ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ГОРОДСКИЕ ОНЛАЙН-МЕДИА. КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВОЙ И ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СМИ 8
§1. Медиа в пространстве мегаполиса: особенности контента и аудитории 8
1.1 UGC-контент в сетевых СМИ. Приложение Instagram как средство генерации пользовательского фотоконтента 8
1.2 Медиаполис как информационная структура мегаполиса. Информационные потребности и характеристики медиагорожанина 20
§2. Критерии отбора информации в масс-медиа 31
2.1 Критерии отбора текстовой информации в масс-медиа. Теория «news values» П. Голдинга и Ф. Эллиотта 31
2.2 Критерии отбора фотоиллюстраций в СМИ: история и реальность 40
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЙ ИЗ INSTAGRAM В ГОРОДСКИХ ОНЛАЙН-МЕДИА 46
§1. Методы исследования 46
§2. Принципы отбора фотоиллюстраций из Instagram в городских онлайн- медиа 55
2.1 Анализ фотоконтента из Instagram в интернет-газете «Бумага» 55
2.2 Анализ фотоконтента из Instagram на сайте The Village 64
2.3 Анализ фотоконтента из Instagram на сайте TJournal 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Приложение 1. Кодировочные листы исследования 96
Приложение 2. Анализ Instagram-контента интернет-газеты «Бумага» 98
Приложение 3. Анализ Instagram-контента городского сайта The Village 160
Приложение 4. Анализ Instagram-контента сайта TJournal 220
Приложение 5. Результаты контент-анализа 291
Приложение 6. Расшифровки интервью 306
Данная исследовательская работа посвящена изучению принципов отбора фотоиллюстраций из Instagram в городских онлайн-медиа.
В последние два года прослеживается устойчивая тенденция к публикации фотоконтента из Instagram на сайтах городских онлайн-медиа. Пользовательские фотоснимки становятся основой тематических Instagram- галерей и привлекают внимание целевой аудитории, о чем свидетельствует большое число просмотров подобных публикаций и множество читательских комментариев под ними. При этом многие Instagram-снимки, размещенные на сайтах городских медиа, противоречат традиционным и общепринятым в журналистской среде представлениям о качественной фотографии. Более того, темы фотогалерей и содержание Instagram-снимков обнаруживают черты сходства на сайтах нескольких городских масс-медиа различных форматов. Это свидетельствует о развитии новых тенденций редакционной политики по отношению к фотоконтенту, подтверждает необходимость выявления принципов отбора Instagram-снимков в городских онлайн-медиа и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые в истории медиаисследований был проведён анализ пользовательского контента из Instagram в контексте городских онлайн-изданий, выявлены наиболее приоритетные критерии отбора фотоснимков из Instagram, составляющие особую редакционную стратегию, а также сделан вывод о соответствии исследуемых публикаций потребностям аудитории мегаполиса.
Объектом настоящего исследования стали пользовательские фотоснимки из Instagram, опубликованные в городских онлайн-медиа, а также тематические галереи в целом, сформированные на их основе.
Предметом исследования являются содержательные, технические, композиционные и иные характеристики фотоснимков из Instagram, опубликованных в городских онлайн-медиа, а также тематические и композиционные особенности Instagram-галереи в целом.
Цель настоящей работы заключается в выявлении актуальных принципов отбора Instagram-снимков в городских онлайн-медиа как некой редакционной стратегии, направленной на удовлетворение информационных запросов аудитории российского мегаполиса.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих задач:
1) определить и систематизировать особенности городских онлайн- медиа в контексте производства пользовательского контента (UGC);
2) охарактеризовать медиапотенциал приложения (социальной сети) Instagram и контента, сгенерированного на его платформе, с точки зрения аудиторного фактора городской журналистики;
3) рассмотреть основные подходы к отбору текстовой и фотоиллюстративной информации, применяемые в современных масс- медиа, с точки зрения критериев актуальности и новостной ценности;
4) выявить особенности использования фотоконтента из Instagram в городских онлайн-медиа, обусловленные определенной редакционной стратегией.
