Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНОЙ КОГНИТИВНОЙ И МОТОРНОЙ НАГРУЗКИ

Работа №130385

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психофизиология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОРОТКИХ ИНТЕРВАЛОВ 7
1.1. Субъективное и объективное время 7
1.2 Типы методик исследований восприятия времени 11
1.3 Основные теории восприятия времени 15
1.4 Влияние дополнительной задачи на оценку временных интервалов 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 31
2.1 Гипотезы и общая характеристика исследования 31
2.2 Характеристики выборки 32
2.3 Описание методики игры «Гольф» 32
ГЛАВА 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 37
3.1. Анализ количества попаданий в экспериментальных и контрольной группах 37
3.2 Индивидуальные особенности субъективных эталонов временных интервалов (по данным интервью) и их связь с общей успешностью 41
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 44
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Приложение 1 64
Приложение 2 67
Приложение 3 68
Приложение 4 69
Приложение 5 71
Приложение 6 73

Время — одно из самых фундаментальных понятий в жизни человека. Восприятие времени актуально в любой сфере человеческой деятельности - от спорта до программирования. Масса занятий связана с процессом его восприятия, и качество исполнения этих задач зависит от того, насколько точно человек его оценивает. Астрономическая система измерения значительно облегчила этот процесс: часы взяли на себя функцию ориентации во времени и стали самым эффективным методом оценки. Если убрать часы и попробовать оценить хотя бы небольшой интервал в несколько секунд самостоятельно, самым очевидным способом будет счет в уме. Несложно заметить, что полученные таким способом оценки могут быть довольно существенно искажены и нестабильны (Zakay et al., 1983; Penton-Voak, Edwards, Percival, Wearden, 1996). По всей видимости, у человека отсутствует специальный орган, который бы позволял ему непосредственно ощущать время. Но можно ли согласиться с тем, что счет в уме - это единственный метод сознательной оценки?
Несмотря на необходимость взаимодействия со временем буквально во всех сферах человеческой деятельности, сознательный процесс оценки интервалов, чаще всего, не проходит без параллельно выполняемых моторных задач. Писатель воспринимает течение времени в процессе написания текста, музыкант - играя на своем инструменте, повар -- занимаясь приготовлением пищи. Сложно представить случаи, когда восприятие времени является конечной целью, чаще всего оно опосредовано различными дополнительными задачами. В зависимости от этих задач качество оценки интервалов проходит по-разному. На сегодняшний день в психологии существует довольно много исследований, посвященных вопросу того, как сказывается на точности оценки времени выполнение дополнительных задач и большинство из них опирается на ресурсный подход (Kahneman, 1973). В рамках него предполагается, что большинство дополнительных задач снижает точность оценки времени, поскольку их выполнение обращается к использованию тех же когнитивных ресурсов (Zakay, Nitzan, Glicksohn, 1983; Brown, 1985; Brown, 1997). При этом наблюдается определенная асимметрия в распределении ресурсов: в большинстве случаев введение дополнительной задачи, будь то счет в уме или запоминание букв, снижает точность оценки времени, однако необходимость оценивать время не приводит к ухудшению выполнения параллельной задачи (Brown, 1997). Исходя из ресурсного подхода, можно предположить, что увеличение сложности дополнительной задачи должно вести к еще большему снижению точности оценки временных интервалов.
С другой стороны, есть опытные данные, показывающие, что в некоторых случаях, например, моторная дополнительная задача может способствовать повышению точности оценки временных интервалов (Carlini, French, 2014). Объяснить подобные факты, исходя из ресурсного подхода, представляется проблематичным. В качестве альтернативы ресурсному подходу может быть рассмотрен системно-деятельностный подход (Скотникова, 2009) и идея уровневой организации регуляции движений Н.А. Бернштейна (Бернштейн, 1947, 1966), развиваемая в рамках когнитивных исследований целым рядом авторов (Фаликман, Печенкова, 2016). В рамках данных подходов, важным является не количество задач, а качество их организации (см. например, Скотникова, 2009). Так включение простой задачи в контекст более сложной (высокоуровневой) может приводить к повышению качества ее исполнения (см.описание исследования в Гиппенрейтер, 2002). Таким образом, отталкиваясь от системно-деятельностного подхода, можно предположить, что при определенных условиях увеличение сложности дополнительного задания может положительно влиять на точность оценки коротких временных интервалов.
