Введение 2
ГЛАВА I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ В 5-м КЛАССЕ 4
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология». 4
1.2. Календарно-тематическое планирование. 9
1.3. Методический анализ содержания раздела 15
1.4.Уровень навыков учащихся 17
1.5.Формы и методы организации занятий 19
1.6.Дидактическая связь изучения данного раздела с другими дисциплинами 20
1.7.Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении раздела 20
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии 21
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 22
2.1. Общие положения 22
2.2.Выполнение санитарно-гигиенические требований. 23
2.3. Мебель в мастерской 24
2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся 24
2.5.Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и приспособлениями. 26
2.6. Оснащение мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией 26
2.7.Размещение и хранение оборудования 27
2.8.Оформление интерьера мастерской 28
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Приложение 32
Федеральный компонент государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Выбранная тема курсовой работы является актуальной потому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Объектом работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.
Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную
Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Задачами курсовой работы являются:
изучение нормативных документов и методической литературы по теме курсовой работы (БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);
анализ календарно-тематического планирования;
анализ материального оснащения учебной мастерской.
Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.
Применение логических приемов сравнения анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в данной работе.
ГЛАВА I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ В 5-м КЛАССЕ
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания по деревообработке изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд». Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• творческая, проектная деятельность;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». В каждом классе это направление включает в себя деревообработку и металлообработку.
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология»; в том числе: в V классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, в ней выделен резерв свободного учебного времени в объеме 7 учебных часов (или 10%). Резерв можно при необходимости добавлять к разделам, либо использовать с учетом местных условий реализации программы (например, для сельских школ - сельскохозяйственный труд)
Тема «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» -является первой в программе по технологии для мальчиков 5 класса. На эту тему отводится немного меньше половины учебного времени в данном курсе; согласно примерной программы 16 часов отводится на Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации, 8 часов на проектную деятельность и 4 часа на изучение машин и механизмов.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Согласно новым образовательным стандартам добавлены универсальные учебные действия, в результате изучения которой по технологии обработки древесины выпускник научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы
В школе "Технология" интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Таким образом, из данной курсовой работы мы выяснили, что сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение.
Именно преобразовательная суть предмета "Технология" делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у учащихся социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявленным рыночной экономикой; стать "авторами" формирующейся социально-экономической среды России.
. Следовательно, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе. В технологическом образовании меняется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности учащихся, т.е. менеджера в образовании.
Учителю "Технологии" надо уяснить, что труд как компонент воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно – техническом прогрессе не достигало человечество.
В ходе работы мною изучены нормативные документы и методическая и научно-техническая литература по теме курсовой работы (БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.); проанализировано календарно-тематическое планирование по теме «Технология обработки древесины», проведён анализ материального оснащения учебной мастерской МКОУ Прихолмской СОШ №4.
Поставленная мною цель и задачи выполнены.
Подтверждена гипотеза, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Список используемой литературы
1. Ахияров К.Ш., Атутов П.Р., Тагариев Р.З. Политехническая направленность обучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических институтов. – М., 2000.
2. Башенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004. - 220с.
3. Бишенков А.К. Технология. Трудовое обучение: 5-7 класс. - М.: Дрофа, 1999. - 256 с.
4. Борисов И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2000.
5. Домовая и художественная резьба по дереву /сост. Кирюхин А.В. М., «Спектр», 1996.
6. Интернет сайты: www.gogo.ru; www.mail.ru; www.rambler.ru.
7. Кочетов А.И. Трудовое воспитание школьников. – Минск, 1991.
8. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Академия, 2002. - 480с.
9. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. – М.: Академия, 2005. - 345с.
10. Кругликов Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. – Курск, 1998.
11. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. – Брянск; Ишим, 1998.
12. Сафроненко В. М. Секреты древесины. - М., 2004 г.
13. Симоненко В.Д. Журнал «Школа и производство». Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития. №5, 1999. - 2-5с.
14. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение. - М.: Просвещение, 2001. - 240с.
15. Черепахина А.Н. История художественной обработке изделий из древесины. М., «Высшая школа», 1987.