Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №130291

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Алтайский государственный педагогический университет.
Выборка: 146 студентов-психологов (1-4 курсов.)
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости с тревожностью и самоактуализацией у студентов 9
1.1 Подходы к понятию «стрессоустойчивость» в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2 Понятие тревожности и особенности ее проявления у студентов 17
1.3 Самоактуализация и ее проявление у студентов 22
1.4 Психологические особенности студентов 30
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стрессоустойчивости с тревожностью и самоактуализацией у студентов 46
2.1 Описание процедуры и методики исследования 46
2.2 Анализ результатов исследования 51
2.3 Рекомендации по повышению стрессоустойчивости у студентов 62
Выводы по второй главе 69
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
Приложения 82



Актуальность исследования. Психологические состояния личности такие, как стрессоустойчивость, тревожность, самоактуализация и т.д. в настоящее время представляют исследовательский интерес в связи с тем, что данные состояния, тесно связанные с эмоциональной сферой, оказывают влияние на ощущения личности реалий жизни, на восприятие окружающего. Современная жизнь – это мобильность, ускорение ощущение времени, информационная насыщенность. С одной стороны, это облегчает жизнь человека (быстрое реагирование на изменяющиеся условия, доступность информации и т.д.), с другой стороны, служит причиной появления состояний тревожности и стрессов.
В студенческом возрасте это особенно актуально, так как профессионально-ориентированная учебная деятельность влияет на эмоциональные состояния студентов, процесс и результат этой деятельности. Студенты испытывают разные психологические и эмоциональные состояния в зависимости от вида и формы профессионально-ориентированной учебной деятельности, конкретного учебного занятия, а также методов и приемов обучения, применяемых преподавателем.
Стресс, обусловленный жизненно значимыми проблемами, способен нарушить хрупкий психический баланс и снизить резистентность. В молодом возрасте поведенческие модели совладания со стрессом, приобретаемые в жизненном опыте, только начинают формироваться. Поэтому основная нагрузка ложится на психофизиологический потенциал человека и определяет его ресурсность в напряженных ситуациях. В условиях получения высшего образования становится крайне актуальным изучение такого потенциала, особенно на начальном этапе, когда обучающиеся проходят адаптацию к новому этапу жизни. Именно этот период крайне опасен рисками психогенных расстройств у молодых людей. Психологические состояния (положительные или отрицательные) влияют на ход и достижение результатов деятельности студентов, на их успеваемость, качество знаний, навыков, умений, на формирование профессионально важных качеств личности и т.п. Максимальная производительность умственной деятельности возможна только при наличии психического здоровья, равновесия и покоя. Значительное влияние на психическое состояние студентов оказывают успехи в обучении, взаимоотношения со сверстниками, социально-психологическая атмосфера в коллективе, такт преподавателя. Особенность состояния зависит, прежде всего, от психических свойств личности, мотивации и типа нервной системы. Также в студенческом возрасте важным является стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, то есть к самоактуализации. В этой связи актуальным является изучение взаимосвязи стрессоустойчивости студентов с тревожностью и самоактуализацией.
Степень изученности темы исследования. Концепция стресса впервые была предложена Г. Селье, которая стала революционной в науке середины ХХ века. Именно он впервые объединил все известные к тому знания из области медицины, психологии, социологии, биологии и указал, что стресс (сначала он называет это как «общий адаптационный синдром») – это неспецифическая, универсальная или общая реакция организма на внешние воздействия. В дальнейшем исследованием стресса занимались и другие ученые, такие как А. Ф. Ануфриев, В. А. Бодров, С. А. Игумнов и другие. По стрессоустойчивости студентов в психологической литературе посвящены работы многих ученых, таких как А. Н. Завьялова, Н. П. Казаченко, А. В. Либина и других исследователей. Проблема тревожности рскрыта в трудах М. Прадина, С. Р. Рубинштейна, Ч. Д. Спилбергера и др. Проявление тревожности у студентов стало предметом исследования Д. В. Коваль, Е. Р. Никешиной и др. Понятие «самоактуализация» и ее реализация в студенческом возрасте описана в работах А. А. Румянцевой, Е. О. Скобликовой, Е. В. Столярской и др. Психологические особенности студентов раскрыты в научных трудах Л. И. Божович, М. Г. Гинзбурга, И. А. Зимней и др. Индивидуальные и личностные особенности студентов определены в трудах М. В. Кондратьевой, В.А. Лагуновского и др.
