Введение ........................................................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития языкового вкуса у подростков ................................................. 7
1.1. Языковой вкус ................................................................................................................................ 7
1.2. Проявление интереса к языку. Отечественный и зарубежный опыт. ............................... 20
1.3. Педагогические средства развития языкового вкуса у подростков................................... 25
Глава 2. Методики исследования языкового вкуса и оценка эффективности педагогических
средств............................................................................................................................................................. 34
2.1. Языковой вкус у подростков...................................................................................................... 34
2.2. Интернет среда как педагогическое средство......................................................................... 38
2.3. Оценка эффективности педагогических средств развития языкового вкуса .................. 43
Глава 3. Практические разработки педагогических средств развития языкового вкуса. ........................ 54
3.1. Образовательная программа «Языковой вкус» .......................................................................... 54
3.2. Квест в чемодане «Русский язык в стиле «Hi-Tech» .................................................................. 60
3.3. Бизнес план «Музей-квартира Русского Языка. ......................................................................... 72
Заключение. .................................................................................................................................................... 95
Список литературы: ........................................................................................................................................ 97
Приложения .................................................................................................................................................. 102
Приложение 1. Карточная игра «Рэп.поэт» ........................................................................................... 102
Приложение 2. Карточная игра «Англицизмы». ................................................................................... 107
Приложение 3. Карточная игра «Потерянные слова» .......................................................................... 122
Приложение 4. Карточная игра «Ударник». .......................................................................................... 128
Приложение 5. Карточная игра «Этнимологический словарь». .......................................................... 135
Приложение 6. Реквизит для интерактивного музея-квартиры русского языка. ............................... 141
Приложение 8. Схематические рисунки интерактивного музея-квартиры русского языка. ............ 146
Приложение 9. Таблица результатов анализируемых страниц учителей русского языка в
социальной сети «Вконтакте». .................................................................................................................... 152
Приложение 10. Таблица результатов анализируемых страниц учителей русского языка в
социальной сети «Вконтакте». .................................................................................................................. 162
Тема данной работы – педагогические средства развития языкового
вкуса у подростков. Актуальность исследования обусловлена тенденцией
демократизации языка. В современной языковой ситуации функцию
транслирования языковой нормы выполняют средства массовой информации.
В СМИ часто встречаются отступления от нормы, использование в речи
жаргонизмов, диалектизмов, а также иноязычных слов. Культура речи СМИ
снижается, и у подростков, следующих языковой моде, культура речи тоже
падает. Русский язык богат средствами формулировки и выражения
собственной мысли, но ребенок выбирает самый примитивный способ, не
задумываясь о внешней форме, структуре, красоте. В современной школе
результатом освоения предметной области «филология» является
формирование определенных умений и навыков, связанных с русским
языком, а цели сформировать позитивное отношение к языку учителя не
преследуют, из-за чего существует недостаточное количество методических
разработок по этой теме.
Цель работы – проектирование педагогических средств развития
«языкового вкуса» у подростков.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
• На основе анализа теоретических источников раскрыть сущность
понятия языковой вкус;
• Исследовать яркие примеры проявления интереса к языку у
носителей языка (на основе анализа отечественного и
зарубежного опыта);
• Выявить и обосновать основные факторы/условия развития
языкового вкуса у подростков;
• Разработать диагностический инструментарий, оценивающий
эффективность выбранных педагогических средств;
• Выявить и описать средства (в единстве методов и содержания)
развития языкового вкуса у подростков на основе выбранных
педагогических средств;
• Применить педагогические средства на практике, сделать
обобщающие выводы по результатам практического опыта.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение:
Мы полагаем, что развитию языкового вкуса будет способствовать
интерактивная площадка русского языка, включающая в себя:
• Использование игровых технологий;
• Переживание позитивных эмоций от речевой практики, создание
эмоциональной атмосферы;
• Пример языковой культуры педагога.
