Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ГЕНДЕРНЫМ МОДЕЛЯМ ТРАНСЛИРУЕМЫМ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ

Работа №130973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ понятий гендер, гендерные установки,
«гендерные модели» и основные агенты, влияющие на их формирование...........................9
1.1.Понятие гендера
1.2. Гендерные роли, гендерная идентичность и гендерные стереотипы. ...............12
1.3 Гендерные установки
1.4 Гендерная социализация.
1.5 Понятие «Гендерная модель».
1.6 Теоретические выводы
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования отношения молодых людей к гендерным
моделям, транслируемым социальными сетями
2.1 Организация исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ отношения молодых людей к посланиям, транслируемым социальными
сетями.
3.2 Сравнительный анализ гендерных характеристик молодых людей с разной степенью
согласия с посланиями транслируемыми социальными сетями.
3.3 Взаимосвязь личностных характеристик с согласием с определёнными
посланиями
3.3.1 Характеристики представлений о себе как о мужчине и о женщине. ............61
3.3.2 Взаимосвязь согласия с посланиями и соответствия с гендерными
стереотипами.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ .

В последние годы актуальность исследований гендерной проблематики неуклонно растёт. Это связано не только с
популяризацией феминистического дискурса в обществе (американский словарь Merriam-Webster назвал
«феминизм» словом 2017года), затрагивающего гендерную тематику, но и со значимостью гендерного феномена для отдельно взятого индивида, его жизни, самореализации, а также, для организации общества в целом.
На уровне человека гендер и все, что с ним связано (роли, установки, стереотипы и т.д.) выступают как стратификационный барьер для человека на пути к реализации его индивидуальной и социальной субъектности. Личность под влиянием компонентов гендера ограничена возможности изменений в себе, в мире, зачастую она не может реализовать свои профессиональные и иные виды способностей.
Гендер усваивается в сознании с раннего детства в виде гендерных представлений и гендерных стереотипов. Дети наблюдают нормы, правила и ценности гендерной культуры, в которой уже созданы социально-детерминированные представления о специфичности женского и мужского. С детского возраста и далее во всех возрастных периодах, люди усваивают и затем воспроизводят гендерные нормы, отклонение от которых может привести к осуждению со стороны общества.
Помимо влияния семьи, в развитии представления о своём гендере велика роль средств массовой информации. Множество исследований посвящено влиянию рекламы и телевидения на гендерно-ролевое поведение и формирование гендерных стереотипов. Однако к концу 10-х годов XXI века становится очевидно, что основной коммуникационной площадкой для молодых людей по всему миру становится сеть интернет. Поэтому очень важно изучать такие трансляторы мнений как, интернет-блоги, публичные страницы и интернет издания, поскольку они оказывают влияние на восприятие мира, общества молодежью, ее ценности, способы взаимодействие с окружающими.
Цель исследования: Изучить и описать особенности отношения молодых людей к гендерным моделям транслируемым социальными сетями.
Объект исследования: Гендерные модели, транслируемые социальными сетями, гендерные установки и ценностные ориентации молодых людей.
Предмет исследования: отношение молодых людей к гендерным моделям, транслируемым социальными сетями.
Гипотезы исследования:
1. Социальные сети транслируют гендерные модели, которые содержат в себе противоречивые послания о мужчинах и женщинах.
2. Молодые люди, соглашающиеся с противоречивыми посланиями, будут характеризоваться высокой степенью ориентации на внешние нормы.
3. Существуют различия между юношами и девушками в степени согласия с посланиями: девушки несогласные с посланиями, будут характеризоваться низким уровнем соответствия гендерному стереотипу.
Юноши будут чаще соглашаться с посланиями, соответствующим традиционным гендерным стереотипам.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ понятия гендер, гендерные установки, гендерная модели. Определить место такого фактора как влияние средств массовой информации на формирование содержания гендерных моделей.
2. Выявить основных трансляторов мнения в социальных сетях, по критерию популярности у молодых людей
3. Выявить гендерные модели, транслируемые наиболее популярными
интернет-ресурсами, и изучить степень согласия с ними у молодых людей.8
4. Исследовать ценностные ориентации, гендерные установки, отношение к сексуальности и у молодых людей.
