Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инвестиционная политика Королевства Саудовская Аравия: внешнеэкономические связи на современном этапе

Работа №129980

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

инвестиции

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1. Инвестиционный климат Саудовской Аравии на современном
этапе ..................................................................................................................... 7
1. Закон об инвестициях в КСА как юридическая основа ведения
инвестиционной деятельности ................................................................................. 7
2. Оценка инвестиционного климата КСА в отчётах международных
организаций ............................................................................................................. 21
3.Инвестиционные условия КСА ........................................................................... 30
Глава 2. Королевство Саудовская Аравия как участник международного
движения капитала в виде инвестиций ........................................................ 42
1. Саудовская Аравия как получатель инвестиций ............................................ 42
2. Саудовская Аравия как инвестор .................................................................... 50
3. Российско-Саудовское сотрудничество в сфере инвестиций ........................ 60
Заключение ....................................................................................................... 71
Список использованной литературы ............................................................ 77
Приложения ...................................................................................................... 87

Данная работа посвящена оценке инвестиционной политики Королевства
Саудовская Аравия (КСА) и её внешнеэкономическим связям, возникающим в
сфере инвестиций, на современном этапе. Автором данного исследования
предпринята попытка провести анализ законодательства страны в сфере
инвестиций, изучить и охарактеризовать инвестиционный климат и условия
осуществления инвестиционной деятельности на территории Королевства. Кроме
того, в работе производится оценка объёмов движения капитала как в Саудовскую
Аравию, так и за её пределы, рассматриваются российско -саудовские отношения
в сфере инвестиций, обознача ются перспективные области для сотрудничества
двух стран. При оценке инвестиционных потоков особое внимание уделяется
возможным, на наш взгляд, причинам осуществляемых Королевством инвестиций.
Таким образом, тема исследования была сформулирована автором
следующим образом: « Инвестиционная политика Королевства Саудовская
Аравия: внешнеэкономические связи на современном этапе».
Актуальность выбранной темы, в первую о чередь, обусловлена всё более
возрастающим участием Саудовской Аравии в движении капитала в ф орме
инвестиций не только в регионе Ближнего Востока, но и на мировом уровне , что
особенно наблюдается с началом 2000 -х годов. Рост роли Королевства в данном
аспекте порождает необходимость понимания как внутренних, так и внешних
процессов, определяющих ин вестиционную политику государства. Кроме того,
небезынтересным в данном контексте становится рассмотрение успешности
данной политики, прямым показателем которой являются изменения в объёмах
как привлечённых, так и осуществленных хозяйствующими субъектами
Королевства инвестиций. Более того, исследователь, занимающийся изучением
Саудовской Аравии в данном ключе, при работе с литературой, посвящённой этой
стране, встретит лишь общую характеристику инвестиционной политики КСА на
современном этапе, чаще всего в контексте обзора общей инвестиционной
политики Совета Сотрудничества Арабских Стран Персидского
Залива(ССГАПЗ). Недостаточная, на взгляд автора, освещенность вопроса об
инвестиционной политике именно КСА является ещё одним из условий
актуальности данного исследования.
Объектом данного исследования является экономическая политика
Саудовской Аравии с начала 2000 -х годов , а предметом исследования
представляются меры, предпринимаемые правительством Саудовской Аравии для
привлечения инвестиций и их осуществлени я за рубеж , равно как и
непосредственное передвижение капитала как на территорию королевства, так и
за его пределы.
При написании данной работы автор ставил перед собой задачу
охарактеризовать инвестиционную политику Саудовской Аравии и найти её
выражение в количественных показателях потоков прямых и зарубежных
иностранных инвестиций (под первым понятием автор подразумевает ввозимые
на территорию КСА инвестиции, под вторым – инвестиции, совершаемые
саудовскими хозяйствующими объектами). Для решения поставле нной задачи
требуется рассмотреть законодательство Саудовской Аравии в сфере инвестиций,
поскольку оно лежит в основе инвестиционной деятельности. Не менее важным
представляется привести оценку инвестиционного климата, используя различные
показатели, в том числе показатели, представляемые специализирующимися на
этом организациями.
