Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическая подходы к анализу элит как предмету исследования политической науки 7
1.1 Многомерное понятие «элиты», базовые подходы к описанию объекта 7
1.2 Исторические предпосылки формирования элитологии и ее основных исследовательских программ 10
Глава 2. Особенности становления элитных групп в новейшей истории Российской федерации 20
2.1. Предпосылки и условия трансформации элит в постсоветский период 20
2.2 Механизм и особенности реализации процесса национализации элит 29
Глава 3. Эмпирическое исследование мнения экспертного сообщества о содержании, механизмах и перспективах реализации процесса национализации элит в РФ 41
3.1 Описание теоретико-методологических особенностей эмпирического исследования 41
3.2 Анализ полученных результатов 47
Заключение 51
Список литературы 54
РФ стремится повысить полноту и степень суверенитета как в политическом отношении, так и в глобальных экономических процессах разделения труда. Для этого необходимо предпринять ряд долгосрочных стратегических шагов, в том числе и в плане повышения независимости различных групп политических и иных элит страны от влияния внешних по отношению к нашей стране акторов. Эта задача многократно артикулировалась в программных выступлениях и публикациях В.В.Путина, Д.А.Медведева, В.И. Матвиенко, В.В.Володина и других политических лидеров нашей страны, в том числе и в выступлениях лидеров оппозиционных политических сил.
В 2012 Владимир Путин поставил задачу, которая получила обобщённое название «национализация элиты». Целью было сделать элиту открытой для народа, «прозрачной» и подконтрольной именно населению страны, а не внешним акторам. Элите запрещается иметь двойное гражданство и иметь счета за пределами России, необходимо декларировать доходы всей семьи, запрещено финансировать политические партии. В совокупности все вышеперечисленные меры называются «национализацией элиты» и именно таким образом далее в своей работе буду понимать этот термин и использовать его как рабочее определение.
Владимир Путин в декабре 2012 года в обращении к Федеральному Собранию призвал поддержать инициативу, в сумме с рядом других законодательных и административных мер в последствии получившую название «национализация элиты»: «Прошу поддержать законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции.». 1
Валентина Ивановна Матвиенко 19 августа 2013 года сделала заявление, в отношении истечения трехмесячного срока, который предполагает избавиться сенаторам от активов за границей или покинуть свой пост: «Наши парламентарии должны показывать пример патриотичности, и закон ориентирует их на это. Средства следует держать на российских, а не иностранных счетах, чтобы они работали на российскую экономику».2 В ряде публицистических, журналистских и политологических работ после 2012 года данный сложный и многоплановый процесс получил обобщенное название «национализация элит» Российской Федерации. Без обретения национальной элитой подлинной самостоятельности будет невозможно говорить о полном и всестороннем суверенитете страны и ее политики, как внутренней, так и на внешнеполитической арене. Различные аспекты реализации этого многопланового процесса и являются основным предметом исследования моей работы.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена: эффективностью экономического, социального и политического благополучия любого государства, которое в значительной мере зависит от качества социального управления, суверенитета страны, а значит от государственного управления и от людей, представляющих структурные власти, от их способности и умений, компетентности и профессионализма. В настоящее время элиты, которые являются главным субъектом реформирования в российском обществе, определяют основные направления институтов, вырабатывают и принимают стратегические решения. В последнее время воздействие санкций активно влияет на деятельность страны, что может подорвать суверенитет и работу чиновников, способных взаимодействовать с другими странами, что отразится на интересах страны и граждан РФ. Для использования данного подхода управления элитой в будущем, необходимо изучить процесс национализации элиты в РФ в данный момент и определить результативность такого направления.
Объект исследования - различные группы элит Российской Федерации.
Предмет исследования - процесс и механизмы «национализации политических элит» Российской Федерации.
Цель исследования - выявить особенности формирования российской элиты в современной России, а так же исследовать предпосылки, механизм и перспективы реализации процесса национализации элит.