5. Провести сравнительный анализ между согласием/несогласием с предлагаемой гендерной моделью, транслируемой социальными сетями и существующими гендерными установками у молодых людей, выявить отношение по параметрам сходство-различие.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы И.С. Клециной, Ш. Берна, И. С. Кона, С. Бэм. Исследования геднера в СМИ и сети интернет (Clark, J. Drakett, B. Rickett, K. Day, K. Milnes).
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы
2. Контент – анализ видеороликов на сайте YouTube.com
3. Авторская анкета для определения наиболее популярных у молодых людей интернет-ресурсов.
4.. Авторская анкета, содержащая послания, транслируемые популярными
Интернет-ресурсами по поводу гендера, направленная на выявление степени согласия/несогласия с ними.
5. Опросник ценностей Шварца (Карандашев В.Н. , 2004)
6. Опросник “Я - женщина (мужчина) (Ожигова Л. Н., 2003
7. Личностный опросник установок к сексу, полная форма (Айзенк, 1989)
Научная новизна работы состоит в дополнении и расширении имеющихся знаний о влиянии и взаимосвязи сети интернет с процессом формирования гендерных моделей.
Практическая значимость: результаты данного научного исследования могут быть использованы для подготовки курсов по гендерной психологии

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении стоит отметить, что гипотеза о том, что социальные сети транслируют гендерные модели, которые содержат в себе противоречивые послания о мужчинах и женщинах подтвердилась. Гипотеза о том, что молодые люди, соглашающиеся с противоречивыми посланиями, будут характеризоваться высокой степенью ориентации на внешние нормы, подтвердилась частично. Гипотеза, согласно которой существуют различия между юношами и девушками в степени согласия с посланиями: девушки несогласные с посланиями, будут характеризоваться низким уровнем соответствия гендерному стереотипу. Юноши будут чаще соглашаться с посланиями, соответствующим традиционным гендерным стереотипам так же подтвердилась.
Данное исследование позволило расширить представление о гендерных моделях, транслируемых социальными сетями как новой формой средств массовой информации. Результаты исследования показали, что многие гендерные стереотипы устаревают, и даже несмотря на новую площадку для их трансляции (интернет), молодые люди всё чаще ставят под сомнение безусловность различий между мужчинами и женщинами.
Мы так же выяснили, что юноши охотнее принимают с гендерные модели, транслируемыми социальными сетями, чем девушки. Так же интересным оказался факт того, что участники стремились выгодно показать свои гендер и чаще отвечали согласием с негативными посланиями о другом поле.
Вероятно, в будущем всё больше людей будут ставить под сомнение незыблемость гендерных стереотипов, а средства массовой информации станут ещё меньше влиять на людей. Возможно, уменьшение согласия с гендерными моделями, транслируемыми в сети интернет, связано с многообразием информации, доступной в нём. На первых стадиях исследования нам было сложно найти ресурсы, которые бы использовало действительно большинство.71
Человек больше не находится под влиянием сетки передач, он сам выбирает где и какую информацию получать.
В современном мире всё более важную роль приобретает индивидуальность, а не соответствие определённой модели поведения. Хочется верить, что эта тенденция продолжит развиваться. Интересно, что будет влиять на гендерную социализацию человека в дальнейшем, какой будет роль средств массовой информации в этом процессе и как будут эволюционировать представления о мужчинах и женщинах.


1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 363
c.
2. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак. 2004. 320 с.
3. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О) / Пер. с англ. А.
Ребера - М.: ACT; Вече, 2001.
4. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной
теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000.
Вып.4. – С. 9-20.
5. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и
социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. 3. А. Хоткиной. - М., 1992. -
С. 10-22.
6. Воронцов Д.В. Современные подходы к определению понятия «гендер» в
социальной психологии // Вестник ОГУ. – 2002. – № 8. - С. 97-101
7. Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социальнопсихологической точки зрения // Сексология. — СПб.: Питер, 2001.-С. 144-161.
8. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской
трансформации. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 152 с.
9. Знаменская Т.А. История становления гендерной теории в контексте
социолингвистических концепций XX в // Филология, языкознание, дидактика:
теория и методика исследований: сб. науч. тр. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; науч.
ред. - Екатеринбург, 2010. – С. 74-83.
