Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Работа №131096

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…
Глава 1. Экономическая интеграция в Восточной и Юго-Восточной Азии: предпосылки и
результаты
1.1 Предпосылки экономической интеграции в Восточной и Юго-Восточной
Азии
1.2 Реализация инициатив региональных торговых
объединений
Глава 2. Интересы великих держав в Восточной и Юго-Восточной Азии
2.1 Заинтересованность США в экономической интеграции со странами Восточной и
Юго-Восточной
Азии
2.2 Отношения России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии ………………….48
Заключение
Список источников и литературы……………………………………………………………..62
Приложения

За последние два десятилетия экономика Восточной Азии достигла значительной либерализации режимов внешней торговли и получения прямых иностранных инвестиций в рамках ГАТТ/ВТО и АТЭС. Результаты расширения торговли и увеличения ПИИ привели к экономическому росту и развитию Восточной Азии. Торговля и открытость ПИИ способствовали внутренним институциональным и управленческим реформам, которые в дальнейшем посодействовали торговле и инвестированию. С начала 1990-х годов развивающаяся Восточная Азия также пережила увеличение финансовой открытости. Снятие финансовых барьеров привело к быстрому экономическому росту за счет привлечения как долгосрочного, так и краткосрочного капитала, а вместе с торговлей и открытыми ПИИ углубило рыночную экономическую взаимозависимость в Восточной Азии. Однако это также стало финансовой уязвимостью, кульминацией которой стал финансовый кризис 1997-1998 годов.
Вследствие кризиса, восточноазиатские экономики вступили на путь регионального экономического сотрудничества в области торговли, денежного инвестирования и финансирования. Кризис заставил осознать важность более тесного экономического взаимодействия между странами региона, экономики которых становятся все больше взаимозависимыми, и предпринять различные инициативы для институционализации данной взаимозависимости. Например, Япония и Сингапур заключили соглашение об экономическом партнерстве (ЕРА), и многие официальные дискуссии и переговоры насчет двусторонних и субрегиональных соглашений о свободной торговле (FTAs)- такие как Япония - Корея ЕРА, Китай-АСЕАН FTA и Япония-АСЕАН ЕРА – были преобразованы в договоры. В области финансов, члены АСЕАН+3 – включая АСЕАН,
Китай, Японию и Южную Корею - начали поддерживать Чиангмайскую инициативу, экономический надзор и политический диалог, а так же инициативу по развитию азиатского рынка облигаций.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью в систематизировании интеграционных торговых процессов, происходящих в Восточной и Юго-Восточной Азии. Данный анализ поможет разъяснить, каким образом образовались экономические связи, и чем грозит внимание к региону со стороны США, а так же их
противостояние с Китаем. Изучение поэтапных торговых соглашений приведет к
пониманию действий стран данного региона и послужит хорошим опытом для интеграции в условиях глобализации.4
Объектом исследования являются торгово-экономические отношения в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Предметом исследования является взаимодействие стран Восточной Азии, их внешние и внутренние торговые связи, динамика развития экономической интеграции в регионе.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 1990-х годов по 2016 год. Большое внимание уделено развитию отношений после 1998 года (азиатский кризис), углублению интеграционных процессов, а также созданию зон свободной торговли.
Особую роль играют АСЕАН и АТЭС как устойчивые объединения в регионе, в рамках которых рассматриваются и решаются торговые проблемы. Период 2010-2016 годов характеризуется активизацией торговли между странами региона, вследствие снятия таможенных барьеров; появляются новые интеграционные проекты (ВРЭП и ТТП), которые позволяют региону сформировать крупный экономический блок, практически не подвластный влиянию различных кризисов. Однако противостояние США и Китая за доминирование в регионе привело к тому, что АСЕАН стала полем сражения двух финансовых гигантов.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности функционирования и направление эволюции современной системы торгово-экономических отношений в Восточной и Юго-Восточной Азии.
В рамках данной дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю создания первоначальных торговых объединений (АСЕАН, АТЭС, ЕАЕС);
2) Охарактеризовать предпосылки создания углубленной интеграции в регионе;
3) Проанализировать проблемы экономического развития стран в Восточной Азии,
приведшие к расширению сотрудничества;
4) Рассмотреть интеграционные объединения на современном этапе и их перспективы;
5) Проанализировать интересы великих держав в регионе, таких как США и Россия.