Иными словами, задачу данного исследования можно сформулировать в виде
следующих вопросов: Какие условия ведения инвестиционной деятельности
созданы саудо вским законодательством? Какие показатели используются для
описания инвестиционного климата страны, какие они имеют значения? В чём
заключается инвестиционная привлекательность саудовской экономики? Каковы
объём и структура ввозимых Саудовской Аравией инве стиций? Как проявляет
себя Саудовская Аравия в качестве инвестора? Какие цели преследует
Королевство, осуществляя и принимая инвестиции? Как можно охарактеризовать
сотрудничество России и КСА в инвестиционной сфере? Каковы перспективы
этого сотрудничества?
Структура работы определяется поставленной задачей. Исследование
разделено на две главы, соответствующие обозначенным в теме работы аспектам.
Первая глава посвящена изучению инвестиционной политики и инвестиционного
климата Королевства и состоит из трёх разделов. В первом разделе анализируется
юридическая составляющая инвестиционного климата, кратко освещается
история создания закона, описываются необходимые для начала ведения
инвестиционной деятельности процедуры.
Второй раздел посвящен оценке инвестицио нного климата со стороны
международных организаций – в разделе приводятся наиболее часто
используемые показатели, оценивается их статистическая корреляция с таким
показателем, как приток иностранных инвестиций; обозначаются преимущества и
недостатки некоторых подходов, используемых международными организациями
при составлении отчётов. Третий раздел фокусируется на условиях ведения
инвестиционной деятельности в КСА, в нём также описываются наиболее
перспективные, по мнению автора, секторы для инвестиций.
Вторая глава так же состоит из трёх разделов; В первых двух разделах
описываются потоки прямых инвестиций, поступающих в Королевство и
исходящих из него. Предпринимается попытка анализа мотивов производимых
инвестиций. Третий раздел рассматривает российско -саудовские отношения в
сфере экономики. В Заключении подводятся итоги и формулируются общие
выводы. Приложение содержит дополнительную информацию, представленную в
виде схем и таблиц.
При написании работы автор обращался к разного рода источникам:
статистическим базам ЮНКТАД, Всемирного Банка, Международного
Валютного Фонда; был
и использованы и официальные документы - законодательные акты, отчёты
государственных ведомств. Нередко в работе автор обращается к сообщениям,
публикуемым в СМИ. В основу работы легл а преимущественно русскоязычная
литература, но помимо неё была использована литература на английском и
арабском языках.
В первую очередь стоит упомянуть книгу Константина Петровича Дударева
«Саудовская Аравия. XXI век на родине ислама: от “всемирной бензоколонки” к
“лаборатории инноваций и совершенства ”». Изложенный в этом труде л ичный
опыт К.П. Дударева, работавшего в первой российской строительной компании,
начавшей свою деятельность в КСА , позволил составить представление о
процессе выхода на саудовский рынок.
Кроме того, автор неоднократно обращался к статьям Л.В. Шквари, так или
иначе затрагивающим вопросы инвестирования в страны Персидского залива.
Стоит в особенности отметить следующие статьи: «Иностранный капитал в
странах Персидского залива» , «Россия - Страны Залива: инвестиционное сотрудничество».
Не меньшую важность представляют и труды , опубликованные
сотрудниками научного центром «Институт Ближнего Востока» - статья А.И.
Яковлева под названием «Саудовская Аравия: Пути эволюции», монография Е.Э.
Успенского «Инвестиционный климат в арабских странах в конце XX – начале XXI века».
Для описания российско-саудовских отношений были использованы работы
Г.Г. Косача, а также совместная публикация В.А. Исаева и А.О. Филоника «Россия
и Саудовская Аравия в контексте экономических отношений».
Среди англоязычных авторов, чьи работы были изучены при написании этого
исследования, стоит выделить Стеффена Хертога с его работой « Принцы,
брокеры и бюрократы: нефть и государство в Саудовской Аравии» и Абдель Азиза
Аль-Махмуда, в своей диссертации описавшего прямые иностранные инвестиции
в период 1960 -1990 гг.; его работа помогла определить формат части данного
исследования. На английском языке публикуются обзоры глобальных
исследовательских институтов при междунаро дных консалтинговых компаниях,
таких как McKinsey&Company, Ernst&Young и PricewaterhouseCoopers.
