Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка концепции сетевого научно-популярного издания

Работа №131310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Техносфера как объект внимания современных сетевых изданий 8
Глава 1.1. Технологический прогресс как фактор перехода к постиндустриальному обществу 8
Глава 1.2. Теоретические подходы к классификации современных сетевых изданий 32
Глава 1.3. Анализ типоформирующих признаков сетевых изданий о технологиях 40
Выводы к первой главе 54
Глава 2. Формирование концептуальных основ научно-популярного сетевого издания «Техноград» 56
Глава 2.1. Особенности функционирования сетевых СМИ на российском медиарынке 56
Глава 2.2. Принципы формирования системы рубрик в сетевых СМИ 71
Глава 2.3. Разработка контентной стратегии в современных российских сетевых СМИ 85
Выводы ко второй главе 102
Заключение 107
Список литературы 109

В современной России интерес общества к научной тематике находится на относительно невысоком уровне, особенно в сравнении с СССР или США. Об этом свидетельствуют падающие тиражи специализированных научно-популярных изданий. Г еоргий Малинецкий, заместитель директора Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, сказал: «Вспомним - тираж журнала "Наука и жизнь" в старые добрые времена превышал три миллиона, журнала "Знание - сила" - миллион. А сейчас последний счастлив, выйдя на тираж в семь с небольшим тысяч»1.
Исследователи из Высшей школы экономики подготовили отчет об уровне развития российской науки2: только 18% населения считают, что хорошо осведомлены о последних достижениях науки и техники. Это самый низкий показатель среди европейских стран.
Другим важным показателем является уверенность населения в том, что наука и техника приносят пользу. В 2003 году процент людей, которые были однозначно уверены в позитивных эффектах, составлял 32%3. К 2014 году этот показатель снизился до 20%. В том же 2014 году был зафиксирован самый высокий процент нейтральных оценок - 32%, «что говорит о неоднозначном восприятии обществом современной науки»4.
Также авторы исследования отметили, что «по доле населения, одобряющего научно-технический прогресс, Россия находится на предпоследнем месте среди стран, по которым имеются сопоставимые данные. Если принять во внимание, что население является не только потребителем результатов, но и активным проводником научно-технического развития за счет формирования общественного запроса на новые знания и решения, то уменьшение числа сторонников науки и техники в перспективе может стать тревожным сигналом»5.
Тем не менее, научно-популярные издания продолжают существовать. Более того, в интернет-сегменте российского медиарынка количество сайтов научно-популярной тематики неизменно растет.
Объектом нашего исследования стало онлайн-СМИ в России как отдельный тип издания, особенности формирования его типологических характеристик и их трансформация в условиях современного медиарынка.
Предмет: тематическая концепция и система рубрик современного онлайн-издания.
Цель: на основе изученного материала разработать модель сетевого научно-популярного издания о технологиях.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить типологические характеристики и особенности сетевых изданий о технологиях;
2. Выявить специфику существования сетевого научно-популярного издания в условиях современного медиарынка;
3. Обосновать тематическую концепцию издания;
4. На основе сделанных выводов создать модель сетевого научно-популярного издания о технологиях в городской среде Санкт-Петербурга.
Актуальность работы заключается в том, что технологии оказывают большое влияние на развитие городской среды Санкт-Петербурга. Они уже стали неотъемлемой частью множества городских процессов и систем, а также сформировали определенную техносреду. В связи с увеличивающимся значением технологий для города, в 2017 году Губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко дал старт инновационной программе «Умный Санкт- Петербург»6. Как сказано на официальном портале программы: «Это приоритетная программа городского развития, направленная на создание системы управления городскими ресурсами "умный город", которая позволит повысить качество жизни населения и обеспечить устойчивое развитие города. Реализация программы осуществляется за счет широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в управление городскими процессами и повышения эффективности взаимодействия граждан, представителей бизнеса и органов власти»7. Более того, концепция «Умный город» создавалась в рамках Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года, вследствие чего, мы можем сделать вывод о том, что процесс технологизации городской среды с течением времени будет только увеличиваться.
