Роль доверия в потреблении услуг консалтинга представителями малого бизнеса (на примере Санкт-Петербурга)
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты феноменов малого предпринимательства и доверия
1.1 Содержание понятия «малое предпринимательство»
1.2 Влияние доверия на предпринимательские практики
Глава 2. Значение доверия в отношениях владельцев малых предприятий и профессиональных консультантов 25
2.1 Социально-экономический анализ рынка консалтинга
2.2 Роль доверия в потреблении услуг консалтинга представителями малого бизнеса (результаты эмпирического исследования)
Заключение
Библиография
Приложения
Приложение 1. Программа эмпирического исследования
Приложение 2. Транскрипт интервью респондента №1
Приложение 3. Транскрипт интервью респондента №3
Приложение 4. Транскрипт интервью респондента №11
Глава 1. Теоретические аспекты феноменов малого предпринимательства и доверия
1.1 Содержание понятия «малое предпринимательство»
1.2 Влияние доверия на предпринимательские практики
Глава 2. Значение доверия в отношениях владельцев малых предприятий и профессиональных консультантов 25
2.1 Социально-экономический анализ рынка консалтинга
2.2 Роль доверия в потреблении услуг консалтинга представителями малого бизнеса (результаты эмпирического исследования)
Заключение
Библиография
Приложения
Приложение 1. Программа эмпирического исследования
Приложение 2. Транскрипт интервью респондента №1
Приложение 3. Транскрипт интервью респондента №3
Приложение 4. Транскрипт интервью респондента №11
Актуальность данной работы обеспечена значимостью малого
предпринимательства в рыночной экономике, без этого элемента не может гармонично развиваться государство. Малое предпринимательство обладает рядом специфических особенностей, из которого в рамках данной работы
необходимо подчеркнуть следующие: преобладание семейно-дружеских каналов рекрутинга наемных работников и специалистов, слабо
формализованная иерархия и особая роль доверия во внутрифирменных отношениях, большая роль личность предпринимателя, его образование,
знания и навыки, определяющие деятельность всего предприятия. Ввиду
кадрового дефицита и, как правило, недостатка собственных знаний в правовой, рыночной, технической областях, малые предприниматели
сталкиваются с новыми повседневными задачами, которые отвлекают их от
основной деятельности.
Альтернативой попыткам справиться самостоятельно в подобных
ситуациях является обращение к человеку, обладающему знаниями в области, сопряженной с проблемной. Например, на этапе запуска малого бизнеса
предприниматель может располагать временем заниматься бухгалтерским учетом, если у него/нее есть желание (и способность) делать это. В данном случае предприниматель скорее всего будет руководствоваться желанием
сэкономить на издержках заработной платы сотруднику. Тем не менее, по мере роста бизнеса и увеличения требований ко времени предпринимателя, может
иметь смысл доверить подобные обязанностей профессионалам. Кроме того, многие владельцы бизнеса считают бухгалтерию утомительной, особенно
если бизнес имеет высокий уровень транзакций. Всего за несколько часов в
месяц хороший бухгалтер может сделать большую часть учета, включая отправку счетов, оплату счетов, расчет заработной платы и подготовку счетов компании к налоговому периоду. Таким образом, предприниматель по3 прежнему способен сэкономить на полноценной заработной плате штатному
сотруднику, но при этом освобождает свое рабочее время и делегирует
решение профильных задач профессионалу.
На практике таким человеком может быть, как профессиональный консультант, так и знакомый, обладающий необходимыми знаниями. На основе социально-экономического анализа рынка бизнес-консалтинга в
России, представленного в первом параграфе второй главы можно сделать вывод о том, что относительно молодой рынок консалтинга в России
окончательно не сформирован, отсутствует прозрачный механизм
образования цен, а многие профессиональные консультанты не демонстрируют необходимой квалификации для решения поставленных задач
предпринимателями. Ввиду повешенной неопределенности в данной сфере,
предпринимателям приходится прибегать к нестандартным рыночным
практикам, а роль социальных факторов усиливается. Таким образом, роль
доверия в процессе выбора консультанта и вероятности обращения за
услугами бизнес-консультантов становится одним из ключевых залогов в
построении успешных отношений малых предпринимателей и бизнесконсультантов.