Источники на арабском языке, использованные в данной работе,
представлены в основном электронными ресурсами – законодательными актами,
публикуемыми онлайн, и периодическими изданиями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Уже не первое десятилетие одной из главенствующих тенденций развития
мировой экономики является глобализация, под которой понимается усиление
экономической взаимозависимости между странами. Будучи интегрированной в
систему мирового хозяйства, экономика Саудовской Аравии так или иначе
подвержена влиянию глобальных экономических процессов, происходящих в
мире. Одним из аспектов глобализации являет ся международное перемещение
факторов производства, и, в частности, капитала – в последнее время отмечается
повышение роли инвестиций в устойчивом экономическом росте страны.
Движение капитала обусловлено инвестиционным климатом экономик,
представляющим со бой комплекс экономических, юридических и даже
природных условий функционирования каптала на территории страны. Если
последний аспект не зависит от мер, предпринимаемых властя ми страны, то
первые два, наоборот, находится от них в прямой зависимости . В связ и с этим
возникает необходимос ть государственного регулирования в данных аспектах ,
что выражается в инвестиционной политике государства.
В данной работе мы попытались охарактеризовать инвестиционную
политику Саудовской Аравии, рассмотреть её результаты и выявить факторы, в
разной мере оказывающие на неё влияние. Немаловажным также представлялось
описание инвестиционной привлекательности страны, характеристика её
инвестиционной активности и внешнеэкономических связей на современном этапе.
При определении временных рамок работы в качестве отправной точки
автором было выбрано начало нового тысячелетия, с которым совпало изменение
роли Саудовской Аравии в процессе международной миграции капитала. Нельзя
сказать, что до обозначенного нами времени Саудовская Аравия не участвовала в
этом процессе – уже с 30-х годов ХХ века, когда Королевство оформилось в своём
современном виде,оно сразу же привлекло к себе внимание крупных иностранных
держав – причиной тому служили обнаруженные на её территории запасы нефти.
Такой сюжет отнюдь не уникален – сырьевые отрасли традиционно играли
ведущую роль в экспансии частного западного капитала в странах Ближнего
Востока. 85 На протяжении долгих лет Саудовская Аравия получала инвестиции
скорее как сырьевой придаток Сое динённых Штатов Америки, поскольку
иностранные инвестиции в основном направлялись на развитие
нефтедобывающей отрасли. Вплоть до 1980-х годов в стране не существовало
законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность – приток
инвестиций регулиров ался местными властями «на месте», требования,
предъявляемые к инвесторам, могли меняться в зависимости от мнения
политических элит Королевства о необходимости инвестиционных проектов, что
являлось большим препятствием в процессе притока капитала на террит орию
КСА. Закон, подписанный королём в 1979 г. , носил скорее ограничительный
характер – разрешенные области для инвестирования были перечислены в
отдельном списке и представляли собой сферы, обслуживающие нефтяной сектор
страны. В 1990-е годы проявилась низкая эффективность инвестиционного
законодательства, однако пересмотр законодательства начался только в 2000 г.
Новый закон стал выражением изменения инвестиционной политики страны:
очевидна была большая открытость саудовской экономики д ля иностранного
капитала. Большинство процедур, необходимых для начала ведения
инвестиционной деятельности, было упрощено, иностранным инвесторам
гарантировалось равенство с национальными инвесторами . Законом были
предусмотрены стимулирующие приток ПИИ мер ы, среди которых можно
назвать систему относительно дешевых кредитов и освобождение от налогов при
инвестировании в предприятия в стратегических районах страны. В результате
приток иностранных инвестиций за всего лишь за 5 лет , последующих принятию
нового Закона об инвестициях, превышал суммарное значение аналогичного
показателя за предшествующий сорокалетний период. Программа «Видение
Королевства Саудовская Аравия:2030» , принятая в 2015 г., признавал а особую
роль инвестиций в процессе глобальной трансформа ции страны : и по сей день
государством предпринимаются меры по привлечению инвестиций в саудовскую
экономику. На данный момент крупнейшими инвесторами в саудовскую
экономику являются США, Франция и Япония: на их долю приходится около
половины общей стоимо сти ввезённых инвестиций. Большая часть инвестиций
направляется в обрабатывающий сектор, принимающий 71% от общего притока ПИИ.
