Введение
Глава 1. Теория человеческого капитала
1.1. Человеческий капитал глазами социологов и экономистов
1.2. Преобразование российского института образования
1.3. Корпоративное образование: социологический взгляд
Глава 2. Сравнение образовательных систем в Европе
2.1. Анализ института образования в РФ
2.2. Институт образования в Испании и Финляндии. Анализ данных.
2.3. Проблема спроса на культурный капитал в России с социологической точки зрения
Заключение
Список используемой литературы:
Приложение А
Приложение Б
Образование, наравне с другими важнейшими социальными институтами, такими как государство, церковь, рынок, армия и др. имеет огромное значение.
Рассматривать социальные институты мы будем в контексте экономического развития, поэтому могу сказать, что институт образования занимает одно из доминирующих положений во влиянии на развитие экономики. Под образованием подразумевается не просто социализация и получение нового знания, а структура,
существующая целенаправленно для предоставления и создания новых навыков, для стимуляции инноваций, для создания новых кадров и так далее.
Образование в качестве социального института можно рассматривать как систему образовательных учреждений, педагогического состава, законодательства, научного сообщества и т.п. Образование, наряду с другими социальными институтами эволюционировало и видоизменялось с течением времени, а так же оно являлось отдельным предметом исследований. Дуглас Норт приводил пример, как инвестиции Соединенных Штатов в образовательную систему привели к появлению уникальных кадров и
способствовало подъему экономики страны, и, в совокупности с остальными факторами, эти инвестиции привели мир к однополярности и доминированию Соединенных Штатов на глобальной арене. В это же время (конец XIX века) другие страны недооценили важность этого социального института, и от недостатка финансирования в области образования, в условиях технического прогресса они остались без важнейших специалистов, что привело к регрессу экономики и производства.
Как считают многие исследователи, социальные институты трансформируются подобно организму, и эволюционируют по принципу, описанному Ч. Дарвином. То есть этот процесс естественный. Однако4 искусственное вмешательство, на примере системы образования в Соединенных Штатах Америки, может повлиять на результаты и привести к экономическому развитию.
Изучая влияние образования на экономику, необходимо рассматривать не только глобальные тенденции, но и тренды в конкретных государствах. Мы будем сравнивать систему образования в России и в Европе, останавливаясь на важных аспектах, по которым можно будет сделать определенные прогнозы. Образование определенно влияет на экономику, но с какой интенсивностью? Как этим можно воспользоваться? Какие проблемы необходимо решить в государстве?
Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы институт образования переживает сильную трансформацию. Социально-экономические процессы в обществе происходят все быстрее и быстрее. Институт образования эволюционирует каждый год, и необходимо быть к этому готовыми.
Рынок динамичен, поэтому для успешного экономического развития необходимо понять, как построить систему «образования на опережение» и можно ли ее построить вообще.
Основой данной работы будет макросоциологическое сравнительное исследование, которое позволит увидеть разницу в некоторых странах Европейского союза в экономических и образовательных институтах.
Институционализм и теория человеческого капитала помогут изучить вопрос в рамках междисциплинарной работы, поскольку данное исследование слишком обширно, чтобы изучать его строго в рамках социологии или экономики. С помощью симбиоза этих, а впоследствии и других наук можно будет рассмотреть данное явление целиком.
Задачи работы:
- изучить и сравнить современную систему академического и корпоративного образования в РФ и ЕС;5 - рассмотреть положительные и отрицательные последствия присоединения России к Болонскому процессу;
- сравнить экономические показатели нескольких Европейских стран;
- проанализировать состояние корпоративного образования в РФ и в Европе;
- используя статистические данные, выявить зависимость одних экономических факторов на другие;
- изучить степень влияния образования на экономическое развитие.
Цель работы:
- проанализировать образовательную систему в РФ и выявить рекомендации для решения проблем в этой сфере.
Объектом наблюдения является институт образования в РФ.
Предметом наблюдения послужит влияние института образования на экономическое развитие.
Присоединение России к Болонскому процессу критикуется некоторыми исследователями. Их аргументы ясны. Это и несоответствие степеней, и путаница в этих степенях, и непринятие наших дипломов за границей. Многие работодатели до сих пор набирают только работников с дипломами специалистов. А некоторые страны (например, Монголия) успешно взяли на вооружение советскую систему образования, которая оказывает существенное положительное влияние на их экономику в положительную сторону. Советская система распределения специалистов действительно является одним из лучших способов сокращения безработицы.
Тем не менее, в условиях глобализации, компьютеризации и ускорения всех социально-экономических процессов старая образовательная система не может дать рынку труда ту гибкость и динамичность, которая на самом деле требуется. Советская система распределения не сможет успевать за развивающимся рынком труда. Россия идет по верному пути. Как показывают результаты приведенных выше исследований, большинство преподавателей и студентов положительно оценивают развитие академической мобильности в последние годы. Российские организации тратят большие деньги на корпоративное образование. В наш век система образования должна как можно быстрее адаптироваться под динамику рынка труда.