Тема технологий популярна среди российской аудитории. Об этом свидетельствует большое количество изданий, посвященных исключительно этой тематике. Тем не менее, подавляющее большинство этих изданий, во- первых, позиционируют себя как бизнес-СМИ или «General interest» медиа, а во-вторых, не имеют территориальных ограничений по тематике публикаций. В связи со всем перечисленным, мы считаем, что Санкт-Петербург является подходящей площадкой для создания сетевого научно-популярного СМИ о технологиях в городской среде.
Новизна работы состоит в том, что тематическая группа изданий о технологиях не рассматривается в качестве объекта для анализа с типологической точки зрения. Кроме того, важной задачей нашей работы является создание концепции издания, которое будет отличаться от конкурентных СМИ.
В работе были использованы следующие методы исследования: историко-типологический, описательный, метод визуального анализа и интерпретации, метод конструирования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов к первой и второй главам, заключения и списка используемой литературы. Структура обусловлена целью и логикой задач.
Во введении указаны актуальность и новизна работы, определена степень разработанности темы, предмет и объект исследования, поставлены цели и задачи, описана теоретико-методологическая и эмпирические базы, представлена структура работы.
Первая глава представляет собой описание исторического контекста формирования техносреды современного мира, а также описание планов по технологизации городской среды Санкт-Петербурга. Кроме того, в первой главе представлен анализ ряда сетевых СМИ по выбранной типологической модели.
Вторая глава содержит анализ тенденций, которые определяют содержание, рубрикацию издания, а также влияют на особенности поведения аудитории.
В заключении сформулированы основные выводы проведенной работы.
В теоретической базе можно выделить два направления исследований, которые могут быть использованы при написании данной работы:
1. Исследования общих особенностей онлайн-изданий (М.М. Лукина, И.Д. Фомичева, А.К. Сутурин, А.А. Калмыков., Л.А. Коханова и т.д.)
2. Медиаисследования, касающиеся практических вопросов функционирования онлайн-изданий (Всеволод Пуля, Максим Ильяхов и т.д.)
Анализ работ, посвященных научно-популярной журналистике в период 1960-х - 2010-е годы, выявил низкую степень разработанности темы. Основные исследования проводились еще до 1991 года (Э.А. Лазаревич, М.И. Хаскина), так как с распадом СССР значение научно-популярных изданий снизилось. Следовательно, уменьшилось и количество трудов, посвященных этой сфере. В работе Т.С. Кун, посвященной структуре научных революций, затронуты многие аспекты этого явления. Сделан упор на внешние обстоятельства, которые обеспечивают скачки интереса к теме науки в обществе. Стоит отметить вклад исследователей, которые занимались в первую очередь типологией прессы, например, Е.А. Корнилов, и историков журналистики - Р.П. Овсепяна, И.В. Кузнецова и т.д. Из современных исследователей научно-популярной журналистики следует выделить И.И. Никифорова - один из немногих, кто в наше время обратил внимание на этот сегмент СМИ. Отдельно можно говорить о работах Е.Г. Константиновой и У. Фей, которые занимаются трансформацией научно-популярного телевидения в новейший период отечественной истории.
С исследованиями, посвященными интернет-журналистике, сложилась иная ситуация. Начиная с появления онлайн-СМИ, многие исследователи обратили внимание на это направление. А.И. Акопов, Ю.В. Костыгова, Н.В. Вакурова и Л.И. Московкин занимались вопросами классификации сетевых изданий. Исследователи М.М. Лукина, И.Д. Фомичева, А.К. Сутурин, Калмыков А.А., Коханова Л.А. обратили внимание на особенности, которые отделяют интернет-СМИ от традиционных.
Эмпирическую базу для анализа составляют такие издания, как: Apparat, CNews, vc.ru, Техкульт, Популярная механика, Хабрахабр, ПостНаука и N+1.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные сетевые издания о технологиях в основном акцентируют своё внимание на сфере бизнеса или сфере «General interest». Значительно реже публикации несут научно-популярный характер. Иначе говоря, они не рассматривают технологии в качестве явления, формирующего окружающую среду человека и не затрагивают вопросы устройства и принципа работы технологий. В современном мире, где технологии влияют на множество аспектов городской среды, от экологической обстановки и до коммуникации людей, это является упущением подобных СМИ. Планы по реализации программы «Умный Санкт-Петербург» дают понять, что в ближайшие годы процесс технологизации Санкт-Петербурга ускорится. Учитывая вышесказанное, мы делаем вывод о том, что создание онлайн-СМИ о технологиях в городской среде Санкт-Петербурга является оправданным решением.