В логике заявленной темы и обозначенной гипотезы объектом
исследования станет языковой вкус, а предметом – педагогические средства
развития языкового вкуса у подростков.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования для
изучения языкового вкуса у подростков мы использовали метод контент-
анализа и анкетирования с целью выявления качества языковой культуры
современной молодежи. Чтобы проверить гипотезу, мы прибегли к методу
эксперимента: нам удалось апробировать квест в чемодане «Русский язык в
стиле Hi-tech» на старших подростках и при помощи беседы оценить
эффективность используемых в нем педагогических средств.
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были
получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Ключевым понятием исследования выступает «языковой вкус»,
который нами определен как совокупность ощущений качества правильной
(орфоэпия, грамматика, пунктуация, лексика, стилистика, орфография) и
хорошей речи (точность, выразительность, чистота, уместность, богатство,
логичность, юмор), способствующая эстетическому восприятию и оценке
речевой культуры личности, вызывающие интерес к языку и созданию своего
языкового имиджа и получение от этого удовольствия.
2. Языковая среда семьи и круга общения подростка является
фундаментальным условием развития языкового вкуса. Ребенок рождается со
степенью языковой предрасположенности, и будущее речевых качеств,
определяемое данными «способностями», «склонностями»,
«потребностями», в дальнейшем формируется средовыми социально-
культурными реалиями, в данном случае реалиями в семье и окружении подростка.
3. В ходе теоретического исследования мы выявили средства развития языкового вкуса:
- Языковая культура педагога (образовательного учреждения);
- Игровые технологии;
- Положительная речевая практика подростка.
4. Согласно результатам проведѐнного исследования, у большинства
подростков на уроках русского языка отсутствует цель демонстрации качеств
хорошей речи - их внимание направлено на ее правильность, которая в
большей степени и оценивается учителем. С другой стороны, мы выявили
тенденцию проявления качеств хорошей речи в виртуальном пространстве. В
интернете подростки имеют большую языковую свободу, поэтому они
перемещают фокус своего внимания в сторону языковой игры, юмора,
средств художественной выразительности и т.д.
5. Для развития языкового вкуса у подростков мы предлагаем
опираться на следующие педагогические средства:
- включение интерактивного языкового инструментария в
образовательный процесс;
- переход от монологичной формы работы к диалогичной;
- использование нелинейной системы представления материала о
языке в соответствии с потребностями и интересами обучающихся.
- выход за рамки изучения правил и норм русского языка, обращая
внимание учащихся на возможности «живого» языка, которыми ребята
смогут пользоваться в повседневной практике.
6. В практической части работы предлагается образовательная
программа «Языковой вкус», квест в чемодане «Русский язык в стиле Hi-
Tech» и бизнес-проект «Музей-квартира русского языка». Главное их
назначение состоит в развитии языкового вкуса у подростков.
Структурно исследование делится на три части. В первой главе мы
рассмотрим понятия вкуса, языка, сформулируем авторское определение
языкового вкуса, выделим основные педагогические средства, влияющие на
развитие такового к русскому языку у подростков, и предложим видение
процесса развития языкового вкуса в школе. Во второй главе будут
представлены результаты исследования языковой культуры и языкового
вкуса у подростков, а также учителей-словесников. В третьей главе мы
продемонстрируем методические разработки, которые построены с опорой на
принципы и идеи, обозначенные в первой главе, а также на результаты
исследования, представленные во второй.
Руководствуясь целью работы, спроектировать педагогические
средства развития «языкового вкуса» у подростков, мы выдвинули гипотезу,
что развитию языкового вкуса будет способствовать интерактивная
площадка русского языка, включающая в себя: использование игровых
технологий, переживание позитивных эмоций от речевой практики, создание
эмоциональной атмосферы и пример языковой культуры педагога. В ходе
теоретического анализа мы обосновали перечисленные выше средства. Также
мы выявили педагогические средства, а именно - включение интерактивного
языкового инструментария в образовательный процесс, переход от
монологичной формы работы к диалогичной, использование нелинейной
системы представления материала о языке в соответствии с потребностями и
интересами обучающихся, на которые мы предлагаем опираться при
создании интерактивных площадок русского языка. При этом под языковым
вкусом мы понимаем совокупность ощущений качества правильной
(орфоэпия, грамматика, пунктуация, лексика, стилистика, орфография) и
хорошей речи (точность, выразительность, чистота, уместность, богатство,
логичность, юмор), способствующая эстетическому восприятию и оценке
речевой культуры личности, вызывающие интерес к языку и созданию своего
языкового имиджа и получение от этого удовольствия. Мы предполагаем,
что совершенствование качеств правильной и хорошей речи будет
положительно влиять на развитие языкового вкуса.
