ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ГЕНДЕРНЫМ МОДЕЛЯМ ТРАНСЛИРУЕМЫМ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ понятий гендер, гендерные установки,
«гендерные модели» и основные агенты, влияющие на их формирование...........................9
1.1.Понятие гендера
1.2. Гендерные роли, гендерная идентичность и гендерные стереотипы. ...............12
1.3 Гендерные установки
1.4 Гендерная социализация.
1.5 Понятие «Гендерная модель».
1.6 Теоретические выводы
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования отношения молодых людей к гендерным
моделям, транслируемым социальными сетями
2.1 Организация исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ отношения молодых людей к посланиям, транслируемым социальными
сетями.
3.2 Сравнительный анализ гендерных характеристик молодых людей с разной степенью
согласия с посланиями транслируемыми социальными сетями.
3.3 Взаимосвязь личностных характеристик с согласием с определёнными
посланиями
3.3.1 Характеристики представлений о себе как о мужчине и о женщине. ............61
3.3.2 Взаимосвязь согласия с посланиями и соответствия с гендерными
стереотипами.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ .
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ понятий гендер, гендерные установки,
«гендерные модели» и основные агенты, влияющие на их формирование...........................9
1.1.Понятие гендера
1.2. Гендерные роли, гендерная идентичность и гендерные стереотипы. ...............12
1.3 Гендерные установки
1.4 Гендерная социализация.
1.5 Понятие «Гендерная модель».
1.6 Теоретические выводы
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования отношения молодых людей к гендерным
моделям, транслируемым социальными сетями
2.1 Организация исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ отношения молодых людей к посланиям, транслируемым социальными
сетями.
3.2 Сравнительный анализ гендерных характеристик молодых людей с разной степенью
согласия с посланиями транслируемыми социальными сетями.
3.3 Взаимосвязь личностных характеристик с согласием с определёнными
посланиями
3.3.1 Характеристики представлений о себе как о мужчине и о женщине. ............61
3.3.2 Взаимосвязь согласия с посланиями и соответствия с гендерными
стереотипами.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ .
В последние годы актуальность исследований гендерной проблематики неуклонно растёт. Это связано не только с
популяризацией феминистического дискурса в обществе (американский словарь Merriam-Webster назвал
«феминизм» словом 2017года), затрагивающего гендерную тематику, но и со значимостью гендерного феномена для отдельно взятого индивида, его жизни, самореализации, а также, для организации общества в целом.
На уровне человека гендер и все, что с ним связано (роли, установки, стереотипы и т.д.) выступают как стратификационный барьер для человека на пути к реализации его индивидуальной и социальной субъектности. Личность под влиянием компонентов гендера ограничена возможности изменений в себе, в мире, зачастую она не может реализовать свои профессиональные и иные виды способностей.
Гендер усваивается в сознании с раннего детства в виде гендерных представлений и гендерных стереотипов. Дети наблюдают нормы, правила и ценности гендерной культуры, в которой уже созданы социально-детерминированные представления о специфичности женского и мужского. С детского возраста и далее во всех возрастных периодах, люди усваивают и затем воспроизводят гендерные нормы, отклонение от которых может привести к осуждению со стороны общества.
Помимо влияния семьи, в развитии представления о своём гендере велика роль средств массовой информации. Множество исследований посвящено влиянию рекламы и телевидения на гендерно-ролевое поведение и формирование гендерных стереотипов. Однако к концу 10-х годов XXI века становится очевидно, что основной коммуникационной площадкой для молодых людей по всему миру становится сеть интернет. Поэтому очень важно изучать такие трансляторы мнений как, интернет-блоги, публичные страницы и интернет издания, поскольку они оказывают влияние на восприятие мира, общества молодежью, ее ценности, способы взаимодействие с окружающими.
Цель исследования: Изучить и описать особенности отношения молодых людей к гендерным моделям транслируемым социальными сетями.
Объект исследования: Гендерные модели, транслируемые социальными сетями, гендерные установки и ценностные ориентации молодых людей.
Предмет исследования: отношение молодых людей к гендерным моделям, транслируемым социальными сетями.
Гипотезы исследования:
1. Социальные сети транслируют гендерные модели, которые содержат в себе противоречивые послания о мужчинах и женщинах.
2. Молодые люди, соглашающиеся с противоречивыми посланиями, будут характеризоваться высокой степенью ориентации на внешние нормы.
3. Существуют различия между юношами и девушками в степени согласия с посланиями: девушки несогласные с посланиями, будут характеризоваться низким уровнем соответствия гендерному стереотипу.
Юноши будут чаще соглашаться с посланиями, соответствующим традиционным гендерным стереотипам.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ понятия гендер, гендерные установки, гендерная модели. Определить место такого фактора как влияние средств массовой информации на формирование содержания гендерных моделей.