Анализ литературы показывает, что вопрос о влиянии сложности дополнительной моторной задачи на процесс оценки времени остается малоизученным, что определяет научную новизну данной работы.
Цель исследования — изучение влияния сложности конгруэнтной дополнительной задачи на оценку коротких временных интервалов.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию восприятия и оценки временных интервалов.
2. Разработать дизайн исследования влияния сложности дополнительной задачи на оценку временных интервалов разной длительности.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на проверку гипотезы о том, что увеличение сложности конгруэнтной дополнительной задачи может способствовать увеличению точности основной задачи, связанной с оценкой длительности коротких временных интервалов.
Объект исследования — оценка коротких временных интервалов в ситуации выполнения серии сенсомоторных задач.
Предмет исследования — влияние сложности дополнительной задачи на точность оценки коротких временных интервалов.
Теоретическая гипотеза: увеличение сложности конгруэнтной дополнительной задачи будет способствовать увеличению точности основной задачи, связанной с оценкой длительности коротких временных интервалов вследствие того, что позволит выработать более дифференцированные эталоны временных интервалов.
Для проверки своей гипотезы мы провели эксперимент для трех рандомизированных групп. В качестве первичной задачи всем участникам предлагалось сыграть в компьютерную игру «Гольф», в ходе которой испытуемый должен был попадать шариком в лунки, находящиеся на разном расстоянии от него. Чтобы управлять дальностью своего удара, испытуемый должен варьировать длительность нажатия клавиши на клавиатуре компьютера.
В качестве межгрупповой независимой переменной выступала сложность дополнительного задания. Каждый испытуемый, в зависимости от группы, выполнял одну из двух дополнительных задач (или не выполнял ее вовсе):
• производил поглаживания по ноге.
• рисовал небольшие круги на бумаге.
В качестве зависимой переменной выступала вероятность попадания в лунку, а также величина отклонения от оптимального времени удержания клавиши, т.е. абсолютная величина ошибки, и субъективные отчеты испытуемых о выработанных эталонах временных отрезков.
В эксперименте приняло участие 60 испытуемых, в каждой группе по 20 человек. Возраст: от 18 до 28 лет. Из них 13 мужчин и 47 женщин.
Для статистической обработки полученных данных применялся пакет IBM SPSS Statistics 19, в частности метод дисперсионного анализа ANOVA с повторными измерениями; попарное сравнение групп с помощью Т-критерия Стьюдента, критерий хи-квадрат Пирсона.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мы провели исследование, которые показало, что, во-первых, введение конгруэнтных дополнительных моторных задач положительно влияет на первичную задачу по оценке коротких временных интервалов; во-вторых, нам удалось продемонстрировать, что на улучшение оценки также положительно влияет сложность дополнительных задач. Наши гипотезы подтвердились и теперь мы видим следующие перспективы развития подобного рода исследований.
Как было сказано выше, наша работа отражает тренд сближения и взаимовлияния двух подходов к исследованию временной чувствительности - исследования восприятия длительности внешних событий и исследования механизма включения времени в регуляцию собственных движений (motor-timing). Продолжение синтеза этих методик (возможно, с опорой на сетевые модели восприятия времени и на системно-деятельностей подход) представляется нам очень перспективным.
Правшество и левшество. Здесь мы видим свое упущение, так как этот фактор никак не был нами учтен на этапе построения дизайна эксперимента. По небольшим данным, которые мы имеем, сравнивать правшей и левшей невозможно, поэтому никаких выводов на этот счет мы сделать не можем. Но исходя из анализа литературы, мы знаем, что механизмы восприятия времени у правшей и левшей могут значительно различаться. В особенности в нашей постановке вопроса, когда речь идет о задействованном в процессе тайминге движении. В дальнейшем в рамках исследования влияния конгруэнтных дополнительных моторных задач на оценку временных интервалов было бы интересно сравнить результаты правшей и левшей, посмотрев на разницу их работы.