В зарубежной литературе за последние годы регулярно публикуются
статьи по данной тематике (А. Кэн, Л. Мартинез, М. Диббен, Г. Хогг), однако,
можно с уверенностью сказать, что в отечественном научном поле тема обладает низкой степенью разработанности. Это обусловлено как меньшей развитостью малого предпринимательства в России по сравнению с западными странами, так более слабым отечественным рынком услуг бизнесконсалтинга. Данная работа опирается на накопленную теоретическую базу в сфере исследований предпринимательства и, в частности малого предпринимательства как в зарубежной (П. Бурдье, Х. Хоан, М. Кассон, О.4
Уильямссон, Б. Йоханниссон), так и в отечественной литературе (В.В. Радаев, А.Ю. Чепуренко).
Тема доверия в экономических отношениях с конца XX века удостоена
большого внимания в научной среде. Из зарубежных исследователей данной проблемы стоит выделить (Дж. Коулманн, Н. Луман, М. Тшаннен-Мора, У. Хоу, П. Дасгупта), среди российских авторов тема поднимается в публикациях Ю.В. Веселова, Е.В. Капусткиной, В.Н. Мининой). Тем не менее, существует ряд спорных вопросов касательно стимулов и неэкономических факторов (в
первую очередь доверия), влияющих на отношения малых предпринимателей
и бизнес-консультантов.
Целью данной работы является оценка значимости доверия в процессе потребления услуг бизнес-консалтинга представителями малого бизнеса. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические аспекты малого предпринимательства и выделить его социальные специфические характеристики;
изучить теоретические аспекты доверия и их влияния на социально-экономические отношения;
исследовать современное состояние рынка бизнес-консалтинга в
России и выявить текущие проблемы со стороны предложения;
разработать программу и провести эмпирическое исследование среди владельцев малого бизнеса в Санкт-Петербурге для определения роли доверия и формирующих его факторах в рамках обращения за услугами бизнесконсультантов;
сформулировать потенциальные вопросы для последующих исследований с использованием количественной стратегии исследования.
Объектом исследования в рамках данной работы являются владельцы
малых предприятий в Санкт-Петербурге, а предметом - факторы и уровень5 доверия владельцев малых предприятий Санкт-Петербурга к услугам бизнесконсалтинга. В работе выдвинуты следующие гипотезы:
(1) поскольку рынок консалтинга в России в полной мере не сформирован, уровень институционального доверия предпринимателя к рынку низок;
(2) основным каналом поиска консультанта выступают неформальные связи с узким кругом лиц, наиболее близких предпринимателю (ввиду высокой степени доверия на персональном уровне).
Ввиду качественной стратегии исследования и малой степени изученности вопроса в рамках исследования использован качественный метод. Полуформализованное интервью проведено с владельцами малых предприятий, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Санкт-Петербурга. В ходе интервью планируется выяснить отношение предпринимателей к услугам профессионального консультирования, их степень доверия к данным организациям, причины обращения и/или избегания обращения за услугами бизнес-консалтинга. Так же планируется определить основные каналы поиска консультантов и области консультирования, характерные для малых предпринимателей.
Работа разделена на две главы. В первой главе, посвященной раскрытию теоретических аспектов и составлению понятийного аппарата, представлены социологические концепции феноменов малого предпринимательства и доверия. Во второй главе размещены результаты эмпирического исследования среди владельцев малых предприятий Санкт-Петербурга и результаты социально-экономического анализа рынка бизнес-консалтинга в России.
предпринимательства в рыночной экономике, без этого элемента не может гармонично развиваться государство. Малое предпринимательство обладает рядом специфических особенностей, из которого в рамках данной работы
необходимо подчеркнуть следующие: преобладание семейно-дружеских каналов рекрутинга наемных работников и специалистов, слабо
формализованная иерархия и особая роль доверия во внутрифирменных отношениях, большая роль личность предпринимателя, его образование,
знания и навыки, определяющие деятельность всего предприятия. Ввиду
кадрового дефицита и, как правило, недостатка собственных знаний в правовой, рыночной, технической областях, малые предприниматели
сталкиваются с новыми повседневными задачами, которые отвлекают их от
основной деятельности.