Цель исследования – изучить взаимосвязь стрессоустойчивости с тревожностью и самоактуализацией у студентов.
Объект исследования – стрессоустойчивость, тревожность и самоактуализация у студентов.
Предмет исследования – взаимосвязь стрессоустойчивости с тревожностью и самоактуализацией у студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что стрессоустойчивость студентов-психологов имеет взаимосвязь с ситуативной тревожностью; с социальной поддержкой, с недостаточным уровнем самоуважения и самопринятия; с информационными перегрузками и дефицитом времени.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «стрессоустойчивость» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Дать характеристику понятия «тревожность» и ее проявлению у студентов.
3. Описать особенности самоактуализации у студентов.
4. Проанализировать психологические особенности студентов.
5. Выявить в эмпирическом исследовании взаимосвязь стрессоустойчивости с тревожностью и самоактуализацией у студентов.
5. Разработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости как основного условия уменьшения тревожности и успешной самоактуализации студентов.
Теоретико-методологические основы исследования:
- концепции стресса – А. А. Реан, Г. Селье, А. М. Столяренко и др.;
- подходы к понятию «стрессоустойчивости» личности – В. А. Бодров, М. В. Зотов, Е. В. Рева и др.
- подходы к тревожности и ее проявлениям – Д. В. Коваль, А. М. Прихожан, С. Л. Рубиштейн и др.
- подходы к особенности самоактуализации в студенческом возрасте – С. И. Кудинов, Е. М. Лисьева, О. Л. Пантелеева и др.;
- подходы к описанию психологических особенностей личности студента – Л. И. Божович. Е. И. Зимняя, Е. С. Макарова и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы – анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных; эмпирические методы – анкетирование математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1) Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина).
2) Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина.
3) Самоактуализационный тест. САТ А. Маслоу в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, М. В. Загика, М. В. Кроза.
Методы обработки данных: Обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics Base Campus Edition (Лицензионный договор с ЗАО «Прогностические решения» №22211004-1 от 04.10.2021). Применялись : критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Спирмена, критерий Пирсона.
Выборка: В исследовании приняло участие 146 студентов-психологов 1-4 курсов, их них девушек - 95, юношей – 51 студент.
База исследования: АлтГПУ (г. Барнаул).
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели определения взаимосвязи стрессоустойчивости с тревожностью и самоактуализацией у студентов. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены особенности взаимосвязи стрессоустойчивости с тревожностью и самоактуализацией у студентов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке тренинговой программы, направленной на повышение стрессоустойчивости студентов как главного условия снижения тревожности и успешной самоактуализации.
Положения, выносимые на защиту:
1) Стрессоустойчивость – это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Стрессоустойчивость обеспечивает индивидууму возможность выдерживать значительные умственные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки, сохраняя при этом эффективность функционирования.
2) В ходе эмпирического исследования было установлено, что на высокий уровень стрессоустойчивости студентов оказывают влияние социальная поддержка, спонтанность, самоуважение и познавательные потребности. На умеренную стрессоустойчивость студентов (средний уровень) оказывает влияние ориентация во времени (возможно, студенты ощущают дефицит времени, несмотря на то, что умеют распределять его), самопринятие, контактность, креативность. На низкий уровень стрессоустойчивости студентов оказывают влияние ситуативная тревожность, ценностные ориентации (возможно, завышенные требования), принятие агрессии.
3) Результаты исследования свидетельствуют о наличии связи стрессоустойчивости студентов-психологов с тревожностью и самоактуализацией. Следовательно, целенаправленное снижение тревожности и развитие самоактуализации будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости. В качестве рекомендаций была разработана тренинговая программа «Путь к себе» по повышению самооценки и формированию стрессоустойчивости у студентов-психологов. Структурно тренинговая программа представлена 11 занятиями.
