НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 13
1.1. Информационная безопасность государства с позиции политической
науки 13
1.2. Источники правового обеспечения информационной безопасности России 21
1.3. Содержание термина интернет-право и его источники 28
1.4. Теоретические методы и особенности правового регулирования сети
Интернет 37
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РФ 45
2.1. Проблемы информационной безопасности в России в политической сфере 45
2.2. Цели, задачи, принципы и механизмы правового регулирования сети
Интернет в РФ 51
2.3. Источники правового регулирования интернета в России 60
2.4. Проблема реализации конституционных прав и свобод российских
граждан в интернет-среде 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 13
1.1. Информационная безопасность государства с позиции политической
науки 13
1.2. Источники правового обеспечения информационной безопасности России 21
1.3. Содержание термина интернет-право и его источники 28
1.4. Теоретические методы и особенности правового регулирования сети
Интернет 37
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РФ 45
2.1. Проблемы информационной безопасности в России в политической сфере 45
2.2. Цели, задачи, принципы и механизмы правового регулирования сети
Интернет в РФ 51
2.3. Источники правового регулирования интернета в России 60
2.4. Проблема реализации конституционных прав и свобод российских
граждан в интернет-среде 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Всё возрастающая роль информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации является одной из основных характеристик современного этапа развития человечества . Образ жизни людей, их трудовая деятельность, досуг, и даже их множественные взаимодействия с государством в рамках гражданского общества претерпели на себе воистину революционное воздействие ИКТ.
Незаметно для большинства, ИКТ стали жизненно важным стимулом и фактором развития не только национальных экономик, но и общемировой глобальной экономики. ИКТ не просто помогают развивать коммуникацию между различными политическими и эконмическими акторами, но и открывают передо всем миром огромные возможности. Они позволяют как частным лицам, так и коммерческим организациям творчески и эффективно решать поставленные перед собой задачи. Не осталась незатронутой и сфера межнациональных глобальных коммуникаций: ИКТ оказали серьезное влияние на международные отношения в последние два десятилетия.
Как отмечает отечественный специалист в области информационной безопасности П. Шариков, «активное распространение, внедрение и использование информационных технологий быстро привело к тому, что эти технологии стали применяться не только как средство обмена и обработки информации, но и как способ нанесения ущерба» . В последние несколько лет термины с приставкой «кибер» получили широкое употребление в международно-политическом дискурсе и нашли свое отражение в стратегических доктринах не только государств, но и международных организаций.
Основной проблематикой в исследовании «безопасности информации» или «информационной безопасности» является трудность в определении природы, и что важнее, деструктивного потенциала информационных угроз. П. Корниш, бывший эксперт Лондонского Королевского Института Иностранных Дел (англ. Chatam House) приводит следующую классификацию информационных угроз :
1) противозаконный действия «хакеров - одиночек, т.е. взломщиков компьютерных сетей;
2) организованная преступность, действующая в глобальных интернет-сетях;
3) идеологический и вытекающий из него политический экстремизм;
4) информационная агрессия, проводимая государством как по отношению к собственными обществу, так и во внешних взаимоотношениях с другими международно-политическими акторами.
На сегодняшний день только первые две разновидности угроз из данной классификации обрели практическое воплощение в мировой политике. Что касается кибертерроризма и кибервойны между государствами, то они не являются явными и оформленными угрозами, которые, тем не менее, могут быть реализованы в будущем. Поэтому для политических элит зачастую сложно однозначно ответить на вопрос, действительно ли информационные атаки несут серьезную угрозу национальной безопасности .
Таким образом, вышеперечисленные элементы «проблемного поля» - отсутствие единого понятийного пространства и международно-правовых конвенций, значимая роль новых акторов международных отношений, непрозрачные механизмы воздействия в Интернет-среде - позволяют рассматривать глобальное информационное пространство как «серую зону» мировой политики. Как отмечают Д. Балуев и А. Новоселов, «серая зона» выглядит как «черный ящик», на входе в который мы имеем риски низкого уровня, порождаемые новыми акторами. На выходе же появляются серьезные угрозы существованию традиционных акторов - государств» .