Альтернативой попыткам справиться самостоятельно в подобных
ситуациях является обращение к человеку, обладающему знаниями в области, сопряженной с проблемной. Например, на этапе запуска малого бизнеса
предприниматель может располагать временем заниматься бухгалтерским учетом, если у него/нее есть желание (и способность) делать это. В данном случае предприниматель скорее всего будет руководствоваться желанием
сэкономить на издержках заработной платы сотруднику. Тем не менее, по мере роста бизнеса и увеличения требований ко времени предпринимателя, может
иметь смысл доверить подобные обязанностей профессионалам. Кроме того, многие владельцы бизнеса считают бухгалтерию утомительной, особенно
если бизнес имеет высокий уровень транзакций. Всего за несколько часов в
месяц хороший бухгалтер может сделать большую часть учета, включая отправку счетов, оплату счетов, расчет заработной платы и подготовку счетов компании к налоговому периоду. Таким образом, предприниматель по3 прежнему способен сэкономить на полноценной заработной плате штатному
сотруднику, но при этом освобождает свое рабочее время и делегирует
решение профильных задач профессионалу.
На практике таким человеком может быть, как профессиональный консультант, так и знакомый, обладающий необходимыми знаниями. На основе социально-экономического анализа рынка бизнес-консалтинга в
России, представленного в первом параграфе второй главы можно сделать вывод о том, что относительно молодой рынок консалтинга в России
окончательно не сформирован, отсутствует прозрачный механизм
образования цен, а многие профессиональные консультанты не демонстрируют необходимой квалификации для решения поставленных задач
предпринимателями. Ввиду повешенной неопределенности в данной сфере,
предпринимателям приходится прибегать к нестандартным рыночным
практикам, а роль социальных факторов усиливается. Таким образом, роль
доверия в процессе выбора консультанта и вероятности обращения за
услугами бизнес-консультантов становится одним из ключевых залогов в
построении успешных отношений малых предпринимателей и бизнесконсультантов.
В зарубежной литературе за последние годы регулярно публикуются
статьи по данной тематике (А. Кэн, Л. Мартинез, М. Диббен, Г. Хогг), однако,
можно с уверенностью сказать, что в отечественном научном поле тема обладает низкой степенью разработанности. Это обусловлено как меньшей развитостью малого предпринимательства в России по сравнению с западными странами, так более слабым отечественным рынком услуг бизнесконсалтинга. Данная работа опирается на накопленную теоретическую базу в сфере исследований предпринимательства и, в частности малого предпринимательства как в зарубежной (П. Бурдье, Х. Хоан, М. Кассон, О.4
Уильямссон, Б. Йоханниссон), так и в отечественной литературе (В.В. Радаев, А.Ю. Чепуренко).
Тема доверия в экономических отношениях с конца XX века удостоена
большого внимания в научной среде. Из зарубежных исследователей данной проблемы стоит выделить (Дж. Коулманн, Н. Луман, М. Тшаннен-Мора, У. Хоу, П. Дасгупта), среди российских авторов тема поднимается в публикациях Ю.В. Веселова, Е.В. Капусткиной, В.Н. Мининой). Тем не менее, существует ряд спорных вопросов касательно стимулов и неэкономических факторов (в
первую очередь доверия), влияющих на отношения малых предпринимателей
и бизнес-консультантов.
Целью данной работы является оценка значимости доверия в процессе потребления услуг бизнес-консалтинга представителями малого бизнеса. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические аспекты малого предпринимательства и выделить его социальные специфические характеристики;
изучить теоретические аспекты доверия и их влияния на социально-экономические отношения;
исследовать современное состояние рынка бизнес-консалтинга в
России и выявить текущие проблемы со стороны предложения;
разработать программу и провести эмпирическое исследование среди владельцев малого бизнеса в Санкт-Петербурге для определения роли доверия и формирующих его факторах в рамках обращения за услугами бизнесконсультантов;
сформулировать потенциальные вопросы для последующих исследований с использованием количественной стратегии исследования.
Объектом исследования в рамках данной работы являются владельцы
малых предприятий в Санкт-Петербурге, а предметом - факторы и уровень5 доверия владельцев малых предприятий Санкт-Петербурга к услугам бизнесконсалтинга. В работе выдвинуты следующие гипотезы:
(1) поскольку рынок консалтинга в России в полной мере не сформирован, уровень институционального доверия предпринимателя к рынку низок;
(2) основным каналом поиска консультанта выступают неформальные связи с узким кругом лиц, наиболее близких предпринимателю (ввиду высокой степени доверия на персональном уровне).
