Гражданско-правовая ответственность участников при заключении и исполнении государственного (муниципального) контракта (Южно-Уральский государственный университет)
|
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА 8
1.1 Понятие и правовое регулирование вопросов заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта 8
1.2 Понятие и основания гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта 22
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА 32
2.1 Анализ судебной правоприменительной практики в части гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта 32
2.2 Направления совершенствования законодательства в области гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА 8
1.1 Понятие и правовое регулирование вопросов заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта 8
1.2 Понятие и основания гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта 22
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА 32
2.1 Анализ судебной правоприменительной практики в части гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта 32
2.2 Направления совершенствования законодательства в области гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования гражданско-правовой ответственности участников при заключении и исполнении государственного контракта обусловлена тем, что система государственных и муниципальных закупок играет колоссальную роль в материальном обеспечении государственных и муниципальных учреждений. Система государственных и муниципальных закупок позволяет приобретать учреждениям товарно-материальные ценности на более выгодных условиях. Уместно сделать вывод о том, что система государственных и муниципальных закупок представляет собой механизм обеспечения эффективного функционирования государственного сектора.
Функционирование в современной практике гражданского права данного института призвано обеспечить качественное заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов в соответствии с нормами действующего законодательства. Данный институт требует применения на практике соответствующих норм права для упорядочения заключения и исполнения государственного контракта. Правовая регламентация данного направления призвана бороться с проблемой недобросовестных поставщиков, коррупцией и злоупотреблениями в сфере государственных закупок. Совершенствование правового регулирования порядка заключения и исполнения государственного контракта будет способствовать развитию честной конкуренции на рынке.
Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что, несмотря на постоянную модернизацию законодательства, до сих пор остается большое число пробелов правового регулирования. Изменения норм законодательства не затрагивают принципиальные подходы правового регулирования определенных групп общественных отношений, складывающихся в сфере конкуренции и государственных закупок. Законодательство о государственных и муниципальных закупках на протяжении уже третьего десятилетия активно изменяется. Однако изменение правового регулирования, создание контрактной системы не позволило решить обозначенные выше проблемы. Сохраняется и коррупция, и ограничение доступа к участию в государственных и муниципальных закупках. Следовательно, необходимо проведение исследований, чтобы не только выявить правовые и практические проблемы, но и предложить направления совершенствования законодательства для минимизации разного рода рисков.
Актуальной до настоящего момента остается терминологическая проблема. Проблематика применения основных терминов и понятий в сфере заключения и исполнения государственных контрактов также подтверждает актуальность темы исследования.
В сфере государственных и муниципальных закупок остается проблема коррупции и злоупотреблениями нормами права. Не менее значимой проблемой является закрытость данной сферы для малого и среднего бизнеса. Сфера государственных и муниципальных поставок изначально оказалась фактически закрытой для среднего и, особенно, для малого бизнеса, то есть исчез элемент здоровой конкуренции. Для малого и среднего бизнеса возможность участия в государственных и муниципальных закупках – это способ обеспечить свою деятельность, в том числе в аспекте возможности получения стабильного и своевременного дохода.
Обобщая определение актуальности темы исследования, можно признать, что система государственных и муниципальных закупок призвана обеспечить эффективное функционирование государственного сектора. Правовая регламентация данного направления – это неотъемлемый элемент эффективного осуществления заключения и исполнения государственного контракта. Несмотря на регулярную модернизацию норм права, в настоящий момент остается достаточно большое число пробелов правового регулирования, что еще раз позволяет убедиться в необходимости изучения норм права, порядка заключения и исполнения государственного контракта, правоприменительной практики в данной области. Изучение данного направления позволит сформировать рекомендации по совершенствованию правового регулирования заключения и исполнения государственного контракта на основе глубокого и всестороннего исследования темы и материалов судебной практики.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с заключением и исполнением государственного контракта.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы заключения и исполнения государственного контракта.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию правового регулирования института гражданско-правовой ответственности участников при заключении и исполнении государственных контрактов на основании глубокого, всестороннего и систематического изучения материалов: теоретических, практических основ и правоприменительной практики.
