Введение ....................................................................................................................... 4
Глава 1. Теория СМИ: понятие и особенности ........................................................ 7
Глава 2. Роль китайских СМИ в военной мобилизации периода
японо-китайской войны (1937-1945 гг.) .................................................................. 20
2.1. Общее положение газеты «Синьхуа Жибао» .............................................. 23
2.1.1 Происхождение газеты «Синьхуа Жибао» ................................................ 23
2.1.2. Перечень и содержание печатных изданий Китая 1937-1945 гг. ............ 26
2.2. Развитие электронных СМИ Китая в годы японо-китайской войны ........ 35
2.2.1. Развитие электронных СМИ ...................................................................... 35
2.2.2. Предпосылки создания радиостанций ...................................................... 35
2.2.3. Основание гоминьдановской радиостанции в период антияпонской
войны. ..................................................................................................................... 38
2.2.4. Основание международной радиостанции. .............................................. 39
2.2.5. Содержание материалов электронных СМИ. ........................................... 40
Глава 3. Роль японских СМИ в военной мобилизации периода
японо-китайской войны (1937-1945 гг.) .................................................................. 51
3.1. Исследование пропагандистской войны и военного направления
журналистики ........................................................................................................ 57
3.2. Изменение и эскалация государственного управления СМИ .................... 70
Заключение................................................................................................................. 98
Список использованной литературы ..................................................................... 100
Приложение ............................................................................................................. 107
Актуальность. XX век – один из самых трагичных за всю историю
человечества. Первая и Вторая Мировая война, войны в Корее и во Вьетнаме,
война между Ираком и Ираном, война в Афганистане, Чеченская война,
война между Россией и Грузией и другие войны свидетельствуют об этом
лучше всего. Для Китая это столетие также не было спокойным. В первую его
половину революции и войны стали основными проблемами Поднебесной.
Последняя закончилась в 1949 г., и полностью уничтожила
полуколониальную и полуфеодальную структуру общества. Решающую роль
в этом процессе сыграли Коммунистическая партия Китая, выпускавшая
газету «Синьхуа Жибао», и Китайская Национальная Народная партия,
создавшая «Центральную» и «Международную» радиостанции, которые
оказались незаменимы в китайской военной мобилизации.
В Японии СМИ также выступали в качестве мощного оружия военной
мобилизации. Японское правительство строго контролировало прессу и
намеренно создавало атмосферу «Тотальной войны». Оно стремилось
усилить сознание страны и народа как «Сообщества с единой судьбой».
Японские СМИ активно пропагандировали внешнюю экспансию,
повиновение «государственным интересам», изо всех сил агитировали за
«единодушие», становясь тем самым одними из соучастников войны.
Печатные СМИ, анализируя китайскую газету «Синьхуа Жибао» и
японскую прессу «Асахи Симбун», используют теорию социальных
коммуникацией и историю новостей. В настоящей диссертации будет
представлен большой объём исходной информации, который позволит
сделать многосторонний анализ той роли СМИ, которую они играли во время
военного конфликта. Содержанием данной работы является оценка влияния
СМИ на военную мобилизацию Китая и Японии.
Во время японо-китайской войны (в 1931 году) Национальное
правительство перенесло столицу в Чунцин. Этот город стал культурным
центром всей страны. Здесь Гоминьдановским правительством было создано
две радиостанции – «Центральная» и «Международная». Выбор в пользу
радиовещания был сделан потому, что оно имеет превосходство перед
печатными СМИ, т. к. не ограничено пространством и временем, и может
очень быстро передавать информацию.
Данная диссертация комментирует деятельность Гоминьдановских
радиостанций, содержание и форму пропаганды, а также анализирует
историческую роль китайских электронных СМИ.
СМИ, которые проводили военную мобилизацию в японо-китайской
войне, накопили богатый опыт борьбы и работы. Историческая роль и опыт
китайских и японских СМИ периода японо-китайской войны чрезвычайно
важны для истории мировых СМИ в целом.
Объектом диссертационного исследования являются китайские и
японские печатные СМИ и электронные СМИ Китая.
Предмет исследования. Помощь СМИ в военной мобилизации
периода японо-китайской войны.
Гипотеза. СМИ оказывали большое, подчас определяющее влияние на
военную мобилизацию в войне.
Для анализа эмпирических данных применены метод сравнения и
метод системного анализа.
Цель диссертационного исследования определена как анализ роли
китайских и японских СМИ в венной мобилизации периода японо-китайской войны.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения
и списка литературы. Во введении раскрывается актуальность исследования
по выбранному направлению, ставится проблема, цели и задачи исследования,
определяются объект и предмет научных поисков.