Источниковой базой для автора стали тексты договоров, соглашений и совместных заявлений стран АСЕАН, а также тексты речей и выступлений государственных деятелей и официальных лиц стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Основные источники, обработанные, автором, опубликованы на английском языке. К ним относятся:5
- годовые отчеты Секретариата Ассоциации, сборники документов, опубликованных Секретариатом АСЕАН;
- отчеты и сборники документов Азиатского банка развития;
- доклады министров иностранных дел стран АСЕАН и ее партнеров на официальном сайте Министерства иностранных дел и торговли;
- годовые отчеты АЕС по развитию финансовой, промышленной, инфраструктурной и торговой деятельности в регионе;
- материалы встреч в рамках диалоговой системы в формате "АСЕАН + РФ";
- материалы годовых обзоров мировой экономики МВФ;
-интервью важных государственных деятелей, опубликованные в специальных изданиях (Global Affairs и International Affairs).
Литературу по данной теме целесообразно разбить на следующие разделы: исследования
интеграционных процессов в Азии, работы по двусторонним отношениям России с АСЕАН в области политики, экономики и безопасности, работы по взаимодействию США со странами Восточной и Юго-Восточной Азии.
Большую ценность для дипломной работы представили исследования ряда институтов Российской Академии наук, в первую очередь Института Востоковедения РАН, Института Дальнего Востока РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН, а также МГИМО и Якутского государственного университета. Очень полезными оказались научные исследования, проводимые в Институте мировой экономики Петерсона (Peterson Institute for International Economics), посвященные изучению интересов США в восточноазиатском регионе.
Развитию интеграционных процессов в Восточной и Юго-Восточной Азии посвящены труды видных российских международников-востоковедов. В работе широко используются научные публикации таких ученых, как А. Торкунов, Г. Локшин и Н. Малетин. Особое значение для автора представляла работа Н. Малетина, так в ней автор исследовал развитие АСЕАН, исторические, географические и экономические предпосылки, способствующие этому.6
Двусторонним отношениям России с АСЕАН и партнерами Ассоциации в области политики, экономики и безопасности уделено внимание в работах таких авторов, как М. Титаренко, Е. Карпенко, А. Воронин, А. Козлов, Я. Лисоволик, С. Караганов.
Методологической основой исследования выступил комплекс общих и специальных методов познания, используемых в общественных науках. Поставленные в исследовании задачи обусловили выбор конкретных методов. Использование метода сравнения и дискурсивного анализа позволило установить особенности торгово-экономической интеграции в восточноазиатском регионе. Сравнительно-исторический метод позволил изучить причины и развитие углубленного сотрудничества стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а применение системного анализа позволило определить факторы, оказывающие влияние на экономический рост исследуемого региона. Табличный метод представления и обработки информации помог красочно изобразить торгово-экономическую ситуацию в Восточной и Юго-Восточной Азии на протяжении двух десятилетий.
Научная новизна работы заключается в особом подходе к анализу торгово-экономической системы восточноазиатского региона: сравнении динамики развития торговых связей с современным состоянием торгово-экономических отношений стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Анализ существующей системы позволил сделать выводы относительно формирования экономической интеграции в регионе и определить направление эволюции многостороннего торгово-экономического взаимодействия восточноазиатских государств.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования.
В первой главе анализируются исторические аспекты экономической интеграции в Восточной и Юго-Восточной Азии. Исследуются предпосылки к внутрирегиональному сотрудничеству, такие как азиатский экономический кризис и недовольство действиями МВФ. Отдельный пункт посвящен реализации инициативы по созданию АСЕАН и
формированию других обширных интеграционных объединений (АТЭС).
Рассматриваются субрегиональные инициативы, а так же возможные на данном этапе объединения (ВРЭП и ТТП).
Интересы великих держав в восточноазиатском регионе, таких как Россия и США, рассматриваются во второй главе текущей дипломной работы. Исследуются вопросы возможного взаимодействия США со странами Восточной и Юго-Восточной Азии (в7
рамках ТТП) и сотрудничество России с государствами АСЕАН и партнерами Ассоциации.
В заключении характеризуется система торгово-экономических отношений восточноазиатского региона, что она собой представляет; даны выводы по каждому пункту глав и подведены итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


После успешного утверждения себя в качестве экономического блока, с которым стоит считаться, Восточная Азия двинулась в направлении более тесного экономического сотрудничества. Это последствия урока, оставленного азиатским финансовым кризисом, когда страны Восточной Азии узнали о важности укрепления экономических сетей для преодоления кризиса. Региональное сотрудничество стало важным ответом на решение новых проблем в регионе. Оно также привело регион к изучению региональной экономической интеграции и созданию институтов, которые будут способствовать синергизму в торговой и финансовой деятельности стран, и в то же время создадут вспомогательные учреждения, которые будут поддерживать темпы роста в регионе. Эти учреждения отражают глубокие изменения, происходящие в регионе, и будут продолжать формировать региональную архитектуру. Действительно, экономическая интеграция в Восточной Азии может рассматриваться как важный строительный блок в укреплении Азиатско-Тихоокеанского региона.
