность изучения институционального механизма обусловлена возникновением разнообразных вопросов, касающихся институционального внедрения в профессиональную деятельность предприятий и их организационную систему.
Целью данной работы является анализ особенностей, проблем и перспектив развития институциональных механизмов в условиях перехода к цифровой экономике в Российской Федерации.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить сущность понятия «институциональный механизм» и выявить особенности их формирования в условиях перехода к цифровой экономике.
2. Проследить различия и похожие элементы в конкуренции онлайн и оффлайн рынков.
3. Проанализировать существующие законопроекты и негосударственные инициативы, направленные на регулирование отношений в интернете.
4. Выявить предполагаемые тенденции развития институциональных механизмов в сети Интернет.
5. Оценить эффективность работы институциональных механизмов в сети интернет и перспективы развития.
6. Сформулировать выводы по итогам исследования и дать собственные рекомендации по возможному повышению эффективности работы институтов.
Объектом исследования являются институциональные механизмы Российской Федерации.
Предметом исследования являются трансформационные процессы институциональных механизмов РФ в условиях перехода к цифровой экономике и виртуализации общества.
Степень разработанности проблемы. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области институциональной теории, например, Ермолаев Д.В., Абдикеев Н.М., Азарян Е.М., Богачев С.Ю., Бренделева Е.А., Веретенникова Ю.А., Глазьев С.Ю., Борщ Л.М., Дж. Маргаретта, Ященко С.О. и другие, а также авторы, исследующие развитие цифровой экономики в России и мире – Бабкин А.В., Гнездова Ю.В., Гасанов Т.А., Кайманаков С.В., Попов Е.В. и т.д.
Несмотря на широкий массив исследований, относящихся к проблематике магистерской диссертации, работ, рассматривающих развитие институциональных механизмов в контексте цифровой трансформации практически нет. В то же время, цифровая экономика – это один из наиболее популярных трендов экономического развития несущего за собой существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности.
Ограничением исследования стоит назвать гипотетический характер прогнозов развития институциональных механизмов в Интернет-среде, берущих во внимание лишь некоторые факторы экономической среды и абстрагируясь от таких сложных явлений современных реалий, как, например, кризис мировой экономики на фоне распространения пандемии.
Информационной базой исследования служат сайты центрального банка РФ, информационных агентств, тематических выставок, независимые исследования, а также статистические базы данных: СПАРК-Интерфакс, Росстат.
Основными методологическими подходами исследования будут являться ситуационный, системный, исторический и аналитический подходы. При написании магистерской диссертации использовались следующие общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, индукция, табличный, индексный и графический методы.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В динамически развивающемся мире приоритет в прозрачности, честности и логичности действий всегда стоял и перед государством, и перед обществом как самоорганизующимся институтом. После появления всемирной сети Интернет все нормы и правила поведения должны были успешно быть интегрированы и в эту новую сферу. Однако, Интернет развивался намного быстрее, чем это могли предположить граждане и государственные деятели, поэтому образовался перекос, который до сих пор пытаются закрыть, приводя все отношения в сети к все тем же принципам прозрачности, честности и логичности.
При этом разница между государственными институтами и общественными колоссальна, так как государство имеет законодательную, судебную и исполнительную власть, которую успешно может применять для выбора наиболее подходящего вида взаимодействий в сети. На текущий момент законодательная власть выпускает законы, которые регулируют и информационные и денежные потоки в сети, но эффективность данных ново-введений не всегда на том уровне, при котором их стоило вводить.
Важно понимать, что в следующие годы именно цифровизация экономики станет стратегически важным направлением, способствующим поддержанию интересов государства и общества, сохранению технологического и информационного суверенитета, и, как следствие, конкурентоспособности нашей на мировом рынке. Для Правительства Российской Федерации основной целью является осуществление технологического рывка с использованием существующих возможностей, чтобы сократить это отставание и даже обогнать ведущие страны в некоторых областях.