Ввиду качественной стратегии исследования и малой степени изученности вопроса в рамках исследования использован качественный метод. Полуформализованное интервью проведено с владельцами малых предприятий, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Санкт-Петербурга. В ходе интервью планируется выяснить отношение предпринимателей к услугам профессионального консультирования, их степень доверия к данным организациям, причины обращения и/или избегания обращения за услугами бизнес-консалтинга. Так же планируется определить основные каналы поиска консультантов и области консультирования, характерные для малых предпринимателей.
Работа разделена на две главы. В первой главе, посвященной раскрытию теоретических аспектов и составлению понятийного аппарата, представлены социологические концепции феноменов малого предпринимательства и доверия. Во второй главе размещены результаты эмпирического исследования среди владельцев малых предприятий Санкт-Петербурга и результаты социально-экономического анализа рынка бизнес-консалтинга в России.
Исходя из представленных в первом параграфе первой главы теоретических обоснований в рамках экономической социологии предпринимательство представляет особой социальной практикой. Эта практика может быть понята в определенном контексте, задающем ей соответствующие условия. Она локализуется в исследовательском поле, включающем понятия сетей, промышленных округов, рынков и локальных сообществ. В таком случае предпринимательство связывают с созданием нового интеллектуального капитала (знания, навыков и опыта индивидов) в
форме социального капитала. Предпринимательство – это социально-экономическая практика производства товаров и услуг, нацеленная на получение прибыли. Малое предпринимательство на ряду со средним и
крупным выделяется на основе формальных критериев (ограничение по
численности занятых – до ста работников включительно, ограничение по выручке – 800 млн. рублей).
В то время как формальные критерии необходимы для проведения политики налогообложения и ведения статистики, социальная сущность
малого предпринимательства передается следующими особенностями,
выделяемыми в социологической научной литературе: большая роль личности предпринимателя, который в большинстве случаев совмещает роли собственника и главного управленца; преобладание семейно-дружеских каналов рекрутинга наемных работников и специалистов; слабо формализованная иерархия и особая роль доверия во внутрифирменных
отношениях; гибкость организационной структуры и функциональных обязанностей сотрудников.
Транзакции во взаимозависимых отношениях часто подразумевают риск, ибо исход деятельности зависит не только от одного лица, но и от других45 ее участников. Успешного взаимодействие на рынке в условиях
неопределенности, асимметрии информации и поиска новых возможностей агентами связанна именно с доверием. Доверие определяется как ожидание в
отношениях между двумя субъектами (индивидами или организациями), что регулярное повседневное поведение будет честным, в совместных интересах
и на основе разделяемых норм. Установление и поддержание к себе
отношений доверия обусловлено рядом причин: склонность людей доверять;
разделяемые ценности, установки и нормы поведения; сходство (социальное,
этническое и т.д.); поддержка формальными и неформальными институтами;
и реципрокность.
На основе представленного в первом параграфе второй главы
социально-экономического рынка консалтинговых услуг в России можно сделать вывод, что участники данного рынка не могут рассматриваться как
единый рынок. Образованию рынка консалтинга препятствует отсутствие единого закона о консалтинге и общепризнанной системы сертификации, а также обособленность консалтинговых фирм – все они самостоятельно определяют сферу своей деятельности, не учитывая объективные потребности
рынка. Это несовершенство, признаваемое экспертами, является главной
силой, препятствующей распространению практик потребления консалтинговых услуг представителями малого бизнеса. Общий вывод состоит в том, что в целом происходит развитие рынка консалтинга и процесс институционализации консалтинга. Основные недостатки рынка консалтинга: отсутствие системы норм и регламентов консалтинга, системы
воспроизводства профессиональных кадров консалтинга, слабость или даже отсутствие нормативно-правовой базы.
На основании экспертных мнений, задействованных в анализе
российского рынка консалтинга, и ответов респондентов в рамках эмпирического исследования стоит сделать вывод, что большинство малых46 предпринимателей имеют низкий уровень институционального доверия к
рынку и не готовы положиться лишь на предписываемую по умолчанию компетентность профессиональных консультантов. Таким образом, первая гипотеза может считаться подтвержденной на основе обоих видов источников данных.
Однако, данные, полученные из ответов респондентов, свидетельствуют
о предпочтительных ориентирах, формирующих доверие к консультанту в
условиях повышенной неопределенности. Большинство респондентов
оценили доверие, как важный элемент взаимоотношений с консультантами и
обозначили ключевые факторы, формирующие его. Ожидаемо те
предприниматели, кто выбирал в качестве консультанта знакомого человека и
устанавливал полуофициальные отношения, по умолчанию доверяли
консультанту. При этом, респонденты, обращавшиеся за консультациями к
знакомым, отмечали неудобство перед ними и невозможность знакомых в полной мере нести ответственность за оказываемые услуги.