Задачи исследования. Для реализации поставленной цели в рамках выпускной квалификационной работы требуется решить следующие задачи:
1. определить понятие и правовую природу заключения и исполнения государственного контракта;
2. изучить основания привлечения к гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта;
3. проанализировать материалы судебной практики по данной теме и определить проблемы правового регулирования;
4. сформировать систему рекомендаций по совершенствованию института гражданско-правовой ответственности участников при заключении и исполнении государственного контракта.
Теоретическую основу исследования составляют работы российских ученых в области гражданского права. Среди основных авторов можно отметить В.А. Герасимову, А.Д. Солдатова, Н.С. Колбягина, Е.С. Усову.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы правоприменительной практики в части гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта.
Методология исследования. Для выполнения работы были использованы методы анализа, синтеза, сравнения. Для изучения вопросов становления и развития института гражданско-правовой ответственности участников при заключении и исполнении государственного контракта был использован исторический метод и метод ретроспективного анализа. Для изучения содержания норм законодательства широко применялся метод юридической герменевтики.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что изучение теоретических основ и правоприменительной практики позволяет сформировать рекомендации по изменению норм права в части привлечения к гражданской ответственности при заключении и исполнении государственного контракта. Проведенные в рамках выпускной квалификационной работы исследования позволяют устранить пробелы современного законодательства, способствуют снижению коррупции и числа злоупотреблений в данной сфере, позволят обеспечить повышение эффективности функционирования государственного сектора в целом.
Научная новизна работы заключается в изменении норм законодательства в части привлечения к гражданской ответственности при заключении и исполнении государственного контракта. Предложенная система рекомендаций по изменению норм права может быть использована в целях развития и совершенствования института государственных (муниципальных) закупок.
Положения, выносимые на защиту.
1. Требуется обозначить порядок проведения электронного аукциона, выделить критерии выбора поставщика. Для этого необходимо внести изменения в содержание федерального закона №44-ФЗ, статья 49 «Проведение электронного аукциона», дополнить нормы ГК РФ (статья 448) о возможности проведения электронных торгов.
2. Необходимо привести в соответствии нормы ГК РФ и федерального закона №44-Фз. Дополнение статьи 526 ГК РФ целями заключения государственного муниципального контракта, а также порядком заключения государственного муниципального контракта позволяют повысить качество правового регулирования данного института, а также приблизить содержание понятия, представленного в федеральном закон № 44-ФЗ и гражданском законодательстве. Более точная формулировка терминов и понятий позволит устранить проблему двусмысленного толкования терминов и дуализма правовых категорий, которые влекут за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Сближение формулировок, представленных в ГК РФ и в федеральном законе, позволяет изучить и интерпретировать на правовом уровне сущность государственного муниципального контракта.
3. Очевидным является необходимость противодействия коррупции в данной сфере. Для этого необходимо добиться повышения прозрачности и открытости данных, изучать каждый частный случай в целях формирования эффективного механизма противодействия коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок.
4. Четвертым направлением совершенствования является оптимизация системы контроля. Необходимо на законодательном уровне определить критерии эффективности и контроля осуществления закупок.
5. Требуется ужесточить ответственность за проведение закупок с нарушением действующих норм.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав и 4 параграфов, присутствует заключение и библиографический список.
Функционирование в современной практике гражданского права данного института призвано обеспечить качественное заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов в соответствии с нормами действующего законодательства. Данный институт требует применения на практике соответствующих норм права для упорядочения заключения и исполнения государственного контракта. Правовая регламентация данного направления призвана бороться с проблемой недобросовестных поставщиков, коррупцией и злоупотреблениями в сфере государственных закупок. Совершенствование правового регулирования порядка заключения и исполнения государственного контракта будет способствовать развитию честной конкуренции на рынке.
Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что, несмотря на постоянную модернизацию законодательства, до сих пор остается большое число пробелов правового регулирования. Изменения норм законодательства не затрагивают принципиальные подходы правового регулирования определенных групп общественных отношений, складывающихся в сфере конкуренции и государственных закупок. Законодательство о государственных и муниципальных закупках на протяжении уже третьего десятилетия активно изменяется. Однако изменение правового регулирования, создание контрактной системы не позволило решить обозначенные выше проблемы. Сохраняется и коррупция, и ограничение доступа к участию в государственных и муниципальных закупках. Следовательно, необходимо проведение исследований, чтобы не только выявить правовые и практические проблемы, но и предложить направления совершенствования законодательства для минимизации разного рода рисков.
Актуальной до настоящего момента остается терминологическая проблема. Проблематика применения основных терминов и понятий в сфере заключения и исполнения государственных контрактов также подтверждает актуальность темы исследования.
В сфере государственных и муниципальных закупок остается проблема коррупции и злоупотреблениями нормами права. Не менее значимой проблемой является закрытость данной сферы для малого и среднего бизнеса. Сфера государственных и муниципальных поставок изначально оказалась фактически закрытой для среднего и, особенно, для малого бизнеса, то есть исчез элемент здоровой конкуренции. Для малого и среднего бизнеса возможность участия в государственных и муниципальных закупках – это способ обеспечить свою деятельность, в том числе в аспекте возможности получения стабильного и своевременного дохода.
Обобщая определение актуальности темы исследования, можно признать, что система государственных и муниципальных закупок призвана обеспечить эффективное функционирование государственного сектора. Правовая регламентация данного направления – это неотъемлемый элемент эффективного осуществления заключения и исполнения государственного контракта. Несмотря на регулярную модернизацию норм права, в настоящий момент остается достаточно большое число пробелов правового регулирования, что еще раз позволяет убедиться в необходимости изучения норм права, порядка заключения и исполнения государственного контракта, правоприменительной практики в данной области. Изучение данного направления позволит сформировать рекомендации по совершенствованию правового регулирования заключения и исполнения государственного контракта на основе глубокого и всестороннего исследования темы и материалов судебной практики.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с заключением и исполнением государственного контракта.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы заключения и исполнения государственного контракта.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию правового регулирования института гражданско-правовой ответственности участников при заключении и исполнении государственных контрактов на основании глубокого, всестороннего и систематического изучения материалов: теоретических, практических основ и правоприменительной практики.
Задачи исследования. Для реализации поставленной цели в рамках выпускной квалификационной работы требуется решить следующие задачи:
1. определить понятие и правовую природу заключения и исполнения государственного контракта;
2. изучить основания привлечения к гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта;
3. проанализировать материалы судебной практики по данной теме и определить проблемы правового регулирования;
4. сформировать систему рекомендаций по совершенствованию института гражданско-правовой ответственности участников при заключении и исполнении государственного контракта.
Теоретическую основу исследования составляют работы российских ученых в области гражданского права. Среди основных авторов можно отметить В.А. Герасимову, А.Д. Солдатова, Н.С. Колбягина, Е.С. Усову.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы правоприменительной практики в части гражданско-правовой ответственности участников государственного (муниципального) контракта.
Методология исследования. Для выполнения работы были использованы методы анализа, синтеза, сравнения. Для изучения вопросов становления и развития института гражданско-правовой ответственности участников при заключении и исполнении государственного контракта был использован исторический метод и метод ретроспективного анализа. Для изучения содержания норм законодательства широко применялся метод юридической герменевтики.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что изучение теоретических основ и правоприменительной практики позволяет сформировать рекомендации по изменению норм права в части привлечения к гражданской ответственности при заключении и исполнении государственного контракта. Проведенные в рамках выпускной квалификационной работы исследования позволяют устранить пробелы современного законодательства, способствуют снижению коррупции и числа злоупотреблений в данной сфере, позволят обеспечить повышение эффективности функционирования государственного сектора в целом.
