Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблематика устойчивого развития в журнале GEO (сравнение немецкой и российской версий издания)

Работа №130913

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современное состояние экологической журналистики в Германии и России 7
1.1. Понятие «экологическая журналистика» 7
1.2. Проблематика устойчивого развития как часть экологической журналистики 15
1.3. Особенности современной «зеленой» журналистики Германии и России 23
Глава II. Специфика журнала GEO и анализ текстов издания 27
2.1. GEO на медиаландшафте Германии и России 27
2.2. Выбор тем и расположение экологических текстов в GEO 35
2.3. Жанровое и композиционное разнообразие текстов GEO об устойчивом развитии 42
Заключение 55
Список литературы 59
Список материалов исследования 63

Устойчивое развитие (англ. — sustainable development) — термин, который в последние годы занимает лидирующие позиции в повестке дня международного сообщества. Со второй половины XX века началось бурное развитие промышленного производства, что привело к беспрецедентному потреблению природных ресурсов в мировых масштабах. Это незамедлительно вызвало ухудшение состояния окружающей среды. Загрязнение воздуха, воды и почв, грозящая нехватка продовольствия и дискуссии ученых о вопросах изменения климата привели к тому, что в XXI веке человечество стало задумываться над тем, что благополучие будущих поколений возможно только при условии сохранения окружающей среды. Значит, должна измениться модель потребления природных ресурсов человеком.
Одним из главных факторов устойчивого экономического развития государств в так называемую «постуглеродную» эру должна стать экология и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий. Одним из лидеров, провозгласивших «зеленый» поворот, стала Германия, четвертая крупнейшая экономика мира. Новой программой развития энергетики страны предусмотрено, что солнце, ветер и другие возобновляемые источники должны давать к 2050 году до 80% потребляемой в Г ермании энергии.
Как отметил Уильям Нордхаус, экономист из Йельского университета, который многие годы занимается проблемой изменения климата: «Все ищут лишь легких решений. Многим странам гораздо проще оставаться в стороне, надеясь, что кто-то другой найдет светлый путь. А Германия решила действовать — и вырвалась вперед. И надо отдать должное ее гражданам — именно они во многом облегчили нам задачу»1.
Немецкая экологическая журналистика — один из факторов, повлиявших на возросший интерес немцев к состоянию окружающей среды. Мы живем в «информационную эпоху», где в формировании картины дня современного человека важную роль играют СМИ. При современном уровне развития технологий медиа становятся инструментом формирования общественного и индивидуального сознания.
Следовательно, вопрос о роли СМИ в формировании экологической культуры общества приобретает дополнительный смысл и актуальность.
Для исследования репрезентации темы устойчивого развития в медиа особый интерес представляет досуговая журналистика, которая выполняет ряд социокультурных функций. С одной стороны, досуг принято относить к развлечению, которое сопровождается эмоциональной разрядкой. С другой стороны, журналистика досуга выполняет также просветительскую и научно- образовательную функцию. Наиболее полно эти функции проявляются в научно-популярных СМИ, распространяющих знания о мире, новых открытиях и явлениях2.
Таким образом, очевидна актуальность исследования отражения идей устойчивого развития в научно-популярных журналистских текстах. Глобальное изменение климата, альтернативные источники энергии, устойчивые города и другие экотемы становятся интересом международного масштаба. Научно-популярные издания, обладая широкой тематикой, способны представлять устойчивое развитие через различные жанры — от «сухой» информационной заметки, увлекательного трэвел-репортажа (экологический репортаж из путешествия в данном случае является способом демонстрации опыта разных стран в решении тех или иных экологических проблем), до красочного фоторепортажа, иллюстрирующего работу ветрогенератора.
Новизна данной научно-исследовательской работы заключается в детальном изучении и сравнении актуальных текстов немецкой и российской версии журнала GEO, в которых отражены идеи устойчивого развития.
Объект исследования — научно-популярный международный журнал GEO.
Предмет исследования — тексты российских и немецких авторов GEO, содержащие идеи устойчивого развития.
Целью исследования является выявление инструментов создания контента экологической тематики в досуговой журналистике через анализ и сравнение материалов немецкой версии GEO с российским изданием.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• проанализировать современное состояние экологической журналистики в России и Г ермании, выделить направления и функции экологической журналистики;
• определить место проблематики устойчивого развития в экологической журналистике и выделить темы, через которые устойчивое развитие освещается в научно-популярной журналистике;
• проанализировать положение журнала GEO на медиаландшафте Г ермании и России;
• сравнить экологические тексты немецкой и российской версии журнала GEO.
