Введение.........................................................................................................................................1
Глава I. История формирования американо-китайских торгово-экономических
отношений
1.1 . Развитие китайско-американских отношений во второй половине XX
века..................................................................................................................................................8
1.2 . Американо-китайские экономические отношения в XXI веке.......................................14
1.2.1 Американо-китайские экономические отношения при администрации Дж. Буша-мл.
(2000 – 2008 год).........................................................................................................................14
1.2.2 Американо-китайские экономические отношения при администрации Б. Обамы (
2008 – 2017 год)...........................................................................................................................25
Глава II. Торговля и инвестиционная политика Китая и США c 2009 по 2016 гг.
2.1. Динамика и структура внешней торговли США и Китая в период президентства Б.
Обамы...........................................................................................................................................34
2.2. Инвестиционное сотрудничество КНР и США в период президентства Б.
Обамы...........................................................................................................................................40
Глава III. Экономические отношения США и КНР: проблемы и перспективы
3.1. Противоречия в сфере валютного регулирования.............................................................47
3.2. Низкий уровень защиты интеллектуальной собственности в КНР.................................51
Заключение.................................................................................................................................58
Список источников и литературы.........................................................................................62
Значимость укрепления долгосрочных и широко диверсифицированных
политических и экономических связей США и Китайской Народной Республики ( далее
по тексту КНР) определяется многочисленными факторами. Во-первых, последние на
сегодняшний день являются сильнейшими мировыми экономиками, из чего следует, что
торговое и экономическое сотрудничество данных стран является одним из наиболее
важных и крупномасштабных в мире. Во-вторых, Соединѐнные Штаты Америки и КНР
являются друг для друга крупнейшими по объему торговыми партнерами: одни лишь
США экспортируют в Китай более 100 миллиардов долларов в виде товаров и услуг,
оставаясь позади лишь таких партнеров, как Канада и Мексика, с которыми у США
имеется общая граница1. В-третьих, стабильно высокие темпы экономического развития
Китая, послужившие основой крупномасштабного американо-китайского
инвестиционного и научно-технического сотрудничества: постоянный рост китайской
экономики привлекает большое количество американских инвестиций, которые, в свое
время, формируют более 500 тыс. рабочих мест2. Наконец, также важно отметить, что
КНР является вторым главным держателем американских гос. облигаций, кредитором
США после Японии, имея ценные бумаги на сумму 1 трлн. 51 миллиард долларов США3
В настоящее время, сальдо торгового баланса из США в КНР остается
отрицательным и цифры продолжают расти несмотря на достигнутое на государственном
уровне политическое согласие и взаимопонимание: в 2016 году дефицит торговли двух
стран достиг 367 млрд. долл. 4 . Данная проблема является одной из наиболее
приоритетных в работе United States Trade Representative (далее по тексту USTR).
Отношения Соединѐнных Штатов Америки с Китаем с конца середины XX века до конца
2016 года прошли путь от непримиримой враждебности, когда США поддержали
Гоминьдан и отправили свой 7-ой флот в Тайваньский пролив, до интенсивного
многостороннего сотрудничества, которое строилось на договоре о стратегическом
партнерстве, о нормализации дипломатических отношений в 1979 году, договоре
заканчивающем второй тайваньский кризис, визитах первых лиц государства, начиная с
визита Р. Никсона в 1972 году и т.д. 5 Из этого следует, что структура и история
американо-китайских отношений имеет сложный, а порой и противоречивый характер.
Договорно-правовая база торгово-экономического сотрудничества между CIF и КНР
опирается на следующие основные международные документы:
1. Соглашение между Правительствами КНР и США от 2015 г. о полномасштабном
вооружено-политическом сотрудничестве в области укрепления доверия и повышения
транспарентности в военной области. Сближение этих стран диктовалось
необходимостью обеспечения безопасного перемещения военных сил ( далее по тексту
ВС) двух стран в АТР. Катализатором подписания такого рода соглашения послужили
следующие события: инцидент в воздушном пространстве над островом Хайнань в 2001
году, конфликт между Военно-морскими силами Китайской Народной Республики( далее
по тексту ВМС КНР) и ВМС США в Южно-Китайском море в 2001 году, опасное
сближение в Южно-Китайском море развед-судна США «Impeccable» с ВМС КНР в 2009
году, прослушка китайского авианосца в международных водах американскими
кораблями «USS Cowpens» и т.д.6
2. Договор о создании «Стратегического и экономического диалога между Китаем
и США» от 2009 года, призванный поддерживать диалог на высшем уровне между Китаем
и Соединѐнными Штатами с целью обсуждения широкого спектра вопросов,
касающегося как региональной и глобальной безопасности, так и экономических
разногласий между этими двумя странами.7
Несмотря на то, что между КНР и США ведутся переговоры по подписанию
двустороннего договора об инвестициях (Bilateral Investment Treaty (BIT)) и договора о
создании торгово-инвестиционной системы между двумя странами (Trade & Investment
Framework Agreements), существующая договорно-правовая база оставляет
неразрешенными многие вопросы, которые ограничивают развитие широкомасштабного и
взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества двух стран.