На основании результатов исследования, мы выявили, что
респондентам сложно определить личность с хорошей речевой культурой и
наличием у нее языкового вкуса. Этот вывод основывается на несоответствии
высоких результатов самооценки речевой культуры респондентов с реалиями
языковой ситуации в нашей стране на сегодняшний день. У респондентов не
сформировано представление о качественной современной литературе и
представителях массмедия, которые в большой степени отражают и влияют
на языковую ситуацию. Также мы выяснили, что языковая среда семьи и
круга общения подростка является фундаментальным условием развития языкового вкуса.
Мы пришли к выводу, что у большинства подростков на уроках
русского языка отсутствует цель демонстрации качеств хорошей речи - их
внимание направлено на ее правильность, которая в большей степени и
оценивается учителем. С другой стороны, мы выявили тенденцию
проявления качеств хорошей речи в виртуальном пространстве. В интернете
подростки имеют большую языковую свободу, и поэтому они перемещают
фокус своего внимания в сторону языковой игры, юмора, средств
художественной выразительности и т.д. Кроме того, мы описали несколько
приемов, которые можно использовать на уроках учителем-словесником для
повышения интереса и мотивации к изучению родного языка подростками.
Мы привели результаты опроса после проведения квеста «Русский
язык в стиле Hi-Tech», вследствие чего наша гипотеза о том, что развитию
языкового вкуса будет способствовать интерактивная площадка русского
языка, включающая в себя: использование игровых технологий, переживание
позитивных эмоций от речевой практики, создание эмоциональной
атмосферы, пример языковой культуры педагога, частично подтвердилась.
Таким образом, в практической части работы предлагаются три
проекта: образовательная программа «Языковой вкус», квест в чемодане
«Русский язык в стиле Hi-tech» и бизнес-проект «Музей-квартира русского
языка». Главное назначение их состоит в повышении мотивации и интереса к
изучению русского языка. Отличие проектов от других программ связанных
с русским языком в системности и единых принципах, на которых они основаны.
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.:
Художественная литература, 1975. — 504 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
(Психологическое исследование.) М.: «Просвещение», 1968. – 464 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол.
тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц.
ин-т. – 3-е изд. – М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.
4. Булатова О.С. Педагогический артистизм: уч. пособ. для студ.
высш. Пед. Уч. завед. / Оксана Сергеевна Булатова. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
5. Быков М.Ю., Никитина А.Б. Театр - это кафедра... но не только! //
Образование в современной школе. 2008. No 7. С. 46-52.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В.
Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
7. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Изд-во
Смысл; Эксмо, 2005.
8. Гиниятова Е.В., Ройз Е.Е. Трансформация музейного
пространства в условиях новых визуальных стратегий. // Известия Томского
политехнического университета, No 6, 2013.
9. Дымарский М.Я. Речевая культура и речевая манера // Русская
языковая ситуация в синхронии и дихронии. СПб., 2005.
10. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса.
Монография. — М.: Наука, 1982. — 368 с.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002.
12. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. - СПб. :
Наука, 2006. – 512 с.
13. Карасик В.И. Языковые ключи. – М.: Гнозис, 2009. – 406 с.
14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. – М.:
Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
15. Климов В.П. Климова Г.П. Иллюзия вкуса или вкус к иллюзиям:
воображаемые встречи// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) No 7-3 (16), 2015 –
стр. 129 – 132.
...