Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования аграрного лобби в современной России

Работа №130613

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы104
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛОББИЗМА 8
1.1 Основные подходы к определению лоббизма 8
1.2 Су бъекты лоббистской деятельности 19
1.3 Институционализация лоббизма в постсоветской России 25
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АГРАРНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 33
2.1 Формирование политического представительства АПК 33
2.2 Аграрное лобби в Государственной Думе РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 98

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время лоббистская деятельность приобретает все большее значение в системе государственного управления, а именно в процессе выработки и принятия государственных решений. В политологическом дискурсе лоббизм рассматривается как оказание давления на органы государственной власти со стороны различных общественных групп, имеющих свой специфический интерес (политический, экономический, социальный и т.д.). В сложившихся условиях, бизнес, различные социальные группы, региональные и отраслевые элиты активно используют механизмы, которые могут позволить оказывать влияние на процесс выработки государственной политики и получать в связи с этим наибольшую выгоду, отсюда возрастающий интерес к различным видам лоббирования. Таким образом, влияние лоббистской деятельности накладывает большой отпечаток на все сферы современной политической и экономической жизни общества.
Во-вторых, в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ 30 января 2010 года1, продовольственная безопасность Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности по обеспечению национальной безопасности страны и важнейшим условием по достижению стратегически важной национальной цели - повышение уровня качества жизни российских граждан. Однако в современных условиях развитие отечественного АПК осложняется рядом серьезных трудностей, накладывающих на него солидные ограничения по обеспечению продовольственной независимости сраны. К основным проблемам следует отнести: членство России в ВТО и участие в региональных интеграционных объединениях на экономическом пространстве СНГ, что увеличивает открытость российского рынка сельскохозяйственной продукции, обуславливающее повышение угроз устойчивому развитию АПК; украинский кризис, последующее присоединение Крыма и конфликт с западными странами, что привело к введению различных экономических санкций против России; реорганизация Таможенного союза в Евразийский экономический союз при обострившемся противостоянии России и Запада и повышение его интенсивности в ответ на объявленное российским государством эмбарго на закупку импортного продовольствия; падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам по причине резкого снижения цен на экспортируемые углеводороды.2
Исходя из этого, вопрос о развитии отечественного агропромышленного комплекса и отстаивании его интересов на государственном уровне в настоящий момент является чрезвычайно важным и актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. С середины прошлого века отмечается неуклонный рост научного интереса к исследованию теории групп интересов, а затем к изучению сущности, различных видов и механизмов осуществления лоббистской деятельности. Однако стоит отметить, что круг работ, посвященных непосредственно отраслевому лоббизму, а именно, деятельности аграрного лобби, чрезвычайно узок, что позволяет говорить о недостаточном объеме проработанности темы в политологическом дискурсе.
В XX веке в западной политической мысли начинают возникать исследования, впоследствии заложившие основу научного анализа особенностей групп интересов и лоббистской деятельности, а именно труды следующих ученых: А. Бентли, Г. Трумэн, М. Дюверже, Ж.Блондель, Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, Ф. Шмиттер и др3.
Феномен лоббизма также вызывает большой интерес различных российских исследователей, это связано с тем, что это явление новое для российской политической и научной действительности, поскольку советская наука рассматривала лоббизм только как буржуазный феномен и отвергала его существование в политической системе Советского Союза. Вследствие этого, изучение лоббизма в отечественной науке началось с 90-х годов XX века и изначально опиралось на анализ американской и западноевропейской сложившейся лоббистской практики - Н. Зяблюк, Н. Прохода, М. Шуровский и др4.
Такие российские исследователи, как С. Перегудов, Н. Лапина, И. Семененко, А. Павроз5 посвятили большую часть своих трудов вопросу группового представительства интересов. Труды В. Лепехина, А. Любимова, П. Толстых, А. Нещадина6 и др. посвящены теории лоббизма и проблемам его правового регулирования. Также П. Толстых, А. Вуйма7 и др. обращали свое внимание на особенности механизмов функционирования лоббистской деятельности в современных российских политических институтах.
Непосредственно изучению аграрного лоббизма в России посвящены труды С. Заики, Г. Урбанской и О. Землянской8.
Эффективность представительства аграрных интересов в Государственной Думе анализируется в работах П. Толстых, О. Лагутина и П. Иванова9.
Объектом выпускной квалификационной работы является лоббизм в современной российской политической системе.
Предмет исследования - институт аграрного лоббизма в современной России.
Основная цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении тенденций развития аграрного лоббизма в системе политического представительства интересов в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение нескольких исследовательских задач:
1. Раскрыть содержание понятия лоббизм в концептуальном аппарате политологии;
2. Исследовать основные субъекты лоббистской деятельности;
3. Охарактеризовать процесс институционализации лоббизма в постсоветской России;
4. Проанализировать особенности формирования политического представительства агропромышленного комплекса;
5. Выявить особенности деятельности аграрного лобби в процессе принятия стратегических решений в Государственной Думе Российской Федерации.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории заинтересованных групп. Также различные нормативные и законодательные акты РФ: Указы Президента РФ, Федеральные законы РФ и т.д.