Актуальность темы торгово-экономических отношений Китая и США во время
президентства Барака Обамы не вызывает сомнений. Смена политического руководства
США подразумевает корректировку внешней политики, а порой и вовсе поворот на 180
градусов. Подход к Китаю как одному из наиболее важных вопросов внешней политики и
экономики США тоже может претерпеть свои изменения, поэтому столь важно обратить
внимание на все договоренности и шаги, предпринятые предыдущей администрацией.
Теоретической основой достижения поставленной задачи в рамках данной
дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов и
политологов, занимающихся исследованием проблем и перспектив американо-китайских
отношений. В написании данной дипломной работы использованы труды таких
исследователей, как Лексютина Я.В., Ту Ли Тай, Шень Ли, Губарева К.Н., Потапов М.А.,
Бычкова Т.А., Освальд М.В. и ряда других специалистов. При рассмотрении конкретных
проблем использовались следующие материалы периодической печати, официальные
статистические данные федеральных органов власти , иные источники статистических
данных и электронные средства массовой информации: журнал «Социальные и
гуманитарные науки на Дальнем Востоке», RG: Российская Газета, Trading Economics,
U.S. Department of State , USA Department of Commerce, Office of the United States Trade
representative, Женьминь Жибао, Синьхуа, South China Daily Post, данные UNCTAD, IMF и
ISI и др.
Объект исследования: национальные экономические системы США и КНР в рамках
торгово-экономических отношения между двумя странами;
Предмет исследования: развитие и основные формы внешнеэкономических связей двух
стран на современном этапе, а также проблемы и противоречия присущие этому
взаимодействию;
Цель исследования: определить характер торгово-экономического сотрудничества между
США и КНР и векторы его развития.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
1. Обобщить и проанализировать опыт политического и экономического
взаимодействия Китая и США
2. Определить динамику развития сотрудничества Китая и США с 2009 по 2016 годы
Для решения вопросов, поставленных в 1 и 2 задаче были использованы данные
Бюро Экономического Анализа США, статьи Foreign Affairs, Синьхуа, CRDS,
монографии российских, в частности Лексютиной Я.В, Давыдова А., Тимофеева О.А.,
американских (M.L. Levin, C. Rice и т.д.) и многих других авторов, занимающихся
изучением развития китайско-американских отношений данного периода.
3. Проанализировать динамику и структуру внешней торговли Соединѐнных
Штатов Америки с Китаем
4. Проанализировать сотрудничество КНР и США в инвестиционной сфере
Для решения вопросов, поставленных в 3 и 4 задачах были использованы
официальные статистические источники КНР, США и международных организаций.
Среди этих источников CIA World Factbook, BEA( Bureau of Economical Analysis), Данные
департаментов коммерции КНР и США, сайты ГТУ КНР, торгово-промышленной
администрации КНР, главного статистического управления КНР, КСРМТ,
государственной Администрации по Международному Обмену КНР, доклад UNCTAD
World Investment Report 2016 и т.д.
5. Исследовать возможные и уже существующие экономические проблемы
между Китаем и США
Для решения вопросов, поставленных в 5 задаче были использованы доклады
Экономического Стратегического диалога КНР-США, где ежегодно обсуждаются
проблемы двустороннего экономического сотрудничества, монографии Кибиревой Е.В.,
Жань Хе, З. Майкроста, Лабюк А. И, различные периодические издания, как WSJ, USCC,
RB. и др.
Хронологические рамки: в данной работе рассмотрен период развития торгово-
экономических отношений России и Китая с 2009 по 2016 год. Нижняя граница
хронлогических рамок обусловлена приходом к власти администрации Барака Обамы, что
позволило ревитализировать малоинтенсивную политику Дж. Буша в отношении КНР и
вывело американо-китайское сотрудничество на новый уровень. Верхняя временная
граница знаменуется приходом к власти новой администрации Д. Трампа.
Методология исследования: данное исследование основывается на материалах,
почерпнутых из работ китайских, американских и российских авторов. Было изучено
большое количество данных, а также различные авторские подходы и концептуальные
модели к рассматриваемой проблеме, представленные в мировой историографии.
Методологической основной при написании данной дипломной работы являются как
научные методы, которые позволяют объективно и всесторонне проанализировать
экономическую составляющую отношений двух стран, так и специально-исторические.
Данное исследование было проведено с применением совокупности различных методов и
способов научного познания. К научным методам можно отнести анализ, синтез,
индукцию, дедукцию, сравнение и обобщение. К специально-историческим методам
данного исследования относятся историко-сравнительный, историко-типологический и
историко-генетический методы, помимо этого было использовано несколько других
приемов, которые позволили более детально осветить сущность китайско-американского
экономического сотрудничества. Например, метод компаративного анализа позволил
наложить одну финансовую систему государства на другую, сопоставить данные о
полученных сходствах и различиях, определить основные характеристики происходящих
процессов и явлений в экономических секторах двух государств . Системно-структурный
метод использован для анализа уровня двусторонней торговли и выявления его
структурных изменений. Экономико-математического и финансово-статистического
методов позволило определить тенденции развития экономических отношений, оценить
их динамику и выявить существующие диспропорции. Наконец, для выявления
определенных исторических закономерностей и подкрепления выводов, сделанных в
практической части исследования были использованы метод исторического
моделирования и метод теоретического анализа.
