Введение 3
1. Тематический комплекс стихотворений Л.С. Мерзликина 5
2. Анализ стихотворения «А у нас на Алтае кислица» 7
3. Психологическое обоснование использования стихотворения в литературном развитии детей дошкольного возраста 11
4. Воспитательное значение стихотворения13
Заключение 14
Список использованных источников 15
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми обществом к развитию личности: изменения, затрагивающие все сферы жизни, происходят гораздо интенсивнее, нежели 20 – 30 лет назад, вследствие чего человек с ранних лет должен научиться осмыслять большой объем информации, на основе которой принимать оптимальные решения. Оптимальным временем обучения и воспитания является дошкольный возраст. В семье, а затем в образовательных организациях разного направления ребенок постепенно приобретает навыки, помогающие успешной социализации. Качество связей зависит не только от коммуникативной направленности личности, но и от общей эрудиции. Это подтверждают воспитатели, подчеркивающие, что рядом с детьми, которые многое знают, всегда собираются сверстники.
Первоначальные представления ребенка о мире складываются благодаря художественной литературе. Педагоги знакомят воспитанников с лучшими образцами отечественной классики. В круг детского чтения обязательно входят произведения, созданные региональными мастерами художественного слова. К их числу относится Л.С. Мерзликин (1935 – 1995), член Союза писателей России. Родившийся на Алтае, он работал корреспондентом в одной из местных газет; после окончания Литературного института имени Горького писал стихи и поэмы; удостоен звания лауреата литературной премии имени В.М. Шукшина. С произведениями поэта знакомят воспитанников детских садов, школьников, учащихся колледжей, студентов вузов.
Объект исследования – процесс литературного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование стихотворений Л.С. Мерзликина в литературном развитии детей дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить эмпирическим путем возможность использования стихотворений Л.С. Мерзликина в литературном развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать тематику стихотворений Л.С. Мерзликина;
2) проанализировать стихотворение «А у нас на Алтае кислица»;
3) представить психологическое обоснование использования стихотворения в литературном развитии детей дошкольного возраста;
4) выявить воспитательное значение стихотворения.
Методы исследования: теоретические (обзор источников по теме исследования) и эмпирические (биографический метод).
Теоретическую базу исследования составили источники, сгруппированные по нескольким направлениям. В первую вошли литературно-критические статьи и монографии, посвященные проблемам развития лирики Алтая; среди авторов, в чьих трудах осмыслен искомый вопрос, назовем С.С. Каташева, Н.М. Киндикову, Г.В. Кондакова, В.И. Чичинова. Во второй группе объединены работы по теории литературы, написанные М.М. Бахтиным, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунским, В.Е. Хализевым. В третьей группе находятся источники, в которых представлена психолого-возрастная характеристика детей дошкольного возраста: Т.А. Комаровой, С.А. Козловой, Д.Б. Эльконина. К четвертой группе отнесены научные публикации, касающиеся различных аспектов литературного развития детей дошкольного возраста: М.П. Воюшиной, Н.Я. Мещеряковой, О.С. Ушаковой.
Структура. Настоящая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.
На основании результатов работы можно сделать вывод о возможности использования стихотворений Л.С. Мерзликина в литературном развитии детей дошкольного возраста. Доказательство осуществлялось поэтапно. Вначале проанализирован тематический комплекс произведений алтайского поэта. Самую большую группу составили художественные тексты, в которых автор размышляет о малой родине, природе, о животном мире. Равнозначное количество занимают стихи об отчем доме, тоске, стремлении вернуться в тот возраст, когда мир казался идеальным. Среди других тематических пластов отметим социальные связи (любовь к женщине, взаимодействие с окружающими и наблюдение), трудовую деятельность. На следующем этапе исследования осуществлен анализ стихотворения «А у нас на Алтае кислица». Установлены стихотворный размер и ритмическая организация теста; описаны сюжетно-композиционные особенности; охарактеризованы средства реализации авторской идеи, отраженные на разных уровнях: морфемном, лексическом, синтаксическом; описаны средства образности.
Следующий этап был связан с психологическим обоснованием использования стихотворения в литературном развитии детей дошкольного возраста. Доказательство базировалось на описании психических процессов – мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти, речи, поскольку они участвуют в переработке информации. Сделан вывод о том, что произведение Л.С. Мерзликина целесообразнее всего включить в календарно-тематический план по работе с детьми седьмого года жизни. Подготовленность всех психических процессов позволит им воспринять и понять художественный текст, согласно авторскому замыслу. Заключительный этап работы связан с обоснованием воспитательного значения стихотворения. Поскольку содержание произведения охватывает разные сферы жизни, то поэтический текст «А у нас на Алтае кислица» может стать отправной точкой для работы в рамках всех образовательных областей.
1) Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. – М: Литрес, 2019. – 326 с.
2) Богумил Т.А. Гидропоэтика Алтая: реки // Имагология и компаративистика. – 2022. – №17. – С. 287-315.
3) Колесникова Е.В. Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «От звука к букве. – М.: Бином, 2019. – 64 с.
4) Кузьмина В.С. Обогащение словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр // Проблемы педагогики. – 2018. – №3(35). – С. 61-64.
5) Литература Алтая: пособие для учителей / С.А. Мансков, Е.И. Балакина и др. – Барнаул: АКИПКРО, 2017. – С. 188-204.
6) Мерзликин Л.С. Поклон: Избранные стихотворения. – Барнаул: Август, 2010. – 152 с.
7) Саитгалина Э.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №1. – С. 101-105.
8) Хомич Э.П. Литература Алтая в движении времени: сб. метод. матер. / Сост. Т.А. Старцева; ред. Т. В. Смелова. – Барнаул: РИО АКУНБ, 2012. – С. 6-9.