Для этого были поставлены следующие задачи:
• Определить концептуальные основы понятия «элита», «политическая элита», «национализация элиты», «суверенитет»;
• Определить основные методологические подходы к проблеме «национализации элиты» в современной России;
• Выработать методологию эмпирического исследования на базе качественного анализа;
• Провести опрос среди профессиональных групп: политологов, представителей СМИ, представителей малого и среднего бизнеса, государственных чиновников по проблеме «национализации элиты» в России.
Теоретико-методологическую базу исследования составили отечественные и зарубежные научные работы в социально-гуманитарных областях знаний. Основой для работы составили базу: Г.К. Ашин, А.И. Юрьев, Н.А. Баранов, С.И. Бойко, О.В. Гаман-Голутвина, И.И. Лукашук, А.А. Ивлев, В.В. Легчилин, Ж. Боден, А.С. Ахременко.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991-2016 годов, который даёт возможность изучить формирование новой российской элиты и проследить реализацию проекта по «национализации элиты».
Эмпирическую базу исследования составили:
• Документальные источники (Федеральные законы, распоряжения Правительства Российской Федерации, а также официальные и неофициальные (внутренние) документы.
• Медиа-источники (сообщения федеральных, региональных СМИ)
• Материалы качественных исследований, проведенных автором работы.
Методы исследования:
• Качественный анализ документов;
• Экспертные интервью;
• Институциональный анализ.
Научная новизна исследования определяется как постановкой проблемы, так и получения результатов. Защита суверенитета страны в период санкций становится актуальной проблемой Российской Федерации для защиты страны и граждан, «национализация элиты» позволяет не только выявить компетентных чиновников, но и привлечь граждан к взаимодействию с государством.
Структура Работа состоит из введения, трех глав по два параграфа в каждой, заключения, списка использованной литературы.
Современная политология особое значение и внимание уделяет роли элиты, потому что от её деятельности зависит реформирование и трансформация страны в Российском обществе. Элита определяет направления развития политических институтов, принимает важные политические решения на разных уровнях власти, решает стратегическое и экономическое развитие страны и другое. Если элита объединена и целостна в своей группе - это способствует стабильности политической системы. Налаженная работа элиты обеспечивает развитие образования, экономической деятельности, единой идеологии для страны и затрагивает большое количество сфер деятельности. Определение элиты по Вильфредо Парето в большей степени подходит к моей работе, поскольку в работе регулярно акцентируется внимание на компетентность государственных служащих и их деятельности.
Политическая деятельность - это особый вид профессионального направления. Политическая элита интегрирует общество, принимает решения и исполнения, создает новые отношения за пределами России с другими странами, изменяет социальное пространство, а также несёт ответственность перед всеми гражданами страны, определяет, как население будет жить дальше.
В начале 1990-х годов сформировалась новая элита, которая будет нести ответственность перед обществом. Если элита не будет регулярно обновляться новыми кадрами, в частности юными специалистами, она будет медленно переходить в застой или вовсе приведёт к упадку страны. Важно определить не только функциональность политической элиты, нужно обратить внимание на её независимость, эффективность её деятельности.
Для заинтересованности и активности политической деятельности необходимо тщательно выбирать активного, честного управленца.
На протяжении более 25 лет политическая элита неоднократно меняла состав своих рядов. Йозеф Шумпетер предложил теорию о демократии, которая интерпретировалась как борьба элиты за доверие избирателей. Именно мы, граждане, должны быть уверены в составе элиты и их деятельности, чтобы все делалось на благо народа, а не использовалось в корыстных целях для себя и своих близких.
Для благоприятной деятельности политической элиты было разработано направление по «национализации элиты». Этот процесс позволит не только сделать ещё один шаг к суверенитету страны, но и отслеживать их материальное состояние. В состав элиты входят чиновники, олигархи, военные и многие другие, однако чиновники - это публичные люди, а значит граждане должны видеть их работу, доходы, все то, что поспособствует объединению страны и привлечёт граждан к политической активности.
