Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организационно-правовые основы реализации судебной власти в Российской Федерации…………………………………………………………...7
1.1. Становление судебной власти в России…………………………………….7
1.2. Самостоятельность и независимость судебной власти…………………..19
1.3. Судебная система России: состояние и проблемы совершенствования..32
Глава 2. Совершенствование судебной власти в России……………………..49
2.1. Реформирование отечественной судебной власти в условиях разделения властей и обеспечения единства судебной системы России…………………49
2.2. Возможные направления совершенствования судебной власти в России……………………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………………81
Список используемой литературы……………………………………………..83
Приложения……………………………………………………………………...89
Актуальность исследования. Конституция Российской Федерации в качестве одной из основных обязанностей государства закрепила осуществление защиты прав и законных интересов граждан. Основным способом защиты прав и законных интересов как граждан, так и юридических лиц является реализации судебной власти в форме осуществления правосудия.
По справедливому замечанию И.Я. Фойницкого, наряду с другими обязанностями на государственную власть возлагается обязанность "доставить правосудие населению. Эта функция призывает к жизни судебную власть как ветвь власти государственной, дополняющую другие ее ветви - власти законодательную и правительственную" .
Данный тезис означает: для того чтобы "доставить правосудие населению", в государстве должна быть такая организация судебная власти, которая способствовала ее эффективному функционированию.
В XXI веке положение судебной власти в социуме кардинально меняется. Сегодня она выступает не только как своего рода публичная услуга государства в сфере правосудия, но и как особый гарант развития обществ . Более того, в информационном обществе эта власть уже не может быть представлена вне реального и виртуального пространства бытия.
Поэтому актуализация проблем судебных возможностей государства является вполне ожидаемой реакцией специалистов на те процессы и явления, которые происходят в современном мире.
В России сложилась уникальная ситуация. Динамично развивающаяся судебная практика и быстро реагирующая на это теория отраслевых наук, а не фундаментальная наука, фактически оказались локомотивом научного обеспечения развития судебной власти. Именно это движение от отдельных моментов бытия судебной власти, от частного к общему до последнего времени характеризовали особенности теории и практики судебной власти.
Может быть, поэтому итоги многолетних судебных реформ в России оказались не столь успешны, чтобы почивать на лаврах и говорить о наличии серьезной научной базы развития судебной власти. Известные отдельные (исключительные) случаи, свидетельствующие об обратном, лишь подтверждают наличие этого, пока еще свойственного России, общего правила.
Сегодня, когда судебная власть - это уже не подобие власти, а реальная власть, наконец практически победила идеологема о том, что ее будущее связано с той системой старых и новых правовых ценностей, которая имеет историческую перспективу именно в России.
Игнорирование этого в ряде случаев провоцирует социальный радикализм, категоричность в оценке незыблемых ценностей правосудия, ведет к дискредитации традиционных для России основ взаимоотношений населения с институтами судебной власти.
Именно эти важные обстоятельства и определили актуальность темы исследования.
К сожалению, приходится констатировать, что в России пока еще не создан правовой образ национальной судебной власти, не сформирована ее идеология как самостоятельной части государственной власти. Вместе с тем они являются неотъемлемым атрибутом стратегического (институционального) уровня государственного управления этим объектом. Более того, именно эти обстоятельства предопределяют наше знание исторической перспективы судебной власти.
Объект исследования предопределен спецификой и комплексностью заявленной проблематики. Непосредственным объектом изучения выступает судебная власть, то есть совокупность специфических общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением судами актов правосудия, выполнения ими иных возложенных на них функций.
Предметом исследования являются концептуальные основы, законодательство и практика осуществления судебной власти в России.
Цель исследования – выявить особенности отечественной системы судебной власти на современном этапе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть процесс становления судебной власти в России;
2) проанализировать самостоятельность и независимость судебной власти;
3) охарактеризовать судебную систему России на современном этапе;
4) проанализировать особенности реформирования отечественной судебной власти на современном этапе;
5) рассмотреть возможные направления совершенствования судебной власти в России.
Методологическая основа диссертации представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных методов, адаптированных автором для целей настоящего исследования.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных правоведов в сфере теории права, сравнительного правоведения, судебной власти, а именно: а именно: Абросимовой Е.П., Алексеевой А.Б., Бахрах Д.Н., Бойкова А.Д., Бойцовой В.В., Бойцова В.А., Бушманова А., Витрука Н.В., Воронцова С.А., Гаджиева Г.А., Гурвич М.А., Гуценко К.Ф., Добровольской Т.Н., Евдокимовой Т., Ершова В.В., Жуйкова В.М., Кашепова В.П., Куксина И.Х., Лазарева Б.М., Лазарева Л.В., Лучина В.О., Любимовой Р.Н., Магомедова A.M., Мальцева Г.В., Маркова О., Матузова Н.И., Малько A.В., Мельникова Э.Б., Мишина А.А., Нерсесянц B.C., Овсепян Ж.И., Пашина С.А., Петрухина И.Л., Радченко В.И., Радько Т.Н., Ржевского B.А. Савицкого В.М., Скитович В.В., Старилова Ю.Н., Стецовского Ю.И., Топорнина Б.Н., Туманова В.А., Цихоцкого А.В., Чепурновой Н.М., Черемных Г.Г., Четвернина В.А., Чиркина В.Е., Эбзеева Б.С. и др.