Необходимо усиленное финансирование со стороны государства для переподготовки преподавателей, оптимизации учебных планов и введения единой кредитной системы перезачетов. Очень важно наладить контакты с заграничными университетами, так как академическая мобильность в РФ все еще имеет крайне
неразвитый характер. Необходимо решить множество проблем экономического, социального и политического характера для полного приспособления России к условиям глобального рынка. Несмотря на критику теории человеческого капитала некоторыми видными академиками (например, В. Я. Ельмеевым), большинство россиян трудоустроены в сфере услуг, а промышленные производства все чаще переносятся за территорию государства. Глобальная экономика диктует свои правила. Институты эволюционируют, старые отмирают, новые приспосабливаются. Постепенно российские вузы попадают в списки лучших по некоторым рейтингам, а крупные корпорации все более активно инвестируют в подготовку своих кадров.
Однако главной проблемой российской экономики является отсутствие спроса на культурный капитал. Это основная причина оттока кадров за границу, безработицы среди специалистов и «переинвестирования» людьми в человеческий капитал в условиях тенденции к всеобщему высшему образованию.
Корпоративное образование развивается в сегменте крупных компаний, но малый и средний бизнес не могут похвастаться хорошими результатами в увеличении эффективности за счет обучения работников. Коррупция, сильное расслоение населения, сокращение рабочих мест в технологических отраслях – все это
объясняет низкую эффективность российской экономики, и ориентированность на
экспорт сырья. Решить данную проблему не просто. Необходимы изменения, начатые как сверху, так и снизу. Государство должно стимулировать спрос на человеческий капитал, а население, в свою очередь, должно начать принимать новые реформы и активно накапливать человеческий капитал.
Необходимы активные действия со стороны российского государства.
Система образования в РФ находится на весьма неплохом уровне по качеству, и присоединение к Болонскому процессу положительно скажется на экономику страны в будущем. Однако для этого необходимо выполнить ряд условий, которые позволят использовать накопленный человеческий капитал:
- создание дополнительных рабочих мест в технологической и инновационной сфере позволит уменьшить отток специалистов заграницу, поскольку они смогут реализовывать свои интеллектуальные ресурсы в России;53
- необходимо увеличение финансирования НИОКР, по примеру Финляндии и Испании. Это позволит создать новую продукцию с высокой добавленной стоимостью, экспорт которой постепенно позволит российской экономике трансформироваться из сырьевой в «экономику знаний»;
- малому и среднему бизнесу нужны более льготные налоговые и кредитные условия, особенно в сфере инноваций. Это так же приведет к увеличению рабочих мест, а также внедрению корпоративного образования на всех уровнях бизнеса;
- необходимо создать технологическую инновационную площадку на основе университетов, как это реализовано в Финляндии. То, что есть сейчас, никак не может использоваться для извлечения прибыли из инноваций.
Университеты должны искать способы использования технологических новшеств на практике;
- принятие стратегии инноваций на государственном уровне, в совокупности с продвижением этой идеи в массы, будет способствовать накоплению и реализации культурного капитала людьми. Данная стратегия должна стать национальной идеей.
- борьба с коррупцией и повышение общего уровня жизни необходимы, чтобы начать переход от экономики, ориентированной на экспорт ресурсов, к экономике, ориентированный на знания.
Россия постепенно осваивает новые технологии в области компьютеризации, передачи данных, нано-технологий. Необходимо время для того, чтобы новые институты прижились и стали более эффективными. Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
В условиях экономического кризиса данная тема очень актуальна, поскольку важно знать, что можно ожидать от нашей образовательной системы в ближайшем будущем. Весьма сложно спрогнозировать, как это повлияет на экономику страны, однако вся российская образовательная система построена по примеру Запада, где она успешно реализуется, несмотря на то, что исторически у России всегда был свой самобытный путь развития.
Конечно же, данное исследование не может охватить весь масштаб такого явления как связь образования и экономического развития. Необходим более глубокий анализ по данному вопросу, с использованием и качественной и количественной стратегии исследования. Так же работа в этом направлении должна вестись междисциплинарно, поскольку ни одна наука не сможет самостоятельно изучить данный феномен
1. Арутюнов B., Стрекова Л., Цыганов С. Инновации и система
корпоративного образования: вклад университета // Высшее образование в
России. 2005. №1.
2. Багирова Т. Б. Каташинских В. С. Некоторые результаты реализации
Болонского процесса в мегаполисе.2015 URL:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31939/1/srbu_2015_08.pdf
3. Беккер Г. Человеческое поведение. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 645 с.
4. Бляхман Л. С. Социальная политика как предмет новой
политэкономии // ПСЭ. 2012. №3.
5. Большаков Н. В. Измерение культурного капитала: от теории к
практике // Мониторинг. 2013. №6 (118).