Хронологические рамки исследования охватывают период с мая 2014 года по март 2016 года, что позволяет собрать необходимую эмпирическую базу и исследовать актуальные тенденции в наполнении сайтов СМИ пользовательским фотоконтентом.
Использование фотоконтента из Instagram в городских онлайн-медиа — явление новое и малоисследованное, поэтому теоретической базой настоящей работы стали научные труды российских и зарубежных учёных, посвященные смежным проблемам. Так, онлайн-журналистике посвящены исследования М. М. Лукиной, А. А. Калмыкова и Л. А. Кохановой, А. А. Градюшко, Н. Б. Кирилловой. Особенности пользовательского контента в сетевых медиа являются предметом изучения в работах А. С. Жукова, Е. А. Барановой, З. Т. Кинфу, В. Степанова, Е. Панченко.
Феномен Instagram рассматривают Е. Г. Ефимов, А. В. Кирилина, А. И. Сибирко, а также зарубежные исследователи — Дж. Вортам, Дж. П. Титлоу, Х. Шеффилд. Современный российский мегаполис и его информационная структура — медиаполис — наиболее полно исследованы в работах петербургских ученых (в частности, С. Г. Корконосенко), а также в работах Д. С. Чумакова, О. А. Пичугиной, С. С. Касаткиной, С. Ромашко.
Критерии отбора текстовой информации широко представлены в научных трудах отечественных (А. Амзин, В. Е. Соломин) и зарубежных (П. Голдинг и Ф. Эллиотт, Н. Луман, Ю. Гальтунг и М. Х. Руге, С. Аллерн и др.) медиаисследователей. Традиционные критерии отбора фотографий в печатных СМИ обозначены в работах Б. Н. Головко, Г. Ф. Волчек, Н. И. Ворона, Д. И. Струженцова и др. В данной работе были также использованы статистические данные (Мосстат, Петростат) и результаты медиаисследований, проведенных компаниями «Медиалогия», BrandAnalytics, TNS.
Для решения поставленных задач использовались методы, относящиеся к области социологического знания: контент-анализ, экспертное интервью, интерпретационный метод. Контент-анализ визуальных элементов проводился в соответствии с критериями «news values» П. Голдинга и Ф. Эллиотта. Статистические данные, полученные в ходе контент-анализа, позволили сделать вывод о приоритетности критериев отбора Instagram- снимков городских СМИ и обозначить общие тенденции редакционной политики при работе с пользовательским фотоконтентом. Количественные результаты были дополнены результатами экспертного интервью, что позволило сравнить полученные в ходе научной работы данные и принципы отбора Instagram-снимков, обозначенные журналистами-практиками.
Эмпирическую базу исследования составили три городских онлайн- медиа различных типов — общественно-политического (интернет-газета «Бумага»), типа «лайфстайл» (The Village) и развлекательного с IT-уклоном (TJournal), — которые регулярно публикуют на своих сайтах тематические Instagram-галереи. Всего было проанализировано 1753 Instagram-снимка и 93 фотоподборки, сформированные на их основе и опубликованные на сайтах указанных городских медиа. Считаем данную выборку генеральной и способной презентовать наиболее характерные тенденции развития исследуемого вопроса.
Исследовательская работа включает в себя две главы, введение, заключение, список использованной литературы и приложения.
В данной исследовательской работе были изучены принципы отбора фотоиллюстраций из Instagram в городских онлайн-медиа.
Была дана краткая характеристика онлайн-медиа, включающая в себя понятия мультимедийности, гипертекстуальности и интерактивности, а также конкретизировано понятие UGC-контента — информации, сгенерированной пользователями и отличающейся дешевизной, оперативностью, развлекательностью. В работе были выделены технологические особенности приложения Instagram как платформы, на которой генерируется пользовательский фотоконтент, и обозначены мотивы использования данного приложения. Среди них — мотивы самопрезентации, рекреации и аффилиации, то есть стремления попасть в группу людей-пользователей Instagram, позиционирующих себя как обладающих особым социальным статусом. Обособление подобной группы подтверждается наличием сформированных категорий Instagram-снимков, наиболее популярных в ее среде (селфи, друзья, времяпрепровождение, еда, гаджеты, изображения из Интернета, мода, домашние питомцы).