Научная новизна работы заключается в изменении норм законодательства в части привлечения к гражданской ответственности при заключении и исполнении государственного контракта. Предложенная система рекомендаций по изменению норм права может быть использована в целях развития и совершенствования института государственных (муниципальных) закупок.
Положения, выносимые на защиту.
1. Требуется обозначить порядок проведения электронного аукциона, выделить критерии выбора поставщика. Для этого необходимо внести изменения в содержание федерального закона №44-ФЗ, статья 49 «Проведение электронного аукциона», дополнить нормы ГК РФ (статья 448) о возможности проведения электронных торгов.
2. Необходимо привести в соответствии нормы ГК РФ и федерального закона №44-Фз. Дополнение статьи 526 ГК РФ целями заключения государственного муниципального контракта, а также порядком заключения государственного муниципального контракта позволяют повысить качество правового регулирования данного института, а также приблизить содержание понятия, представленного в федеральном закон № 44-ФЗ и гражданском законодательстве. Более точная формулировка терминов и понятий позволит устранить проблему двусмысленного толкования терминов и дуализма правовых категорий, которые влекут за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Сближение формулировок, представленных в ГК РФ и в федеральном законе, позволяет изучить и интерпретировать на правовом уровне сущность государственного муниципального контракта.
3. Очевидным является необходимость противодействия коррупции в данной сфере. Для этого необходимо добиться повышения прозрачности и открытости данных, изучать каждый частный случай в целях формирования эффективного механизма противодействия коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок.
4. Четвертым направлением совершенствования является оптимизация системы контроля. Необходимо на законодательном уровне определить критерии эффективности и контроля осуществления закупок.
5. Требуется ужесточить ответственность за проведение закупок с нарушением действующих норм.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав и 4 параграфов, присутствует заключение и библиографический список.
Обобщая изучение понятия и вопросов правового регулирования заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта следует сделать вывод о том, что нормы гражданского законодательства содержат в себе в настоящий момент только общие представления о понятии и порядке заключения государственного (муниципального) контракта. Пробелом правового регулирования является отсутствие закрепленных признаков и целей заключения государственного (муниципального) контракта в определении ГК РФ. Определение не отображает сущность правовой природы государственного (муниципального) контракта. Рекомендуется изменить содержание норм ГК РФ (статья 525,526 ГК РФ) таким образом, чтобы в нормах данной статьи в полном объеме была представлена правовая природа государственного (муниципального) контракта, раскрыты признаки и сущность. Необходимо исключить терминологическую проблему и обеспечить единство терминов, представленных в нормах ГК РФ и федеральном законе № 44-ФЗ. Пробелом современного законодательства выступает тот факт, что на момент размещения государственного (муниципального) контракта его условия, за исключением существенных неизвестны. Пробел современного законодательства выражается в том, что на момент размещения контракта более детальные условия неизвестны. Порядок заключения и определение последовательности стадий заключения государственного (муниципального) контракта, его дополнительных условий требует изменение норм ГК РФ. С позиции действующего законодательства условия контракта, за исключением существенных, не становятся известными при размещении заказа, вследствие чего после проведения торгов следует согласование условий контракта. Подобный подход определен по результатам проведения исследования как неудачный, потому что законодательство не исключает возможности возникновения преддоговорных споров, разрешаемых в судебном порядке, что оттягивает момент исполнения. Ряд авторов (например, Б.Е. Кошелюк) предлагает наделить поставщика правом изменения государственного(муниципального) контракта уже после момента его заключения. Однако большинство правоведов придерживаются мнения о нецелесообразности данных изменений, так как это нарушает объективный механизм контроля за заключением и исполнением государственных (муниципальных) контрактов. Уже на этапе изучения понятийного аппарата и правовой природы государственного (муниципального) контракта следует признать, что нормы ГК РФ требуют изменений, конкретизации и устранения дуализма толкования норм. Необходимо отойти от общих формулировок и, решив терминологическую проблему, закрепить более точные, полные и отражающие сущность понятия государственного (муниципального) контракта. Предложенные изменения повлекут за собой снижение числа спорных ситуаций, позволят добиться снижения числа злоупотреблений и коррупции в данной сфере.