Так, характерным для интернет-рынка является ускоренное развитие, которое следует перманентно мониторить в целях внесения актуальных корректировок в деятельность организации. При этом значимым аспектом здесь выступает определение итоговой цели оценки, в роли которой выступает понимание конкурентной среды работы компании для того, чтобы освоить навыки управления им.
Развитие диджитал экономики России является на текущий момент основой увеличения ряда ключевых показателей макро уровня, выполнения стратегии наноэкономики, а также снижение дистанции по степени развития информационных технологий. Ключевой причиной смещения сальдо платёжного баланса и фактором расширения ВВП выступает именно экспорт цифровых решений и продуктов. Интернет выступает в качестве основной движущей силы экономического развития и увеличения продуктивности в перспективе. Развитие информационно-технологической отрасли оказывает существенное влияние практически на все современные экономические институты.
Тем не менее, категория институт Интернет-пространства не имеет в научной литературе какого-либо общепринятого теоретического описания. В связи с наличием целого ряда барьеров, таких как большое информационное поле, виртуальное пространство в меньшей степени подвержено контролю, тем не менее и в этом пространстве существуют институты, регулирующие его.
При этом есть акты, которые как повышают безопасность участников интернет-пространства, так и создают дополнительную нагрузку на бизнес в данной сфере. Особое внимание уделяется персональным данным пользователей, что логично и правильно, однако ряд соответствующих систем защиты на текущий момент недостаточно проработан, как с правовой, так и с технической точки зрения. Также государственные органы заинтересованы в защите национальных интересов в ещё недостаточно освоенном интернет поле, возлагая при этом контроль и хранение больших объёмов данных на крупных рыночных игроков, что может негативно сказаться на развивающейся отрасли электронной коммерции.
Повышение внимания к проблеме теневого сектора сопряжено в наибольшей степени с развитием виртуальной среды, по причине чего государственные органы не имели возможности оперативно отслеживать потоки денежных средств в интернете. На текущий момент такая система мониторинга реализована, однако должна быть существенно упрощена.
Проблема в том, что по факту интернет корпорации имеют все данные о пользователях и по факту они считаются конфиденциальными, что накладывает на них ограничения. Фактически эти организации занимаются продажей рекламодателям персональных данных пользователей, и кажется незаконным. Эти сервисы оплачиваются из средств рекламодателей, включенных в стоимость рекламы, а пользователи расплачиваются персональными данными за использование приложений и поиск информации. Потому этот вопрос требует нашего дальнейшего и более подробного изучения.
Также основной проблемой в настоящий момент является отсутствие корректного критерия для оценки эффективности институционального механизма и подходов оценки эффективности институционального механизма при трансформируемой экономике. Первой составляющей понятия эффективность институционального механизма является полнота и сбалансированность реализации функций институтов и создание институциональной рыночной среды. Вторым элементом эффективности институционального механизма является его определение через эффективность институтов, действующих в рамках механизма, чья основная цель - это снижение трансакционных издержек рыночных субъектов.
Таким образом, на эффективность институционального механизма рынка оказывают влияние изменения эффективности рыночного механизма, как результата институциональных изменений.
По мнению автора, существующие подходы не дают возможности дифференцировать такие категории, как эффективность институционального механизма и эффективность хозяйственного механизма, с его помощью может быть только произведена оценка взаимного влияния на конечный результат приобретения институциональными секторами блага. В рамках проведения данного исследования необходимо к указанной методике добавить также качественную оценку и осуществить адаптацию приведенного подхода к институциональному механизму электронной торговли.
При этом на институциональный механизм оказывают влияние разнообразные процессы, как мировой интеграции, так и глобализации. Экономические системы разных стран подвергаются воздействию этих процессов. Основным результатом этого процесса считается создание международных институциональных механизмов.