Торговая система Восточной и Юго-Восточной Азии представляет собой сложную архитектуру: экономический форум (АТЭС), азиатский саммит (ЕАС или АСЕАН+6), непосредственно, организации (АСЕАН и АСЕАН+3), а так же возникшее всеобщее региональное сообщество (ВРЭП).
В результате инициатив АТЭС, ЕАЕС, АСЕАН, АСЕАН + и субрегиональных инициатив, региональное сотрудничество в Юго-Восточной Азии набирает обороты. Более того, тот факт, что государства - члены АСЕАН принадлежат к различным, но связанным с ними
региональным или субрегиональным программам дает АСЕАН доминирующее положение в продвижении экономической интеграции и регионализма в Азии. Во многих случаях, таких как GMS, IMT-GT и BIMP-EAGA, они пользуются поддержкой АБР.
Восточноазиатский регион в настоящее время порождает большую заинтересованность у великих держав, таких как США и Россия. Такое внимание, в первую очередь, вызвано быстрым экономическим ростом региона и увеличенными возможностями.
Экономическая интеграция в Восточной Азии продвигает экономические интересы США, особенно когда Соединенные Штаты являются ее частью. Многонациональные корпорации США процветают, когда могут работать на больших рынках. Экономическая
интеграция в Восточной Азии упрощает управление глобальными цепочками создания стоимости, которые обменивают промежуточные товары и услуги между несколькими60 филиалами и продают конечные товары и услуги миллионам клиентов. Быстрая
экономическая интеграция в Восточной Азии служит интересам США в области безопасности, уменьшая риск того, что напряженность втянет Соединенные Штаты в военные действия в Азии. Рассматривая экономическую перспективу, договоры о свободной торговле и инвестировании в инфраструктуру в Восточной Азии не только расширят региональную экономику, но и будут способствовать росту американской экономики, особенно с участием США. TТП может охарактеризовать коммерческие правила 21 века, отражающие ценности США, и может служить руководством для будущих соглашений о свободной торговле в Восточной Азии. CMIM может служить в качестве аварийного реагирования на региональные финансовые потрясения, часто применяя правила МВФ и дополняя финансовые ресурсы МВФ. AIIB, наряду с АБР, может проектировать и финансировать региональную инфраструктуру, стимулируя создание рабочих мест и возможности для бизнеса, а также содействуя экономическому развитию в Восточной Азии.
Значение АСЕАН для России очевидно. Сегодня Россия стремится усилить свое влияние в странах Азиатско-Тихоокеанского региона посредством различных диалоговых механизмов, таких как форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества, конференции АСЕАН и Восточноазиатский саммит (ЕАС), среди прочих. Более того, высокопоставленные российские чиновники неоднократно подчеркивают, что экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока требует более тесной интеграции с азиатскими региональными институтами. И президент, и премьер-министр несколько раз указывали на необходимость повернуться в Азию. Однако России еще предстоит разработать долгосрочную и всеобъемлющую азиатскую стратегию. Важнейшей стратегической целью внешней политики России в Азии является вовлечение в региональную интеграцию, чтобы иметь больше возможностей для развития Сибири и Дальнего Востока.
Таким образом, Россия стремится наладить более тесные отношения с региональным блоком, особенно в то время, когда АСЕАН ищет новые компенсирующие силы в регионе за пределами оси США - Китай. Стремление Москвы к взаимодействию с АСЕАН также было обусловлено поиском новых торговых и инвестиционных возможностей, что является неотложной задачей после введения западных экономических санкций против России после кризиса в Украине.
Экономическая интеграция в Восточной и Юго-Восточной Азии составляет особую торговую систему и играет значительную роль. Она не только является главным помощником в решении финансовых трудностей стран региона, но и помогает отыскать пути для легкого взаимодействия всех сторон (ССТ, ЗСТ, ВРЭП, интегрирование валюты).
Главным противоречием в развитии экономических отношений в рамках ВРЭП остается доминирующая роль Китая, которая все больше и больше пугает страны-члены АСЕАН.
