Введение 3
1. Режиссура как профессия. Теория авторского кино по Трюффо 6
1.1 Рождение профессии и становление их особого художественного взгляда 6
1.2 Концепция авторского кино по Трюффо 13
2. Техническое воплощение авторского начала 17
2.1 Визуальные образы как смыслообразующие 18
2.2 Аудио-визуальные образы как новый этап развития 27
3. Режиссер в современном арт-пространстве 35
3.1. Цвет как дизайнерское решение Педро Альмодовара 35
3.2. Уэс Андерсон. Кино, трансформирующее реальность 39
3.3 Паоло Соррентино. "Великая красота" в кино и в масс-медиа 45
3.4 Расширение границ творчества и реализации режиссера 53
Заключение 58
Библиография 61
Приложения 67
Самовыражение, как способ реализации личности, находится
в постоянном поиске путей быть замеченным и услышанным.
Одним из вариантов развития этого процесса становится обращение
к искусству и творчеству. Через созидание человек способен
удовлетворить свою духовную потребность, тогда ключевым
фактором в этой деятельности становится взаимодействие творца с
внешним миром. Публика, которая закономерно является его
частью, становится также и своего рода критерием ясности взглядов
художника. Реакция зрителя волей-неволей позволяет творцу
определить насколько его позиция актуальна и справедлива,
видение - интересно. Одобрение публики, в широком смысле,
стимулирует на оформление индивидуального способа
самовыражения. Но прежде чем сознать свою точку зрения на
мироустройство, человеку необходимо пройти определенный
творческий путь. Накопленный опыт позволяет сформулировать
личный взгляд на вещи, а приобретенные практические знания
могут помочь поделиться ими через свое произведение.
На сегодняшний день мы наблюдаем тенденцию к
глобализации мирового устройства. Она охватывает все сферы
общества, включая и современную культуру. Если ранее
приветствовалась узкая специализация труда и жанров в искусстве,
предусматривалась определенная дистанция между творцом и
зрителем, то пространство сегодняшней культуры представляет
собой поле свободного самовыражения и открытого общения со
зрителем. В арсенале автора произведения широкий выбор средств -
от художественных, до технологических. Предметом особого
интереса становится изобретение новых, неожиданных путей
обращения к зрителю. В этой связи, становится интересно
исследовать особенности современного кинематографа и творчество
современных режиссеров.
В силу развития технического прогресса и возможностей
общения со зрителем, кинорежиссер больше не может ограничивать
свой художественный взгляд рамками экрана и пространством
кинотеатра. Поэтому у него возникает мотивация на более близкое
общение со зрителем.
В связи с этим, анализ путей приближения режиссера к своему
зрителю становится актуальным. Современный режиссер активно
взаимодействует с со смежными областями моды, дизайна, рекламы,
создавая новые элементы киноязыка во внефильмическом
пространстве, что ведет к расширению границ кино и активной
трансформации визуального образа.
Цель работы :
• Проанализировать процесс появления творческой профессии
режиссер и становление особого художественного взгляда киносоздателя
• Обозначить основные аспекты формирования и развития
современного языка кино
• Рассмотреть интеграцию разнообразных форм искусства в
творчество современных кинорежиссеров
• Обозначить пути развития диалога между режиссером и публикой
Задача состоит в выявлении особенностей творчества таких
современных режиссеров, как : П. Альмодовар, У. Андерсон, П,
Соррентино, М, Гондри и др. Выбор связан с интересом к
индивидуальному стилю этих кино-создателей, который вызывает
определенную ассоциацию с именем каждого из них. В связи с этим,
выявить, какие кинематографические приемы и идеи сюжетов лежат
в основе большинства их картин. Анализ взаимодействия названных
режиссеров и зрителей, вариантов интеграции кино в жизнь
общества, на примере коммерческой рекламы, моды и дизайна.
Объектом исследования выступает режиссер как творческий
работник сферы зрелищных искусств. Предметом анализа выступает
авторская позиция, как способ выражения художественной идеи и
творческого самовыражения режиссера.
Работа состоит из трех частей. В первой части представлен
обзор появления творческой профессии режиссер. Обозначаются
основные аспекты процесса формирования индивидуального
художественного языка. Вторая часть посвящена процессу
формирования современного авторского кино на основе развития
технических средств и приемов. Третья часть рассматривает
создание индивидуальных режиссерских и сценарных стилей
повествования у режиссеров П. Альмодовара, П. Соррентино и У.
Андерсона. Показано, что творческий процесс кинорежиссера
выходит за границы кинематографа, находит применение в рекламе,
дизайне, музыке. Значимость работы заключается в анализе позиций
режиссера в современном арт-пространстве и изучении
возможностей его творческой самореализации.
Современная позиция режиссера постепенно формировалась в
процессе развития кинематографа. Изначально она совмещалась с
позициями автора, оператора, актера. По аналогии с организацией
театральной деятельности, режиссеры-постановщики в кино
занимались воплощением художественного текста в кинофильм.
Творческий подход и переосмысление художественной идеи
способствовали формированию новой позиции режиссера – позиции
автора кинокартины.
Для выражения собственного видения режиссеры используют
язык кино, включающий набор художественных, аудиовизуальных и
технических средств. Процесс трансформации автора
художественного произведения в режиссера прошел через такие
этапы, как создание художественного замысла автором, воплощение
художественного замысла автора режиссером и формирование
собственного художественного замысла режиссера.
Анализ выдающихся современных режиссеров показал, что
режиссерская позиция требует не только творческого подхода к
решению художественных задач, но и способности воплотить идеи,
несмотря на реакцию окружающих, в том числе, кинокритиков.
