Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Символизм дома в немецкой живописи

Работа №130587

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Символизм как направление в культуре и живописи 6
1.1. Символизм и символ в семиотической трактовке 6
1.2. Особенности символистского метода 12
Выводы по первой главе: 17
2. Символизм в немецкой живописи 18
2.1. Символизм в работах немецких представителей изобразительного искусства 18
2.2. Символ как стилистическое средство в немецкой живописи в интерпретации дома 24
2.3. Новая вещественность 38
2.4. Бидермайер 43
Выводы по второй главе: 51
Заключение 54
Список использованных источников 58

Символизм - философская концепция, построенная на основе интерпретации понятия символа как первооснове бытия, мышления, личности и культуры. Его высшая цель - это цель культуры - сотворение нового человека.
Символизм не столько дает системный ответ на ряд литературных, мировоззренческих или общественных вопросов, сколько в слове и сквозь слово вслушивается и всматривается в некие ведомые только ему одному сигналы и знаки, артикулирует вопросы, придает рельефность глубинному, развоплощает и перегруппировывает — вводит в сферу неясного, сумеречного, переливчатого, того, что Ф.Ницше, ключевая фигура в символизме и воплощение его парадоксальности, назвал ситуацией «размыва контуров».
В узком смысле символизм - эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре. Символизм подчеркивает примат творчества над познанием, возможность в художественном творчестве преображать образы действительности. Символ есть образ, соединяющий в себе переживание художника и черты, взятые из природы. В этом смысле всякое произведение искусства символично по существу.
Как в методе, соединяющем вечное с его пространственными и временными проявлениями, встречаемся с познанием Платоновых идей. Искусство должно выражать идеи. Всякое искусство по существу символично. Всякое символическое познание идейно.1
Наиболее общим кратким определением семиотики является «наука о знаках». Она включает изучение любого «медиума» как некоторой «знаковой системы». И термин «наука», как считают некоторые, также является не вполне правильным, здесь следует говорить, скорее, об «изучении, исследовании» знаков, нежели о науке в том смысле, как мы говорим о биологии или физике как «науках».
Именно символизм дома и его атмосфера в работах немецких художников рассматриваемых направлений «Новой вещественности» и Бидермайера формирует определенное отношение автора к существующей действительности и его мнение в некотором плане исходит из происходящих событий в стране и мире. Таким образом, течения в живописи и характер дома и человека определены исторической составляющей, как окружающего мира, так и формирующейся действительности автора работ.
Особенности символизма дома и человека в немецкой живописи в данной работе имеют направления Новой вещественности и Бидермайера. Среди рассмотренных художников были проанализированы работы А. Канольдта, К. Мензе, Г. Шримпфа, Г.Даврингхаузена, , Р.Дишингера, Карла Барта, Георга Гросса, Отто Дикса, Макса Бекманна, Эберхардта Вигенера, Карла Гросберга, Г. Ф. Керстинга, Л. Рихтера, К. Шпицвега.
Целью данной работы является рассмотрение символизма дома в живописи немецких художников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности символизма и символа в семиотической трактовке.
2. Рассмотреть особенности символистского метода.
3. Изучить символизм в работах немецких представителей изобразительного искусства.
4. Проанализировать символ как стилистическое средство в немецкой живописи в интерпретации дома.
5. Проанализировать символизм дома в работах немецких художников направления Новой вещественности.
6. Проанализировать символизм дома в работах немецких художников направления Бидермайер.
Во время написания дипломной работы были использованы методы теоретического анализа литературы.
Работа состоит из двух глав, где в каждой главе по два и четыре параграфа, а так же введения, заключения, списка использованных источников. В первой главе были подробно рассмотрены аспекты символа и знака в семиотическом пространстве, так же были рассмотрены и особенности символистского метода с указанием художественных особенностей интерьера и дома в живописи. Во второй главе рассматриваются как особенности символизма дома в работах немецких художников, так и основные направления с представлениями о реалистичности показа дома и жизни в работах немецких художников.
В настоящее время важность знаний о знаковости и символичности окружающей действительности определяет не только уровень образованности человека в той или иной области знаний, но и предоставляет способность видеть невидимое или зашифрованное художественным символом.
Сохранение и использование в изучении культуры позволяет не только повышать свою образовательную составляющую, но и способствовать сохранению, преумножению и передачи культурного кода для последующего поколения.
Использование различного рода методик для изучения культуры посредством символов и знаков определяет возможность разностороннего восприятия материала и улавливание тонкостей и особенностей изображения дома, человека в работах мастеров.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом в первой главе были подробно рассмотрены аспекты символа и знака в семиотическом пространстве, так же были рассмотрены особенности символистского метода с указанием художественных особенностей интерьера и дома в живописи.
На основании рассмотренного материала можно выделить некоторые значимые аспекты.
Композиционных элементов знаковой ситуации в классическом варианте - три: обозначаемый предмет (любой фрагмент действительности), его умственный образ любого порядка, носителем которого является субъект, и сам медиум - или медиатор-знак, также любого вида и происхождения.
Следует подчеркнуть, что в сфере художественно-экспрессивного познания (искусство, литература, религия) существуют и функционируют все эти варианты знаково-символических средств; структура знаковых ситуаций в сфере культуры зависит от степени символичности искусства, вида искусства и т.д.
Объектами семиотических исследований в настоящее время служат любые искусственные и естественные знаковые системы: язык, миф, обряд, литература, кино, изобразительное искусство, музыка, а так же история, сам человек и феномен жизни.
Символизм и импрессионизм в живописи, «серебряный век» русского искусства ищут тайный мистический смысл и взаимосвязь явлений. Центральное место в мировоззренческой системе символизма занимает проблема выявления скрытой реальности и определение реализма.