Гражданско-правовая ответственность участников государственного (муниципального) контракта прямо предусмотрена не только нормами специального закона, но и положениями ГК РФ, конкретизирующими применение тех или иных видов ответственности. Основной акцент законодатель при установлении гражданско-правовой ответственности делает на нарушениях, которые допускаются поставщиками (исполнителями) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту. Кроме того, своего рода компенсаторную функцию выполняют убытки, взыскание которых также допускается, хотя однозначно определить взыскание убытков как меру гражданско-правовой ответственности нельзя.
Сфера государственных и муниципальных контрактов является значимой, потому что, благодаря им, удовлетворяются государственные и муниципальные нужды. Актуальность оптимизации правового регулирования деятельности государства и муниципалитетов по формированию и удовлетворению государственных и муниципальных нужд имеет важное значение для экономического и финансового развития. Закупка товаров, оказание работ и услуг для государственных и муниципальных нужд становиться не только поддержкой развития малого и среднего бизнеса, но и стимулирования развития регионов муниципалитетов. Повышенное внимание и более детальная проработка правовой регламентации обусловлены наличием высоких коррупционных рисков и иных злоупотреблений, а также нарушения исполнения обязательств сторонами государственных и муниципальных контрактов. Общественно опасные последствия в этом случае более значимы, чем в ситуации с нарушением обязательств по гражданско-правовым договорам. Наказания за противоправные действия в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд могут иметь различные составы преступлений, перечисленных статьями УК РФ, которые направлены на рациональное расходование бюджетных средств различных уровней бюджетов. Гражданско-правовая ответственность участников государственного (муниципального) контракта прямо предусмотрена не только нормами специального закона, но и положениями гражданского законодательства. Она может возникать вследствие нарушения обязательств по государственному и муниципальному контракту. Основной акцент законодатель при установлении гражданско-правовой ответственности делает на нарушениях, которые допускаются поставщиками (исполнителями) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту. Кроме того, своего рода компенсаторную функцию выполняют убытки, взыскание которых также допускается, хотя однозначно определить взыскание убытков, как меру гражданско-правовой ответственности нельзя.
Проблема привлечения участников заключения и исполнения государственных контрактов к гражданской ответственности сводится к низкой эффективности изменений норм гражданского законодательства и федерального закона № 44-ФЗ. Модернизация законодательной базы осуществляется регулярно, однако данные изменения малоэффективны на практике, так как увеличивается число нарушений в части осуществления государственных (муниципальных закупок). Такие данные говорят о том, что необходимо изменить поход к модернизации законодательства. Изменения норм гражданского права должны быть ориентированы на повышение прозрачности и открытости осуществления системы государственных (муниципальных) закупок, меры привлечения к ответственности должны снижать в последующем число повторных правонарушений.
Основными направлениями совершенствования должны стать следующие меры.
Дополнение статьи 526 ГК РФ целями заключения государственного муниципального контракта, а также порядком заключения государственного муниципального контракта, позволяют повысить качество правового регулирования данного института, а также приблизить содержание понятия, представленного в федеральном закон № 44-ФЗ и гражданском законодательстве. Более точная формулировка терминов и понятий позволит устранить проблему двусмысленного толкования терминов и дуализма правовых категорий, которые влекут за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Сближение формулировок, представленных в ГК РФ и в федеральном законе, позволяет изучить и интерпретировать на правовом уровне сущность государственного муниципального контракта.
Необходимо установить ответственность за проведение торгов при отсутствии требований нормирования либо ответственность ГРБС за не установление таких требований в срок, предусмотренный законом о контрактной системе.