Исходя из выше сказанного, отметим, что, раскрывая содержание термина информационной безопасности самым поверхностным образом, специалисты неминуемо приходят к вопросу о её (информационной безопасности) правовом статусе. Особое место среди бурно развивающихся вычислительных сетей занимает наиболее глобальная всемирная система сетей - Интернет. Состоящий из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей, Интернет также, как и другие сложные информационно¬коммуникативные сети, не находится под чьим-либо единоличным управлением, в том числе, какого-либо государства или коммерческой организации. Именно поэтому комплексное регулирование Сети довольно сложно, но вполне осуществимо. Возникающие в разнообразных политико-правовых средах дискуссии о государственном и правовом регулировании «Всемирной Паутины», так или иначе, сводятся к поиску ответа на вопрос: существует ли острая необходимость в нормативном регулировании Интернета, ровно, как и в специфической государственной политике по отношению к Сети. Возможно, ввиду отсутствия прямого и бескомпромиссного ответа на данный вопрос, всё ещё отсутствуют даже международно-правовые механизмы, позволявшие бы отстаивать суверенное право государств на регулирование в национальном сегменте интернета. Отсутствие норм, регулирующих межгосударственные отношения в этой сфере, затрудняют формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стабильного и равноправного партнёрства, как на уровнях G2G (межгосударственный), B2B (коммерческий), так и на уровнях B2G и G2B (взаимодействия государственной власти и бизнес-структур).
Незаметно для большинства, ИКТ стали жизненно важным стимулом и фактором развития не только национальных экономик, но и общемировой глобальной экономики. ИКТ не просто помогают развивать коммуникацию между различными политическими и эконмическими акторами, но и открывают передо всем миром огромные возможности. Они позволяют как частным лицам, так и коммерческим организациям творчески и эффективно решать поставленные перед собой задачи. Не осталась незатронутой и сфера межнациональных глобальных коммуникаций: ИКТ оказали серьезное влияние на международные отношения в последние два десятилетия.
Как отмечает отечественный специалист в области информационной безопасности П. Шариков, «активное распространение, внедрение и использование информационных технологий быстро привело к тому, что эти технологии стали применяться не только как средство обмена и обработки информации, но и как способ нанесения ущерба» . В последние несколько лет термины с приставкой «кибер» получили широкое употребление в международно-политическом дискурсе и нашли свое отражение в стратегических доктринах не только государств, но и международных организаций.
Основной проблематикой в исследовании «безопасности информации» или «информационной безопасности» является трудность в определении природы, и что важнее, деструктивного потенциала информационных угроз. П. Корниш, бывший эксперт Лондонского Королевского Института Иностранных Дел (англ. Chatam House) приводит следующую классификацию информационных угроз :
1) противозаконный действия «хакеров - одиночек, т.е. взломщиков компьютерных сетей;
2) организованная преступность, действующая в глобальных интернет-сетях;
3) идеологический и вытекающий из него политический экстремизм;
4) информационная агрессия, проводимая государством как по отношению к собственными обществу, так и во внешних взаимоотношениях с другими международно-политическими акторами.
На сегодняшний день только первые две разновидности угроз из данной классификации обрели практическое воплощение в мировой политике. Что касается кибертерроризма и кибервойны между государствами, то они не являются явными и оформленными угрозами, которые, тем не менее, могут быть реализованы в будущем. Поэтому для политических элит зачастую сложно однозначно ответить на вопрос, действительно ли информационные атаки несут серьезную угрозу национальной безопасности .
Таким образом, вышеперечисленные элементы «проблемного поля» - отсутствие единого понятийного пространства и международно-правовых конвенций, значимая роль новых акторов международных отношений, непрозрачные механизмы воздействия в Интернет-среде - позволяют рассматривать глобальное информационное пространство как «серую зону» мировой политики. Как отмечают Д. Балуев и А. Новоселов, «серая зона» выглядит как «черный ящик», на входе в который мы имеем риски низкого уровня, порождаемые новыми акторами. На выходе же появляются серьезные угрозы существованию традиционных акторов - государств» .