Территориальные споры в Южно-Китайском море стопорят взаимодействие двух сторон, поэтому страны Юго-Восточной Азии отдают предпочтение сотрудничеству с США. Пока АСЕАН выступает полем сражения за сферу влияния между КНР и США, однако в случае отказа США реализовать Транстихоокеанское партнерство, Китай станет единственной державой, оказывающей мощное воздействие на регион


1. Деловые советы в Азии //ТПП РФ: Азия. URL:
http://tpprf.ru/ru/interaction/business_councils/asia/ (Дата обращения: 3.12.1016)
2. Доклад Группы видных деятелей Россия-АСЕАН// АСЕАН, 2016. URL:
http://asean.org/storage/2016/06/11.-May-2016-ASEAN-Russia-EPG.pdf (Дата
обращения: 21.04.2017)
3. Законодательное собрание Приморского края: « Наше сотрудничество имеет
больше, чем экономическое значение»// Агентство по продвижению инвестиций в
пресс-релизе Приморского края: 2013, 18 сентября. URL:
http://www.zspk.gov.ru/activity/press/4400.html (Дата обращения: 19.12.2016)
4. Распоряжение от 30 марта 2013 года №481-р. «О внесении в Госдуму
законопроекта, направленного на повышение инвестиционной привлекательности
территории Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края,
Республики Бурятия и Иркутской области»//Правительство Российской Федерации,
2013. URL: http://archive.government.ru/special/gov/results/23683/ (Дата обращения:
15.04.2017)
5. Analysis of New Zealand merchandise trade data// New Zealand Ministry of Foreign
Affairs and Trade: 2016. URL:
http://www.productivity.govt.nz/sites/default/files/Servicification%20of%20trade%20De
c%202016.pdf (Дата обращения: 4.02.2017)
6. ASEAN Economic Community Blueprint // ASEAN: November, 2007. URL:
http://www.noip.gov.vn/noip/resource.nsf/vwSelectImageResourceUrl/E3BFD8BB034B
9F8B47257672002440DC//ASEAN%20Economic%20Blue%20Print%20Nov.%2
02007.pdf (Дата обращения: 17.03.2017)
7. ASEAN National Secretariat of Indonesia// ASEAN: Jakarta, 1975. - p.85
8. ASEAN-Korea Free Trade Area// ASEAN Secretariat: 2012. URL: http://akfta.asean.org
(Дата обращения: 21.03.2017)
9. Asian Economic Integration Report// Asian Development Bank: 2016. URL:
https://www.adb.org/sites/default/files/publication/214136/aeir-2016.pdf (Дата
обращения: 13.03.2017)63
10. Brunei Darussalam-Indonesia-Malaysia-Philippines, East ASEAN Growth Area
Roadmap to Development 2006-2010 //BIMP-EAGA: Mar. 2012. URL:
http://www.mofat.gov.bn/PublishingImages/Pages/Brunei-Darussalam---Indonesia---
Malaysia---The-----Philippines-East-ASEAN-Growth-Area---(BIMPEAGA)/Implementation%20Blueprint%202012-2016%20(Final).pdf (Дата
обращения:10.02.2017)
11. Chalongphob Sussangkarn. The Chiang Mai Initiative Multilateralization: Origin,
Development and Outlook //ADBI Working Paper Series No. 230: Tokyo, 2010. URL:
https://www.adb.org/sites/default/files/publication/156085/adbi-wp230.pdf (Дата
обращения: 7.02.2017)
12. Concept of the foreign policy of the Russian Federation approved by President of the
Russian Federation V. Putin on 12 February 2013//Ministry of Foreign Affairs of the
Russian Federation: 2013. URL: http://www.mid.ru/bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/0f474e63a426b7c344257b2e003c945f!
