Введение 3
Глава I. Философские основания работ Варрона 11
1.1. Свидетельства античных авторов 13
1.2. Анализ текстов Варрона 23
Глава II. Замысел и структура «Antiquitates rerum divinarum» 55
11.1. Религия в период Поздней Республики 55
11.2. Замысел «Antiquitates rerum divinarum» 63
11.3. Структура «Antiquitates rerum divinarum» 77
11.4. Источники Варрона 81
Глава III. Римская религия в изображении Варрона 88
III. 1. Римская религия как установление общины 88
111.2. Идеализация древней религии 99
111.3. Интерпретация изображений богов 103
111.4. Истинность богов традиционной религии 108
Заключение 116
Список использованной литературы 120
Список сокращений 131
Жизнь Марка Теренция Варрона (116-27 гг. до н.э.) протекала в один из самых напряженных периодов истории древнего Рима. В детстве, проведенном на вилле отца в земле сабинян, Варрон слышал толки о страшной схватке на северами с кимврами и тевтонами, о бесславной войне с южным царьком Югуртой. Смерть же застает Варрона в том году, когда Цезарь Октавиан принимает титул Августа. Между этими полюсами полное волнений время кризиса Республики. И как римская civitas, благополучие которой всю жизнь волновало Варрона, не знала в этот период покоя, так и один из её самых верных граждан всю свою жизнь провел в трудах. Исследователи, занимавшиеся культурой рассматриваемого периода, приходят к выводу о невозможности представить римскую интеллектуальную историю без Варрона.
Нас заинтересовала деятельность Варрона как исследователя римской религии. Данная тема предполагает целый ряд сюжетов. Так, творчество Варрона иллюстрирует процесс рационализации и дифференциации римской религии, отмечаемый в ряде современных исследований. Кроме того, рассмотрение трудов римского автора позволяет определить степень влияния греческой философии на интеллектуалов I в. до н.э.: традиционные религиозные представления оказываются осмыслены с опорой на развитые эллинистические философские системы. Наконец, во многом именно Варрон создал традиционное изображение религии римлян, рецепция которого началась еще при жизни римского энциклопедиста (Цицерон, Вергилий).
Рассмотрение и характеристика выбранного направления творчества Варрона затруднена фрагментарным характером традиции. Из 74 написанных энциклопедистом сочинений, составлявших не менее 620 книг, полностью сохранился лишь трактат «О земледелии» в трех книгах. Центральное для нашей темы сочинение, «Antiquitates rerum divinarum» в 16 книгах, сохранилось до нас лишь во фрагментах. Отсюда необходимым становится обращение к отдельным местам из трактатов «О латинском языке» и «О земледелии», а также к фрагментам Менипповых сатир.
Текст «Antiquitates rerum divinarum» утрачен уже в позднеантичный период. Исследователи не уверены, мог ли Исидор Севильский, христианский автор VI-VII вв., использовать самого Варрона, или же был вынужден обращаться к вторичным источникам. Быть может, бл. Августин, сохранивший наибольшее число фрагментов «Antiquitates rerum divinarum», был одним из их последних читателей. Автор «О Граде Божьем», обильно цитируя сочинение языческого автора, сделал его ненужным для многих последующих веков. В то же время, именно благодаря этому широкому цитированию вторая часть «Древностей» не только сохранила немалое число фрагментов, но и стала опосредованно, как часть труда Августина, одним из наиболее читаемых текстов христианского Запада в период Средних веков и Нового времени.
Первое издание фрагментов «Antiquitates rerum divinarum» было осуществлено в начале XVII века: собранные голландским гуманистом А. Попма (1563-1613) фрагменты всех произведений Варрона появились в двух изданиях, более кратком изначальном и последующем расширенном. Второе издание, снабженное ученым комментарием (в том числе А. Турнеба, Ж. Скалигера А. Попма), было перепечатано в 1788. Новое собрание фрагментов второй части «Древностей» было предпринято Р. Меркелем. Фрагменты появились в качестве введения к изданию «Фаст» Овидия. Немецкий филолог стремился к реконструкции содержания отдельных книг «Antiquitates rerum divinarum», стремясь при этом больше к разъяснению творчества Овидия, чем Варрона.
