Введение 3
1. Появление и развитие дизайна 6
1.1 Понятие дизайна. История его появления 8
1.2 Факторы развития дизайна 13
2. Дизайн как фактор развития культуры индустриального общества 23
2.1 Влияние дизайна на развитие предметной среды 23
2.2 Дизайн и культурная идентичность 29
3. Советский дизайн как результат влияния европейской промышленной цивилизации на культуру СССР 36
3.1 Конструктивизм 36
3.2 60-70-е годы 49
Заключение 56
Список литературы 59
Дизайн — сравнительно молодой, в связи с чем, еще недостаточно изученный феномен материальной культуры, уходящий корнями к началу XIX века. В истории культуры это время характеризуется вступлением общества в индустриальную эпоху, сменой ручного труда машинным производством, изменением отношения к вещи и к предметной среде, в которой пребывает человек. Вместе с тем, посредством технического развития открываются новые возможности межкультурной интеграции, технического оснащения предметного пространства, что помогает художественной культуре нового времени стать фактором творческой модернизации материальной культуры, а также способствовать формированию фигуры нового человека, способного существовать в рамках технически - оснащенного мира и развивать его.
Дизайн, как составляющая часть художественного проектирования, сформировался под влиянием на него таких сфер, как: социология, психология, культурологи, эстетика. Кроме того, дизайн развивается в соответствии с развитием истории и культуры, что делает его отличительным феноменом, присущим определенному региону, его самобытности, истории развития и национальной отличительности.
Приведенные доводы характеризуют актуальность работы. В эпоху развития сферы художественного формообразования и индустриализации культуры, необходимым является определение места человека в ней, а также изучение трансформации его взглядов на культуру нового и новейшего времени. Теоретическим обоснованием работы являются труды зарубежных и отечественных исследователей социологии, эстетики, психологии, культуры и философии дизайна. Среди них приводятся примеры эстетически - нравственного изучения феномена дизайна Дж.Рёскина и У. Морриса, эстетического исследования Г.Земпера, концептуального рассмотрения дизайна В. Аронова и В.Глазычева, а также философского анализа Н. Бердяева, В. Беньямина и Э.Бегенау. К публицистическим источникам относятся: российский журнал “Теория моды”, зарубежные “Interni”, “Domus”, "Casabella", “Modo”.
Целью работы является определение понятия дизайна, установление его временных рамок и факторов, повлиявших на его развитие. При этом необходимо исследовать дизайн не только, как феномен культуры, сформировавшийся под ее влиянием, но и как фактор, влияющий на ее развитие. А теоретическая основа зарубежных и отечественных исследований помогают исследовать художественное проектирование с точки зрения психологии, философии, культурологи и социологии.
Многообразность дизайна устанавливает также необходимость рассмотрения степени влияния на его развитие национальной идентичности. В изучении этого вопроса необходимо понять, как дизайн способен развиваться в рамках определенной культуры, отличительной от культуры региона, а также, как дизайн той или иной национальности может повлиять на другие. Поэтому, необходимо определить место европейского дизайна в мире, выявить пути его становления, рассмотреть школы и организации, способствующие развитию дизайна предметной среды Запада. Особое внимание в рассмотрении этого вопроса необходимо уделить дизайн - ориентированной стране-Италии.
В рассмотрении отличительных черт Европейского дизайна и формировании культурного кода итальянского дизайна также необходимо рассмотреть основные европейские школы дизайна и промышленной культуры, существовавшие в XX веке. Определить, как и насколько они повлияли на развитие предметной среды, как повлияли на формирование национальной отличительности и как оценивались исследователями XX века.
Целью работы является определение роли итальянского дизайна в материальной культуры Европы, обоснование того, как и почему дизайн Италии стал национальной философией, и как она повлияла на промышленную культуру других стран. В связи с этим, в работе рассматривается степень влияния итальянского дизайна XX века на развитие советской культуры. Для этой цели необходимо установить степень регионального влияния дизайна Италии на культуру Советского Союза, формирование его самобытных образцов материальной культуры и предметной среды.
Таким образом, можно сказать, что значимость работы заключается в анализе зарубежных и отечественных концепций такого малоизученного феномена культуры, как дизайн. Определения степени взаимного влияния культуры и дизайна. При рассмотрении этого вопроса важное влияние должно быть уделено особенностям развития регионального дизайна, а также тому, как его самобытность способна повлиять на культуру другого государства. В связи с этим, объектом исследования является итальянский дизайн: отличительность его развития в рамках культуры Запада, а также степень его влияния на формирование советской культуры.