Нормативная правовая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и соглашениями Российской Федерации, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации – прежде всего, судоустройственного законодательства.
Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования и представлена следующим образом: введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение и список использованных при написании работы источников.
Глава 1. Организационно-правовые основы реализации судебной власти в Российской Федерации
1.1. Становление судебной власти в России
В каждом обществе предпринимались и предпринимаются попытки познать объективные законы развития данного общества и определить дальнейшие пути его развития. В связи с этим проблемы судебной власти привлекали к себе внимание философов и исследователей уже на раннем этапе развития человечества. Однако их взгляды во многом зависели от уровня развития философии, социальных и правовых наук.
Обращаясь к изучению судебной власти, исследователи непременно должны были обозначить свои представления о власти как таковой. Впервые подвергнуть научному осмыслению и рассмотрению феномен власти смогли в Древней Греции, Индии и Китае. Власть понималась как определенное средство достижения гармонии (Конфуций), идеального государства (Платон) или для преодоления социального хаоса (Мао-Цзы). Власть рассматривалась во всей своей полноте (без выделения судебной власти), она принадлежала какому-либо субъекту, обязанному достигнуть всеобщего блага .
В дальнейшем представления о власти претерпевали некоторые изменения в связи со сменой властных практик. В эпоху Средневековья власть стала объясняться божественным происхождением, и ее единственным представителем на земле являлась церковь, монархи должны быть слугами церкви (А. Августин) .
Новым этапом в развитии представлений о власти можно считать переход от божественной природы ее происхождения к социальной. Т. Гоббс в отличие от своих предшественников обращает внимание на властные отношения, определяя их как асимметричные и конфликтные, отражающие господство одних людей над другими. Власть, по его мнению, представляет собой диспозитивное понятие, выражающее потенциал субъекта власти достигнуть гарантированного подчинения объекта и контролировать его. Власть существует даже в случае, если субъект не реализует имеющиеся у него способности подчинить объект .
Еще один способ толкования власти, заслуживающий внимания, вывел Т. Парсонс. Власть у него является не атрибутом акторов или отношений, а свойством систем. Власть есть "генерализованная способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций" .
Позиция Т. Парсонса интересна тем, что автор не останавливается на межличностном аспекте власти и властных отношениях, он рассматривает власть во взаимосвязи с социальными системами - как способность социальной системы реализовывать интересы системы в отношении широкого спектра проблем .
Под социальными системами, как правило, понимается сложноорганизованное, упорядоченное целое, состоящее из индивидов, социальных общностей и институтов, объединенных разнообразными связями и отношениями, специфически социальными по своей природе .
Таким образом, Т. Парсонс, на наш взгляд, переходит от проблемы определения власти как таковой к проблеме определения власти публичной или государственной. Рассматривая государственную власть, ученые-юристы решали две основные проблемы: 1) уяснение источника государственной власти; 2) определение сущности, содержания государственной власти, а также способы ее реализации.
Исследованиям государственной власти были посвящены работы как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, Л.И. Петражицкий указывал на невыясненность и спорность природы государственной власти . В то же время он понимал государственную власть как правоотношение, а о власти говорил как о правах одних во взаимосвязи с обязанностями других. "Под специальными властями следует разуметь соответственные специальные, т.е. ограниченные определенною областью поведения, обязанности одних - права других". Л.И. Петражицкий выделил субъекты верховной и подчиненных властей, осуществляющие функции издания законов (законодательная власть), судебную и исполнительную.
В целом судебная власть получила свое признание как ветвь государственной власти. Однако место и роль в государственном устройстве отводились ей весьма скромные. С.И. Викторский отмечал, что "власть судебная наряду с законодательной и правительствующей является составной частью того, на что распадается власть верховная", однако все же она "подзаконна, так как ее задача - применение закона в каждом отдельном случае нарушения благ и интересов, защищаемых государством, и притом - в указанном законом порядке" .
Следует согласиться с теми учеными, которые отмечают, что устоявшееся выражение "ветвь власти" наиболее точно характеризует судебную власть. К примеру, Г.Ф. Шершеневич совершенно справедливо критиковал взгляды Монтескье о необходимости разделения властей, который в поисках государственного строя, наиболее обеспечивающего свободы граждан, приходит к выводу о необходимости установить три власти: законодательную, исполнительную и судебную. "Эти расчеты оказались теоретически ошибочными, поскольку практически трех равных по силе властей существовать не может. Законодательство, исполнение (управление) и суд - это не три власти, а только три формы проявления единой, неделимой государственной власти" .