Было выявлено, что институциональная инфраструктура отечественной цифровой экономики на данный момент все еще находится на стадии зарождения, что объясняет необходимость в проведении фундаментальных теоретико-методологических исследований и поиске механизмов реализации результатов работы, не способствующих созданию электронного концлагеря, подчиняющегося интересам олигархов. В настоящее время существует большое число отдельных обособленных институтов роста и развития, не входящих в единую систему организаций, механизмов и ключевых институтов, осуществляющих свою деятельность с разной степенью эффективности.
Создание механизма мониторинга эффективности, внедрение разработанных методологий и инструментов в деятельность хозяйственных субъектов, с последующей корректировкой, осуществляемой с целью своевременного замещения на новые устаревших элементов, приобретает особую актуальность. Анализ институциональной среды призван оказать значительную помощь в достижении этих целей, так применяя его можно рассмотреть различные варианты и предложения с точки зрения практики. Таким образом, процесс становления цифровой экономики в нашей стране требует быстрого внедрения современных информационных технологий, подготовку кадров и обновление бизнес-структур. Это невозможно без институциональных преобразований, учета особенностей развития и реорганизации существующих институтов.
1. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"
2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях" от 21.07.2014 N 242-ФЗ
3. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»
4. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»
5. Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" от 22.05.2003 N 54-ФЗ
6. Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Феде-рации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 30.06.2006 N 90-ФЗ
7. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Книги
8. Karpen I. O., Kleinaltenkamp M. Coordinating resource integration and value cocreation through institutional arrangements: a phenomenological perspective //The SAGE Hand-book of Service-Dominant Logic. – Australia and New Zealand Marketing Academy, 2018. – С. 284.
9. Kurian M., Ardakanian R. Institutional arrangements and goverance structures that ad-vance the nexus approach to management of environmental resources //WHITE BOOK. – 2015. – С. 57.
10. Spulber D.F. Economics and Management of Competitive Strategy. World Scientific Publishing. 2009 – С. 127.
11. Shepherd W.G., Shepherd J.M. (2004). The Economics of Industrial Organization. Illi-nois. Waveland Press. – С. 145.
12. Pepall L., Richards D., Norman G. (2011) Contemporary Industrial Organization. AQ-uantitativeapproach. – С. 178.
13. Джоан Маргаретта. Майкл Портер. Ключевые Идеи / Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 272 с.
14. Кайманаков С. В. Цифровизация как вызов экономической безопасности. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова. 2018. – 135 с.
15. Колычев, А. М. Правовое обеспечение экономики : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. М. Колычев, И. М. Рассолов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 429 с.
16. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. В 2 Т. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академ. бакалавриата. М.Юрайт - 789 с.
17. Рыжкова М. В., Глухов А. П. Сопротивление цифровизации как вызов развитию цифровой экономики. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова. 2018. – 125 с.
Статьи в периодических изданиях
18. Kumar K., Boesso G., Yao J. Cultural values, institutional arrangements and stakeholder management culture //Review of International Business and Strategy. – 2017. №3 C. 123-140
19. Абдикеев Н. М., Богачев Ю. С., Бекулова С. Р. Институциональные механизмы обеспечения научно-технологического прорыва в экономике России //Управленческие науки. – 2019. – №. 1. С.6-20.
20. Азарян Е. М., Возиянова Н. Ю. Институциональные основы организационного механизма развития внутренней торговли //Реферативный журнал. – 2016. – №. 4. – С. 111-129.
21. Бабкин А. В. и др. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. – Т. 10. – №. 3. С. 9-26.
22. Барышева Г. А., Дибров А. М. Инновационное сопротивление как угроза обеспечению социального благополучия //Информационное общество. – 2015. – No. 5. – С. 13–18.
23. Богачев Ю. С. и др. Институциональные механизмы поддержки инновационной экономики в России //Финансы: Теория и Практика. – 2016. – №. 1 С.24-33.
24. Борщ Л. М., Герасимова С. В. Институциональные приоритеты реформирования российской экономики //Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества. – 2015. – С. 90-98.