Подводя итоги, можно сказать, что дизайн - это относительно молодой, малоизученный, но важнейший для цивилизационного развития феномен культуры. Его изучение возможно с точки зрения социального, психологического, культурологического и эстетического подходов. Зародившись только в начале XIX века, в результате промышленных революций, повлекших за собой переход общества к индустриальной эпохе, промышленное декорирование глубоко проникло в культуру повседневности современного человека. Именно поэтому, социокультурный анализ дает возможность представить дизайн как социальный феномен, возникший вследствие трансформации общественного сознания, а с другой - как самостоятельно зародившийся и развивающийся феномен культуры.
В ходе исследования было также установлено, что дизайн не только был сформирован развитием культуры и всех тех сфер, которые она объединяет, но и сам способен влиять на ее формирование. Были приведены философские, культурологические, социологические, эстетические и экономические концепции дизайна, выдвинутые зарубежными и отечественными авторами. Среди них: Дж. Рёскин, У.Моррис, Г. Земпер, Н.Бердяев, В. Беньямин, Э.Бегенау, А. Мазаев, А. Зименков, Э.Г. Цыганкова и другие.
Благодаря этому, была также выявлена связь культуры и национального кода, взаимовлияние друг на друга которых создает феномен регионального дизайна. На примере итальянского дизайна можно резюмировать, что культурный код региона определили: многонациональность Апеннинского полуострова, культурная интеграция, как следствие политического влияния. Минимальное воздействие европейских промышленных школ позволило Италии уйти от общих художественных мер проектирования и развить уникальную философию художественного проектирования.
Как следствие отличительной методологии организации предметной среды, региональный дизайн Италии привел её к статусу лидирующей в сфере дизайна страны. Это является причиной возрастания популярности на продукцию итальянского производителя на мировом рынке.
В ходе исследования были рассмотрены способы и причины влияния европейского дизайна в целом и итальянского в частности на советскую культуру. Можно подвести итог, что отечественная культура и дизайн в своем развитии ориентированы преимущественно на достижения Запада. Доказательством этого могут быть промышленные выставки, организованные по европейскому примеру, развитие образовательной структуры, соответственно, повышение статуса дизайна, как профессиональной сферы промышленной культуры. Кроме того, существенным является организация предметной среды на предприятии, организация рабочего процесса персонала, в целях повышения уровня качества товара. Причиной ориентированности советской культуры на Запад являются начавшиеся в первой половине XX века пятилетки, целью которых было поднять отечественную экономику и техническое развитие до европейского уровня. Также важно заметить, что интеграция промышленно-технических идей Запада и Италии в культуру Советского Союза продолжалась и во второй половине XX века, когда социалистическая культура приняла характер идеологии, а подражанию Западу не поощрялось общественным устоем. Проникновение европейско-итальянских концепций материальной культуры и художественного проектирования осуществлялось посредством европейских СМИ, публицистики, художественной и научной, промышленным выставкам, обмена профессиональными кадрами.
Тем не менее, можно говорить о том, что при влиянии итальянского дизайна на советский, каждый из них сохранил свою национальную отличительность. Европейские достижения в СССР перенимались активно, но не достаточно эффективно. Экономический уровень не мог позволить развить промышленную серийность в таком объеме, чтобы в полной мере удовлетворить общественные потребности. Итальянский дизайн, воплощающий в своей основе индустриальные идеи, стремился к новаторству и максимальному использованию технических ресурсов. Тем не менее, для Советского Союза европейский рынок и концептуальные основы Итальянской промышленной культуры являлись источниками образовательной сферы и методологии феномена индустриальной эпохи. В то время, как для итальянских исследователей и проектировщиков Советский Союз был перспективен ввиду отсутствия определенной дизайнерской школы, а соответственно, открывал возможности для реализации европейских практик художественного проектирования предметной среды.
1. Абрамова А.А. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН. 1918-1930. В кн. Московское высшее художественно-промышленное училище. Под ред. 3. Быкова.1. М., 1965.
2. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Бондарь В.В. История архитектуры градостроительства и дизайна: Учебник. - М.: Логос, 2001В, 2004.
3. Аронов В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. ВНИИТЭ. М., 1992.
4. Бегенау Э. Г. Функция, форма, качество. М., 1969.
5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.
6. Бердяев Н. А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники//Вопросы философии, 1989.
7. Вебер М. Избранное: Кризис европейской культуры. // СПб., 1999.
8. Воронов Н. В. Российский дизайн. Т. 1-2. М., 2001.
9. Гидион. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1984
10. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть, 2006.
11. Земпер Г. Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика. М., 1970.
12. Зименков П.П. - М., Наследие, 2000.
13. Катанян В.А. Краткая летопись жизни и работы В.В. Маяковского. М., 1939.
14. Кнабе Г. С. Образ бытовой вещи как источник исторического познания // Вещь в искусстве. Материалы научной конференции. 1984 (Вып.ХУП). М., 1986.
15. Коккинаки И. К вопросу о взаимосвязях советских и зарубежных архитекторов в 1920-1930-е годы / И. Коккинаки // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. - М.: Советский художник, 1976.
...