OpenDocument (Дата обращения: 19.12.2016)
13. Electronic Commerce// USTR: TTP Chapter 14, 2016. URL:
https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Chapter-Summary-Electronic-Commerce.pdf
(Дата обращения: 27.04.2017)
14. GDP data based on IMF: World Economic Outlook Database, Apr. 2014; trade data
based on WTO: Trade Profiles Database. URL:
http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2014/01/weodata/index.aspx (Дата обращения:
15.12.2016)
15. Gil-Hong Kim. Key Challenges and Role of ADB in Infrastructure//Conference on
Infrastructure for Inclusive Growth and Poverty Reduction at the Asian Development
Bank: Manila, April 14-15, 2011. URL:
https://www.adb.org/sites/default/files/publication/29823/infrastructure-supportinginclusive-growth.pdf (Дата обращения: 9.02.2017)
16. Global Employment Trends 2014: Risk of a jobless recovery?// ILO: Geneva, 2014. URL:
http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---
publ/documents/publication/wcms_233953.pdf (Дата обращения: 12.02.2017)
17. Hitoshi S. How can ASEAN and Japan mutually benefit from ASEAN integration
//background paper for ADB and ILO: ASEAN Community 2015: Managing integration
for better jobs and shared prosperity - Bangkok, forthcoming, 2015. URL:
https://www.adb.org/sites/default/files/publication/42818/asean-community-2015-
managing-integration.pdf (Дата обращения: 19.02.2017)64
18. Infrastructure for Supporting Inclusive Growth and Poverty Reduction in Asia// Asian
Development Bank: Manila, 2012. URL:
https://www.adb.org/sites/default/files/publication/29823/infrastructure-supportinginclusive-growth.pdf (Дата обращения: 5.02.2017)
19. Investment// USTR: TTP Chapter 9, 2016. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/TPPChapter-Summary-Investment.pdf (Дата обращения: 27.04.2017)
20. Mid-term review of the Indonesia-Malaysia-Thailand Growth Triangle (IMT-GT)
roadmap for development 2007- 2011// ADB: Manila, Nov. 2010. URL:
https://www.adb.org/sites/default/files/publication/27486/imt-gt-mtr.pdf (Дата
обращения: 11.02.2017)
21. National Treatment and Market Access for goods// USTR: TTP Chapter 2, 2016. URL:
https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Chapter-Summary-National-Treatment-andMarket-Access-for-Goods.pdf (Дата обращения: 27.04.2017)
22. Organization for Economic Cooperation and Development// Statistics: 2016. URL:
http://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=6805 (Дата обращения: 24.12.2016)
23. Phnom Penh. Framework Agreement on Comprehensive Economic Cooperation between
ASEAN and China// ASEAN: Nov. 2002. URL:
http://asean.org/?static_post=framework-agreement-on-comprehensive-economic-cooperation-between-asean-and-the-people-s-republic-of-china-phnom-penh-4-november-
2002-4 (Дата обращения: 15.02.2016)
24. Phnom Penh. Indonesia-Malaysia-Thailand Growth Triangle Implementation Blueprint
2012-2016//Asian Development Bank: Apr., 2010. URL:
https://www.adb.org/sites/default/files/publication/30077/in195-12.pdf (Дата обращения:
5.04.2017)
25. Preinvestment study for the Greater Mekong Subregion// ADB: East-West Economic
Corridor, Vol. 1. - Manila, 2001.
26. Report of Pacific Community// Pacific Community: №10, Tokyo, 1973 - p.82.
27. Reza Siregar, Akkharaphol Chabchitrchaidol. Enhancing the Effectiveness of CMIM and
AMRO: Selected Immediate Challenges and Tasks// ADBI Working Paper: Series No.
403 - Tokyo, January 2013. URL:
https://www.adb.org/sites/default/files/publication/156258/adbi-wp403.pdf (Дата
обращения: 27.03.2017)
28. Sanitary and Phytosanitary Measures//USTR: TTP Chapter 7, 2016. URL:
https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Chapter-Summary-Sanitary-and-PhytosanitaryMeasures-1.pdf (Дата обращения: 27.04.2017)65
29. State-Owned Enterprises (SOEs)// USTR: TTP Chapter 17, 2016. URL:
https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Chapter-Summary-State-Owned-Enterprises.pdf
(Дата обращения: 27.04.2017)
30. Technical Barriers to Trade (TBT)// USTR: TTP Chapter 8, 2016. URL:
https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Chapter-Summary-Technical-Barriers-toTrade.pdf (Дата обращения: 27.04.2017)
31. Telecommunications// USTR: TTP Chapter 13, 2016. URL:
https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Chapter-Summary-Telecommunications.pdf (Дата
обращения: 27.04.2017)
32. The Joint Media Statement of the 12th ASEAN+3 Finance Ministers’ Meeting // ASEAN:
Bali, Indonesia - May 3, 2009. URL: http://asean.org/the-joint-media-statement-of-the-
12th-asean-plus-three-finance-ministers-meeting-bali-indonesia-3-may-2009/ (Дата
обращения: 15.12.2016)
33. The Labor and Environment section is based on USTR//TPP Chapter Summary Labor,
2016. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Chapter-Summary-Labour-1.pdf
(Дата обращения: 27.02.2017)
34. TPP Chapter Summary Environment //USTR:2016. URL:
https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Chapter-SummaryEnvironment.pdf (Дата
обращения: 3.03.2017)
35. Understanding ASEAN//ASEAN: London, Basingstoke - 1982, p.14.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