В этой связи для признания судебной власти как равнозначной ветви государственной власти требовалось обеспечить ее реальную независимость и самостоятельность, обеспечить участие в формировании государственной политики. Нужно учитывать, что судебная власть реализуется через специальную систему государственных органов. Подчиненность всех государственных органов единым политическим целям - явление столь же закономерное, как и организация государственного управления вообще. Отрицание участия судебной власти в государственном управлении, пусть и в весьма специфической форме, противоречит не только здравому смыслу, но и действующему законодательству, в силу которого суды обязаны строго выполнять все возложенные на них функции, в том числе и социально-экономического и политического характера .
Проблема обеспечения независимости судебной власти остро встала перед отцами-основателями США. А. Гамильтон обосновал мысль о том, что раз судебная власть является наиболее слабой по сравнению с двумя другими ветвями власти (она "не имеет никакого влияния ни на меч, ни на казну"), то "нужно проявить величайшую заботу, чтобы дать ей возможность защищаться от них" . В США эта проблема была разрешена отчасти путем введения системы "сдержек и противовесов".
В действующей Конституции Российской Федерации признается, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Само же понятие судебной власти в Конституции РФ осталось нераскрытым. Анализируя положения ст. 10 Конституции РФ, ученые приходят к выводу, что в России получила признание чистая теоретическая модель разделения властей.
Итак, в эволюции представлений о судебной власти можно выделить следующие основные этапы:
- первые представления о власти. Власть рассматривается как принадлежность какого-либо субъекта, обязанного решать управленческие задачи. На этом же этапе власти придается сакральный характер;
- происходит отказ от божественного объяснения власти, впервые изучается ее социальная природа. Властные отношения рассматриваются как необходимые, обусловленные биологической и социальной природой человека;
- власть выступает как необходимое условие функционирования любой социальной системы. На наш взгляд, власть, которая действует в рамках социальной системы, руководствуется ее интересами и реализуется через специальные органы, уполномоченные источником этой власти, может быть названа государственной;
- на последнем этапе происходит изучение непосредственно судебной власти. Судебная власть выступает как ветвь государственной власти, реализуемая через специальную систему органов, обладающая независимостью и самостоятельностью от других ветвей власти.
Рассмотрим основные вехи становления судебной власти в России.
В древнем славянском обществе, как в принципе и у всех народов, стоявших на пути разложения родовых отношений и становления государственности, органы отправления правосудия, естественно, не были сформированы. По верному замечанию исследователей прошлого, «у славян, как и у каждого другого народа, в период младенчества, можно принять основным началом при восстановлении нарушенных прав – самоуправство, а отсюда кровную месть» . Убийца преследовался родственниками потерпевшего, а также подвергался смерти без суда и следствия.
В случае если виновный был найден сразу, суд и расправу вершили старейшины по обычаям, принятым в том или ином роде. Таким образом, суд старейшин представлял собой один из первых органов судебной власти. Несмотря на существование этого органа, для разрешения запутанных дел свободное население иногда обращалось и к князю. Но так как последний занимался в основном управленческими функциями и вооруженной охраной границ своих уделов, то довольно часто дела разрешались так называемым самоуправством – самостоятельным восстановлением нарушенных прав.
Однако суд старейшин играл довольно существенную роль в разрешении конфликтов, особенно в период отсутствия письменного права. Дела разрешались по обычаю. Об этом свидетельствует Нестор, говоря о «старцах градских и людских», которые занимались не только отправлением функций правосудия, но и часто призывались князьями для разрешения сложных вопросов: «…и созвал Володимер бояры своя и старцы градские» .
Несмотря на упоминание термина «бояре», вплоть до XIII в. мы не находим других свидетельств о судебной власти княжеских наместников. Функции управления, которыми обладали первые князья и их наместники, не предусматривали отправления правосудия, а только сбор пошлин и дани.
Большое значение при разрешении конфликтов в этот период имело самоуправство. Согласимся с мнением П. Чоглокова, который отмечал, что термины «самоуправство» и «кровная месть» в то время имели практически одно значение .
В следующий, Московский, период Русского государства представители народа участвовали в отправлении правосудия. Речь идет о «судных мужах», или целовальниках.
До настоящего времени нам мало что известно о происхождении термина «судные мужи». Но то, что они были известны более древнему праву, не вызывает сомнений. Так, по свидетельству Ф. М. Дмитриева, в одном судебном деле времен Дмитрия Донского уже говорится о судных мужах . По свидетельству П. И. Иванова, присутствие их на суде княжеских чиновников было установлено обычаем, что видно из жалобы, которую подали в 1542 г. на своих начальников жители слобод Керети и Ковды. В ней, в частности, было сказано, что данщики и слободчики судят их «не по суду», а земским людям, лучшим и середним, на суде быть у себя не велят . Таким образом, устранение судных мужей из процесса было незаконным.
