Введение 3
1. Алтайский поэт И.Ф. Мордовин: особенности авторского стиля 4
2. Темы и мотивы лирики И.Ф. Мордовина 7
3. Анализ стихотворения И.Ф. Мордовина «Кот-великан» 10
Заключение 14
Список использованных источников 15
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективной значимостью детства как самостоятельного периода в жизни человека. За небольшой отрезок времени ребенок усваивает громадный объем информации о мире, который совсем скоро предстоит ему преобразовывать. Знакомство с действительностью начинается через родное слово – прозаическое и поэтическое. Стихи поэтов Алтая детям рассказывают в дошкольном возрасте. Так, в произведениях И.Ф. Мордовина находят отражения явления и объекты, знакомые каждому ребенку. Стихи «У кого что», «Детские сравнения», «Кот-великан» включены в хрестоматию «Литература Алтая в детском чтении»: они показывают малышу, чем заняты его сверстники.
Объект исследования – творчество И.Ф. Мордовина.
Предмет исследования – использование творчества И.Ф. Мордовина в литературном развитии детей дошкольного возраста.
Цель исследования – на основе обзора творчества И.Ф. Мордовина доказать, что произведения поэта могут быть использованы в литературном развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) выявить особенности авторского стиля алтайского поэта И.Ф. Мордовина;
2) перечислить темы и мотивы лирики И.Ф. Мордовина;
3) проанализировать стихотворение И.Ф. Мордовина «Кот-великан».
Методы исследования: анализ источников по теме, биографический.
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные различным аспектам развития лирики Алтая: И.А. Бедаревой, С.С. Каташ, Н.М. Киндиковой, Г.В. Кондакова, Т.К. Шутиной, В.И. Чичинова.
Структура. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
На основании результатов работы можно сделать вывод о том, что стиль И.Ф. Мордовина является той отличительной чертой, по которой угадывается перо мастера слова. Основы были заложены в подростковый период, когда произошло знакомство с творчеством С.А. Есенина. Ясность мысли, простота слова, точность фразы оказали эмоциональное влияние на Ивана, уловившего связь между поэтической речью и действительностью. Интерес к литературе, возникший в школьные годы, перерос в постоянное увлечение творчеством: даже в студенческие годы молодой человек не оставлял попыток стать литератором. После медицинского института он поступил в литературный институт, преподаватели которого научили чувствовать ткань художественного текста. Образование стало благодатной основой для самореализации: И.Ф. Мордовин начинает публиковать произведения не только в местных, но и всесоюзных изданиях. Труды оценены по достоинству (автор стихотворений был удостоен звания лауреата престижного регионального конкурса).
Стиль поэта находит отражение в выборе тем и проявлении мотивов. Тематический комплекс образуют следующие группы: любовь, Родина, связь поколений, война в Афганистане и Чечне. Мотивный комплекс, прослеживаемый в произведениях, образуют такие пары, как духовный и физический путь, жизнь и смерть, любовь и измена, поиск Бога и греховность, природа. Стихотворение И.Ф. Мордовина «Кот-великан» включено в хрестоматию, адресованную детям дошкольного возраста. Обоснование: простота мысли, доступность информации для восприятия ребенка. Короткие предложения не перегружены сведениями, что обеспечивает понимание художественного текста. Стихотворение может быть использовано в рамках педагогической работы по организации познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Целесообразно в совокупности с другими произведениями автора.
1) Гаджиахмедова М.Х. Эволюция понятия стиль художественной литературы в отечественном литературоведении // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2021. – Т.36. – №3. – С. 54-61.
2) Гусейнова Т.В. Ритм как атрибут художественного стиля писателя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – №1(79). – Ч.1 – С. 15-19.
3) Идиостиль и ритм текста: коллективная монография / Е.И. Бойчук, И.А. Воронцова, Е.В. Шляхтина. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. – 184 с.
4) Катренко Н. Алтайский поэт Иван Мордовин отметил 70-летие // Вечерний Барнаул. – 2018. – 18 сентября
5) Козьма М.П. Заглавие как способ декодирования художественного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №10 (74): в 3-х ч. Ч. 1. – С. 85-87.
6) Литература Алтая в детском чтении: читайка раннего детства: хрестоматия / сост. Л.Н. Зинченко. – Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. – 447 с.
7) Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: Интелвак, 2001. – 1600 с.
8) Состояния пространства: поэтическая антология авторов ЛПФ «Август» –лауреатов краевых литературных премий / Ред.-сост. В.Е. Тихонов. – Барнаул, 2008. – 312 с.
9) Токмаков В. Авангардисты (истинная история литобъединения «ЭРА») // Ликбез: литературный альманах. – 2009. – №15. – С. 128-139.