Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Rhythmos и aesthesis: топология чувственности

Работа №130825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы45
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Тело и телесные практики
1.1. Концептуализация тела
1.2. Телесные практики в исторической перспективе ............................. 10
Глава 2. Редуцированная чувственность и практики ее преодоления. 20
2.1. Иммануил Кант
2.2. Жан-Франсуа Лиотар
2.3. Жорж Батай
Глава 3. Aesthesis и rhythmos
3.1. Aesthesis
2.2. Rhythmos
Заключение
Список литературы..

Проблема чувственности – это вопрос, который еще не был задан в истории философии. Поэтому нет никаких общих мест, которые смогли бы сконструировать ход рассуждений в тексте. Основной тезис, из которого мы будем исходить и который мы будем разворачивать в работе – это тезис о редуцированной чувственности. Редуцированная чувственность есть такая чувственность, полнота которой сведена к одному ее элементу, и этот элемент заменяет собой другие способы и альтернативы чувственных переживаний. Проблема редуцированной чувственности проскользнула еще у Карла Маркса, который заявил, что всю полноту чувственных переживаний мы заменили единственно одним – чувством обладания. Позднее Жиль Делез и Феликс Гваттари покажут, что эдипизация, как тоталитаристский дискурс, вывела сексуальность на первый план и свела весь поток чувственных переживаний в поле сексуальности. Чувство обладания, сексуальность – это лишь примеры редукции чувственности, но они демонстрируют общую тенденцию.
Одним из ключевых моментов, обуславливающих проблему сжатой чувственности, является конфигурация человека как пребывающего в состоянии нехватки. Конститутивным моментом нехватки является ее невозможность наполнения. Чревоугодники едят, даже когда живот переполнен, ведь не голод является толчком для обжорства, а нехватка, внутренняя, онтологическая нехватка, для которой обжорство – лишь один из сценариев, по которому можно следовать. И отношение к еде сводится к ее поглощению, без остатка впитать ее в себя, властвовать над ней с помощью уничтожения. Наполняться при таком режиме можно, но достичь полноты нельзя. В наших реалиях нехватка упрочняется, рынок подстегивает нас к большему потреблению, а когда мы потребляем, создается иллюзия наполняемости. И только когда становится тошно, мерзко или просто некомфортно пребывать в этом теле, с этими потребностями, с вечной жаждой и голодом – тогда встает вопрос о том, как работает наша чувственность.4
Рассуждения ведут к вопросам заботы о себе, воспитание чувственности, о различного рода практиках, способных перестроить конституцию тела. Первое, что приходит на ум, это предельные практики экстатического характера, практики, известные еще древним грекам и имеющие свою актуальность вплоть до нашего времени. Здесь имеется в виду фигура Жоржа Батая, который продемонстрировал нам, что экстаз и экстатическое выбивает нас из нашего нынешнего состояния и подпускает к подлинному.
Однако экстатические практики не единственно возможный путь для преодоления редуцированной чувственности. Греческая форма заботы о себе, стоические практики самоконтроля, идиоритмия – все это есть способы преодоления сжатого тела, сжатой чувственности. Это скрупулёзные практики, основанные на познании с одной стороны и работе по самовоспитанию с другой. Каждой из практик будут посвящены отдельные фрагменты текста. Нужно уточнить, что на этом список практик не заканчивается, однако эти три варианта являются наиболее яркими и приметными в истории культуры.
Исходя из вышесказанного работа делится на введение, три главы и заключение. Поскольку чувственность определенным образом локализована, первая глава посвящена телу, его концептуализации и исторической развертке. Тезис о редуцированной чувственности путь и не был заявлен громко в истории философии, но не раз обыгрывался в разных контекстах. В связи с этим во второй главе настоящей работы мы переходим к раскрытию тезиса о сжатой чувственности и там же демонстрируем ряд практик, способствующих преодолению этой сжатости. В третьей главе концептуализируются два понятия – aesthesis и rhythmos, как необходимые конститутивные элементы, собирающие чувственность и задающие тон умному расщеплению субъекта.