Достоверность и обоснованность результатов подтверждается результатами эмпирического исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования (перечислить конференции).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обоснование актуальности исследования, выдвинутая гипотеза, позволили выдвинуть положения, выносимые на защиту, доказательство которых осуществлялось посредством решения ряда исследовательских задач.
Сталкиваясь в повседневной жизни с разнообразными стрессорами, человек оценивает их и собственные копинг-ресурсы, изменяет что-то во внешней реальности или в ее репрезентации в собственном сознании, регулирует свое поведение. При этом сила проявления поведенческих реакций и их вектор в значительной степени обусловлены индивидуально-личностными предикторами стрессоустойчивости личности.
В современной психологической литературе стрессоустойчивость рассматривается как структурно-функциональное, динамическое, интегративное свойство личности, как результат трансактного процесса столкновения индивида со стрессогенным фактором, вмещающим процесс саморегуляции, когнитивную репрезентацию, объективную характеристику ситуации и требования к личности. Это также мера приверженности человека стрессам, основа его успешного социального взаимодействия, которому свойственны эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, высокий уровень саморегуляции, психологическая готовность к стрессу.
Тревожность у студентов проявляется чаще всего на первом и выпускном курсах, и обусловлена переживанием угрозы их самооценке и жизнедеятельности. Студенты, имеющие высокий уровень тревожности часто не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, не общительны. Как правило, такие студенты одиноки. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к ситуации, в которой находится студент.
Анализ научной литературы также позволил установить, что самоактуализация студентов – это процесс реализации их стремления к осуществлению деятельности по развитию своей личности в процессе учебы в вузе.
На основе анализа научной литературы по проблеме изучения психологических особенностей студентов как социальной группы можно охарактеризовать через ведущую деятельность, мотивы учебно-профессиональной деятельности, новообразование возраста, сензитивность, движущие силы развития, психологические трудности и кризисы, которые переживает человек в этом возрасте. В этом возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что на высокий уровень стрессоустойчивости студентов оказывают влияние социальная поддержка, спонтанность, самоуважение и познавательные потребности. На умеренную стрессоустойчивость студентов (средний уровень) оказывает влияние ориентация во времени (возможно, студенты ощущают дефицит времени, несмотря на то, что умеют распределять его), самопринятие, контактность, креативность. На низкий уровень стрессоустойчивости студентов оказывают влияние ситуативная тревожность, ценностные ориентации (возможно, завышенные требования), принятие агрессии.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии связи стрессоустойчивости студентов-психологов с тревожностью и самоактуализацией. Следовательно, целенаправленное снижение тревожности и развитие самоактуализации будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости. В качестве рекомендаций была разработана тренинговая программа «Путь к себе» по повышению самооценки и формированию стрессоустойчивости у студентов-психологов. Структурно тренинговая программа представлена 11 занятиями.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абульханова-Славская, К. А. Проблема определения субъекта в психологии / К. А. Абульханова-Славская // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 58-63.
2. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Альфред. – Москва : Когито-Центр, 2014. – 202 c.
3. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. – Вып. 2. – Ленинград : ЛГУ, 1974. – 263 с.
4. Ануфриев, А. Ф. Стресс в профессиональной сфере / А. Ф. Ануфриев // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 81-85.
5. Басимов, М. М. Социально-психологический анализ проблемы совладания студентов с экзаменационным стрессом / М. М. Басимов // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2020. – Т. 19. – № 4 (157). – С. 34-43.
6. Безносов, С. П. Профессиональные деформации личности / С. П. Безносов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 3 (55). – С. 167-171.
7. Бодров, В. А. Психологический стресс : условия профилактики, развитие и преодоление / В. А. Бодров. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 458 с.
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Л. И. Божович. – Москва : «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
9. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с.
10. Брысина, С. В. Проблема эмоциональной устойчивости человека / С. В. Брысина // В сборнике : Наука и научный потенциал – основа устойчивого развития общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 112-114.
11. Гавриченко, О. В. Связь креативности и индивидуально-личностных особенностей студентов / О. В. Гавриченко // Вестник РГГУ. Серия : Психология. Педагогика. Образование. – 2019. – № 1. – С. 105-126.
12. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Э. В. Галажинский. – Барнаул. гос. пед. ун-т. – Барнаул, 2002. – 43 с.