Теоретическую базу ВКР составляют исследовательские труды в сфере досуговой журналистики Л. Дускаевой, Т. Редькиной, А. Литвиненко. В вопросах устойчивого развития и экологической журналистики исследовательская работа опирается на труды А.Давыдовой, Л. Кохановой, Т. Шумилиной, Ш. Фридмана.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: контент-анализ, наблюдение, сравнение и исторический метод. Нами были проведены экспертные интервью с главным редактором журнала GEO в России и экологическими журналистами.
Эмпирическую базу исследования составляют номера российского и немецкого издания GEO, вышедшие с июля 2015 по апрель 2016 года. Выборка была обусловлена тем, что целью ВКР является проследить современное состояние экологической журналистики. Кроме того, в декабре 2015 года в Париже прошла Конференция ООН по климату, где было разработано новое международное климатическое соглашение. На наш взгляд, событие стимулировало интерес научно-популярных СМИ к экологии.
Хронологические рамки эмпирического исследования охватывают период с июля 2015 года по апрель 2016 года.
Цели и задачи исследования определили его структуру следующим образом: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения. В первой главе рассматривается понятие «экологическая журналистика», анализируется место концепции устойчивого развития в рамках экологической журналистики. Мы выделили потенциальные темы журналистских произведений, которые отражают идеи устойчивого развития. Во второй главе определяется подход в освещении «зеленых» тем российской и немецкой редакцией журнала GEO, приводится сравнение немецких и российских экологических текстов издания с точки зрения их жанрового и композиционного разнообразия. В Заключении, подводя итоги, мы обобщили инструменты создания журналистских произведений об устойчивом развитии в немецком и российском GEO.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследования мы проанализировали международный научно-популярный журнал GEO. Издание является примером досугового СМИ, где публикуются тексты о различных аспектах устойчивого развития и экологии. В ходе работы мы выявили общие черты и различия в стратегии освещения «зеленых» тем немецкой и российской версиями издания.
Результатами анализа современного состояния экологической журналистики Г ермании и России, ее взаимосвязи с международным курсом на устойчивое развитие — стали следующие положения:
1. Экологическая журналистика взаимосвязана с социо-культурными и политическими изменениями. Современная экологическая журналистика Германии и России выросла из «зеленых» движений, которые набрали силу во второй половине XX века. Из немецких экологических движений впоследствии сформировалась партия «зеленых», которая является влиятельным актором на политическом поле Германии. Высокий уровень экологического сознания немцев связан с активной деятельностью партии «зеленых», а также с провозглашенным Ангелой Меркель «энергетическим поворотом» (Energiewende) — отказом от атомной энергетики и почти полным переходом на возобновляемые источники энергии к 2025 году. Таким образом, экологические темы присутствуют в Германии на федеральном уровне, составляя информационную повестку дня. Для России характерна иная ситуация: партия «зеленых» фактически не имеет силы, экологические темы реже обсуждаются на федеральном уровне.
2. Концепция устойчивого развития на сегодняшний день является одной из нитей, формирующей тематическое поле экологической журналистики. Актуальные экологические темы связаны с идеями устойчивого развития. Опираясь на определение термина и список «Целей устойчивого развития ООН» мы выделили следующую классификацию тем, которые отражают концепцию устойчивого развития: «зеленая» экономика и технологии; изменение климата; рациональное потребление; проблема отходов; экология города; защита водных ресурсов; защита лесных ресурсов; защита биологического разнообразия; проблемы атомной энергетики и обращения с радиоактивными отходами.
3. Для современной российской экологической журналистики характерна географическая централизация медиа. Часто региональные истории продолжают оставаться таковыми, так и не заняв место в повестке федеральных СМИ. Для российской модели экологической журналистики характерно эпизодическое проявление «зеленых» тем в СМИ. В Германии мы наблюдаем противоположную тенденцию. Каждая крупнейшая общественная немецкая газета включает отдельную рубрику «Экология». В настоящее время в Германии и России активно развиваются специализированные издания о «зеленом» образе жизни и устойчивом развитии. Новые российские экологические издания представлены в большей мере в Интернете.
4. Устойчивое развитие и экология занимают важное место в концепции научно-популярного журнала GEO как в Германии, так и в России. Различия в подходе двух редакций присутствуют на тематическом уровне: для немецкого GEO характерен более глобальный и гуманистический посыл (устойчивое развитие ради будущих поколений). В экологических текстах GEO присутствует акцент на практичность, бытовую полезность. На наш взгляд, это связано с разным отношением к экологии немецкой и российской аудиторий.