Изучение теоретической базы определило, что развитие городских онлайн-медиа связано с процессом урбанизации в России. Было выяснено, что СМИ в пространстве мегаполиса образуют особую информационную структуру — медиаполис, а также новый тип медиапотребителя — медиагорожанина. Типичный медиагорожанин — это образованный человек от 20 до 39 лет, который активно участвует в медиапотреблении и платит за это своим вниманием и свободным временем; он технологически оснащен, информационно пресыщен, мобилен и медиаграмотен, что заставляет городские медиа постоянно бороться за его внимание. Так вокруг городских медиа формируются определенные аудиторные сообщества, члены которых характеризуются высокой степенью доверия к контенту СМИ и лояльностью к его бренду. Среди особенных тематических предпочтений медиагорожанина преобладают локальные новости, а также тексты, освещающие зарубежную тематику и IT-сферу.
Анализ теоретических источников также показал, что подходы к определению критериев отбора текстовой информации в СМИ в целом совпадают. Наиболее ориентированной на информационные запросы медиагорожан представляется классификация «news values» П. Голдинга и Ф. Эллиотта. В нее включены такие параметры, как драматичность, визуальная привлекательность, развлекательность, важность, масштабность, близость аудитории, негативность, краткость, новизна, участие медийных персон и обычных граждан. Традиционными критериями отбора фотографий в СМИ являются актуальность и оперативность, высокое техническое качество исполнения, соответствие концепции издания, живость и динамичность.
В ходе анализа эмпирической базы было исследовано 1753 Instagram- снимка и 93 фотоподборки, сформированные на их основе и опубликованные на сайтах городских онлайн-медиа «Бумага», The Village, TJournal. Контент- анализ, проведенный по критериям «news values» П. Голдинга и Ф. Эллиотта, позволил сделать следующие выводы.
1. Ключевым критерием отбора фотоснимков из Instagram во всех городских медиа является критерий «proximity» — близость аудитории. В контексте интернет-газеты «Бумаги» речь идет о территориальной близости, что обусловлено концепцией издания, ориентированной на освещение новостей Санкт-Петербурга, на сайтах The Village и TJournal, целевой аудиторией которых являются жители не только Санкт-Петербурга, но других российских мегаполисов, Instagram-снимки для тематических фотогалерей отбираются в соответствии с культурной близостью аудитории.
2. На основе критерия близости аудитории вокруг городских онлайн-медиа происходит формирование круга постоянных читателей, регулярно осуществляющих коммуникацию друг с другом, что отражает одну из главных потребностей современного жителя мегаполиса — в объединении в сообщества. Консолидирующей площадкой для читателей интернет-газеты «Бумага» становится группа издания «ВКонтакте», для читателей The Village — раздел сайта «Комьюнити», для читателей TJournal — платный «Клуб TJ».
3. Редакционная стратегия при отборе фотографий из Instagram учитывает тип и содержание пользовательских снимков. Интернет-газета «Бумага» предпочитает репортажные Instagram-снимки с изображением петербургских достопримечательностей. Это свидетельствует о попытке издания объединить читателей на основе любви к Санкт-Петербургу и перекликается с концепций интернет-газеты. Сайт The Village чаще всего публикует фотографии из частной жизни пользователей (селфи, фотографии еды, домашних питомцев), отражающие моду, поддерживаемую аудиторией «лайфстайл»-издания. Сайт TJournal одинаково часто отбирает для публикации как репортажные Instagram-снимки, так и снимки из категорий «Лица» и «Атрибуты». Это свидетельствует о равноценном стремлении редакции сайта, во-первых, осветить какое-либо мероприятие посредством пользовательского контента ввиду отсутствия штатного фотокорреспондента, а также познакомить аудиторию с интересными городами и странами; во- вторых, показать своим читателям повседневную жизнь их ровесников из разных городов и стран.