13. Герасимова, Е. Н. Психолого-педагогическая технология повышения стрессоустойчивости / Е. Н. Герасимова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2018. – Т. 1. – № 13. – С. 55-59.
14. Гинзбург, М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Г. Гинсбург // Вопросы психологии. –1994. – № 3. – С. 42-52.
15. Говорина, А. В. Самоактуализация и субъективное благополучие у студентов-психологов / А. В. Говорина // International Journal of Medicine and Psychology. – 2022. – Т. 5. – № 6. – С. 16-23.
16. Дутчина, О. Б. Я-концепция как ресурс развития стрессоустойчивости личности / О. Б. Дутчина // В сборнике : Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. сборник научных трудов. под ред. Е. Н. Ткач. – 2017. – С. 63-67.
17. Дьяков, С. И. Стрессоустойчивость студентов-психологов разного профиля обучения / С. И. Дьяков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. –2022. – Т. 8 (74). – № 1. – С. 87-96.
18. Жариков, Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости / Е. С. Жариков. – Москва : АСТ, 2017. – 423 с.
19. Забродина, Т. И. Стрессоустойчивость и особенности копинг-стратегий студентов / Т. И. Забродина // В сборнике: Современные научные взгляды в эпоху глобальных трансформаций : проблемы, новые векторы развития. Материалы XLII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. – С. 345-347.
20. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. / И. А. Зимняя. – Москва : Логос, 2000. – 256 с.
21. Зобков, А. В. Личностные особенности становления студентов как субъектов инновационной педагогической деятельности / А. В. Зобков // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1 (37). – С. 275-289.
22. Зотов, М. В. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса / М. В. Зотов. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 312 с.
23. Зуйкова, Е. Г. Психоэмоциональная устойчивость студентов разных профилей подготовки и их реакция на стресс-факторы / Е. Г. Зуйкова // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3 (48). – С. 359-364.
24. Игумнов, С. А. Стресс и стресс-зависимые заболевания / С. А. Игумнов, В. А. Жебентяев. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 352 с.
25. Изард, К. Г. Психология эмоций / Пер. с англ. – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 548 с.
26. Казаченко, Н. П. Внешние и внутренние факторы стрессоустойчивости личности / Н. П. Казаченко // Психологические исследования. – 2019. – №4. – С. 74-76.
27. Кайгородов, Б. В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте / Б. В. Кайгородов // Мир психологии. – 2002. – №2. – С. 117-126.
28. Калачева, И. В. Социально-демографические детерминанты самоактуализации личности студентов / И. В. Калачева // В сборнике : Трудности саморазвития личности в современном обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 224-225.
29. Кижаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Кижаев-Смык. – Санкт-Петербург .: Питер, 2017. – 463 с.
30. Киселева, Д. А. Самоактуализация личности студента на первом этапе процесса обучении в вузе / Д. А. Киселева // В сборнике : Студент: наука, профессия, жизнь. Материалы V всероссийской студенческой научной конференции с международным участием: в 3 частях. – 2018. – С. 139-143.
31. Княжев, В. Б. К вопросу о проблемах формирования стрессоустойчивости в современном обществе и государстве / В. Б. Княжев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – Т. 11. – № 27 (312). – С. 36-46.
32. Коваль, Д. В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с тревожностью у студентов-психологов / Д. В. Коваль // Наука через призму времени. – 2023. – № 2 (71). – С. 52-55.
33. Козлов, С. А. Психологическая устойчивость личности как фактор стрессоустойчивости / С. А. Козлов, С. А. Шувалова // Психологические исследования. – 2018. – №4. – С. 63-66.
34. Колосюк, А. А. Влияние личностных особенностей на общение студентов / А. А. Колосюк // В сборнике : Студент и научно-технический прогресс. Материалы XLVI студенческой научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения первого ректора Челябинского государственного университета С. Е. Матушкина. – 2022. – С. 83-86.
35. Кондратьева, М. В. Личностные особенности студентов с разной выраженностью жизнеспособности / М. В. Кондратьева // В сборнике : Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент. Материалы ежегодной научно-практической конференции молодых ученых факультета психологии. – 2019. – С. 50-55.