25. Бренделева Е.А. Институциональная среда цифровой экономики / Е.А.Бренделева // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2017. — С. 71-76
26. Вартаев Р.С., Гараев Р.З., Коваленко А.И. Злоупотребление доминированием цифровых платформ (на примере дела Google в России) // Современная конкуренция. 2016. №5 (59).– С. 24-37.
27. Васильева Л. В. Институциональные аспекты инновационного развития экономики: зарубежный опыт //Друкеровский вестник. – 2016. – №. 3. – С. 58-69.
28. Веретенникова А. Ю., Омонов Ж. К. Концепция институционального механизма в экономической теории //Журнал экономической теории. – 2017. – №. 2. – С. 156-162.
29. Гасанов Т. А., Гасанов Г. А. Цифровая экономика как новое направление экономической теории //Региональные проблемы преобразования экономики. – 2017. – №. 6 (80). С. 4-11.
30. Глазьев С. Ю., Наумов Е. А., Понукалин А. А. Проблемы развития институциональных механизмов модернизации России //Система информационно-аналитических ресурсов по инновационной и технологической тематике. – 2014. – С. 12-35.
31. Гнездова Ю.В. Мировые тенденции развития цифровых технологий // Экономический журнал. 2018. №2 (50). – С. 18-27.
32. Дигилина О. Б., Тесленко И. Б., Савельев И. И. Формирование институциональной среды цифровой экономики в России //Вестник Академии. – 2018. – №. 4. – С. 73-82.
33. Дорошенко Н. Н. Институциональные механизмы обеспечения реализации стратегии образования в условиях устойчивого развития аграрно-промышленного комплекса (АПК) //Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики. – 2019. – С. 92-99.
34. Ермолаев Д. В. Сущность институтов и институциональных механизмов в современных экономических системах //Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – №. 3 С. 174-181
35. Калужский М.Л. Приоритеты институционального регулирования электронной коммерции: Россия и мировые тенденции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №42. – С. 25-37.
36. Кристиневич С. А. Институциональные изменения в переходной экономике: модели и механизмы //Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2014. – №. 22-1. С.149-154.
37. Курицкий А. Б. Государственное регулирование Интернет-экономики: вопросы теории, мировой опыт и перспективы его использования в России. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2002 // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2004. №2. – С. 18-25.
38. Кульков В.М., Кайманаков С.В., Теняков И.М. Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №38. – С. 27-34.
39. Кунцман А. А. Специфика адаптации современных компаний к условиям цифровой экономики //Инновации. – 2017. – №. 9 (227). C.14-26.
40. Лыкова О. А. Институциональный механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления //Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). – 2016. – Т. 7. – №. 3. C.90 -104
41. Петров А. М. Инновационное развитие экономики регионов России в современных условиях: институциональный аспект //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – Т. 1. – №. 4 С.252-256.
42. Попов Е. В., Семячков К. А. Инструментарий развития цифровых технологий в государственном секторе //Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – Т. 16. – №. 7 С.1320-1338.
43. Салимьянова И. Г., Погорельцев А. С. Цифровая трансформация экономики: анализ трендов в контексте институциональных экономических теорий (часть 1) //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – №. 6 (114). С.7-15.
44. Салимьянова И.Г,, Погорельцев А.С. Цифровая трансформация экономики: анализ трендов в контексте институциональных экономических теорий (часть 2) // Известия СПбГЭУ. 2019. №1 (115). С.11-18.
45. Сидорова О.В. Государственное регулирование электронной коммерции: зарубежная практика // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 6. – С. 108-114.
46. Смотрицкая И. И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски //ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2018. – №. 4.C.60-73.
47. Федорова А. Ю. Развитие Интернет-экономики // Научно-технический вестник ин-формационных технологий, механики и оптики. 2007. №41. – С. 35-42.
48. Юркевич А. Ю. Институциональные основы экономического роста //Валютное ре-гулирование. Валютный контроль. – 2020. – №. 1. – С. 49-52.
49. Ярушкина Е. А., Ярушкина Е. В. Цифровизация: перспективы развития экономики и риски //Вестник современных исследований. – 2018. – №. 12.7. – С. 578-580.