4. Стратегия отбора Instagram-снимков, в основе которой лежит ориентация на критерий близости аудитории и интерес к повседневной жизни реального или потенциального представителя аудитории, формирует у читателей городских онлайн-медиа лояльность к бренду, позволяет достигнуть контактоустанавливающего эффекта.
5. При отборе Instagram-снимков не игнорируются такие традиционные критерии отбора фотографий, как актуальность (большинство тематических галерей связано с информационными поводами), визуальная привлекательность и техническое качество исполнения, новизна и развлекательность, однако их применение становится не столь директивным и приоритетным, нежели в традиционных масс-медиа.
Экспертные интервью, проведенные с представителями исследуемых городских онлайн-медиа, выявили отсутствие какой-либо редакционной стратегии, в соответствии с которой осуществлялся бы отбор Instagram- снимков для формирования тематических фотоподборок. Данный факт утверждает практическую значимость настоящей работы, которая позволит городским медиа сформировать четкую редакционную стратегию как особую компиляцию критериев отбора Instagram-снимков, ориентированную на удовлетворение информационных запросов аудитории мегаполиса, а также избежать субъективизма при формировании подборок из Instagram, обусловленного различиями в профессиональном опыте, интуиции, эстетическом вкусе представителей редакции.
Тем не менее, указанная проблема требует дальнейшего изучения. В частности, не исследованным остается правовой аспект использования фотоконтента из Instagram на сайтах сетевых изданий, а также реакция аудитории мегаполиса на подобные публикации в масс-медиа. Кроме того, различия в принципах отбора Instagram-снимков в трех исследованных медиа может стать основой для уточнения и расширения классификации городских онлайн-медиа.
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. Электронная версия 2/20131006. 2013. URL: http://alex-alex.ru/nij.php.
2. Баранова Е. А. Формы организации и проблемы использования UGC на газетном сайте // Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Выпуск №2. 2014 год. URL: http://www.mediascope.ru/node/1531.
3. Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие. М, 2003.
4. Вахштайн В. Москва становится городом-wow // Полит.Ру. 9 ноября 2013. URL: http://polit.ru/article/2013/11/09/moscow_uran/.
5. Вольтон Д. Информация не значит коммуникация / пер. с фр. Н. Н. Цветковой. М, 2011.
6. Волчек Г. Ф. Фотоиллюстрация в советской периодике. М, 1962.
7. Ворон Н. И. Жанры советской фотожурналистики. М, 1991.
8. Воронцова О. И. Борьба за аудиторию: «традиционные СМИ» и «новые медиа» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. №4 (10): в 3-х ч. Ч. III. С. 34-36.
9. В России зафиксирован высокий уровень медиаграмотности // Минкомсвязь России. Официальное заявление. 28 января 2016. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/34574/.
10. Глазычев В. Л. Выслобождение городов // Сайт Вячеслава Леонидовича Глазычева. 1993. URL: http://glazychev.ru/habitations&cities/1993_vyslob_gorodov.htm.
11. Голова А. Г. Факторы, влияющие на потребительское поведение личности в мегаполисе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 304-312.
12. Головко Б. Н. Бильдредактирование: теорет. курс авториз. излож. М, 1994.
13. Города-миллионники России // Statdata.ru - Сайт о странах, городах, статистике населения и пр. 27 мая 2016. URL: http://www.statdata.ru/goroda-millionniki-rossii-po-naseleniu.
14. Градюшко А. А. Сетевая пресса в системе СМИ: Учебно-методический комплекс. Минск, 2005.
15. Демографическая ситуация // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 20 февраля 2016. URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Sant _Petersburg/population/.
...