После работы Р. Меркеля исследователи обратились к реконструкции тех отдельных книг сочинения, которые были более всего использованы Августином. Э. Шварц скрупулезно собирает фрагменты шестнадцатой книги, А. Шмекель - первой. В самом конце XIX века Р. Агад издает фрагменты первой, а также последних трех книг (14-16) «Antiquitates rerum divinarum». Издание стало вехой в изучении Варрона. Для нескольких поколений исследователей собрание Р. Агада становится отправной точкой для изучения второй части «Древностей». В своем издании немецкий филолог подробно рассмотрел источники фрагментов, а также составил ценный содержательный комментарий по отдельным вопросам.
Параллельно с изданием фрагментов шла работа по изучению труда Варрона как источника по истории религии древнего Рима. Наибольший вклад в это поле исследований внес Георг Виссова. Ученый посвятил несколько специальных статей отдельным сложным вопросам, возникающим при знакомстве с дошедшими до нас фрагментами. Стоит отметить, что анализ Г. Виссовой понятий dei certi et incerti, использованного римским автором, а также рассмотрение вопроса об Индигитаментах, заложили основу для построений Р. Агада. Г. Виссова обращался к Варрону и в своем классическом труде «Religion und Kultus der Romer». Произведение Варрона в этой работе рассматривается не только как важный источник для исследования римской религии архаического периода, но и как памятник современной автору эпохи, характеризирующий состояние традиционной религии в период конца Республики.
Нового уровня изучение творчества Варрона достигло в работах Хельфрида Дальмана. Немецкий исследователь, центр интереса которого лежал в анализе языковых трактатов Варрона, смог охватить практически все вопросы, касающиеся последнего. Обширность своих познаний Х. Дальман проявил в статье о Варроне в «Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft». Без обращения к этому труду невозможным становится любое исследование проблем жизни и творчества Варрона. В своей статье немецкий исследователь, рассмотрев свидетельства античных авторов о жизни Варрона, а также обратившись к вопросу о каталоге его работ, сосредоточился на анализе тех произведений, о которых мы можем составить хотя бы малейшее представление. Заслуга Х. Дальмана заключается также в организации международных конгрессов исследователей творчества Реатинца и публикации обзоров новых работ. Быть может, еще большее значение следует приписать сформированной немецким исследователем научной школе, питомцем которой является и Буркхарт Кардаунс.
Именно этот ученик Х. Дальмана обратился к изучению «Antiquitates rerum divinarum». Б. Кардаунс много лет готовил новое издание фрагментов этого произведения Варрона. Молодой ученый изучал произведения позднеантичных авторов, в первую очередь Августина, вохранившего большинство фрагментов. Плодом этого изучения стала диссертация Кардаунса, посвященная Логисторику «Курион, или о почитании богов». Г. Хагендаль поручил Кардаунсу составление корпуса всех цитат из работ Варрона, встречающихся в произведениях Августина.
Наконец, в 1976 году появляется издание фрагментов «Antiquitates rerum divinarum». Труд Б. Кардаунса делится на две части: первая представляет собой непосредственно собрание фрагментов, вторая является подробным комментарием, содержащим как оригинальные наблюдения Б. Кардаунса, так и изложение установившихся в науке взглядов. В отличие от собрания фрагментов Р. Агада, настоящее издание пытается реконструировать все (а не только первую и три последние) книги «Древностей». В первой части за каждой книгой помещено приложение, содержащее близкие по содержанию места из античных авторов, которые призваны прояснить или дополнить фрагментарную картину. Издание Б. Кардаунса используется в современной академической среде в качестве основного. Труд Р. Агада при этом частично сохраняет свою актуальность; обращение к нему необходимо для изучения источников фрагментов.
В последующие годы Б. Кардаунс приобретает все больший авторитет в области изучения творчества Варрона. Он публикует статью в «Aufstieg und Niedergang der Romischen Welt» с краткой характеристикой посвященных религии трудов Варрона. Б. Кардаунс продолжает традицию своего учителя в деле обзора состояния исследований, посвященных римскому автору. В начале нового века он составляет новое введение в изучение творчества энциклопедиста, которое является итогом его плодотворных научных исследований на протяжении многих десятков лет.
Выводы и наблюдения Б. Кардаунса, при этом, в ряде случаев требуют углубления или корректировки. Гораздо большее место необходимо уделить, на наш взгляд, философским основаниям творчества Варрона. Проникновение греческой философии в мир римской культуры является благодатной почвой для исследования. Важный вклад в разработку этой темы был внесен авторами статей в двух томах «Philosophia Togata», вышедших в конце XX века в Англии. Все больший интерес проявляют исследователи к эллинистической философии, которая и была в первую очередь воспринята римлянами. Изучение идейной преемственности между Варроном и его учителем Антиохом оказывается на новом уровне после выхода статьи Дж. Барнса, а также появления отдельной монографии, посвященной специально философии Антиоха.