Чтобы определить, как вышеперечисленные особенности влияют на функционирование экологической журналистики, мы проанализировали тексты об устойчивом развитии в российской и немецкой версиях журнала GEO. В ходе анализа обозначился тематический спектр экологических материалов изданий и их жанрово-композиционные особенности.
Теме экологии в российском GEO посвящена отдельная рубрика «Экодайджест», в которой публикуются новости о научных исследованиях и открытиях в области экологии. Самый высокий процент в рубрике составляют новости о «зеленых» технологиях — 25%, которые подобраны с учетом их полезности применения на практике. Материалы об отходах занимают четверть всего спектра тем рубрики. В них также прослеживается ориентированность на практическую полезность. Можно сказать, что новости рубрики относятся к «сервисной журналистике», которая направлена на удовлетворение утилитарных потребностей аудитории.
Раздел «Экодайджест» представлен только в российском GEO. В немецкой версии издания специализированные экологические рубрики отсутствуют. Тем не менее, контент-анализ изданий без учета рубрики «Экодайджест» показал, что в немецкой версии эко-ориентированные тексты встречаются чаще, чем в российском издании (23 и 18 текстов соответственно). В немецком GEO представлен полный спектр тем устойчивого развития, которые мы выделили в нашей классификации. В российском GEO не освещаются проблемы атомной энергетики и рационального потребления. Однако в российском издании чаще встречаются тексты о проблеме отходов, что вновь демонстрирует ориентирование российской редакции на бытовой аспект материала.
Контент-анализ жанрового и композиционного разнообразия экологических текстов немецкой и российской версии журнала GEO показал, что различные аспекты устойчивого развития реализуются во всех видах журналистских жанров: информационных, аналитических и художественно- публицистических. Для текстов российского GEO характерно строгое выстраивание композиции в соответствии с устойчивыми композиционными схемами того или иного жанра. Нами было обнаружено, что в немецком GEO прослеживается «размывание» жанров. Кроме того, в эко-ориентированных материалах немецкой редакции встречаются тенденции, которые сегодня считаются более характерными для онлайн-журналистики: новые визуальные инструменты представления информации вроде комикса, внедрение новых способов подачи информации — формат «карточек» как пример объяснительной журналистики.
Мы предполагаем, что рост мировых инвестиций в «зеленые» технологии, популярность экологичных брендов и реализация государствами-членами ООН «Целей в области устойчивого развития» будут стимулировать интерес международных СМИ к «зеленым» темам. В России 2017 год объявлен Годом экологии. На наш взгляд, благодаря тематическим мероприятиям роль экологической проблематики в российских медиа возрастет. Научно-популярный журнал GEO является примером того, как сложные экологические темы могут быть преподнесены массовой аудитории интересно, в стиле инфотейнмента и при этом на высоком качественном уровне. Опыт издания может быть интересен как журналистам, специализирующимся на экологической тематике, так и широкому кругу медиаэкспертов.


I. Книги на русском языке
1. Бегун Т. В. Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов. Пермь: Меркурий, 2012.
2. Журналистика сферы досуга. Учебное пособие. Под ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. СПб., 2012.
3. Королев В.А. Экологическая журналистика. Учебное пособие. Симферополь, 2008.
4. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения: учеб.-метод. пособие. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013.
5. Ростоцкая Ю. Журналы путешествий: тенденции развития // Журналистика в 2004 году: СМИ в многополярном мире: материалы Междунар. Науч.-практ. конф. Ч.2. М., 2005.
6. Коханова Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама. М.: Юнити-Дана, 2007.
7. Литвиненко А.А. Репортаж: искусство повествования: практическое пособие. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013.
8. Экологическая журналистика. Сборник статей. Под ред. А.В. Давыдовой, А.С. Смоляровой. СПб., 2011.
9. Устойчивое развитие в России. Под ред. С.Бобылева, Р.Перелета. СПб., 2013.
10. Фридман Ш.М., Фридман К.А. Пособие по экологической журналистике. Бангкок, 1988.
на иностранном языке
11. Lampert M., Wespe R. Storytelling fur Journalisten (Praktischer Journalismus). UVK, 2013.
12. Frome M., Green ink: an introduction to environmental journalism. Salt Lake City, 1998.
13. Jane M.L., Greenburg M.R., Sachsam D.B., Rogers M.R., The Reporter’s Environmental Handbook. London, 2003.
II. Диссертации и авторефераты диссертаций
14. Трухан А.Б. Развитие массовых демократических движений в ФРГ в 70-х - начале 80-х годов. М., 1984.
15. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика в региональных политических процессах: на примере Архангельской области. СПб., 2012.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