2. Выявить основных трансляторов мнения в социальных сетях, по критерию популярности у молодых людей
3. Выявить гендерные модели, транслируемые наиболее популярными
интернет-ресурсами, и изучить степень согласия с ними у молодых людей.8
4. Исследовать ценностные ориентации, гендерные установки, отношение к сексуальности и у молодых людей.
5. Провести сравнительный анализ между согласием/несогласием с предлагаемой гендерной моделью, транслируемой социальными сетями и существующими гендерными установками у молодых людей, выявить отношение по параметрам сходство-различие.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы И.С. Клециной, Ш. Берна, И. С. Кона, С. Бэм. Исследования геднера в СМИ и сети интернет (Clark, J. Drakett, B. Rickett, K. Day, K. Milnes).
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы
2. Контент – анализ видеороликов на сайте YouTube.com
3. Авторская анкета для определения наиболее популярных у молодых людей интернет-ресурсов.
4.. Авторская анкета, содержащая послания, транслируемые популярными
Интернет-ресурсами по поводу гендера, направленная на выявление степени согласия/несогласия с ними.
5. Опросник ценностей Шварца (Карандашев В.Н. , 2004)
6. Опросник “Я - женщина (мужчина) (Ожигова Л. Н., 2003
7. Личностный опросник установок к сексу, полная форма (Айзенк, 1989)
Научная новизна работы состоит в дополнении и расширении имеющихся знаний о влиянии и взаимосвязи сети интернет с процессом формирования гендерных моделей.
Практическая значимость: результаты данного научного исследования могут быть использованы для подготовки курсов по гендерной психологии
популяризацией феминистического дискурса в обществе (американский словарь Merriam-Webster назвал
«феминизм» словом 2017года), затрагивающего гендерную тематику, но и со значимостью гендерного феномена для отдельно взятого индивида, его жизни, самореализации, а также, для организации общества в целом.
На уровне человека гендер и все, что с ним связано (роли, установки, стереотипы и т.д.) выступают как стратификационный барьер для человека на пути к реализации его индивидуальной и социальной субъектности. Личность под влиянием компонентов гендера ограничена возможности изменений в себе, в мире, зачастую она не может реализовать свои профессиональные и иные виды способностей.
Гендер усваивается в сознании с раннего детства в виде гендерных представлений и гендерных стереотипов. Дети наблюдают нормы, правила и ценности гендерной культуры, в которой уже созданы социально-детерминированные представления о специфичности женского и мужского. С детского возраста и далее во всех возрастных периодах, люди усваивают и затем воспроизводят гендерные нормы, отклонение от которых может привести к осуждению со стороны общества.
Помимо влияния семьи, в развитии представления о своём гендере велика роль средств массовой информации. Множество исследований посвящено влиянию рекламы и телевидения на гендерно-ролевое поведение и формирование гендерных стереотипов. Однако к концу 10-х годов XXI века становится очевидно, что основной коммуникационной площадкой для молодых людей по всему миру становится сеть интернет. Поэтому очень важно изучать такие трансляторы мнений как, интернет-блоги, публичные страницы и интернет издания, поскольку они оказывают влияние на восприятие мира, общества молодежью, ее ценности, способы взаимодействие с окружающими.
Цель исследования: Изучить и описать особенности отношения молодых людей к гендерным моделям транслируемым социальными сетями.
Объект исследования: Гендерные модели, транслируемые социальными сетями, гендерные установки и ценностные ориентации молодых людей.
Предмет исследования: отношение молодых людей к гендерным моделям, транслируемым социальными сетями.
Гипотезы исследования:
1. Социальные сети транслируют гендерные модели, которые содержат в себе противоречивые послания о мужчинах и женщинах.
2. Молодые люди, соглашающиеся с противоречивыми посланиями, будут характеризоваться высокой степенью ориентации на внешние нормы.
3. Существуют различия между юношами и девушками в степени согласия с посланиями: девушки несогласные с посланиями, будут характеризоваться низким уровнем соответствия гендерному стереотипу.
Юноши будут чаще соглашаться с посланиями, соответствующим традиционным гендерным стереотипам.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ понятия гендер, гендерные установки, гендерная модели. Определить место такого фактора как влияние средств массовой информации на формирование содержания гендерных моделей.
2. Выявить основных трансляторов мнения в социальных сетях, по критерию популярности у молодых людей
3. Выявить гендерные модели, транслируемые наиболее популярными
интернет-ресурсами, и изучить степень согласия с ними у молодых людей.8
4. Исследовать ценностные ориентации, гендерные установки, отношение к сексуальности и у молодых людей.
5. Провести сравнительный анализ между согласием/несогласием с предлагаемой гендерной моделью, транслируемой социальными сетями и существующими гендерными установками у молодых людей, выявить отношение по параметрам сходство-различие.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы И.С. Клециной, Ш. Берна, И. С. Кона, С. Бэм. Исследования геднера в СМИ и сети интернет (Clark, J. Drakett, B. Rickett, K. Day, K. Milnes).