Исходя из выше сказанного, отметим, что, раскрывая содержание термина информационной безопасности самым поверхностным образом, специалисты неминуемо приходят к вопросу о её (информационной безопасности) правовом статусе. Особое место среди бурно развивающихся вычислительных сетей занимает наиболее глобальная всемирная система сетей - Интернет. Состоящий из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей, Интернет также, как и другие сложные информационно¬коммуникативные сети, не находится под чьим-либо единоличным управлением, в том числе, какого-либо государства или коммерческой организации. Именно поэтому комплексное регулирование Сети довольно сложно, но вполне осуществимо. Возникающие в разнообразных политико-правовых средах дискуссии о государственном и правовом регулировании «Всемирной Паутины», так или иначе, сводятся к поиску ответа на вопрос: существует ли острая необходимость в нормативном регулировании Интернета, ровно, как и в специфической государственной политике по отношению к Сети. Возможно, ввиду отсутствия прямого и бескомпромиссного ответа на данный вопрос, всё ещё отсутствуют даже международно-правовые механизмы, позволявшие бы отстаивать суверенное право государств на регулирование в национальном сегменте интернета. Отсутствие норм, регулирующих межгосударственные отношения в этой сфере, затрудняют формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стабильного и равноправного партнёрства, как на уровнях G2G (межгосударственный), B2B (коммерческий), так и на уровнях B2G и G2B (взаимодействия государственной власти и бизнес-структур).
В ходе изучения предмета исследования научной работы была определено решающие влияние ИКТ на жизнедеятельность всего общества в XXI веке, вызванное, в первую очередь, невероятной динамикой развития информационно-телекоммуникационных сетей, в особенности сети Интернет. С ростом влияния на все сферы жизни общества ИКТ, неизбежно встаёт вопрос об необходимости администрировании глобальных информационных сетей, защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере, сохранности информационных ресурсов государства.
Поэтому неотъемлемым компонентом обеспечения безопасности функционирования информационной инфраструктуры любой страны, в том числе России, становится комплексная система регулирования, контроля и подержания общественных отношений (деятельность физических, юридических лиц и государственных образований) в сфере и по поводу сети Интернет.
Для выявления особенностей действующей в нашей стране системы правового регулирования сети Интернет, выявления политических и юридических особенностей этого регулирования (его принципов и методов), а также существующих проблем в функционировании, как неотъемлемого компонента общей структуры информационный безопасности России, было определено предметное поле информационной безопасности в рамках политической науки. Придерживаясь использования метода теоретического политологического анализа, как максимально объективного языка для описания политической реальности было дано определение национальной безопасности как многогранного явления, представляющего собой в самом общем виде состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Основываясь на совокупности поставленных задач, было также определено понятие «интернет-права». Интернет, согласно наиболее часто встречающимся в рамках юридической науки подходам, представляет собой часть мировой коммуникационной технологии, которая активно развивается и эволюционирует в совершенно комплексную информационную индустрию.
Существующие на сегодняшний день механизмы правового регулирования сети Интернет в России можно в наиболее общем виде свести к трем: лицензирование, судебная блокировки, а также досудебная блокировка запрещённой к распространению информации.
Ставится вопрос о пределах необходимых вмешательств государства в область Интернет-сетей для обеспечения конституционных прав и свобод гражданина и личности с одной стороны, и обеспечения ее национальной безопасности в условиях нового мирового порядка с другой. В ходе поиска этого предела было установлено, что ограничение права на доступ в сети Интернет может быть установлено федеральным законом и в той степени, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов общества, государства и личности.
В последние годы наблюдается ужесточение законодательства в данной сфере, законодательно расширяется дискреция административных органов по принятию решения об ограничении доступа. Между тем, судебный порядок ограничения доступа к информации остаётся приоритетным.
В методологическом плане выпускная квалификационная работа построена на использовании теоретико-фундаментального политического анализа (общий анализ политики), формально-юридического, а также сравнительно-правового методов.
Подводя итоги, следует отметить, что оно вносит определенный вклад в разработку вопроса, касающегося функционально-концептуального описания данной темы, но, все же, остается достаточно большое количество вопросов по обозначенной теме, требующих научного обоснования. Относительно формулирования понятийного аппарата темы исследования, в работе предпринята попытка толкования ключевых понятий непосредственно относящихся к вопросу выработки концептуальных основ информационной безопасности РФ, в частности, считаем существенным определение и обоснование понятия информационная безопасность РФ, но большинство из понятий осталось неосвещенными, и предполагают проведение дальнейших исследований, ориентированных на переосмысление концептуальных основ информационной безопасности РФ с позиций подхода «включения» угроз информационного характера в общее понимание «традиционных» угроз национальной безопасности РФ.