Активно развивается также история римской народной религии. Основы, заложенные фундаментальными трудами Г. Виссовы и К. Латте, позволили современным исследователям обратиться к концептуализации римской религии. Наиболее значимыми стали для нашей работы труды М. Берд, Дж. Шайда и Й. Рюпке. Каждый из авторов, ставших классиками современного религиоведения, обращался в своих исследованиях к фигуре Варрона. Особое внимание уделил Варрону Й. Рюпке; позиция именно этого ученого кажется нам наиболее убедительной в вопросе о замысле «Antiquitates rerum divinarum».
В отечественном антиковедении Варрон как исследователь римской религии был охарактеризован в двух научных трудах. Е.М. Штаерман, автор лучшего отечественного исследования по истории римской религии, кратко рассмотрела вторую часть «Древностей» Варрона. Ученый выделил ряд характерных черт в описании Варроном римской религии. При этом Е.М. Штаерман, желая познакомить читателя с идеями римского автора, уделила немало места пересказу содержания дошедших фрагментов. Подробное рассмотрение труда не входила в задачи исследовательницы, поэтому на основании ее экскурса возможно составить лишь самое базовое представление о подходе Варрона.
Перед О.В. Сидорович, автором второго научного труда, стояли иные задачи. Ученый стремился рассмотреть творчество Варрона во всей его полноте. Отсюда проистекает, на наш взгляд, недостаток работы. Он заключается в нерешенности ряда поднятых вопросов. Вызывает также удивление отсутствие ссылки на издание фрагментов Б. Кардаунса при пересказе содержания фрагментов «Antiquitates rerum divinarum». О.В. Сидорович им определенно пользовалась, так как в ее изложении присутствуют не только фрагменты первой и последних трех книг (как это было бы, если бы исследовательница опиралась, скажем, на Р. Агада), но именно всех. Работа, проделанная Б. Кардаунсом, оказывается, таким образом, неотмеченной. При этом необходимо признать, что именно труд О.В. Сидорович является лучшим введением в творчество Варрона на русском языке. Особенно удачными выглядят разделы о документах жреческих коллегий, послуживших источником Варрона, и антикварной традиции в Риме.
Итак, суммируем наши выводы.
Спор исследователей о философских симпатиях Варрона должен быть разрешен в пользу учения Академии эпохи синкретизма. Римский автор был с самой юности введен своим учителем Луцием Элием Стилоном в мир эллинистической философии. Но настоящим его философским наставником стал Антиох Аскалонский, чьи взгляды он разделял на протяжении всей жизни. Это положение было подтверждено свидетельствами Цицерона, выраженными в его письмах Аттику и самому Варрону. Яркое определение Тертуллиана, высказанное им при введении фрагмента из Менипповых сатир, не может характеризовать философскую позицию Варрона в целом.
Синкретизм Антиоха предоставлял Варрону возможность обосновать использование инструментария различных философских систем для создания своих сочинений. В этом отношении мы согласны с высказанной Хельфридом Дальманом идеей о привлечении Варроном в каждом конкретном случае тех философских школ, которые в наибольшей степени соответствовали цели и предмету его литературного и научного творчества. Действительно, в Менипповых сатирах Варрон перенимает форму и ряд литературных приемов киников, в рассуждениях о естественной теологии и природе языка он следует коренным положениям стоического учения.
Нам бы хотелось при этом подчеркнуть, что элементы академической философии встречаются во всех рассмотренных нами сочинениях Варрона. Менипповы сатиры в содержательном плане выражают традиционную римскую мораль, влияние кинизма можно проследить лишь на уровне литературной формы и стиля Варрона. В то же время ряд фрагментов содержит отчетливые отсылки к философии Антиоха (рассуждение об исходе и цели каждого направления в философии, представление Академии Антиоха как наиболее авторитетной школы). Во второй части «Древностей» академическая философия проявляет себя как в рассмотрении учения о душе, заимствованного из «Федона», так и в толковании Минервы, одной из богинь столь важной для Варрона Капитолийской триады, как образа вещей, то есть идей. Ярче всего приверженность Антиоху проявилась в книге «О философии», в которой Варрон последовательно развивал положения своего учителя. Философия Антиоха стала для Варрона своеобразным каркасом, на который могли быть установлены чужеродные Академии элементы. Широкое использование стоической философии для создания «Antiquitates rerum divinarum» и «De lingua Latina» не противоречило системе Антиоха, в котором нередко и сами античные авторы видели скорее стоика, чем академика (Aug. Civ. XIX, 3).