Целовальники были упразднены в 1661 г. 21, должность губного старосты просуществовала немного больше – до 1702 г., когда указом от 10 марта Петр I упразднил и ее22. Коллегиальность в отправлении правосудия в этот период закончилась.
Начиная с Петра I, все монархи так или иначе указывали на значимость справедливого правосудия и выражали озабоченность его состоянием в России. Но в России монархи относились к судьям не как к самостоятельным толкователям права, а только как к особого рода чиновникам, задачей которых была исключительно трансляция воли самодержца, а адвокатскую деятельность считали совершенно излишней. Суды, судебные тяжбы и попытки решения своих дел с помощью права вызывали раздражение монархов. Судьи воспринимались как мошенники и коррупционеры, а попытки решать свои дела с помощью суда - занятием недостойным. В целом российские монархи весьма скептично относились к роли судебной ветви власти. Даже Екатерина II относилась к судебному сословию с подозрением и презрением, считала юриста носителем корыстолюбия и чрезмерного мудрствования, придумываемого с целью дискредитации рациональных предписаний законодателя.
Следует отметить, что XVIII - XIX вв. и на Западе не были столь безоблачными для права. Профессия юриста казалась анахронизмом, помехой для монарха, желающего ввести у себя в стране рациональное законодательство. Но на Западе традиции права были достаточно крепки, а правители не могли обойтись без поддержки юристов.
Уже Елизавета приглашала иностранных правоведов для преподавания в университете. Дабы защитить свою сомнительную легитимность, Екатерина II использовала для самовозвеличения облик мудрой и прозорливой законодательницы, дарующей справедливое законодательство всей империи и устанавливающей право в качестве основы жизни всей страны. Императрица старалась привить право как норму жизни российского общества: насаждала европейские модели местных дворянских корпораций, задачей которых было обеспечивать собственные права, ввела судебные учреждения, дворянские по своему составу, учредила уездные суды, избираемые дворянством, наделила, согласно Жалованной грамоте 1785 г., дворянство правом защищать свои права, но самое главное - впервые дала полные права собственности. И хотя выборная деятельность еще долгое время рассматривалась не как отправление своего гражданского долга, а как замаскированная разновидность обязательной службы, Екатерина II на протяжении всего своего правления старалась перебороть эту тенденцию, при ней знание права стало преподноситься как неотъемлемый элемент дворянской культуры и как навык, необходимый для служения государству. Дворян буквально заманивали в Московский университет, при котором специально для дворян был учрежден Благородный пансион.
Нельзя сказать, что Екатерина чрезвычайно преуспела на этом поприще - проблема заключалась именно в неразрешимом противоречии, заложенном в самой самодержавной системе. Российские монархи полагали, что общее благо может исходить исключительно от них самих. Делиться властью, даже распорядительной, даже с высшими сановниками не предусматривалось. Тем более зазорно было делиться хотя бы частью власти с какими-то юристами: судьями, прокурорами и тем более - адвокатами. Право рассматривалось как инструмент властных полномочий государя, но не как социальный механизм регулирования общественных отношений. Поэтому реальное бытие права, независимая судебная система для царской России - это нонсенс. Учреждение правовой администрации, каким-либо реальным образом отдельной от реальных властных структур, считалось нецелесообразным и не свойственным для России, ведь вопрос мог встать о судебном контроле над властью.
Александр I начал свое царствование с масштабного реформирования всей административной системы. Большие полномочия получили министр внутренних дел и министр юстиции. Министр внутренних дел отвечал за деятельность полицейских органов и обеспечивал благополучие населения - т.е. в его обязанности входил контроль над функционированием всей административной системы. Министр юстиции надзирал за судебной системой, он "унаследовал" звание генерал-прокурора и роль председательствующего в Сенате . Естественно, что и при Александре действительного разделения властей не получилось, собственно, никто и не ставил вопрос таким образом. Более того, по-прежнему не удавалось как привлечь дворян на гражданскую правовую службу, получать юридическое образование, так и организовать это образование в большинстве российских университетов. Только в Московском университете пытались дать реальное юридическое образование, причем оно в основном носило практический характер. В то же время первая попытка организовать систематическое преподавание юриспруденции для студентов из бедных дворян в особом училище в начале XIX в. провалилась.
Однако, Александр I так и не сумел доказать дворянству значимость гражданской службы и важность получения юридического образования.
В целом, несмотря на существенный вклад в формирование российского права, самодержавие не выходило за рамки доктрины официальной народности. Согласно этой доктрине русский народ был покорен и боготворил монархов, либеральные и революционные идеи народу были чужды. Этим российское самодержавие отличалось не только от западных монархий, но и от японской, сумевшей приспособиться к западным юридическим и конституционным воззрениям с целью модернизации.