В перспективе у подобного рода работ мы видим практическое применение. В книге, посвященной проблемам восприятие времени (Хэммонд 2014), автор описывает сложность его оценки у детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гипереактивности (СДВГ). Одно из следствий синдрома заключается в том, что у таких детей происходит искажение временного пространства. Как пишет сама Хэммонд, «дети с подобным синдромом живут настоящим. Им трудно представить последствия своих действий. Ожидание, пусть даже самое непродолжительное, для них мучительно - пять минут им представляются часом», — далее Хэммонд задается вопросом, на который, нам кажется, отчасти отвечает наше исследование: «если синдром дефицита внимания и гиперактивности есть нарушение восприятия времени, нельзя ли как-то изменить отношения ребенка со временем, сократив таким образом симптомы СДВГ?» (Хэммонд, 2014, с 37-39). Есть предположение, что наше исследование могло бы стать основательным фундаментом для сознания методики когнитивных тренажеров для детей, страдающих СДВГ. Используя модель нашего эксперимента, дети могут играть в гольф или другие моторные задачи и учиться параллельно более точно оценивать хотя бы короткие временные интервалы. Понятно, что данная задача будет для них более сложной, чем для обычных детей, более того, им просто может не хватить терпения. Поэтому было бы очень интересно посмотреть, как будет меняться результат и реакция детей с СДВГ, если опосредовать их игру конгруэнтными дополнительными задачами. Возможно, что оценивание времени, опосредованное внешними эталонами - те же поглаживания, рисования кругов и другие задачи - могло бы помочь детям с данным синдромом прорабатывать более глобальную проблему рассеянного внимания. Более того, для каждого ребенка могла бы быть разработана программа индивидуальных упражнений, где будут варьироваться такие факторы, как дальность лунок и сложность конгруэнтной дополнительной задачи. Такая идея применения проделанной нами работы кажется нам перспективной.


1. Кант И. Критика чистого разума [Книга]. - М : Эксмо, 2006. - стр. 734.
2. Фаликман М. В., Печенкова, Е. В. Принципы физиологии активности Н.А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы [Журнал] // Культурно-историческая психология № 4. - 2016 г.. - Т. 12. - стр. 48-66.
3. Федотчев А.И. Восприятие, репродукция и оценка времени у школьников [Журнал] // Вопросы психологии, №1. - 1984 г.. - стр. 80-87.
4. Хэммонд К. Искаженное время. Особенности восприятие времени. [Книга]. - М : Livebook/Гаятри, 2014.
5. Чилигина Ю. А. Влияние экзаменационного стресса на субъективную оценку времени у студентов-первокурсников [Журнал] // Ученые записки университета Лесгафта №4. - 2015 г.. - стр. 122.
6. Зубова Л.В. Рыжухин А.В. Особенности восприятия времени: многогранность проблемы [Журнал] // Фундаментальные исследования. - 2008 г.. - стр. 64-66.
7. Гершкович В.А. Урих Д.К. Проявление сенсомоторного навыка в условиях "соревновательного стресса"// Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 16 июня 2015 г. Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. - М.: ООО «Буки Веди», 2015 [Журнал].
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. [Книга]. - М : «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - стр. 336.
9. Головаха Е., Кроник, А. Психологическое время личности [Книга]. - М : Смысл, 2008. - стр. 272.
10. Евлампиев Л.В., Морошкина, Н.В. Мультидисциплинарность в науке и искусстве: тенденции и перспективы. Материалы конференции VI Студенческие смольные чтения . [Конференция] // Роль моторного компонента в задачах на оценку временных интервалов. - СПб : С.-Петерб. ун-та, 2017.
11. Akkal D., Escola, L., Bioulac, B., Burbaud, P. Time predictability modulates pre- supplementary motor area neuronal activity [Journal] // Neuroreport 15. - 2004. - pp. 1283-1286.
12. Allan L. G., Gibbon, J. Human bisection at the geometric mean. Learn. [Journal] // Motiv 22. - 1991. - pp. 39-58.
13. Angrilli A. Cherubini P., Paverse A., Manfredini S. The influence of affective factors on time perception [Journal] // Perception and Psychophysics 59. - 1997. - pp. 972-982.
14. Baars B.J. Spontaneous repetitive thoughts can be adaptive: postscript on "mind wandering" [Journal] // Psychological Bulletin, 136. - 2010. - Vol. 2. - pp. 208-210.
15. Baddeley A. Standard time-estimation at reduced body temperature. [Journal] // The American Journal of Psychology 79. - 1966. - Vol. 3. - pp. 475-479.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