36. Кордуэлл, М. Психология. А-Я = The complete A – Z Psichology : словарь-справочник / М. Кордуэлл / пер. с англ. К. С. Ткаченко. – Москва : Фаир-пресс, 2000. – 442 с.
37. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер : пер. с нем. – Москва : Академический Проект, 2015. – 328 c.
38. Кудинов, С. И. Методологические проблемы исследования самореализации личности / С. И. Кудинов // Вестник Башкирского университета. – 2015. – Т. 20. – № 2. – С. 696-699.
39. Либина, А. В. Эмоции и стресс / А. В. Либина, А. В. Либин. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2018. – 248 с.
40. Лагуновский, В. А. Идивидуально-психологические личностные особенности студентов разных специальностей и их связь с мотивами выбора / В. А. Лагуновский // Вопросы педагогики. – 2023. – № 3-1. – С. 19-24.
41. Лисьева, Е. М. Самоактуализация личности студентов в контексте преодолевающего поведения / Е. М. Лисьева // Пензенский психологический вестник. – 2022. – № 1 (18). – С. 33-38.
42. Лукина, Е. А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук : специальность / Е. А. Лукина. – Санкт-Петербург, 2006. – 26 с.
43. Макарова, Е. С. Личностные особенности студентов / Е. С. Макарова // В сборнике : Молодежь и XXI век – 2017. материалы VII Международной молодежной научной конференции: в 4 томах. – 2017. – С. 93-96.
44. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Москва : Инфра-М, 2014. – 263 с.
45. Медведева, Ю. А. Психологические и физиологические аспекты стресса у студентов / Ю. А. Медведева // В сборнике: Молодежная наука в XXI веке : традиции, инновации, векторы развития. материалы Международной научно-исследовательской конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников: в 3 частях. Самарский государственный университет путей сообщения, Оренбургский институт путей сообщения – филиал. – 2017. – С. 126-128.
46. Меерсон, Ф. З. Физиология адаптационных процессов / Ф. З. Меерсон. – Москва : Наука, 1986. – 874 с.
47. Михеева, А. П. Стрессоустойчивость : к проблеме определения / А. П. Михеева // Вестник российского университета Дружбы Народов. серия: Вопросы образования : языки и специальность. – 2019. – С. 82-87.
48. Мэй, Р. Любовь и воля / Р. Мэй. – Москва : Релф-Бук, 1997. – 384 с.
49. Никешина, Е. Р. Особенности социально-психологической адаптации студентов с высоким уровнем тревожности / Е. Р. Никешина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 11-2 (62). – С. 113-115.
50. Олпорт, Г. В. Становление личности : Избранные труды / Г. В. Олпорт. – Москва : Смысл, 2002. – 462 с.
51. Пантелеева, О. Л. Взаимосвязь компонентов самореализации и самоактуализации студентов / О. Л. Пантелеева // Акмеология. – 2019. – № 1 (69). – С. 15-21.
52. Пашкин, С. Б. Взаимосвязь личностных особенностей и жизнестойкости у студентов педагогического вуза / С. Б. Пашкин // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 6 (54). – С. 374-388.
53. Полякова, О. Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление / О. Н. Полякова / Под ред. А. С. Батуева. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 144 с.
54. Прадин, М. Чувства как регуляторы / М. Прадин // Психология эмоций : хрестоматия / авт.-сост. Витис Вилюнас. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 547 с.
55. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – Москва : Эксмо, 2019. – 321 с.
56. Реан, А. А. Психология стресса / А. А. Реан, С. В. Субботин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 356 с.
57. Рева, Е. М. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности / Е. В. Рева // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 1 (19). – С. 832-834.
58. Роджерс, К. Психология личности / К. Роджерс. – Москва : Академия, 2017. – 359 с.
59. Рубальская, Е. А. Корреляты самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов / Е. А. Рубальская // Акмеология. – 2016. – № 1 (57). – С. 195-199.
60. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
61. Румянцева, А. А. Особенности уровня самоактуализации студентов-психологов / А. А. Румянцева // Мировая наука. – 2019. – № 1 (22). – С. 264-267.