Либеральные умонастроения царствования Александра II дали импульс к широкомасштабным реформам. Приступая к ним, император Александр II вряд ли осознавал их значимость и сложность осуществления. Эти реформы далеко не всеми поддерживались и далеко не всеми понимались правильно. В огромной степени это относилось к судебной реформе .
Однако, последние российские монархи видели в западном правопонимании и реформированной Александром II системе правосудия угрозу самодержавию.
"Независимые суды отстаивали те стандарты законности, которые самодержец, находясь в центре ожесточенной политической борьбы, не мог соблюдать. В конце XIX - начале XX вв. царское правительство прибегало ко все более суровым и все менее легальным методам борьбы с революционным движением. В этих обстоятельствах самодержцу было нелегко сохранять свой прежний имидж поборника правосудия. Выйдя из абсолютистского образа защитника и стража благоденствия и прав подданных, два последних императора попытались принять на себя патриархальную и религиозную роль вождя народа, народного царя. Они взывали к национальному чувству и старались опроститься, казаться близкими простонародью. Однако, будучи порождениями космополитической культуры монархии, Александр III и Николай II были плохими кандидатами в народные или харизматические лидеры. Их реакция на возникающие опасности сводилась к уходу в оборону и репрессиям. Готовое к бою российское самодержавие решительно и бесповоротно отступилось от системы правосудия, сделав фатальную ставку на применение силы. Возвысив себя над законностью, оно ниспровергло то свое право на покорность подданных, на котором в конечном счете и зиждилась его власть" . Александр III свернул все реформы, при нем административная власть вновь получила широчайшие полномочия. Конституционные преобразования в царствование Николая II сопровождались беспрецедентными социальными потрясениями, приведшими в конечном счете к революции и изменению социального строя.
Преобразования, осуществлявшиеся в России в отношении судебной власти в 1905–1917 гг., имели разнонаправленный характер в силу сложности и противоречивости политической обстановки в данные годы. С одной стороны, принимались меры по восстановлению исходных принципов судебной реформы 1864 г.: возрождение мировой юстиции, расширение компетенции суда присяжных и т.д. С другой стороны, правительству приходилось осуществлять действия, обусловленные внешне- и внутреннеполитической конъюнктурой: создавать военно-полевые суды, ограничивать процессуальные гарантии защиты прав подозреваемых и обвиняемых — что являлось, несомненно, отходом от либеральных положений Уставов 1864 г.
С окончанием Гражданской войны и принятием первого советского Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г. сложилась новая советская судебная трехзвенная система. В ее основе – народные суды районов (городов), коллегиально (судья и два народных заседателя) или единолично (в составе одного постоянного судьи) рассматривавшие подавляющее большинство уголовных и гражданских дел. В качестве вышестоящего (среднего) звена этой системы учреждался губернский суд, а высшим судебным органом Республики Советов провозглашался Верховный Суд РСФСР.
С образованием СССР и принятием первой советской Конституции 1924 г. и Основ судоустройства СССР и союзных республик того же года началось строительство судебной системы уже Союза ССР, а в Конституцию СССР 1936 г. была включена специальная глава IX под названием «Суд и прокуратура». В принятом вслед за этим Законе СССР «О судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» 1938 г. были окончательно определены задачи социалистического правосудия, структура и функции судов. Согласно этому Закону на территории СССР устанавливалась единая судебная система, которая делилась на суды Союза ССР и суды союзных республик. К первым относились Верховный Суд СССР, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта, ко вторым – верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и народные суды, чья юрисдикция распространялась на районы и города .
Далее были приняты новые Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958 г., в которых провозглашались вновь, а также детализировались общие положения, социалистические принципы и идеологические ценности в этой области, но принципиального реформирования советской судебной системы, в целом уже сложившейся еще до Великой Отечественной войны, предпринято не было. Сохранив свои существенные черты, эта система пережила Конституцию СССР 1977 г., первую редакцию Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР, подготовленных и опубликованных в развитие этой Конституции, и в таком виде подошла к новому этапу своего существования, связанному с распадом СССР и другими событиями.
Следующий этап истории становления отечественной судебной власти открылся одновременно с крупномасштабными изменениями в общественной жизни, которые начались в конце 80–начале 90-х гг. (конец господства коммунистической партии, гласность, демократизация общественной жизни, рождение идеи построения демократического правового государства, а затем и независимость России).
1.2. Самостоятельность и независимость судебной власти
Конституция Российской Федерации в качестве одной из основных обязанностей государства закрепила осуществление защиты прав и законных интересов граждан. Основным способом защиты прав и законных интересов как граждан, так и юридических лиц является реализации судебной власти в форме осуществления правосудия.
По справедливому замечанию И.Я. Фойницкого, наряду с другими обязанностями на государственную власть возлагается обязанность "доставить правосудие населению. Эта функция призывает к жизни судебную власть как ветвь власти государственной, дополняющую другие ее ветви - власти законодательную и правительственную" .