10. Калинина Е., Воронова Л. Where men and women make a jest, a problem lies
concealed”. A multilayered analysis of russian infotainment tv programs
projectorparishilton and devchata // Gender and Media Annual book, Moscow: Faculty
of Journalism, MSU. – 2010.73
11. Карандашев В. Н. Практикум по психодиагностике. Методика Шварца для
изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. РЕЧЬ,
Санкт-Петербург, 2004
12. Клёцина И.С. Гендерная идентичность и права человека: психологический
аспект// Права человека и проблемы идентичности в России и в современном
мире/Под ред. Малиновой О.Ю. и Сунгурова А.Ю. СПб.: Норма, 2005. с. 167-184
13. Клёцина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы //
Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Реана,
Л.А.Коростылевой. Вып.2 СПб., 1998. с.188-202
14. Клёцина И.С. Основы гендерных знаний (программа курса)// Авторские
учебные программы. М.: Изд. «Проспект», 2004. с.142-208
15. Кон И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие. М.: Владос, 2003. 336 с.
16. Кон И.С., Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева
// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-
сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕРСЭ, 2006. —
176 с.
17. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //
Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к
симпозиуму. — М., 1975. — С. 763-776.
18. Лобанова Ю.В. От телевидения к интернету: открытая стратегия
коммуникации // Точки над Ё. 2012. № 1. С. 74-77.
19. Лопухова О. Г. Психологический пол личности: адаптация
диагностической методики // Прикладная психология. – 2001. – № 3 – с. 57 – 67.]
20. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997 - 688 с.
21. Макаренко Б. Эволюционный путь к современности // Независимая газета.
Август, 2011.74
22. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М., 2006.
23. Мани Д., Такер П. Ориентация // Сексология. - СПб.: Питер, 2001.-С. 126-
133.
24. Мансурова А.А., Ибрагимова П.А. Гендерные стереотипы и сексизм в
социальных медиа // Филологические науки. В.4. (58) 2017.
25. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в
меняющемся мире. М.: РОССПЭН, 2004. 412 с.
26. Милюска Й. Идентичность женщин и мужчин в жизненном цикле //
Социология. Серия 11 РЖ, 1999. № 4. с. 102-114.
27. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического
образования / Сост. Е. И. Рогов. — М., из-во 1995.
28. Плетка О. Т. Фемининность и маскулинность в оценке гендерных ролей //
Topical Issues of Science and Education. 2017. Vol.6. – С. 36-42.
29. Полуэхтова И. А. Динамика российской телеаудитории //
Социологические исследования, № 1, Январь 2010, C. 66-77
30. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.:
Питер, 2003. —479 с.
31. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной
западной психологии // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 34- 49.
32. Рощин С. К. Социальная установка личности // Социальная психология:
Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 87-94
33. Сидорская И., Раду А. ГЕНДЕР И СМИ. Учебное пособие для
журналистов. [Электронный ресурс] – 2014. 99 с.
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/107773/1/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0
%B4%D0%B5%D1%80%20%D0%B8%20%D0%A1%D0%9C%D0%98_%D0%A175
%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%2C
%20%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D1%83.pdf (дата обращения 29.05.2018)
34. СЛОВАРЬ ГЕНДЕРНЫХ ТЕРМИНОВ / Под ред. А. А. Денисовой /
Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские
Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.
35. Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Практична психологiя та
соцiальна робота. 2005. № 4. С. 63-67.
36. Фаррел С, Лорбер Д. Принципы гендерного конструирования //
Хрестоматия феминистских текстов. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000.
- С. 187-192
37. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е.
Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д.
Феникс, 2009, с. 256-258.
38. Atkin, 0. J., Moorman, J., & Linn, C. A. Ready for prime-time: Network series
devoted to working women in the 1980's. Sex Roles, 25, 1991. P. 677-685.
39. Clark, R. «Hope in a hashtag»: The discursive activism of #WhyIStayed //
Feminist Media Studies, 16(5), 2016, 788–804.
40. Crabb, P. B., & Bielawski, D. The social representation of material culture and
gender in children's books. Sex Roles, 30(1-2), 1994. P. 69-79.
41. Deaux, K. Sex and gender. Annual Review of Psychology,1985. 36,49-81.
42. J. Drakett, B. Rickett, K. Day, K. Milnes Old jokes, new media – Online sexism
and constructions of gender in Internet memes Show less // Feminism & Psychology,
February 8, 2018 P. 109-127
43. Unger, R. K., & Crawford, M. Sex and gender. The troubled relationship
between sex and gender // Psychological Science. 1993. 4,122-124.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