Проблема редуцированной чувственности крайне актуальна сегодня,
когда уже общим местом стало несогласие с установками на потребление, с дискурсами власти и биополитикой, но не было еще громко сказано ни о5 сжатом теле, ни о редуцированной чувственности, которые есть важный момент человеческого. Продемонстрировать эту важность и попытаться создать категориальный аппарат для дальнейших размышлений – вот цель и задача настоящей работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ситуация, в которой мы пребываем сейчас – это ситуация постмодерна в посткапиталистическом мире. Умер Бог, но его смерть «похожа на то явление, когда свет тысячелетия назад погасшей звезды еще виден, но при всем своем свечении оказывается чистой “видимостью”!»68; умер пролетариат, о котором говорил Маркс и на которого он возлагал надежды.
Стратегии Маркса и Ницше открыли возможность появлению постмодерна, позволили расщепить субъекта, «освободить наши речи и действия, наши сердца и наслаждения от фашизма»69, но человек остался в положении Беликова – в калошах и с зонтиком, скрюченный и скукоженный.
Редуцированная чувственность – это проблема, которая еще не была поставлена. Поэтому всякие рассуждения о чувственности в контексте истории философии приводят к скрупулёзному собиранию крупиц, из которых можно было бы составить основу для категориального аппарата.
В работе была последовательна продемонстрирована данная проблематика. Все начинается с тела. Тело здесь представлено не только как носитель чувственности, не только как тело-порог, но и как самостоятельный предмет разговора. Исторически так сложилось, что о теле говорят в контексте души, ума, рассудка. Сложно сказать, кто именно был зачинателем «новой» традиции тела. Можно говорить о философии тела в контексте вышеназванных Ницше и Маркса, Фрейда и позднего Гуссерля. Но в постмодернистском смысле пожалуй первым стал говорить А. Арто: «Дав человеку тело без органов, ты освободишь его от всех автоматизмов и вернешь ему истинную свободу»70. Арто задал пафос всей последующей традиции, определил интонацию, в которой речь о теле будет производиться: тело, которое мы имеем сейчас, автоматизировано, механицизировано. Оно не актуализирует свой потенциал. Если угодно, тело не телесно.
Во многом благодаря Ж.Делезу теперь можно говорить о теле как о чем-то не вторичном. Мы чувствуем автоматизмы тела, «когда нам до смерти надоедает видеть своими глазами, дышать своими легкими, глотать своим ртом, говорить своим языком, думать своими мозгами, иметь анус, глотку, голову и ноги»71. Это чувство, если его не игнорировать, если к нему прислушиваться, становится точкой несогласия с буржуазно сконструированным телом. И мы вынуждены трансформировать чувственность. Опыты трансформации мы заимствуем из религии.
И, несмотря на то, что Бог умер, христианство оставило нам много полезных и серьезных теоретических и практических стратегий. Все начинается с практик молчания, которые помогают отстраниться от шума, в первую очередь от того шума, который мы сами каждый день воспроизводим.
И в какой-то момент молчание начинает звучать: это звук собственного ритма.
Чуткие люди смогут услышать его, некоторые смогут подключаться к этому ритму с относительной регулярностью, и только «брахманы» будут жить ритмично. Значит задача – стать брахманом постмодернистского типа, Орфеем XIX века: тем, кто может свой ритм услышать и создать.
Итак, мы показали в работе сжатое тело, влияние дискурсов власти на конституирование буржуазного тела и сложность преодоления этой буржуазной обертки. Далее были продемонстрированы ряд практик, которые иллюстрируют пути преодоления и перевоспитания редуцированной конфигурации чувственности. И здесь стоическая традиция заботы о себе как практики длинною в жизнь оказывается как никогда актуальной, ведь невозможно показать на завершенный образ воспитанного человека, и забота о чувственности есть важный момент самосозидания


1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: «Coda»,
1997.
2. Агамбен Дж. Нагота. – М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2014.
3. Агамбен Дж. Тела славы. // Агамбен Дж. Нагота. – М.: ООО
«Издательство Грюндриссе», 2014
4. Арендт Х. Vita activa, или деятельной жизни - СПб.: Алетейя, 2000 г.