Требуется урегулирование правовых и практических вопросов осуществления электронных торгов. В настоящий момент цифровизация проявляется практически во всех сферах деятельности, не исключением является и сфера государственных закупок. В нормах гражданского права должны быть детально определена содержательная часть проведения электронных торгов в целях заключения государственного контракта, а также должны быть предусмотрены мер ответственности за нарушение правопорядка. С одной стороны, применение цифровых технологий упрощает порядок заключения государственных контрактов, а с другой стороны – влечет за собой риск проявления недобросовестных поставщиков и умышленного сговора, процветания коррупции. Соответственно, требуется не только закрепить порядок проведения электронных торгов, но и исключить риск злоупотребления полномочиями и коррупции, предусмотреть меры гражданской ответственности за нарушение порядка проведения электронных торгов.
Статья 448 ГК РФ «Организация и проведение торгов» должна быть дополнена определением «электронные торги». В нормах данной статьи достаточно упомянуть о возможности проведения электронных торгов и аукциона. Содержание данной статьи должно тесно переплетаться с нормами статьи 49 «Проведение электронного аукциона» федерального закона № 44-ФЗ.
Также требуется преодолеть проблему коррупции. Для этого необходимо работать над проблемой прозрачности в сфере государственных (муниципальных) закупок, осуществлять повышение уровня правовой культуры.
Рекомендуется также усовершенствовать организационный порядок проведения торгов. Проблема заключается в низком уровне открытости и прозрачности данных. Может быть рекомендовано в целях увеличения конкуренции среди поставщиков мерой может быть размещение муниципальными заказчиками извещений о проведении торгов не менее чем в трех СМИ: на официальном сайте РФ или на официальном сайте уполномоченного органа в субъекте РФ, в официальном печатном издании РФ или в официальном печатном издании субъекта РФ, а также в тиражном печатном издании.
Предложенные меры позволяет повысить уровень правового регулирования порядка привлечения к гражданско-правовой ответственности участников при заключении и исполнении государственного контракта.
Гражданско-правовая ответственность участников государственного (муниципального) контракта прямо предусмотрена не только нормами специального закона, но и положениями ГК РФ, конкретизирующими применение тех или иных видов ответственности. Основной акцент законодатель при установлении гражданско-правовой ответственности делает на нарушениях, которые допускаются поставщиками (исполнителями) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту. Кроме того, своего рода компенсаторную функцию выполняют убытки, взыскание которых также допускается, хотя однозначно определить взыскание убытков как меру гражданско-правовой ответственности нельзя.
Сфера государственных и муниципальных контрактов является значимой, потому что, благодаря им, удовлетворяются государственные и муниципальные нужды. Актуальность оптимизации правового регулирования деятельности государства и муниципалитетов по формированию и удовлетворению государственных и муниципальных нужд имеет важное значение для экономического и финансового развития. Закупка товаров, оказание работ и услуг для государственных и муниципальных нужд становиться не только поддержкой развития малого и среднего бизнеса, но и стимулирования развития регионов муниципалитетов. Повышенное внимание и более детальная проработка правовой регламентации обусловлены наличием высоких коррупционных рисков и иных злоупотреблений, а также нарушения исполнения обязательств сторонами государственных и муниципальных контрактов. Общественно опасные последствия в этом случае более значимы, чем в ситуации с нарушением обязательств по гражданско-правовым договорам. Наказания за противоправные действия в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд могут иметь различные составы преступлений, перечисленных статьями УК РФ, которые направлены на рациональное расходование бюджетных средств различных уровней бюджетов. Гражданско-правовая ответственность участников государственного (муниципального) контракта прямо предусмотрена не только нормами специального закона, но и положениями гражданского законодательства. Она может возникать вследствие нарушения обязательств по государственному и муниципальному контракту. Основной акцент законодатель при установлении гражданско-правовой ответственности делает на нарушениях, которые допускаются поставщиками (исполнителями) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту. Кроме того, своего рода компенсаторную функцию выполняют убытки, взыскание которых также допускается, хотя однозначно определить взыскание убытков, как меру гражданско-правовой ответственности нельзя.