Методологической базой исследования являются структурно-функциональный и неоинституциональные подходы. В качестве метода анализа данных для исследования использовались традиционный анализ нормативных документов, обзор политического размежевания в Государственной Думе на основе серии политических карт и статистические методы обработки данных - анализ индекса специфичности, анализ одномерных распределений, микроанализ таблиц сопряженности и факторный анализ.
Эмпирическая база исследования. Для исследования голосовательного поведения депутатов Государственной Думы относительно аграрных законопроектов проблематично использовать традиционные опросные методы сбора первичных данных, поскольку они являются труднодоступной и закрытой группой населения, поэтому в работе представлено изучение исключительно вторичных данных.
В качестве источника информации о деятельности Государственной Думы в период до 2003-го года использовалась база данных проекта ИНДЕМ- Статистика. ИНДЕМ-Статистика - постоянный проект фонда ИНДЕМ с 1990 года, основным содержанием которого являлось исследование политических позиций депутатов российских органов представительной власти на основе результатов их поименных голосований.10 Источником информации относительно поименного голосования депутатов Государственной Думы РФ VI созыва явился официальные интернет-порталы «Система анализа результатов голосований на заседаниях Государственной Думы»11 и «Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности»12.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование лоббистской деятельности и процесса принятия политических решений показывает, что группы интересов, в том числе и отраслевые, в качестве субъектов формирования государственной политики являются значимой составляющей современного политического процесса в России.
Существование групп интересов и осуществление ими лоббистской деятельности обусловлено необходимостью выполнения следующих функций: влияние на эффективность работы аппарата государственной власти, обеспечение артикуляции и агрегации общественных и корпоративных интересов. Группы интересов создают каналы коммуникации между государством и обществом и участвуют в информировании органов власти по профильной проблематике.
В нашей работе представлен анализ многочисленных научных подходов к содержанию понятия лоббизм в концептуальном аппарате политологии, который обнаруживает: во-первых, высокий интерес отечественных исследователей к этому социально-политическому институту; во-вторых, уровень развития самого лоббизма как института в России. Тем не менее, в научном и политическом сообществе отсутствует единый взгляд на это явление, и продолжаются дискуссии относительно понятия и сущности лоббизма.
В работе делается вывод о том, что институционализация лоббистской деятельности на практике в современной России также еще не завершена, и не созданы цивилизованные формы лоббистской деятельности групп давления, что, в первую очередь, обусловлено отсутствием нормативно-правового регулирования лоббистской деятельности. Отсутствие специального закона и государственного контроля заставляет группы давления искать скрытые неформальные механизмы воздействия на органы власти.
Основная цель исследования заключалась в выявлении тенденций развития аграрного лоббизма в системе политического представительства интересов в современной России. Аграрный лоббизм - это процесс по продвижению интересов компаний отечественного АПК в органах государственной власти.
К настоящему времени сформирована система различных государственных органов и организаций, которые представляют аграрные интересы: Министерство сельского хозяйства, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, Комитет Совета Федерации по аграрно­продовольственной политике и природопользованию, АККОР, АССАГРОС, Комиссия по делам агропромышленного комплекса при РСПП и широкая сеть отраслевых сельскохозяйственных союзов. Таким образом, в российской экономике наблюдается институционализация и усиление агарного лобби.
Также, большое значение в системе представительства аграрных интересов имеет представительство в Государственной Думе, поскольку структура законодательного органа адаптирована для эффективного обслуживания групповых интересов.
Для анализа политического представительства аграриев был проведен анализ политического размежевания в Государственной Думе на основе серии политических карт, которые иллюстрировали бюджетное лоббирование аграрной фракции (АПР, позднее АПГ) на протяжении I, II и III созывов. Как показывает проведенное нами исследование, аграрное лобби в Государственной Думе в постсоветский период традиционно вынуждено искать баланс между левой идеологией, которая отвечает интересам большинства избирателей, поддерживающих аграриев - крестьянства, и близостью с партией власти, которая обладает максимальными экономическими и административными ресурсами в силу поддержки Правительства, что повышает эффективность лоббирования интересов крупного агробизнеса и отрасли в целом. Было отмечено, что происходило постепенное смещение аграриев вдоль оси «реформизм — антиреформизм» в сторону оппозиции правительству, увеличению бюджетных расходов и полному слиянию по бюджетному голосованию с КПРФ.