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы
2. Контент – анализ видеороликов на сайте YouTube.com
3. Авторская анкета для определения наиболее популярных у молодых людей интернет-ресурсов.
4.. Авторская анкета, содержащая послания, транслируемые популярными
Интернет-ресурсами по поводу гендера, направленная на выявление степени согласия/несогласия с ними.
5. Опросник ценностей Шварца (Карандашев В.Н. , 2004)
6. Опросник “Я - женщина (мужчина) (Ожигова Л. Н., 2003
7. Личностный опросник установок к сексу, полная форма (Айзенк, 1989)
Научная новизна работы состоит в дополнении и расширении имеющихся знаний о влиянии и взаимосвязи сети интернет с процессом формирования гендерных моделей.
Практическая значимость: результаты данного научного исследования могут быть использованы для подготовки курсов по гендерной психологии
В заключении стоит отметить, что гипотеза о том, что социальные сети транслируют гендерные модели, которые содержат в себе противоречивые послания о мужчинах и женщинах подтвердилась. Гипотеза о том, что молодые люди, соглашающиеся с противоречивыми посланиями, будут характеризоваться высокой степенью ориентации на внешние нормы, подтвердилась частично. Гипотеза, согласно которой существуют различия между юношами и девушками в степени согласия с посланиями: девушки несогласные с посланиями, будут характеризоваться низким уровнем соответствия гендерному стереотипу. Юноши будут чаще соглашаться с посланиями, соответствующим традиционным гендерным стереотипам так же подтвердилась.
Данное исследование позволило расширить представление о гендерных моделях, транслируемых социальными сетями как новой формой средств массовой информации. Результаты исследования показали, что многие гендерные стереотипы устаревают, и даже несмотря на новую площадку для их трансляции (интернет), молодые люди всё чаще ставят под сомнение безусловность различий между мужчинами и женщинами.
Мы так же выяснили, что юноши охотнее принимают с гендерные модели, транслируемыми социальными сетями, чем девушки. Так же интересным оказался факт того, что участники стремились выгодно показать свои гендер и чаще отвечали согласием с негативными посланиями о другом поле.
Вероятно, в будущем всё больше людей будут ставить под сомнение незыблемость гендерных стереотипов, а средства массовой информации станут ещё меньше влиять на людей. Возможно, уменьшение согласия с гендерными моделями, транслируемыми в сети интернет, связано с многообразием информации, доступной в нём. На первых стадиях исследования нам было сложно найти ресурсы, которые бы использовало действительно большинство.71
Человек больше не находится под влиянием сетки передач, он сам выбирает где и какую информацию получать.
В современном мире всё более важную роль приобретает индивидуальность, а не соответствие определённой модели поведения. Хочется верить, что эта тенденция продолжит развиваться. Интересно, что будет влиять на гендерную социализацию человека в дальнейшем, какой будет роль средств массовой информации в этом процессе и как будут эволюционировать представления о мужчинах и женщинах.
Данное исследование позволило расширить представление о гендерных моделях, транслируемых социальными сетями как новой формой средств массовой информации. Результаты исследования показали, что многие гендерные стереотипы устаревают, и даже несмотря на новую площадку для их трансляции (интернет), молодые люди всё чаще ставят под сомнение безусловность различий между мужчинами и женщинами.
Мы так же выяснили, что юноши охотнее принимают с гендерные модели, транслируемыми социальными сетями, чем девушки. Так же интересным оказался факт того, что участники стремились выгодно показать свои гендер и чаще отвечали согласием с негативными посланиями о другом поле.
Вероятно, в будущем всё больше людей будут ставить под сомнение незыблемость гендерных стереотипов, а средства массовой информации станут ещё меньше влиять на людей. Возможно, уменьшение согласия с гендерными моделями, транслируемыми в сети интернет, связано с многообразием информации, доступной в нём. На первых стадиях исследования нам было сложно найти ресурсы, которые бы использовало действительно большинство.71
Человек больше не находится под влиянием сетки передач, он сам выбирает где и какую информацию получать.
В современном мире всё более важную роль приобретает индивидуальность, а не соответствие определённой модели поведения. Хочется верить, что эта тенденция продолжит развиваться. Интересно, что будет влиять на гендерную социализацию человека в дальнейшем, какой будет роль средств массовой информации в этом процессе и как будут эволюционировать представления о мужчинах и женщинах.
Подобные работы
- ТРАНСЛЯЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖЕНСКОМ ТЕЛЕСНОМ ОБРАЗЕ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - ФРЕЙМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ В НОВОСТНОЙ ПОВЕСТКЕ ГОРОДСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ НИЖНЕВАРТОВСКА
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - YouTube’a женское лицо. Гендерная тематика на каналах Ирины Шихман и Татьяны Мингалимовой: опыт сравнительного анализа
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕДИАПРОДУКЦИИ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ О СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Конструирование и репрезентация локальной идентичности в городском пространстве Владивостока
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ФЕНОМЕН ДУХОВНЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков поколения Z
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