Проблема привлечения участников заключения и исполнения государственных контрактов к гражданской ответственности сводится к низкой эффективности изменений норм гражданского законодательства и федерального закона № 44-ФЗ. Модернизация законодательной базы осуществляется регулярно, однако данные изменения малоэффективны на практике, так как увеличивается число нарушений в части осуществления государственных (муниципальных закупок). Такие данные говорят о том, что необходимо изменить поход к модернизации законодательства. Изменения норм гражданского права должны быть ориентированы на повышение прозрачности и открытости осуществления системы государственных (муниципальных) закупок, меры привлечения к ответственности должны снижать в последующем число повторных правонарушений.
Основными направлениями совершенствования должны стать следующие меры.
Дополнение статьи 526 ГК РФ целями заключения государственного муниципального контракта, а также порядком заключения государственного муниципального контракта, позволяют повысить качество правового регулирования данного института, а также приблизить содержание понятия, представленного в федеральном закон № 44-ФЗ и гражданском законодательстве. Более точная формулировка терминов и понятий позволит устранить проблему двусмысленного толкования терминов и дуализма правовых категорий, которые влекут за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Сближение формулировок, представленных в ГК РФ и в федеральном законе, позволяет изучить и интерпретировать на правовом уровне сущность государственного муниципального контракта.
Необходимо установить ответственность за проведение торгов при отсутствии требований нормирования либо ответственность ГРБС за не установление таких требований в срок, предусмотренный законом о контрактной системе.
Требуется урегулирование правовых и практических вопросов осуществления электронных торгов. В настоящий момент цифровизация проявляется практически во всех сферах деятельности, не исключением является и сфера государственных закупок. В нормах гражданского права должны быть детально определена содержательная часть проведения электронных торгов в целях заключения государственного контракта, а также должны быть предусмотрены мер ответственности за нарушение правопорядка. С одной стороны, применение цифровых технологий упрощает порядок заключения государственных контрактов, а с другой стороны – влечет за собой риск проявления недобросовестных поставщиков и умышленного сговора, процветания коррупции. Соответственно, требуется не только закрепить порядок проведения электронных торгов, но и исключить риск злоупотребления полномочиями и коррупции, предусмотреть меры гражданской ответственности за нарушение порядка проведения электронных торгов.
Статья 448 ГК РФ «Организация и проведение торгов» должна быть дополнена определением «электронные торги». В нормах данной статьи достаточно упомянуть о возможности проведения электронных торгов и аукциона. Содержание данной статьи должно тесно переплетаться с нормами статьи 49 «Проведение электронного аукциона» федерального закона № 44-ФЗ.
Также требуется преодолеть проблему коррупции. Для этого необходимо работать над проблемой прозрачности в сфере государственных (муниципальных) закупок, осуществлять повышение уровня правовой культуры.
Рекомендуется также усовершенствовать организационный порядок проведения торгов. Проблема заключается в низком уровне открытости и прозрачности данных. Может быть рекомендовано в целях увеличения конкуренции среди поставщиков мерой может быть размещение муниципальными заказчиками извещений о проведении торгов не менее чем в трех СМИ: на официальном сайте РФ или на официальном сайте уполномоченного органа в субъекте РФ, в официальном печатном издании РФ или в официальном печатном издании субъекта РФ, а также в тиражном печатном издании.
Предложенные меры позволяет повысить уровень правового регулирования порядка привлечения к гражданско-правовой ответственности участников при заключении и исполнении государственного контракта.
Подобные работы
- Гражданско-правовая ответственность участников при заключении и исполнении государственного (муниципального) контракта (Актуальные проблемы гражданского права, Южно-Уральский государственный университет)
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Отчет по производственной практике (Южно-Уральский государственный университет, Филиал ЮУрГУ в г. Нижневартовск)
Отчеты по практике, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Регулирование имущественных отношений, как способ экономического воздействия на правонарушителя при заключении и исполнении государственного контракта (Современные проблемы правового регулирования имущественных отношений, Южно-Уральский государственный университет)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование деятельности электронных торговых площадок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ
ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОММУНИКАЦИЯМИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОММУНИКАЦИЯМИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЕЕ СОСТОЯНИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