В ходе опроса была выявлена следующая тенденция: когда обращение за консультацией являлось вынужденной мерой для решения существующей проблемы, предприниматели были склонны обращаться за помощью к знакомым, в то время как в случаях обращения к профессиональным консультантам главной задачей предпринимателей являлась оптимизация процессов и развитие собственного предприятия. В случаях, когда предприниматель стремится развить свое предприятие, на передний план выступают такие качества, как компетенция и высокая вовлеченность в работу со стороны консультанта. Нельзя говорить о данной тенденции на уровне генеральной совокупности всех владельцев малых предприятий ввиду малой и неслучайной выборки, однако данный вопрос заслуживает дальнейшего изучение в рамках последующих исследований.
Одним из ключевых факторов, положительно сказывающихся на формировании доверия к консультанту, оказалась личная рекомендация от знакомого человека в отношении консультанта, подобный канал поиска позволяет сэкономить время на собственный анализ предложений. Однако, респондентами было отмечено, что не всегда есть в окружении есть человек, через которого можно было бы выйти на профессионала из необходимой сферы.
Вторым основным фактором является поддержка соответствующими институтами. Доверие поддерживается социальными структурами, выступающими гарантом надежности консультантов. При этом большую роль играют неформальные показатели надежности, такие как отзывы клиентов и репутация. Более половины опрошенных предпринимателей отметили отзывы, как один из первостепенных пунктов, которые формируют их позитивное отношение к потенциальному консультанту. Что касается формальных институтов, сертификации, документы об освоенных образовательных программах сотрудниками и высокие места в рейтингах среди консалтинговых компаний были упомянуты респондентами. Среди других факторов, формирующих доверие к консультанту, предприниматели отметили доказательство своей компетенции на практике, публичные рекомендации авторитетных источников, склонность доверять по умолчанию и судить о консультанте по результатам работы. Что касается факторов, снижающих степень доверия к консультанту, ситуация практически противоположная. В ответ на этот вопрос респонденты выделяли в первую очередь отсутствие отзывов или наличие негативных отзывов.
По результатам проведенных интервью респондентами практически в равной степени были выделены рекомендация знакомых и размещенные публично отзывы. Соответственно, можно говорить о частичной доказанности первой гипотезы, констатируя тот факт, что неформальные связи предпринимателей выступают одним из основных каналов поиска консультантов. Однако, для полного подтверждения гипотезы необходимы последующие исследования в рамках количественной стратегии с использованием случайной репрезентативной выборки
форме социального капитала. Предпринимательство – это социально-экономическая практика производства товаров и услуг, нацеленная на получение прибыли. Малое предпринимательство на ряду со средним и
крупным выделяется на основе формальных критериев (ограничение по
численности занятых – до ста работников включительно, ограничение по выручке – 800 млн. рублей).
В то время как формальные критерии необходимы для проведения политики налогообложения и ведения статистики, социальная сущность
малого предпринимательства передается следующими особенностями,
выделяемыми в социологической научной литературе: большая роль личности предпринимателя, который в большинстве случаев совмещает роли собственника и главного управленца; преобладание семейно-дружеских каналов рекрутинга наемных работников и специалистов; слабо формализованная иерархия и особая роль доверия во внутрифирменных
отношениях; гибкость организационной структуры и функциональных обязанностей сотрудников.
Транзакции во взаимозависимых отношениях часто подразумевают риск, ибо исход деятельности зависит не только от одного лица, но и от других45 ее участников. Успешного взаимодействие на рынке в условиях
неопределенности, асимметрии информации и поиска новых возможностей агентами связанна именно с доверием. Доверие определяется как ожидание в
отношениях между двумя субъектами (индивидами или организациями), что регулярное повседневное поведение будет честным, в совместных интересах
и на основе разделяемых норм. Установление и поддержание к себе
отношений доверия обусловлено рядом причин: склонность людей доверять;
разделяемые ценности, установки и нормы поведения; сходство (социальное,
этническое и т.д.); поддержка формальными и неформальными институтами;
и реципрокность.