Что касается внешней составляющей инвестиционной политики КСА, то она
проявляется в исходящих из страны потоках капитала. Стоит отметить
определённую эволюцию и в этом аспекте. Если раньше Саудовская Аравия
предпочитала инвестировать преимущественно в ценные бумаги США, то теперь
структура исходящих инвестиционных потоков представляется более сложной -
пятая часть всех саудовских и нвестиций приходится на Китай; в число
крупнейших получателей саудовских инвестиций входят ближневосточные
экономики, а США по объёму получаемых ПИИ занимает только 10-ую позицию.
При инвестировании за рубеж правительство КСА руководствуется
принципами продовольственной безопасности и своими геополитическими
интересами. Возрастает роль России как партнёра Королевства в инвестиционной
сфере, однако нельзя с уверенностью говорить об однозначном сохранении этой
тенденции, поскольку отношения между странами с момента их восстановления в
90-х годах ХХ века характеризовались большой нестабильностью, вызванной
разницей позиций двух стран по отношению ко некоторым глобальным
процессам, происходящим в мире.
Основные выводы, к которым пришел автор по итогам данногоисследования,
можно изложить следующими тезисами:
1. Правительством КСА, в целом, созданы благоприятные
инвестиционные условия – с начала нового тысячелетия в инвестиционном
законодательстве наблюдались изменения, способствующие притоку
иностранных инвестиций в экономику страны. Саудовская Аравия является
одним из лидеров по привлечению иностранных инвестиций не только в
регионе, но и в мире.Однако большая роль, сохраняющаяся за государством
в стимулировании экономического роста страны, бюджет которого зависит
от цен на нефть на мировых рынках, создаёт угрозу отмены государством
некоторых проектов, привлекающих ПИИ. Тем не менее, на фоне снижения
цен на нефть саудовское правительство продемонстрировало адекватность
подхода к консолидации бюджета: привлечение инвестиций получило ещё
больший приоритет в экономической политике Королевства, поскольку
именно за ним признавалась определяющая роль в диверсификации
источников государственных доходов.
2. При анализе инвестиционной привлекательности КСА не стоит
ограничиваться показателями, представленными в отчётах мировых
организаций, поскольку при проведении корреляционного анализа между
изменениями эти х показателей и притоком ПИИ в страну практически не
выявляется наличие значимой связи. Это можно объяснить тем, что такие
показатели ставят своей целью квантификацию качественных условий
инвестиционной привлекательности, абстрагируясь от особенностей
национальных экономик . При оценке инвестиционной привлекательности
страны помимо упомянутых нами показателей желательно принимать во
внимание такие аспекты инвестиционного климата, как
макроэкономические показатели страны стабильность политической
системы. Уверенность инвесторов в экономической и политической
стабильности и обуславливает столь высокие притоки инвестиций в
Саудовскую Аравию.
3. Роль Саудовской Аравии в международном движении капитала
можно охарактеризовать скорее как получателя инвестиций, нежели
инвестора. Подтверждение этому можно найти в статистических
показателях вывоза и притока ПИИ: В период 2003 -2015 гг. КСА вывезла
капитал на сумму 41,3 млрд долл.; размер ввезённых инвестиций за
аналогичный период составляет 153 млрд. долл.; объём накопленны х
ввезённых ПИИ, согласно данным ЮНКТАД, в период 2000-2016 гг.
составил 1,9 трлн. долл., в то время как показатель накопленных ПЗИ
равнялся 436,9 млрд. долл.. Обрабатывающий сектор имеет наибольшее
значение для саудовский экономики как в плане инвестирова ния, так и в
плане привлечения инвестиций. На долю развитых экономик, а именно
Франции, США и Японии, приходится около половины всех получаемых
КСА инвестиций. Само Королевство больше всего инвестирует в Китай и
близлежащие страны, под которыми мы подразум еваем Иорданию, ОАЭ и Турцию.
4. Целями, определяющими инвестиционную политику
королевства, можно назвать стремление правительства страны привлечь
инвестиции в различные сектора экономики для её диверсификации и
снижения её зависимости от нефти; кроме того, расширение
производственной базы создаёт большое количество рабочих мест, что
позволяет Королевству решить проблему высокого уровня безработицы.