На примере результатов голосований в Государственной Думы в течение 1999 года были рассмотрены особенности голосовательного поведения и лоббистской деятельности аграриев во время из самостоятельного парламентского представительства. Был использован анализ индекса специфичности, который демонстрирует, проявились ли в ходе голосования за тот или иной законопроектой специфические групповые интересы одной из фракцийфракции. Среди таких законопроектов были выделены ФЗ «Об акцизах» и «Об особенностях создания и правового положения акционерных обществ в сельском хозяйстве» и описаны механизмы, с помощью которых аграрии лоббировали свои интересы по данным вопросам
Необходимо отметить, что после потери Аграрной партией России, которая стояла у истоков формирования аграрного лобби в современной России и была преемницей советских аграрных лоббистских структур, поддержки со стороны избирателей, аграрии лишились значимого политического представительства в Государственно Думе. Это, с одной стороны, снизило объемы их лоббистского ресурса, но, с другой стороны, стало толчком к поиску новых каналов лоббирования своих интересов в органах государственной власти, создания новых институтов и организаций, представляющих аграрный интерес и выработки новых механизмов давления.
Были выявлены особенности аграрного лоббирования в государственной Думе на современном этапе на примере голосовательного поведения депутатов VI созыва. С помощью факторного анализа были выделены пять зон интересов в парламенте: зона максимального интереса до украинского кризиса, зона максимального аграрного интереса после украинского кризиса, зона ограниченного аграрного интереса, зона интереса ЛДПР и зона интереса «Справедливой России».
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что условиях сложной геоэкономической и политической ситуации проблема институционализации лоббизма, и развития аграрного лоббизма в частности, получила особую актуальность в отечественном дискурсе. Государство вынуждено выстраивать конструктивный диалог с представителями АПК для совместного стимулирования сельскохозяйственного производства.
Следует еще раз подчеркнуть, что в современных условиях необходимо развитие института цивилизованного аграрного лоббизма, чтоб он стал элементом системы эффективного управления агропромышленным комплексом. Эффективное управление стимулирует развитие компаний агропромышленного комплекса и повысит инвестиционную привлекательность отрасли. Данная проблема политической науки является актуальной и в теоретическом, и в практическом плане.


1. Автономов, А. C. Правовая онтология политики (к построению системы категорий) / А. С. Автономов. — М.: Инфограф, 1999. — 383 с.
2. Алтухов, А. И. Агропромышленный комплекс России в условиях формирования Евразийского Экономического Союза и членства в ВТО / A. И. Алтухов // Международный научно-производственный журнал "Экономика АПК". — 2015. — № 1 (243). — С. 88-95.
3. Антонова, З. Г. Взаимоотношения государства и бизнеса в России на современном этапе развития / З. Г. Антонова // Известия Томского Политехнического Университета. — 2009. — №6. — С. 34-37.
4. Благовещенский, Н. Ю. Политическая карта парламента: опыт исследования политического размежевания / Н. Ю. Благовещенский // Решение есть всегда. Сборник трудов Фонда ИНДЕМ, посвященный десятилетней годовщине его деятельности. — Москва, 2001. — С. 276-289.
5. Борхунов, Н. Государственная поддержка развития сельского хозяйствавозрастает / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России. — 2007. — №7. — С. 41-45.
6. Володин, В. М. Аграрная Россия: история, проблемы, перспективы / B. М. Володин, С. Н. Егоров, Р. А. Захаркина. — Пенза: Изд.-во Пензенского гос. ун-та, 2007. — 399 с.
7. Вуйма, А. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений / А. Вуйма. — СПб.: Питер, 2008. — 383 с.
8. Горбатов, А. В. Основы продовольственной безопасности России в период санкций / А. В. Горбатов // Фундаментальные исследования. — 2015. — №7-4. — С. 817-821.
9. Даль, Р. Полиархия, плюрализм и пространство / Р. Даль // Вопросы философии. — 1994. — № 3. — С. 37-48.
10. Денисова, И. Н. Проблемные аспекты кризисной трансформации аграрного сектора экономики в 1990-е гг / И.Н. Денисова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. — 2011. — №3. • С.23-32.
11. Доспан, С. О. Социально-политический аспект групп интересов как основного субъекта лоббизма / С. О. Доспан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2013. — №160. — С. 182-186.
12. Заика, С. Аграрный лоббизм: тенденции и приоритеты развития / С. Заика // Экономика сельского хозяйства России — 2003. — №6. — С.14;
13. Зарипов, А. В. Лоббизм в Российской Федерации / А. В. Зарипов // Всероссийский журнал научных публикаций. — 2011. — №9 (10). — С.71-72.
14. Заславский, Т. И. Лоббизм в России: исторический опыт и современные проблемы / С. Е. Заславский, Т. И. Нефедова // Право и политика. • 2000. — №2. — С. 23-27.
15. Захаров, А. В. Проблемы развития мелиорации в СССР: к вопросу об искажении отечественной истории / А. В. Захаров // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2011. — № 8 (14). Ч. III. — C. 92-95.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