Данный тезис означает: для того чтобы "доставить правосудие населению", в государстве должна быть независимая от других ветвей государственной власти самостоятельная судебная власть.
Представляется, что сущность судебной власти определяется следующими элементами: судебные органы - суды; их полномочия, которыми наделяет законодательная власть суды для реализации судебной власти; деятельность самого суда по осуществлению судебной власти путем реализации своих полномочий в различных формах.
Лишь наличие всех этих трех элементов в содержании судебной власти дает основание утверждать о наличии самостоятельной судебной власти. На это указывает также И.Б. Михайловская: "...само по себе наличие судов, а также тех или иных правил разрешения возникающих в обществе конфликтов еще не свидетельствует о наличии феномена судебной власти" .
Первые два элемента судебной власти - судебная система и полномочия судов по осуществлению судебной власти - закреплены в Конституции РФ и в других законодательных актах, что же касается форм реализации судебной власти, то этот вопрос в юридической литературе вызывает определенную дискуссию.
Несмотря на то что на законодательном уровне самостоятельность судебной власти закреплена, тем не менее ответ на вопрос относительно того, каким образом она должна быть реализована, действующее законодательство не содержит.
Высказанная в литературе позиция, что основной формой реализации судебной власти является осуществление правосудия, практически не оспаривается, более того, по мнению отдельных авторов, это единственная форма реализации судебной власти .
Имеется также точка зрения, согласно которой судебная власть реализуется путем осуществления правосудия и в форме судебного и конституционного контроля . Другие авторы в качестве форм реализации судебной власти выделяют правосудие, судебный надзор, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти и судебный конституционный контроль .
Анализ исследований сущности судебной власти дает основание полагать, что, кроме основной формы реализации судебной власти - осуществления правосудия, судебная власть реализуется в форме судебного контроля в досудебных стадиях и судебного надзора - в судебных стадиях уголовного судопроизводства и в форме конституционного контроля.
Выделяя различные формы осуществления судебной власти, отдельные авторы совершенно обоснованно и справедливо называют и такую форму осуществления судебной власти, как обеспечение исполнения судебных решений . Представляется, что такая форма осуществления судебной власти является одним из самых важных характерных признаков, свойств сущностной характеристики судебной власти.
Реальное осуществление судебной власти, следовательно, реальная защита прав физических и юридических лиц, включая права самого государства, а также закрепленные в законодательстве обязанности государства по защите прав и свобод (ст. ст. 2, 18, 45, 46 Конституции РФ, ст. 2 ГПК РФ, ст. 6 УПК РФ и др.) предполагают реальное восстановление судом нарушенных прав, а не только в виде принятых решений, хотя принятое судом любое решение и подлежит обязательному исполнению органами и должностными лицами органов исполнения судебных решений. Выполнение требования закона об обязательности исполнения любого решения суда, вступившего в законную силу, как показывает практика их исполнения, не может быть реализовано без участия судебной власти, но в действительности исполняются не всегда.
По этому поводу И.Я. Фойницкий писал: "Суд должен быть силой, а для этого необходимо, чтобы в руках судебной власти сосредотачивались все мероприятия, обеспечивающие возможность судебного разбирательства и действительное осуществление судебных решений" .
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что судебная власть - это деятельность входящих в судебную систему судов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан и организаций путем реализации предоставленных им судебных полномочий в форме осуществления правосудия, судебного контроля и судебного надзора.
Дискуссионной в юридической литературе является проблема независимости и самостоятельности судебной власти. Если в советский период эта проблема обсуждалась в основном на уровне теории, с принятием законодательных основ в постсоветское время она приобрела более практическую направленность, т.е. речь не идет уже о необходимости создания независимой судебной власти, т.к., как уже было отмечено, независимость судебной власти закреплена на законодательном уровне, а обсуждается проблема, каким образом, в каких формах она должна быть реализована.
Принцип независимости судебной власти был закреплен еще в Декларации "О государственном суверенитете РСФСР", которая провозгласила разделение законодательной, исполнительной и судебной властей важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В дальнейшем принцип разделения властей был закреплен и в действующей Конституции РФ. Закон "О судебной системе Российской Федерации" также закрепляет самостоятельность судебной власти и независимость действий судебной власти от законодательной и исполнительной властей. В Законе "О статусе судей в Российской Федерации" закреплено, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей (ч. 2 ст. 1).