Для направления «национализации элиты» уже приняты законы, и развитие процесса обсуждается на высшем уровне. В настоящее время действует: «Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ» и «Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 460». В ближайшее время скорее всего процесс продолжится в виде принятия новых законов о процессе национализации. Так же процесс поддерживается большинством политических лидеров: Валентиной Матвиенко, Владимиром Путиным, Дмитрием Медведевым, Сергеем Нарышкиным, Владиславом Сурковым и другими.
Чтобы понять настроение граждан и определить их политическую активность и объективно оценить проблемы «национализации элиты», в России был проведен открытый опрос среди профессиональных групп: выпускников факультета политологии, политологов, представителей СМИ, представителей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и Ленинградской области, государственных служащих.
По результатом опроса автором исследования были сделаны выводы: большая часть респондентов все же понимает, что такое «национализация элиты», однако их чуть больше половины, около 60%. Этот процесс имеет большое значение для граждан РФ, но люди, даже те, кому близка эта тема, не могут точно отвечать на вопросы под таким названием. Кроме этого и большая часть не верит в работу данного направления и считают, что в совершенстве суверенитет достигнут не будет, но 40% респондентов все же готовы поддерживать это направление.
Все опрошенные респонденты ответили, что хотят видеть в составе элиты честных, компетентных, «болеющих» за свое дело, однако не все понимают, что национализация элиты способствует этому в перспективе.
Национализация элиты необходима для суверенитета страны чтобы развиваться. Ж. Боден создал теорию о суверенитете и понимает её как абсолютную власть государства над людьми, принадлежащие к этому государству. Суверенитет необходим для каждого государства, чтобы следовать своему пути развития.
На национализации элиты необходимо акцентировать больше внимание и освещать через СМИ, тогда у граждан появится осознание данного процесса и свою очередь появится политическая активность и поддержка среди населения.
Необходимо продолжать исследования в этой предметной области, так как она чрезвычайно важна для устойчивого и гармоничного развития российского государства и общества.
1. Gellner E. Natsii i natsionalizm [Nations and Nationalism]. Moscow, 1991, р. 127, p. 23
2. Perkins J. Ispoved' ekonomicheskogo ubiytsy [Confessions of an Economic Hit Man]. Moscow, Pretekst Publ., 2012.
3. Ахмедов Б.А. Условия достоверности информации в социологическом опросе. Баку: 2011. - 87 - 91 с.
4. Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учебное пособие/ А.С. Ахременко. М.: 2006. - 73 - 79 с.
5. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М.: Наука, 2000. - 136-137 с.
6. Бойко С.И. Национальная идея, «национализация» элиты и суверенитет России. Москва: 2015. - 376 - 381 с.
7. Болдонов А.Л. Современные кадровые реалии и необходимость обновления элит / А.Л. Болдонов, И.С. Болдонова. Улан-Удэ: Статья в сборнике трудов конференции, 2016. - 118 - 126 с.
8. Гаман-Голутвина О. В. Метафизика элитных трансформаций в России // Полис (Политические исследования) № 4. М.: 2012. - 23-40 с.
9. Горюнов В. В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии: автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург: 2007. - С. 7.
10. Ивлеев А.А. К вопросу о содержании категории «суверенитет» в связи с установлением Вестфальской системы международных отношений. М.: 2014. - 158 - 161 с.
11. Куприянова З. Текучесть рабочих кадров / З. Куприянова, Е. Антонсенков. Новосибирск: Наука, 1980. - 231 с.
12. Легчилин В. В. Национализация элиты как общественная потребность. М.: Гуманитарный вестник, 2014, вып. 3.
13. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М.: Wolters Kluwer Russia, 2008. - 250 c.
14. Магомедов А., Никеров Р. От Большого Каспия до Сахалина. Характер и рубежи борьбы за энергоресурсы Северной Евразии на этапах посткоммунизма. Ульяновск: УлГУ, 2011. - 97 - 98 с.
15. Магомедов А., Никеров Р. От Большого Каспия до Сахалина. Характер и рубежи борьбы за энергоресурсы Северной Евразии на этапах посткоммунизма. Ульяновск: УлГУ, 2011. - 18 с.
...