62. Савченко, К. Г. Стрессоустойчивость как необходимое качество профессиональной успешности / К. Г. Савченко // Вопросы науки. – 2017. – № 1. – С. 48-53.
63. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 66 с.
64. Сибурина, Т. А. Медико-социальные проблемы профессионального стресса / Т. А. Сибурина, В. А. Фурс, С. И. Мотков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2018. – № 2. – С. 16-19.
65. Скобликова, Е. О. Самоэффективность : существенный мотив для обучения / Е. О. Скобликова // Региональный вестник. – 2020. – № 2 (41). – С. 67-68.
66. Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер. – Москва : Физкультура и спорт, 1983. – 24 с.
67. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов на Дону : Феникс, 1997. – 846 с.
68. Столяренко, A. M. Стресс и эмоции / А. М. Столяренко, П. П. Дорогов. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 351 с.
69. Столярская, Е. В. Самоактуализация личности : свобода развития вместо стремления к идеалу / Е. В. Столярская // Образование и повышение квалификации непрерывного образования. Вып.11 – Минск, 2016. – С. 122-129.
70. Стрельникова, В. С. Исследование учебного стресса у студентов педагогического вуза / В. С. Стрельникова // В сборнике : Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 77-78.
71. Усатов, И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса / И. А. Усатов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T2. – С. 21-25.
72. Шеховцова, Т. С. Понятие стрессоустойчивости и её составляющих / Т. С. Шеховцева // В сборнике : Современные проблемы психолого-педагогической науки и образования. – Ставрополь, 2015. – С. 124-128.
73. Чащева, К. Е. Управление стрессом / К. Е. Чащева. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 471 с.
74. Федунина, Н. Ю. Понятия устойчивости / Н. Ю. Федулина // Московский психотерапевтический журнал. – 2017. – №4. – С. 102-111.
75. Франкл, В. Доктор и душа : Логотерапия и экзистенциальный анализ / Виктор Франкл ; Пер. с нем. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2017. – 338 с.
76. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 159 c.
77. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм /Пер. с англ. А. Лактионова. – Москва :АСТ:АСТ МОСКВА, 2009. – 245 с.
78. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – Москва : Высшая школа, 1997. – 458 с.
79. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден: пер. с англ. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 345 с.
80. Ясперс, К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна / К. Ясперс. – Москва : Институт Философии РАН, 2007. – 240 с.
81. Яцук, Е. Е. Психология эмоций / Е. Е. Яцук. – Москва : АСТ, 2018. – 354 с.
82. Wаtеrmаn, А. S. Idеntitу dеvеlopmеnt from аdolеsсеnсе to аdulthood: Аn ехtеnsion of thеorу аnd а rеviеw // Dеvеl. Psусhol. – 1982. – V. 18. – № 3.
83. Wicks, J. J. Coping with COVID Stress: Maladaptive and Adaptive Response Styles Predicting College Student Internalizing Symptom Dimensions / J. J. Wicks, М. М. Taylor, A. N. Fassett-carman, Ch.R .Neilson, E.C. Peterson, R.H. Kaiser, H.R.Snyder // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. – 2022. – Т. 44. – № 4. – С. 1004-1020.
84. Robb, C. A. College Student Financial Stress: Are the Kids Alright? / С. А. Robb // Journal of Family and Economic Issues. – 2017. – Т. 38. – № 4. – Рр. 514-527.
85. Serfraz, A., Socio-Economic and Ethical Implications of Stress on Teacher-Student Relationship / А. Serfraz, А. М. Mehta, Н. Saleem, S. Banaras, V.Altintas // Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. – 2020. – Т. 23. – № 6. – Рр. 1-8.
86. Smith, J. G. Association of stress, resilience, and nursing student incivility during COVID-19 / J. G. Smith, R. W. Urban, S.T. Wilson // Nursing Forum. – 2022. – Т. 57. – № 3. – Рр. 374-381.
87. Sotardi, V. A. Bumps in the Road: Exploring Teachers' Perceptions of Student Stress and Coping / V. A. Sotardi // Teacher Educator. – 2018. – Т. 53. – № 2. – Рр. 208-228.
88. Hobfoll, S. E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress / S. E Hobfoll // American Psychologist. – 1989. – №44. – Pp. 513–524.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