Международные принципы независимого правосудия формировались веками. При этом следует понимать, что в обычной жизни человек - если он не работает в юридической сфере - редко встречается с правом. Французский профессор права Жан-Луи Бержель высказал такую мысль: "...право, регулирующее разрешение споров в судебном порядке, есть право патологическое, но не нормальное" . Невольно напрашивается сравнение судьи с врачебной профессией, если не с патологоанатомами... Но чаще всего мы говорим о судебной власти, несмотря на частые попытки растворить правосудие в некой "судебной системе". Уже в Ветхом Завете, в Книге Судей Израилевых, "судьи" (шофеты) выступают как лица, управляющие народом и исполняющие судейские функции. Не случайно многие исследователи напрямую связывают становление судебной власти - еще с библейских времен - и разделение властей .
Международные принципы, касающиеся независимости и самостоятельности судей и их статуса в системе правосудия, отражены в ряде основополагающих документов, а именно:
- Всеобщей хартии судей (принята Международной ассоциацией судей 17 ноября 1999 года);
- Европейской хартии о статусе для судей и Пояснительном меморандуме (Совет Европы, 8 - 10 июня 1998 года);
- Бангалорских принципах поведения судей (Гаага, 25 - 26 ноября 2002 года) и других .
В связи с тем, что законодатель употребляет термины "самостоятельность" и "независимость" судебной власти, разумеется, эти характеристики судебной власти в научной литературе ученые не оставили без внимания. Отдельные авторы эти понятия рассматривают как единое целое, не проводя никакого разграничения между ними , а проф. И.Б. Михайловская, характеризуя независимость судебной власти, выделяет три аспекта судебной власти: самостоятельность судебных органов, независимость судьи и независимость суда . Далее она отмечает, что самостоятельность судебной власти не тождественна независимости судей, она является лишь ее необходимой предпосылкой . А.В. Цихоцкий, наоборот, рассматривает независимость судей как предпосылку самостоятельности суда . Помимо этих двух признаков судебной власти, в юридической литературе отмечается наличие еще такого свойства судебной власти, как обособленность .
Ермошин Г.Т. говорит о следующем.
1. О различии принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей следующее. Конституция РФ закрепила основополагающие принципы организации и деятельности судебной власти, среди которых важнейшими являются принципы самостоятельности органов судебной власти и независимости судей, установленные соответственно в ст. 10 и ст. 120. Однако легального (закрепленного в но
В данном исследовании автор рассматривает коллизии и противоречия, возникшие в ходе реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации, принятой еще в 1991 году.
Автором выделены основные проблемы, связанные с реализацией задач, поставленных в Концепции: сверхцентрализация судебной системы, социальная стратификация правосудия, усиление обвинительного уклона, кадровые проблемы, нарушение принципа независимости судей.
В ходе проведенного исследования данного вопроса автором были сделаны выводы о насущной необходимости новой реформы российской судебной системы. Причем стране нужны кардинальные новации, способные обеспечить реальную независимость судей как от исполнительной власти, так и от субъектов рынка, и одновременно ослабив централизацию полномочий в руках председателей судов. В противном случае, невозможно будет вернуть доверие российского общества к правосудию.
В профессиональной среде достаточно долго обсуждалась необходимость проведения в России судебной реформы. Об этом, в частности, говорили многие представители юридической общественности, бизнеса, а затем по данному вопросу высказался и Президент Российской Федерации В. Путин, который заявил о необходимости совершенствования судебной системы.
Общественный запрос на реформирование судебной системы сложился в общем контексте необходимости постепенной политической и социально-экономической модернизации российского общества. Российское государство нуждается в повышении эффективности функционирования основных государственных институтов, к которым, безусловно, относится и судебная система. Поэтому инициатива по реформированию судебной системы встретила поддержку и среди руководителей государства, и у юридической общественности, и среди самих судей. Ведь российское правосудие еще не до конца можно назвать полностью независимым от органов государственной власти. Достаточно часто суды, вынося решение по делам, в том числе и громким, вынуждены считаться с теми ожиданиями, которые предъявляют властные структуры к результатам данных дел. Кроме того, многие российские суды перегружены, что также создает дополнительные препятствия – не только для функционирования судов, но и для рассмотрения дел, для самих граждан, которые вынуждены ждать судебных решений гораздо дольше, чем могло бы быть.
Конечно, предстоит сделать достаточно много, прежде чем отечественная судебная система действительно изменится в лучшую сторону. Но стоит заметить, что даже те изменения, которые уже запланированы Верховным Судом РФ, несомненно, будут очень значительными. Ведь они коренным образом меняют важные направления функционирования российской судебной системы, создают в ее рамках новые судебные инстанции, а это уже очень много.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
3. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"
4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
5. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
6. Концепция судебной реформы 1991 года была принята Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 // Ведомости СНД РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2015 г. № 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации".
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 сентября 2015 г. № 39 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации".
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 сентября 2015 г. № 38 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы".
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. № 14 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправок к проекту Федерального закона № 638178-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 7 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
18. Постановление АС Северо-Кавказского круга от 09.12.2015 по делу N А63-6494/2013.
19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г.
20. Письмо заместителя Председателя ВС РФ от 21.07.2016 по делу № 310-ЭС15-2953.