Тем не менее, были определены и подробно рассмотрены основы правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере регулирования сети Интернет, его цели, задачи и принципы, проведя подробный анализ нормативно-правовых актов, как федерального, так и международного уровня, выявив механизмы его правового регулирования, а именно нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие и контролирующие деятельность физических, юридических лиц и государственных образований в сфере и по поводу сети Интернет, как неотъемлемый компонент обеспечения безопасности функционирования информационной инфраструктуры России.
Поэтому неотъемлемым компонентом обеспечения безопасности функционирования информационной инфраструктуры любой страны, в том числе России, становится комплексная система регулирования, контроля и подержания общественных отношений (деятельность физических, юридических лиц и государственных образований) в сфере и по поводу сети Интернет.
Для выявления особенностей действующей в нашей стране системы правового регулирования сети Интернет, выявления политических и юридических особенностей этого регулирования (его принципов и методов), а также существующих проблем в функционировании, как неотъемлемого компонента общей структуры информационный безопасности России, было определено предметное поле информационной безопасности в рамках политической науки. Придерживаясь использования метода теоретического политологического анализа, как максимально объективного языка для описания политической реальности было дано определение национальной безопасности как многогранного явления, представляющего собой в самом общем виде состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Основываясь на совокупности поставленных задач, было также определено понятие «интернет-права». Интернет, согласно наиболее часто встречающимся в рамках юридической науки подходам, представляет собой часть мировой коммуникационной технологии, которая активно развивается и эволюционирует в совершенно комплексную информационную индустрию.
Существующие на сегодняшний день механизмы правового регулирования сети Интернет в России можно в наиболее общем виде свести к трем: лицензирование, судебная блокировки, а также досудебная блокировка запрещённой к распространению информации.
Ставится вопрос о пределах необходимых вмешательств государства в область Интернет-сетей для обеспечения конституционных прав и свобод гражданина и личности с одной стороны, и обеспечения ее национальной безопасности в условиях нового мирового порядка с другой. В ходе поиска этого предела было установлено, что ограничение права на доступ в сети Интернет может быть установлено федеральным законом и в той степени, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов общества, государства и личности.
В последние годы наблюдается ужесточение законодательства в данной сфере, законодательно расширяется дискреция административных органов по принятию решения об ограничении доступа. Между тем, судебный порядок ограничения доступа к информации остаётся приоритетным.
В методологическом плане выпускная квалификационная работа построена на использовании теоретико-фундаментального политического анализа (общий анализ политики), формально-юридического, а также сравнительно-правового методов.
Подводя итоги, следует отметить, что оно вносит определенный вклад в разработку вопроса, касающегося функционально-концептуального описания данной темы, но, все же, остается достаточно большое количество вопросов по обозначенной теме, требующих научного обоснования. Относительно формулирования понятийного аппарата темы исследования, в работе предпринята попытка толкования ключевых понятий непосредственно относящихся к вопросу выработки концептуальных основ информационной безопасности РФ, в частности, считаем существенным определение и обоснование понятия информационная безопасность РФ, но большинство из понятий осталось неосвещенными, и предполагают проведение дальнейших исследований, ориентированных на переосмысление концептуальных основ информационной безопасности РФ с позиций подхода «включения» угроз информационного характера в общее понимание «традиционных» угроз национальной безопасности РФ.
Тем не менее, были определены и подробно рассмотрены основы правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере регулирования сети Интернет, его цели, задачи и принципы, проведя подробный анализ нормативно-правовых актов, как федерального, так и международного уровня, выявив механизмы его правового регулирования, а именно нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие и контролирующие деятельность физических, юридических лиц и государственных образований в сфере и по поводу сети Интернет, как неотъемлемый компонент обеспечения безопасности функционирования информационной инфраструктуры России.
Подобные работы
- Государственная политика регулирования сети Интернет в России
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ И ДИСТАНЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ СЕРВИСОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение информационной безопасности в сети Интернет: сравнительно - правовой анализ
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ООО «АЛИКОМ-ПЛЮС»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Международное сотрудничество государств в сфере информационной безопасности
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Методика предотвращения угроз информационной безопасности на предприятии
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020