Концепция символизма нашла удивительное и выразительное средство для выявления трансцендентной действительности - символ.
Проблема интерьера в теории и практике живописи соотносилась с реализацией множества задач: композиционно-пространственного решения, художественного осмысления образов разных типов и характеров, человеческих судеб, жизни народа в их историко-событийных связях той или иной эпохи.
В данной главе были рассмотрены как особенности символизма дома в работах немецких художников, так и были рассмотрены основные направления с представлениями о реалистичности показа дома и жизни в работах немецких художников.
На основании представленного материала можно сделать некоторые выводы.
Символизм в работах немецких авторов развивался со временем вместе с культурой. Смысловая структура символа многослойна и определяет тщательную работу и познание наблюдателя и исследователя.
Таковы многие древнейшие символы изобразительного искусства, которые со временем входят в состав орнамента. Орнамент в изобразительном искусстве широко используется в оформлении дома как интерьера, так и оформление снаружи.
Символ возникает в момент слияния плана содержания и плана выражения, иначе говоря — представления, сложившегося в сознании человека благодаря знаку и его изобразительной форме. В результате такого слияния знак, не изображающий конкретный предмет, становится его " представителем".
Следовательно, можно отметить, что символу присущи три основные свойства:
• расширение и углубление смысла единичного предмета с выходом за границы его собственного содержания;
• придание этому смыслу аксиологической ценности (в отношении к человеку);
• подвижность символического смысла (переходящая с одного предмета на другой).
Символическое значение имеют не изображаемые предметы или идеи, а отношения форм и цветов, вызывающие у человека запредельные образы. Если форма остается просто формой, она не имеет художественного смысла.
Художественный образ одновременно и уже и шире своего символического значения.
Анализируя символическую природу художественного мышления в разных творческих методах и исторических типах искусства, можно выстроить определенный ряд ступеней "восхождения" от конкретно-предметного содержания к наивысшему проявлению символичности.
Представители и мастера новой вещественности старались противопоставить бурному хаосу буржуазного общества и лихорадочному ритму жизни образы ясного мистифицированного предметного мира. Художники "Новой вещественности" (А. Канольдт, К. Мензе, Г. Шримпф и др.) невольно выражали в своих произведениях ощущение отчуждённости отдельной личности от бездушной, механистической действительности.
Таким образом, предметность и фактичность Новой вещественности определенно продолжала дело дадаизма.
Бидермайер, согласно этимологической нагрузке термина, составляет органику немецкой культурной традиции и образует некоторую параллель романтизму и одновременно «пересечение» с ним.
Для живописи бидермейера (Г. Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег в Германии, М. Швинд, Ф. Вальдмюллер в Австрии) характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей.
Неслучайно бидермайер связывают с буржуазным искусством, так как он выражает образ жизни среднего класса того времени. Этот стиль отличается удобством и функциональностью предметов, слегка упрощенными и измененными классическими формами, отсутствием идеологии, приближенностью к потребностям человека.
Действительно, для бидермайера характерна поэтизация простых человеческих ценностей: домашнего уюта, семейного счастья, выражающих мировоззрение обывателя и мещанина. По своей сути бидермайер подражателен и провинциален.
Следует отметить, что романтизация обыденного мира представляется в полной мере и определяет домашний уют не в наличие и богатстве материала, а в особенностях эстетических позиций.
В данном случае для бидермайера характерна поэтизация простых человеческих ценностей.
Особенное развитие получает в бидермайере бытовой жанр, который нередко взаимодействует с историческим и портретным (групповые, семейные в интерьере или на фоне приветливых пейзажей, воспевающие домашний уют, радость, семейные добродетели).
Бидермайер связан с романтизмом, но отличается от него ограниченностью и узостью проблематики.
Итак, теоретическая значимость работы позволяет оптимизировать поиск изучения методики и так же тема важна для исследования направлений в немецкой живописи и особенностей описания дома в живописи немецких художников.
Таким образом, можно отметить, что практическая значимость работы заключается в том, что работа предназначена в первую очередь для студентов культурологической специальности при подготовке к практическим занятиям и углубленном изучении знаковости и символичности живописи.
Исследования в данной работе, как и сама работа, могут быть использованы в педагогической деятельности при осуществлении обучения курсу культурологии и истории культуры.


1. Абстракционизм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //kartinu.com/article/32.html
2. Бидермейер, Советский энциклопедический словарь, М., 1984, с. 138
3. Бидермайер в Германии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lektsiopedia.org/lek-23672.html
4. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. - М: Республика, 1994
5. Бранский В. Искусство и философия. М.1999
6. Горелов, Р.Г. Рисунок и живопись интерьера / Р.Г. Горелов. - М.: Искусство, 1978
7. Журнал научных публикаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jumal.org/articles/2011/filos 1 .html
8. Ильина Н.В. Формальный символизм художественного образа // Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2002.- С. 20-22
9. Ким В.В. Семиотические аспекты системы научного познания. - Красноярск: 1987
10. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 129-132
11. Макс Клингер. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.aurea- art.ru/news ? show id=3 84
12. Мечковская И.Б. Семиотика: Язык. Культура. Природа. // Курс лекций.М.: 2008
13. Михайлов А. В. Обратный перевод: Русская и западно-европейская культура. Проблемы взаимосвязей / А. В. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 2000
14. Мичальский, Sergiusz. Новая объективность. Кельн: Бенедикт Ташен. 1994
15. Новая вещественность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-drawing.ru/destinations-and-styles/1853-neue- sachlichkeit
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