На основе представленного в первом параграфе второй главы
социально-экономического рынка консалтинговых услуг в России можно сделать вывод, что участники данного рынка не могут рассматриваться как
единый рынок. Образованию рынка консалтинга препятствует отсутствие единого закона о консалтинге и общепризнанной системы сертификации, а также обособленность консалтинговых фирм – все они самостоятельно определяют сферу своей деятельности, не учитывая объективные потребности
рынка. Это несовершенство, признаваемое экспертами, является главной
силой, препятствующей распространению практик потребления консалтинговых услуг представителями малого бизнеса. Общий вывод состоит в том, что в целом происходит развитие рынка консалтинга и процесс институционализации консалтинга. Основные недостатки рынка консалтинга: отсутствие системы норм и регламентов консалтинга, системы
воспроизводства профессиональных кадров консалтинга, слабость или даже отсутствие нормативно-правовой базы.
На основании экспертных мнений, задействованных в анализе
российского рынка консалтинга, и ответов респондентов в рамках эмпирического исследования стоит сделать вывод, что большинство малых46 предпринимателей имеют низкий уровень институционального доверия к
рынку и не готовы положиться лишь на предписываемую по умолчанию компетентность профессиональных консультантов. Таким образом, первая гипотеза может считаться подтвержденной на основе обоих видов источников данных.
Однако, данные, полученные из ответов респондентов, свидетельствуют
о предпочтительных ориентирах, формирующих доверие к консультанту в
условиях повышенной неопределенности. Большинство респондентов
оценили доверие, как важный элемент взаимоотношений с консультантами и
обозначили ключевые факторы, формирующие его. Ожидаемо те
предприниматели, кто выбирал в качестве консультанта знакомого человека и
устанавливал полуофициальные отношения, по умолчанию доверяли
консультанту. При этом, респонденты, обращавшиеся за консультациями к
знакомым, отмечали неудобство перед ними и невозможность знакомых в полной мере нести ответственность за оказываемые услуги.
В ходе опроса была выявлена следующая тенденция: когда обращение за консультацией являлось вынужденной мерой для решения существующей проблемы, предприниматели были склонны обращаться за помощью к знакомым, в то время как в случаях обращения к профессиональным консультантам главной задачей предпринимателей являлась оптимизация процессов и развитие собственного предприятия. В случаях, когда предприниматель стремится развить свое предприятие, на передний план выступают такие качества, как компетенция и высокая вовлеченность в работу со стороны консультанта. Нельзя говорить о данной тенденции на уровне генеральной совокупности всех владельцев малых предприятий ввиду малой и неслучайной выборки, однако данный вопрос заслуживает дальнейшего изучение в рамках последующих исследований.
Одним из ключевых факторов, положительно сказывающихся на формировании доверия к консультанту, оказалась личная рекомендация от знакомого человека в отношении консультанта, подобный канал поиска позволяет сэкономить время на собственный анализ предложений. Однако, респондентами было отмечено, что не всегда есть в окружении есть человек, через которого можно было бы выйти на профессионала из необходимой сферы.
Вторым основным фактором является поддержка соответствующими институтами. Доверие поддерживается социальными структурами, выступающими гарантом надежности консультантов. При этом большую роль играют неформальные показатели надежности, такие как отзывы клиентов и репутация. Более половины опрошенных предпринимателей отметили отзывы, как один из первостепенных пунктов, которые формируют их позитивное отношение к потенциальному консультанту. Что касается формальных институтов, сертификации, документы об освоенных образовательных программах сотрудниками и высокие места в рейтингах среди консалтинговых компаний были упомянуты респондентами. Среди других факторов, формирующих доверие к консультанту, предприниматели отметили доказательство своей компетенции на практике, публичные рекомендации авторитетных источников, склонность доверять по умолчанию и судить о консультанте по результатам работы. Что касается факторов, снижающих степень доверия к консультанту, ситуация практически противоположная. В ответ на этот вопрос респонденты выделяли в первую очередь отсутствие отзывов или наличие негативных отзывов.
По результатам проведенных интервью респондентами практически в равной степени были выделены рекомендация знакомых и размещенные публично отзывы. Соответственно, можно говорить о частичной доказанности первой гипотезы, констатируя тот факт, что неформальные связи предпринимателей выступают одним из основных каналов поиска консультантов. Однако, для полного подтверждения гипотезы необходимы последующие исследования в рамках количественной стратегии с использованием случайной репрезентативной выборки



