ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Государственная Дума как палата Федерального собрания РФ и ее состав 6
1.1 Правовые основы статуса Государственной Думы и ее роль в системе государственной власти Российской Федерации 6
1.2 Состав Государственной Думы 11
Глава 2 Полномочия Государственной Думы 13
2.1 Полномочия Государственной Думы в законодательном процессе 13
2.2 Иные полномочия Государственной Думы19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем.
В современных правовых реалиях сложно переоценить значение законодательного процесса. Главным образом это связано с тем, что Российская Федерация провозглашается правовым государством. При этом единственным источником права является именно закон, который принят в установленном порядке. Существование нормативных правовых актов связано с необходимостью урегулирования и упорядочения общественных отношений.
В данной связи неукоснительное исполнение положений действующего законодательства является обязательным. Вместе с тем, следует отметить, что реализация законодательного процесса на сегодняшний день подвергается определенной трансформации, которая связана, в том числе с внедряемыми средствами цифровизации в деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации характеризуется достаточной активностью и влиянием на процесс формирование и реализации отечественной внешней политики, находясь в зависимости от специфики функционирования государственного внешнеполитического механизма.
Целью настоящей курсовой работы является исследование состава и полномочий Государственной Думы.
В настоящей курсовой работе необходимо решить следующие частные задачи:
1. рассмотреть правовые основы статуса Государственной Думы и выявить ее роль в системе государственной власти Российской Федерации;
2. раскрыть состав Государственной Думы;
3. проанализировать полномочия Государственной Думы в законодательном процессе;
4. охарактеризовать иные полномочия Государственной Думы.
Предметом настоящего исследования являются нормы конституционного законодательства, регламентирующие состав и полномочия Государственной Думы.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования состава и полномочий Государственной Думы.
Методологической основой курсовой работы являются формально-логический, общенаучный, системно-структурный методы познания объективной действительности.
Нормативную базу исследования образуют Конституция Российской Федерации , Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 05.12.1995 № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Указ Президента РФ от 11.10.1993 № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Теме настоящего исследования посвящены труды следующих авторов: Арбузова Е.А., Арнт М.В., Белозерова Д.Д., Бишенова М.М., Каллагов Т.Э. и др.
Структуру настоящей курсовой работы составляют введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Итак, мы выполнили все задачи, поставленные в настоящей курсовой работе.
Из всего вышеизложенного необходимо сформулировать соответствующие выводы.
Государственная Дума играет центральную роль в системе государственной власти Российской Федерации. Она является нижней палатой парламента, а верхней палатой является Совет Федерации.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются народным голосованием на срок пяти лет. Все депутаты Государственной Думы считаются народными представителями и являются голосом народа в законодательном процессе.
Одной из основных функций Государственной Думы является принятие и изменение законов. Депутаты вносят законопроекты, обсуждают их на пленарных заседаниях, голосуют за их принятие или отклонение. Законы, принятые Государственной Думой, обязательны для исполнения всеми гражданами и органами государственной власти.
Государственной Думе также предоставляется право контроля за деятельностью исполнительной власти – Правительства Российской Федерации. Депутаты имеют возможность задавать вопросы министрам, проводить парламентские слушания, а также создавать специальные комиссии для расследования коррупционных и прочих правонарушений.
Кроме того, Государственная Дума принимает участие в формировании правительства. По предложению Президента Российской Федерации, Государственная Дума принимает решение о назначении Председателя Правительства и его заместителей. Также депутаты вносят свои предложения по составу министерств и других исполнительных органов.
В целом, Государственная Дума играет важную роль в системе государственной власти Российской Федерации. Она представляет интересы различных слоев населения, осуществляет законодательную деятельность, контролирует исполнительную власть и участвует в формировании правительства. Ее решения и действия непосредственно влияют на жизнь и будущее страны.
Таким образом, реализация полномочий Государственной Думой в федеральном законодательном процессе России на сегодняшний день осложняется рядом проблем. Главным образом выявленные в рамках настоящей работы коллизии связаны в большей степени с наличием пробелов в правовом регулировании. В данной связи, с учетом выявленных проблем, были предложены основные направления по совершенствованию действующего законодательства. В частности, необходимо:
1) конкретизировать на законодательном уровне правовой статус Государственной Думы путем дополнения ч. 1 ст. 95 Конституции РФ положением о том, что: «Государственная Дума является высшим законодательным органом на территории Российской Федерации»;
2) систематизировать правовое регулирование полномочий Государственной Думы в федеральном законодательном процессе России путем принятия Федерального закона «О полномочиях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в федеральном законодательном процессе»;
3) особый акцент в реализуемой государственной политике сделать на электронном взаимодействии между Государственной Думой и населением по вопросам законодательного процесса, а также на автоматизации отдельных полномочий Государственной Думы в данной сфере.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 2022.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 45. – Ст. 7061.
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.
4. Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 52 (Часть I). – Ст. 8585.
5. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 8. – Ст. 740.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
7. Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 17.10.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3336.
8. Федеральный закон от 05.12.1995 № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 50. – Ст. 4869.
9. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 31.07.2023, с изм. от 27.11.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 2. – Ст. 74.
10. Указ Президента РФ от 11.10.1993 № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 10.01.2003) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 42. – Ст. 3994.
Научная литература:
11. Арбузова Е.А. Публичность законодательного процесса сквозь призму цифровизации // Молодежь, наука и цивилизация. – Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 104-105.
12. Арнт М.В. Государственная Дума, как нижняя палата Парламента Российской Федерации // В сборнике: ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 22-24.
13. Белозерова Д.Д. Участие граждан в законодательном процессе при помощи цифровых технологий // Цифровые технологии и право. – Казань: Издательство «Познание», 2022. – С. 66-73.
14. Бишенова М.М. Понятие законодательного процесса / М.М. Бишенова, А.Б. Ширитов // Вестник экспертного совета. – 2020. – № 4(23). – С. 70-75.
15. Каллагов Т.Э. Изменение полномочий Федерального собрания Российской Федерации в свете конституционной реформы // В сборнике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Материалы конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки и образования РФ, заслуженного работника высшей школы России, заслуженного работника образования РСО-Алания, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Кесаева Хетага Естаевича. Владикавказ, 2022. С. 285-288.
16. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под редакцией С. А. Комарова. Москва, 2020. 780 с.
17. Кондрина В.Э. Федеральное собрание как субъект государственной власти // В сборнике: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ, ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 21-22.
18. Лютиков Н.С. Государственная Дума в системе государственного управления Российской Федерации: порядок формирования, структура и основные полномочия // В сборнике: Устойчивое развитие производственных и информационных систем в условиях формирования цифрового общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2023. С. 302-305.
19. Мирошниченко В. М. Международная деятельность Государственной Думы Российской Федерации // Актуальные проблемы и перспективы развития парламентаризма: российский и зарубежный опыт: Сб. науч. ст. / Ред. коллегия: В. В. Коровин (отв. ред.) [и др.]. Курск: ЮЗГУ, 2015. С. 107-111.
20. Пашковский П. И. Парламентские институты во внешнеполитическом механизме Российской Федерации: проблемы и противоречия в реализации полномочий // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2018. Т. 4 (70). № 2. С. 94-106.
21. Слесарев С.А. Государственная Дума // СПС КонсультантПлюс. 2023.