В пользу решения создать СМИ именно в пространстве Интернета говорит тот факт, что современные сетевые издания за непродолжительный срок своего существования сформировали отдельный тип СМИ, обладающий своей спецификой и индивидуальными особенностями. Одной из важнейших таких особенностей является возможность продвинутого, по сравнению с традиционными СМИ, мониторинга поведения аудитории. Эта черта позволяет чутко реагировать на действия читателей и своевременно принимать решения в пользу увеличения интереса аудитории.
В рамках выпускной квалификационной работы нам удалось достичь всех поставленных задач, а также сформировать концепцию сетевого научно-популярного издания о технологиях.
Кроме того, мы выявили некоторые особенности сетевых изданий, касающиеся разных аспектов их деятельности. Для современных онлайн-СМИ становятся крайне важны социальные сети, через которые большая часть аудитории переходит на конкретные публикации. Таким образом, лента сообщества определенного издания становится не менее важной, чем главная страница самого издания.
Другой важной чертой современных онлайн-СМИ стало перенасыщение неуникальным контентом, который можно встретить на большинстве изданий схожей тематики. В первую очередь, это касается новостных материалов. Тем не менее, постоянная погоня за тем, чтобы ежечасно обновлять ленту новостей, требует немало трудовых ресурсов, которые вместо этого могут быть потрачены на создание уникального контента. Рубрикация и навигация в сетевых СМИ о технологиях не имеет каких-либо единых уникальных черт, а является способом проявить индивидуальность издания.
В современном медиапространстве необходимо всячески поддерживать интерес аудитории через продвижение отдельных материалов. Для этого нужно использовать различные инструменты: таргетинг в соцсетях, SEO- оптимизация, e-mail рассылка, активность в мессенджерах и видеохостингах.
Рассмотренные особенности взаимодействия с аудиторией, организации рубрикации, навигации и создания контентной стратегии могут быть использованы при создании иных онлайн-изданий.


1) Акопов А. И. Методики типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). - Иркутск, 1985. - С. 36-38.
2) Акопов А. И. Глобальное средство массовой информации // Мир медиа ХХГ 1999. № 1. URL: http://www.npi.ru/NEW/mi~media/99_1/index.htm // (дата обращения: 25.05.2018).
3) Барлыбаева С. Конвергентная журналистика — журналистика нового времени [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konvergentnaya-zhurnalistika-zhurnalistika- novogo-vremeni // (дата обращения: 25.05.2018).
4) Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с английского. — Изд. 2-ое, испр. и доп. — М.: Academia, 2004. — 788 с.
5) Вакурова Н. В. Концепции современных российских интернет- изданий / Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин // Вестник Московского университета. - Сер. 10. Журналистика. - 2001. - № 6. - С. 44 - 55.
6) Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2009. - С. 356.
7) Ваганов А. Нужна ли наука для популяризации науки? // Наука и жизнь. - 2007. - № 7. - С. 16.
8) Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017-2021 годы [PwC]. - URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/media-outlook- 2017-rus.pdf // (дата обращения: 25.05.2018).
9) Ильяхов М. Как вычислить оптимальную длину текста [Ильяхов]. - URL: http://maximilyahov.ru/blog/all/length/ // (дата обращения: 25.05.2018).
10) Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-Дана, 2005. - 383 с
11) Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатерингбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.
12) Лукина М.М. Интернет СМИ: теория и практика, — М.: Аспект Пресс, 2010. — 348 с.
13) Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с. С. 71
14) Масалова, М. В. Гипертекстуальность как имманентная текстовая характеристика. Ульяновск, 2003. 123 с. С. 6
15) Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации [Русский журнал]. - URL: http://old.russ.ru/politics/20000928_davydov-pr.html // (дата обращения: 25.05.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