Позиция режиссера становится свободной и именно поэтому, более
творческой. В творческом процессе режиссеры формируют
индивидуальный стиль и язык кино – определенное сочетание
средств и методов выражения идеи в фильме. Каждый из
рассмотренных нами режиссеров, как подтвердилось, имеет свой
авторский стиль, уникальный, отличительный образ. Узнаваемость
почерка режиссера постепенно трансформируется в культурный
образ, обладающий самостоятельной ценностью. Это то, за что
узнают режиссера и его фильмы зрители, кинокритики,
исследователи кино. В основу режиссерских стилей закладывается
авторский подход и способ самовыражения, личное мировоззрение и
оригинальный киноязык. Формирование режиссерского стиля как
узнаваемого и привлекательного образа свидетельствует о его
творческой самореализации как автора. В основе этого процесса
лежит зрительский интерес, в любых проявлениях - к стилю фильмов
режиссера, их особой атмосфере или линии сюжета, к личности
режиссера как такового. Становится закономерным, что зрителю
интересно почувствовать себя частью кино-Вселенной того или
иного режиссера, причем не только в пространстве кинозала, но и
дома, в кафе, в обыденной жизни. В это же время и сам режиссер
начинает расширять границы своего художественного выражения,
выходить на более тесный уровень общения со своими зрителями,
проникая буквально в их повседневность.
Для современного состояния киноиндустрии характерно
расширение границ, выход режиссера за рамки съемочной площадки.
Современные авторы фильмов не ограничиваются лишь созданием
кино-лент, у них возникают новые потребности реализации себя -
будь то в музыкальном творчестве, массовом зрелищном искусстве
или на телевидении. Режиссер ищет и находит нестандартные пути
адаптации своей кино-фантазии в реалии жизни, и, как например Уэс
Андерсон, дает возможность телепортироваться в нее без всякой
магии. Для этого оказывается достаточным приобрести билет в
музей. Или же режиссер может создать такие произведения
искусства, что они становятся неотделимыми атрибутами бытового
ритуала зрителя, как коллекция посуды Альмодовара. Кино-
создатель популяризирует свою эстетику кино, распространяет
личное представление о красоте, как Паоло Соррентино, и позволяет
любителям его фильмов преобразиться, почувствовать себя, в какой-
то мере, увереннее и успешнее. Анализ показал, что отношения
творца и зрителя выходят на интерактивный уровень. В то же время,
в зрительской среде рождается активный рост подобных
предложений со стороны кинематографа. В связи с этим,
невозможно сделать однозначный вывод - с чем связаны мотивы
режиссеров на выход к более широким слоям общества. Возможно,
это делается исключительно ради рекламы и коммерческой выгоды.
С другой стороны, неожиданные формы творчества могут быть
продолжениями своего режиссерского начала, удовлетворением
своей духовной потребности. Так или иначе, за всем этим стоит
желание донести свое видение на более ощутимом уровне, а
культурное пространство 21 века предоставляет для этого широкий выбор средств.
Для того, чтобы установить мотивы режиссеров и уровень
коммерционализации современного искусства, необходимо
провести анализ с маркетинговой точки зрения. Тем не менее, данная
работа станет прочной базой знаний для проведения дальнейшего
познавательного исследования.
1. Агафонова, Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма /
Н.А. Агафонова. – Минск: Тесей, 2008. – 392 с.
2. Ананидзе, М. Г. Философия киноработ Федерико Феллини / М.Г.
Ананидзе// Молодой ученый. - 2014. - No8.2. - С. 6-8.
3. Андреев, А. Auteurism, art housе и art-cinema. Истоки и понятия
«авторское кино» в зарубежной киноведческой традиции / А.
Андреев // Киноведческие записки: историко-теоретический
журнал. – 2013. - No102/103. – С. 168-194.
4. Агафонова, Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма /
Н.А. Агафонова. – Минск: Тесей, 2008. – С. 102.
5. Азбука кино. Интервью о кино// Из истории французской киномысли:
Немое кино, 1911—1933. М.: Искусство, 1988, с.37-45
6. Базэн А. Текст. Текст! // "Что такое кино?"/Пер. В. Божович - М. :
Искусство, 1982. - С. 153.
7. Базэн А. Текст. Текст! // "Что такое кино?"/Пер. В. Божович - М. :
Искусство, 1982. - С. 155.
8. Базэн А. Эволюция киноязыка // Что такое кино?. - М: Искусство, 1982. - С. 80.
9. Баршт К. Рисунки и каллиграфия Ф.М. Достоевского. От изображения к
слову. - Бергамо: Lemma-Press, 1974. - С. 456.
10. Беленький И.В. Лекции по всеобщей истории кино / Беленький И.В. ,
Под ред. Лукова А.В. . - Москва: ГИТР , 2008. - С. 58.
11. Беленький, И.В. Лекции по всеобщей истории кино. Учебное пособие /
И.В. Беленький. Отв. ред. А.В. Луков. – М.: ГИТР, 2008. – С. 19-23
12. Беленький, И.В. Лекции по всеобщей истории кино. Учебное пособие /
И.В. Беленький. Отв. ред. А.В. Луков. – М.: ГИТР, 2008. – С. 9.
13. Белые Ночи // Kinopoisk.ru URL: https://www.kinopoisk.ru/film/56806/
(дата обращения: 20.04.17).
14. Борхес Х. Скрытая магия в «Дон Кихоте». Перевод Е.Лысенко Из книги
"Новые расследования" ("Otras inquisiciones") 1952. - М: Полярис, 1994. - С. 86.
15. В. Ж. Келле Процессы глобализации и динамика культуры, 2005 — No1
Глобализация и гуманитарное знание. стр. 69
...