50. Ященко С. О., Никифорова М. Е. Сущность институционального механизма как составляющей экономической системы //Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2014. – №. 1 (69).С.11-20.
Статистические сборники и отчёты
51. CB Insights. The Top 20 Reasons Startups Fail. 2018
52. РАЭК и Rambler&Co. Исследование влияния 242-ФЗ на Российский рынок ЦОД – 2015. 9 с.
53. iKS - Consulting. Российский рынок коммерческих дата-центров 2014-2018.
54. Tadviser. ЦОД (рынок России). Коммерческие дата-центры. 2019
55. Ломоносовские чтения — 2018. Секция экономических наук. Цифровая экономика: человек, технологии, институты: сборник тезисов выступлений. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова. 2018. — 828 с.
56. Ломоносовские чтения — 2019. Секция экономических наук. Экономические от-ношения в условиях цифровой трансформации: сборник тезисов выступлений. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова. 2018. — 1045 с.
Интернет-ресурсы
57. DIGITAL 2019: Global digital overview. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2019-global-digital-overview (дата обращения: 3.10.2019)
58. HTTPS as a ranking signal URL: https://security.googleblog.com/2014/08/URL: https-as-ranking-signal_6.html (дата обращения: 15.10.2019)
59. LinkedIn направлена на блокировку операторам связи URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news41615.htm (дата обращения: 14.10.2019)
60. Аудитория мобильного интернета в России достигла 61% к началу 2019 года URL: https://www.ixbt.com/news/2019/01/15/auditorija-mobilnogo-interneta-v-rossii-dostigla-61-k-nachalu-2019-goda.html (дата обращения: 15.10.2019)
61. Все операторы поднимут цены. На сколько подорожает связь в 2019 году? URL: https://www.iguides.ru/main/other/na_skolko_podorozhaet_svyaz_v_2019_godu/ (дата обращения: 15.10.2019)
62. Вся юнит-экономика в одной инфографике URL: https://vc.ru/finance/61504-vsya-yunit-ekonomika-v-odnoy-infografike (дата обращения: 03.10.2019)
63. Закон о «суверенном Рунете» грозит уничтожением интернету вещей URL: https://www.cnews.ru/news/top/2019-03-21_zakon_o_suverennom_runete_grozit_unichtozheniem (дата обращения: 15.10.2019)
64. Интернет-сайт справочно-правовой системы «Консультант+» URL: http://www.consultant.ru
65. Как Uber играет на психологии клиентов: разряжающиеся телефоны, круглые числа и избегание потерь URL: https://habr.com/ru/post/394457/ (дата обращения: 14.05.2020)
66. Мифы о 152-ФЗ, которые могут дорого обойтись оператору персональных данных URL: https://habr.com/ru/company/dataline/blog/446696/ (дата обращения: 14.10.2019)
67. Новая утечка данных пользователей Facebook, включая личные сообщения URL: https://www.kaspersky.ru/blog/facebook-leak-browser-extensions/21619/ (дата обращения 11.10.2019)
68. Онлайн-рынок электроники. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/onlayn-rynok-elektroniki-cifry-i-fakty/ (дата обращения: 03.10.2019)
69. От чего зависит ценообразование в «Яндекс.Такси» URL: https://vc.ru/yandex.taxi/52012-ot-chego-zavisit-cenoobrazovanie-v-yandeks-taksi(датаобращения: 14.05.2020)
70. Подключение онлайн-касс в соответствии с 54-ФЗ URL: https://info.paymaster.ru/online-kassa-54-fz/ (дата обращения: 15.10.2019)
71. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/
72. "Пакет Яровой" обязал операторов связи и интернет-компании хранить переписку пользователей URL: https://tass.ru/ekonomika/5338302 (дата обращения: 15.10.2019)
73. 77 каналов продвижения в интернете URL: https://makeagency.ru/blog/77-kanalov-prodvizheniya-v-internete (дата обращения: 03.10.2019)