21. "Незамеченный юбилей". Колоколов Н.А. Проблемы современного уголовного судопроизводства. Незамеченный юбилей // Уголовное судопроизводство. 2011. № 4. С. 4.
22. Артюх А. Стучащему да откроют: инструкция о том, как взять ВС РФ измором и добиться своего // Закон.ру. 2016. 13 марта. https://zakon.ru/blog/2016/3/13/stuchaschemu_da_otkroyut_instrukciya_o_tom_kak_vzyat_vs_rf_izmorom_i_dobitsya_svoego.
23. Багаев В.А. Первый год экономических споров в Верховном Суде. С прицелом на единообразие // Закон.ру. 2015. 6 авг. URL: https://zakon.ru/blog/2015/08/06/pervyj_god_ekonomicheskix_sporov_v_verxovnom_sude_v_poiskax_edinoobraziya.
24. Бевзенко Р.С. Год без ВАС // Закон.ру. 2015. 6 авг. URL: https://zakon.ru/blog/2015/8/6/god_bez_vasneskolko_rassuzhdemj_o_novoj_vysshej_sudebnoj_mstancii_strany.
25. Бевзенко Р.С. Кто является аудиторией обзоров судебной практики ВС? // Закон.ру. 2016. 4 июля. URL: https://zakon.ru/blog/2016/07/04/kto_yavlyaetsya_auditoriej_obzorov_sudebnoj_praktiki_vs.
26. Берсенева Т. Высший арбитражный суд предложил упразднить Верховный - для равенства. URL: http://pravo.ru (дата обращения: 24.09.2017).
27. Бойков О. Арбитражный процессуальный кодекс 2002 года: повышение эффективности судебной защиты // Российская юстиция. 2002. N 10. С. 29 - 30.
28. Будылин С.Л. Что творит суд? Правотворчество судов и судебный прецедент в России // Закон. 2012. № 10. С. 94.
29. Бурдина Е.В. Организация арбитражных судов субъектов Российской Федерации, ее правовая основа и перспективы развития: Дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2000. С. 48.
30. Верещагин А.Н. Особые мнения в российских судах // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 4. С. 165 – 175.
31. Верещагин А.Н. Противоречивость судебной практики и ответственность конкурсного управляющего за ненадлежащий выбор способа судебной защиты // Вестник экономического правосудия РФ. 2016. № 7. С. 11 - 18.
32. Даниелян Д.Р. Объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ: цели, задачи и перспективы // Мировой судья. 2013. № 10. С. 20 - 22.
33. Ермошин Г.Т. Объединение высших судов: еще одна судебная реформа или реализация накопленного опыта? // Российский судья. 2013. № 11. С. 44 - 47.
34. Зайцева В. Новый порядок рассмотрения дел арбитражным судом // Законность. 2002. № 10.
35. Иванов А.А. Роль судебных актов высших судов в развитии судебного права // Судебное решение и правотворчество: Сб. статей. М., 2010. С. 10.
36. Клейн Н.И. О развитии арбитражного процессуального законодательства // Журнал российского права. 2010. № 4. С. 5 - 20.
37. Кондрашев А.А. Судебная реформа в России: проблемы реализации и варианты решений // "Актуальные проблемы российского права", 2017, № 2.
38. Лебедев В.М. Проблемы становления и развития судебной власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 3; Зорькин В. Доверие и право // Российская газета. 29.04.2013.
39. Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. Международно-правовые стандарты и конституционная законность в российской судебной практике: Науч.-практ. пособие. М.: Статут, 2012. С. 199.
40. Пацация М.Ш. О дискреционных полномочиях должностных лиц Верховного Суда РФ в гражданском и арбитражном процессах // Вестник гражданского процесса. 2015. № 5. С. 10 - 61.
41. Петрищев В. Война коллегий ВС РФ. Эпизод III. Вторжение торгов в ПСМРО // Закон.ру. 2015. 24 июня. URL: https://zakon.ru/blog/2015/
42. Римская М. Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов стало реальностью // Ваш партнер-консультант. 2014. № 6.
43. Рожкова М.А., Глазкова М.Е., Савина М.А. Актуальные проблемы унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства: Монография / Под общ. ред. М.А. Рожковой. М., 2015. С. 254.
44. Сачков А.Н. Новая национальная модель судебной власти // "Мировой судья", 2015, № 8.
45. Сачков А.Н. Судебная власть: методология правового исследования: Монография. М., 2014.
46. Сидоров М.А. Понятие арбитражного процессуального регулирования, его задачи и механизм // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 6.
47. Султанов А.Р. ЕСПЧ дал Верховному Суду РФ шанс, признав вторую кассацию в гражданском процессе // Закон. 2015. № 7. С. 127 - 133.
48. Тай Ю.В. Через тернии к звездам, или Судебная реформа, два года, полет нормальный? // "Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2016, № 9.