5. Барт Р. Как жить вместе: романтические симуляции некоторых
пространств повседневности. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
6. Батай Жорж Внутренний опыт / Пер. с франц., послесловие и
комментарии С. Л. Фокина. — СПб.: Аксиома, Миф- рил, 1997.
7. Батай Ж. Из «Слез эроса» // Танатография Эроса: Жорж Батай и
французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 1994.
8. Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология: Пер. с фр. / Cocт.
С.И. Зенкин. - М.: Ладомир, 2006.
9. Бенвенист Э. Общая лингвистика.— M.: Едиториал УРСС, 2002
10.Бергсон А. Материя и память. СПб., 1914
11.Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж.
Делёз, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред.
В. Кузнецов. — Екб: У-Фактория, 2007
12.Делёз Ж. Логик смысла / Пер. с фр. Я.И. Свирского. — М.:
Академически Проект, 201143
13.Делез, Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез,
Феликс Гваттари; пер. с франц. и послесл. Я. И. Свирского; науч. ред.
В.Ю. Кузнецов. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. – 895 с.
14.Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта.
Бергсонизм. Спиноза. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
15. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. – СПб.: Алетейя, 2000. (Античная
библиотека)
16.Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. – М.: «Греко-латинский
кабинет» Ю.А.Шичалина, 1997
17.Кант И. Критика чистого разума. – М.: Эксмо, 2012.
18.Кант И. К 19 Критика способности суждения. Пер. с нем. — М.:
Искусство, 1994.
19.Лефевр Α. Производство пространства / Пер. с фр. — М.: Streike Press,
2015
20.Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард. Метафизические исследования.
Выпуск 4. Культура.. –СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997.
21.Лиотар Ж.-Ф. Anima minima. – СПб.; Москва: Machina, 2004.
22.Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad
Marginem’93. М., 1994..
23.Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Государственное
издательство политической литературы.
24.Мосс. М. Опыт о даре. – М.: Университет книжный дом. 2011.
25.Ницше Ф. Так говорил заратустра. – М.: Издательство АСТ, 2016
26.Павич. М. Пейзаж написанный чаем. // Перевод с сербского Н. Вагаповой и Р.
Грецкой.- СПб.: Азбука, Амфора, 1998
27.Павич. М. Писать во имя отца, во имя сына или во имя духа братства? –
Изд.Иностранная литература №6, 1998
28. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолствующих. – М.: Канон, 1995.44
29.Платон Сочинения в четырех томах. Т. 1-4 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева
и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та;
«Изд-во Олега Абыш- ко», 2006.
30.Подорога В. Феноменология тела. – М.:Ad Marginem, 1995.
31.Рансьер Ж. Разделяя чувственное. – СПб.: Издательство Европейского
университета, 2007
32.Фрагменты ранних греческих философов / Изд. А. В. Лебедев. М., 1989.
Ч. 1
33.Фокин С.Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай. – СПб.: Изд-во Олега
Абышко, 2002.
34.Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж
де Франс в 1981–1982 учебном году / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. —
СПб.: Наука, 2007.
35.Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. – Киев: Дух и литера;
М.: Рефл-бук, 1998.
36.Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. – М.: Ad marginem,
1999.
37.Фуко М. Технологии себя. // Логос. 2008. №65.
38.Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. — М.: Издво «Весь Мир», 2003.
39.Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Хайдеггер М. Время и бытие:
статьи и выступления. – СПб.: Наука, 2007
40.Чехов А. П. Ч 56 Человек в футляре; Повести и расска- зы./Худож. С.
Алимов. — М.: Худож. лит., 1980.
41.Эвола Ю. Метафизика пола. – М.: Беловодье, 1996.
42. Artaud A. CEuvres completes, t.XIII. P., 1974
43.Bernd Bösel. Affective Synchronization, Rhythmanalysis and the Polyphonic
Qualities of the Present Moment // Timing of Affect: Epistemologies of
Affection, 201445
44. Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton: Princeton University Press,
2004

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