В дискуссии о трехчленной теологии мы отстаиваем компромиссную позицию. На наш взгляд, Б. Кардаунс высказал верную идею, согласно которой не следует приписывать создание этой концепции великому понтифику Квинту Муцию Сцеволе на основании единственного места из Августина. Важно, что все высказанные в этом фрагменте идеи находят свои параллели в рассуждениях самого Варрона в исследуемом труде. Таким образом, создателем дошедшей до нас концепции должен считаться сам Варрон. Наличие греческих корней идеи о трехчленной теологии не поддается сомнению; строго определить источник влияние на Варрона, как верно указал Г. Либерг, невозможно. При этом, приняв во внимание общий философский фон анализируемого труда Варрона, мы предполагаем влияние стоической школы.
Варрон создавал «Antiquitates rerum divinarum» в уникальных историко-религиозных условиях. Приметами времени стали рационализация римской религии - стремление осмыслить религиозную сферу жизни общества, а также дифференциация религиозной жизни. Стоит при этом заметить, что тезис о полном упадке традиционной римской религии является на наш взгляд неверным. Большинство гражданского коллектива Рима оставалась на консервативных религиозных позициях.
Рассмотрение источников позволило нам присоединиться к традиционному мнению касательно датировки появления рассматриваемого труда: 47 г. до н.э. является наиболее вероятным временем опубликования «Antiquitates rerum divinarum». Верным оказывается и устоявшееся понимание исследуемого труда Варрона как антикварно -теоретического сочинения, призванного зафиксировать древние, частью - отживающие, религиозные установления и вместе с тем обосновать традиционные формы богопочитания. Предпринятая Л. Кроненберг попытка прочтения второй части «Древностей» в свете кинической насмешки, т. е. в стиле Менипповых сатир, противоречит свидетельствам источников.
Композиция «Antiquitates rerum divinarum» выстраивалась Варроном в соответствии с его излюбленной схемой «corpora - loca - tempora - actiones», которая восходит, как убедительно продемонстрировал Х. Дальман, к стоической философской школе. Таким образом, не только содержание, но и форма рассматриваемого сочинения испытала определяющее воздействие Стои.
Источники второй части «Древностей» могут быть подразделены на три группы. К первой относятся литературные произведения греческих и римских авторов. В первую очередь оказались привлечены работы греческих философов: Платона, Аристотеля, Зенона, Клеанфа, Хрисиппа. Из римских авторов Варрон чаще всего обращался к Эннию, Невию, Пизону и своему учителю - Стилону. Менее частое обращение к трудам соотечественников объясняется активным использованием второй группы источников. К ним относятся различные документальные памятники, в первую очередь записи римских жреческих коллегий. Об использовании составленных понтификами Индигитамент Варрон сообщает в начале 15 книги. Предположительно он обращался и к другим видам документальных источников. В трактате «О латинском языке» Варрон ссылается на сочинения авгуров и гимны салиев, на законы XII таблиц и комментарии магистратов. Под третьим типом источников мы понимаем наблюдения самого Варрона. Личный опыт ученого был велик: он занимал ряд важных магистратур (т.е. непосредственно участвовал в государственном культе), общался с представителями отдельных жреческих коллегий, имел возможность познакомиться с храмами и посвятительными надписями.