Выступая как иностранный инвестор, КСА пытается решить вопрос
собственной продовольственной безопасности и про двигает свои
геополитические интересы. Большую роль в осуществлении инвестиций за
рубеж играют институциональные инвесторы – суверенные
инвестиционные фонды, главным и з которых является Генеральный
инвестиционный ф онд, осуществляющий инвестиции в доходные
иностранные проекты с целью максимизации прибыли и её дальнейшего
перераспределения для обеспечения диверсификации экономики со
стороны национальных инвесторов.
5. Российско-саудовские отношения в сфере инвестиций не столь
масштабны, как, например, со странам и Запада, однако относительно
недавно в этой сфере были зафиксированы положительные сдвиги: после
визита действующего короля Саудовской Аравии, Хранителя Двух Святынь
Салмана ибн Абдель Азиза Аль -Сауда в Россию , произошла активизация
экономических связей м ежду КСА и РФ, в том числе и в инвестиционной
сфере. Генеральный инвестиционный фонд (ГИФ) и Российский фонд
прямых инвестиций (РФПИ) подписали соглашение о проектах стоимостью 10 млрд. долл.


1. Аксенова Н.И., Приходько Е.А. Современные подходы к
оценке инвестиционной привлекательности страны // Финансы и кредит.
2010. No32 (416). С. 56-64.
2. Бирюков Е. С. Финансовые пружины международного
терроризма и его угроза безопасности России. Ключевые источники
финансирования терроризма. – Ч. 1 // Научно-аналитическй журнал
Обозреватель – Observer. – 2016. – No 1 (312). – С. 6–30.
3. Бирюков Е.С. Инвестиции в земельные ресурсы как новый
тренд в глобальном управлении международных экономических
отношениях (на примере инвестиций аравийских монархий) //
Международная торговля и мировая политика. - 2017. - No4 (12). - С. 45.
4. Бирюков Е.С., Бирюкова О.В. Особые экономические зоны в
странах ССГАПЗ // Азия и Африка сегодня. 2017. No1. С. 41-43.
5. Данилина М.В. Суверенный фонд благосостояния Саудовской
Аравии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. No14.
6. Доклад о мировом развитии 2005: «Улучшение
инвестиционного климата в интересах всех слоёв населения». –
Вашингтон, Федеральный округ Колумбия: Международный банк
реконструкции и развития/Всемирный банк – с.2
7. Доклад о мировых инвестициях, 2010 год: Обзор. Инвестиции
в низкоуглеродную экономику. - Нью-Йорк и Женева: Организация
Объединенных Наций, 2010 год. - С. 12.
8. Дударев К.П. Саудовская Аравия: XXI век на родине ислама:
от "всемирной бензоколонки" к "лаборатории инноваций и совершенства":
из личного опыта работы и жизни в Королевстве Саудовская Аравия. М.:
Недра, 2017. 422 с.
9. Дьяков Н. Н., Жуков К.А., Базиленко И. В. Новая Россия и
мусульманский Ближний Восток (арабские страны, Турция, Иран) на
рубеже XX–XXI вв. : учебно-методическое пособие /. СПб.: С.-Пе- терб.
гос. ун-т. – Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2017. 195 с.
10. Едовина Т. "Больше не бывает". Саудовская Аравия:
Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ» No41 // Коммерсантъ.
2017. No41.
11. Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М.:
МГИМО-Университет, 2015. 394 с.
12. Исаев В.А., Филоник А.О. Россия и Саудовская Аравия в
контексте экономических отношений // Восток (Oriens). 2018. No1. С. 109.
13. Нагимова А.З. Тенденции и перспективы двустороннего
инвестиционного сотрудничества стран Персидского задива и СНГ: дис. ...
канд. экон. наук: 08.00.14. - М., 2015. - С. 50.
14. Скопина Ирина Васильевна, Бакланова Юлия Олеговна, Агаев
Азиз Алиевич Инвестиционный климат территории: мировой и
национальный взгляды // УЭкС. 2006. No6.
15. Успенский Е. Э. Инвестиционный климат в арабских странах в
конце XX – начале XXI века - М., 2015. 256 с
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