В первой главе представлены теории СМИ, понятие и особенности СМИ.
Во второй главе представлены китайские печатные СМИ “Синьхуа Жибао” и
китайские радиостанции “Центральная” и “Международная”, анализируются
их пропагандистское содержание, обобщается влияние СМИ в военной
мобилизации в Китае. В третьей главе представлены японские печатные
СМИ — прежде всего, газета “Асахи Симбун” и анализ её содержания, а
также приведён обобщённый анализ влияния японских СМИ в военной
мобилизации. В заключении приводятся основные выводы, сделанные на
основе результатов работы.
Китайский лидер Мао Цзэдун сказал однажды: «Если бы во время
великой национально-революционной войны не была бы проведена массовая
и глубокая военная мобилизация, то мы бы не одержали победу»1. И потому
роль газеты «Синьхуа Жибао», служившей в качестве голоса
Коммунистической партии Китая и взявшей на себя святую обязанность
военной мобилизации населения, сложно преувеличить.
«Синьхуа Жибао» демонстрировала преступления японцев, разжигала
ненависть китайцев к агрессору, постоянно побуждая и воодушевляя народ на
освободительную войну. Одновременно эта газета, при помощи пропаганды
результатов войны, расширяла влияние Коммунистической партии Китая,
устанавливая её авторитет. Через пропаганду «Синьхуа Жибао» были
преодолены народные сомнения, укрепилась вера в победу, был поднят дух
народа, который стал выступать в качестве единой силы. Таким образом, в
трудный момент «Синьхуа Жибао» продемонстрировала свою высокую эффективность.
Что касается радиостанций, то их во время войны называли четвёртой
линией фронта (помимо морской, сухопутной и воздушной линий). Они
также имели важное политическое и стратегическое значение.
По-настоящему незаменимую роль сыграли две радиостанции: Центральная
и Международная радиостанция. В этот особый момент они активно
мобилизовали армию и народ на участие в отечественной войне.
Японские же средства массовой информации служили милитаризму, а
японская пресса вообще выступала в качестве важной части
правительственной системы «Тотальной войны». Правительство мо
билизовывало силы всего общества (включая, в том числе японскую прессу),
строго контролировало общество и народ, использовало печатные СМИ,
чтобы производить военную мобилизацию. В период агрессивной войны, под
контролем правительства и военного совета при японском императоре,
подавляющее большинство японской прессы по собственному желанию
поддерживало «государственную политику», отдавая все силы защите
государственных интересов, активно участвуя в выстраивании системы
«Тотальной войны». Таким образом, японские СМИ рассматриваемого в
данном исследовании исторического периода являлись неотъемлемой
составляющей японского фашизма.
1. Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть
коммуникационная система: понятие, функции и роль в обществе. -
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ. No.3-3/2015.
2. Березкина О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ: учеб.
пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2009. - 6 с.
3. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности
«Психология». - М.: Аспект Пресс, 2010. – 19 c.
4. Вартанова Елена Леонидовна. О современном понимании СМИ и
журналистики // Медиаскоп, No1. 2010.
5. Воскресенский Ю. Понятие "средства массовой информации". Роль
коммуникации и СМИ в политической системе общества: "Юрист", 2005, N
6. В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. Введение в политологию. Средства
массовой информации. Понятие и функции СМИ: Библиотека "Полка
букиниста". 2004, 4-е изд., - 479 с.
7. Землянова Л.М. Указ. соч. – С. 116.
8. Косова, И.О. Система текстов массовой информации //
Лингводидактические проблемы межкультурной коммуникации. – Волгоград,
2003. – С. 96-103;
Язык средств массовой информации: Учеб. пособие для
вузов /под ред. М.Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер,
2008. – С. 24;
Добросклонская, Т.Г.Вопросы изучения медиатекстов (опыт
исследования современной английской медиаречи). – М.: Едиториал УРСС,
2005. – С. 15-17.
9. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: закон Рос.
Федерации от 27 дек. 1991 г. No 2124-1: ред. от 2 июля 2013 г. Доступ из справ.
-правовой системы КонсультантПлюс (дата обращения: 10.04.14).
10. Понятие и виды средств массовой информации: российский
информационно-образовательный портал Veni Vidi Vici. 01. 2012.
11. Полуэхтова И.А. Социология массовых коммуникаций: в 2 ч.: курс лекций.
- М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. - Ч. 1. - 12 с.
12. Российская криминологическая энциклопедия: Преступность и борьба с
ней в понятиях и коммент / Рос. криминол. ассоц. - М.: НОРМА: ИНФРА - М,
2000. - 802 с.
13. Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 томах. Т. 14.
- М.: Терра. -2006. - С. 453. ISBN 5-273-00432-2
...