1. C. Iuli Caesaris commentariorum libri III De bello civili / Ed. C. Damon. Oxford, 2015.
2. Cicero. The letters to Atticus. With an English translation by E. O. Winstedt. Vol. I-III. L., 1928-1945.
3. Cicero. The letters to his friends. With an English translation by W. G. Williams. Vol. I-III. L., 1929-1943.
4. Ciceron.Traite des lois. Texte etabli et traduit par G. de Plinval. Paris, 1958.
5. Cornelii Taciti Annalium ab excessu divi Augusti libri / Ed. H. Furneaux. Oxonii, 1917.
6. Die Fragmente der Vorsokratiker / Hrsg. von H. Diels und W. Kranz. 6. Aufl. Bd. I. Hildesheim, 1992.
7. Diogenis Laertii Vitae philosophorum / Rec. H.S. Long. Vol. I-II. Oxford, 1964.
8. Dionysi Halicarnasensis Antiquitatum Romanarum quae supersunt / Ed. Carolus Jacoby. Vol. I-II. Lipsiae, 1885.
9. Ennianae Poesis Reliquiae / Rec. I. Vahlen. Leipzig, 1903.
10. Eusebii Chronicorum libri / Ed. A. Schoene. B., 1875.
11. Eusebii Pamphili Evangelicae Praeparationis / Ed. E.H. Gifford. Oxford, 1903.
12. Gellii Noctium Atticarum libri XX / Ed. C. Hesius. Vol. I-II. Lipsiae, 1903.
13. L. Annaei Senecae Ad Lucilium epistulae morales / Ed. R.M. Gummere. Vol. I-III. Cambridge, 1917-1925.
14. L. Caelius Firmianus Lactantius. Opera omnia / Rec. S. Brandt et G. Laubman. P. I: Divinae Institutiones. New York, 1965.
15. M. Fabi Quintiliani Institutionis Oratoriae / Ed. M. Winterbottom. Vol. I-II. Oxford, 1970.
16. M. Ter. Varronis de lingua Latina libri quae supersunt cum fragmentis eiusdem. Biponti, 1788.
17. M. Ter. Varronis opera omnia quae extant. Durdrechti, 1619.
18. M. Ter. Varronis operum quae extant nova edition / Ed. et rec. Ausonio Popma, Lugd. Bat., 1601. P. 183-200;
19. M. Terenti Varronis De lingua Latina quae supersunt / Rec. G. Goetz et F. Schoell. Lipsiae, 1910.
20. M. Terenti Varronis rerum rusticarum libri tres / Ed. G. Goetz. Lipsiae, 1912.
21. M. Terenti Varronis Saturarum Menippearum Fragmenta / ed. R. Astbury. Lipsiae, 1985.
22. M. Terentius Varro. Antiquitates rerum divinarum. Ausgabe der Fragmente und Kommentar / Hrsg. von B. Cardauns. Mainz, 1976.
23. M. Tulli Ciceronis Academicorum reliquiae cum Lucullo / Rec. O. Plasberg. Lipsiae, 1922.
24. M. Tulli Ciceronis Brutus / Ed. K.W. Piderit. Lipsiae, 1889.
25. M. Tulli Ciceronis De divinatione, De fato, Timaeus / Ed. R. Giomini. Leipzig, 1975.
26. M. Tulli Ciceronis De finibus bonorum et malorum / Ed. Th. Schiche. Lipsiae, 1915.
27. M. Tulli Ciceronis De natura deorum libri III / Ed. by A.S. Pease. Darmstadt, 1968.
28. M. Tulli Ciceronis orationes Cum senatui gratias egit Cum populo gratias egit De domo sua De haruspicum responsis / Ed. T. Maslowski. Leipzig, 1981.
29. M. Tulli Ciceronis Tusculanae Disputationes / Ed. M. Pohlenz. Lipsiae, 1919.
30. P. Ovidii Fastorum libri VI / Ed. R. Merkel. B., 1841.
31. P. Ovidius Naso. Die Fasten / Hrsg., uber. und komm. von F. Bomer. Bd. I-II. Heidelberg, 1992.
32. P. Vergili Maronis opera / Ed. R.A.B. Mynors. Oxford, 1969.
33. Pliny. Natural history / With an engl. transl. by H. Rackham. Vol. I-X. L., 1947-1979.
34. Plutarchi Vitae parallelae / With an engl. transl. by. B. Perrin. Vol. I-II. L., 1967-1968.
35. Quinti Septimii Florentis Tertulliani Opera omnia / Ed. J. R Migne. P. 1-2. P., 1878¬1879.
36. R. Agahd. M. Terenti Varronis Antiquitatum Rerum Divinarum libri I XIV XV XVI // Jahrbucher fur classische Philologie / Hrsg. von A. Fleckeisen. Suppl. 16, 1898. S. 1¬220.
37. Sancti Aurelii Augustini episcopi Contra academicos liber tres De beata vita liber unus De ordine liber duo Ed. P. Knoll. Vienna - Leipzig, 1922.
38. Sancti Aurelii Augustini episcopi De civitate Dei libri XXII / Ed. E. Hoffmann. Vol. I-II. Vienna, 1899-1900.