6. Борисов В. В. Болонский процесс в Европе и в России: пути
реформирования высшего образования // Экономика образования. 2011. №3.
7. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3,
№ 5. С. 61
8. Веселов Ю. В., Кашин А. Л. Экономическая социология: теория и
история. – СПб.: Нестор-история, 2012. – 760 с.
9. Галагузов А. Н. Корпоративное образование: сущность и проблемы //
Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. С. 89-96
10. Галеева Е. И., Гафиятов Ильгиз Зиниятуллович К вопросу об оценке
стоимости человеческого капитала России // ПСЭ. 2013. №2 (46).
11. Гилев А. А. Современные тенденции развития корпоративного
образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3. С.600-602
12. Даниленко Н. Н., Долгополова И. С. Человеческий капитал и
неравенство доходов в России // Известия БГУ. 2011. №6.56
13. Ельмеев В. Я. Социальная экономия труда. Общие основы
политической экономии. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского
Университета, 2007. – 263 с.
14. Индикаторы образования: 2016. – М.: Издательство ВШЭ, 2016. - 321
с.
15. Комарова А. С. Роль человеческого капитала в повышении
производительности труда в России // Известия ТулГУ. Экономические и
юридические науки. 2013. №5-1.
16. Кочеткова Т. О., Носков М. В., Шершнева В. А. Высшее образование
в России и Германии: болонские реформы продолжаются // Высшее образование в
России. 2012.
17. Латова Н. В. «Утечка умов» в системе институтов воспроизводства
человеческого капитала современной России // JIS. 2011. №3.
18. Любимов И. От человеческого капитала к экономическому росту:
прямая дорога или долгое блуждание по лабиринту? // Вопросы экономики, № 8,
Август 2017, C. 5-23
19. Мартыненко О. О., Жукова Н.В., Красовский П.С. Отчет по проекту
«Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации
принципов Болонского процесса». Владивосток, 2007. С. 21
20. Матушанский Г. У., Борзилова Л. В. Нормативно-правовые основы
регулирования высшего образования России при вхождении в Болонский процесс
// Образование и наука. 2010. №8.
21. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее
образование в России. 2006. №3.
22. Микова И. М. Академическая мобильность студентов в вузах России //
Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2010.
№26.- С. 16-19
23. Национальный фонд подготовки кадров. Оценка эффективности
управления процессами интернационализации и внедрения инструментов57
Болонского процесса в российских вузах. 2009. URL:
http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/sdudyonbp_2009.pdf
24. Новикова В. М. Проблемы и перспективы российского высшего
образования // Вестник МГИМО. 2012. №6. С. 282-286
25. Норт Д. Институты, институциональные изменения и
функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
– 190 с.
26. Плаксий С. И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы // ЗПУ.
2012. №1. – С. 2
27. Сидоренко Т. В. Испания: перспективы перехода к инновационной
модели экономики // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право».
2012. №12 (92). – С. 4-5
28. Силичев В. В. Формирование и развитие человеческого капитала в
России // Известия БГУ. 2007. №2. – С. 12-13
29. Стебеняева Т. В., Лазарева Л. Ю. Современные подходы к
формированию систем корпоративного обучения персонала // Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №13. С. 4
30. Строганов Р. Некоторые особенности «накопления человеческого
капитала» в современной России: [Электронный ресурс] URL: http://www.hrportal.ru/node/197
31. Тебиев Б. К., Авдеев А. А. Экономический рост и образование //
Экономический журнал. 2012. №27. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-rost-i-obrazovanie
32. Уткина В. В. «Экономика знаний» Финляндии: есть чему поучиться //
Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. №390.
33. Цигулева О. В. Образовательные модели высшей школы в странах
Западной Европы и России в рамках Болонского процесса // Вестн. Том. гос. унта. 2014. №388.58
34. Человеческий капитал как фактор социально-экономического
развития: [Электронный ресурс] 2016 URL:
https://www.hse.ru/data/2016/04/26/1129898530/Доклад о социальной политике.pdf/
35. Шлякова О. А. Актуальность теории человеческого капитала в
современной России // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление.
Право. 2010. №2.
36. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. – М.: изд-во ВШЭ,
2003.
37. Янин Д. А. Инвестиции в человеческий капитал инновационных
производств как фактор повышения конкурентоспособности России // Вестник
Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление.
2013. №1 (3).
38. International Comparison Program database [Электронные ресурс] URL:
http://www.worldbank.org/
39. Goldthorpе J. H. Current Issues in Comparative Macrosociology: A Debate
on Methodological Issues. Comparative Social Research, Volume 16, 1997.
40. The impact of the Bologna Process on disciplinization: [Электронный
ресурс] 2005 URL:
https://www.york.ac.uk/res/researchintegration/ComparativeReports/Comparative_Repo
rt_Bologna_effect.pdf