Источниковая база исследования: использованные в данной работе источники следует
разделить на 2 группы: официальные документы и информация, предоставленная
национальными органами управления и статистические данные международных
организаций. Необходимость такого разделения на группы обуславливается
необходимостью более широкого и многостороннего анализа информации ,
предоставляемой не только официальными источниками разных стран, но и
международными организациями в виде периодических докладов.
К первой группе относятся доклады национальных ведомств США и КНР . Одним из
основных статистических органов в США выступает Бюро Экономического Анализа
(БЭА), где в общем доступе находятся доклады по международной торговле8, торговому
обороту двух стран в сфере товаров и услуг и объеме потоков ПИИ 9 . Также были
использованы экономические данные Бюро переписи населения США, ежегодного
доклада ЦРУ по экономической безопасности, Комиссии США по международной
торговле и др. Для проведения сравнительного анализа предоставляемой информации
были использованы данные Министерства коммерции КНР 10 , Главного таможенного
управления КНР11 и др.
Ко второй группе относятся доклады международных организаций: ежегодный доклад
МВФ12, статистические отчеты МВФ по экономическому росту и взаимодействию стран-
участниц организации 13 , инвестиционный доклад ЮНКТАД 2016 14 , статистические
данные по объему торговли между странами-участницами КОМТРЭЙД( COMTRADE)
при ООН15 и др.
Степень изученности темы:
Тема китайско-американского экономического и политического сотрудничества
рассматриваемого периода получила довольно полное освещение в общемировой
историографии. В первую очередь хотелось бы отметить российских исследователей,
которые писали и/или пишут по данной тематике. Среди таковых важно отметить Я. В.
Лексютиной, А. И. Фурсова, В. В. Михеева, Л. Г. Арешидзе, А. С. Давыдова, О. А.
Тимофеева, Г. М. Кожевникова, К. Н. Брутенца, С. М. Труша, И.Е. Денисова и др.
В американской историографии китайско-американскому взаимодействию в XXI
веке посвящены исследования Г. Киссинджера, Зб. Бжезинского , Н. Фергюсона, Дж.
Айкенберри, Д. Фореста, К. Менгеса, Д. Лэмптона, Д. Шамбо, А. Фридберга, К.
Либерталя, Р. Орника, У. Оверхольта, Ф. Бергстена и др.
В китайской историографии различным аспектам китайско-американского
сотрудничества посвящены работы Цзань Цзюньбо, Цай Ху, Ван Цзисы, Гуй Юнтао, У
Цяна, Яо Вана, Фэнин Чена,Лай Вана, Чжу Фэна, Сун Сяоцзюна и др.
Научная новизна исследования заключается в обобщении накопленного
научного материала о происходящих процессах и структурных изменениях двух
государств в финансовом и экономических секторах.
Проведенный анализ основных особенностей структуры торгово-экономических
отношений США и КНР с 2013 по 2015 год позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, история отношений двух стран изначально имела мало
положительных тенденций с связи с поддержкой США Чан Кайши и дальнейшей
поддержкой Тайваня в вопросах безопасности и политической автономии. Анализ
развития китайско-американских отношений позволил выделить целый ряд проблем,
которые остаются неулаженными и по сей день. К таким проблемам можно отнести
соблюдение прав человека на территории КНР, Тайваньский вопрос, вопрос
государственного регулирования валютной политики и несоблюдение прав
интеллектуальной собственности в Китае. С середины XX века до 2016 года США и КНР
прошли всеобъемлющий путь, объединивший две самые крупные экономики мира. Тем не
менее, можно сказать, что черты недоверия между двумя государствами возникли еще в
конце прошлого века, когда США настояли на введении санкций против Пекина в связи с
событиями 1979 года и взрывом китайского посольства в Белграде. Соединѐнные Штаты,
считавшие, что вся ситуация находится под их контролем, , можно сказать, сами, во
многом, создали себе союзника и соперника в АТР, поскольку многие инициативы по
либерализации торговли с Китаем исходили как раз из Вашингтона. С каждым годом
нарастание противоречий увеличивалось, но сильная экономическая взаимосвязанность
сглаживала определенные вопросы двустороннего сотрудничества. Азиатский вектор Б.
Обамы ознаменовал новый этап противостояния двух держав в домашнем регионе КНР.
Новая администрация пыталась привлечь те или иные страны к сотрудничеству через
старые дипломатические связи двух стран или через активность в тех или иных
интеграционных блоках. Таким образом, усиление международной роли США и ее
возросшей ответственности, увеличение совокупной мощи Китая свидетельствовали о
нарастании конфликтного потенциала в отношениях Пекина и Вашингтона. Исходя из
невозможности остановить экономический подъем Китая или изолировать эту страну на
международной арене, США сделали ставку на создание такой расстановки сил в
Восточной Азии, чтобы КНР пришлось принимать решения в уже сформированной
Вашингтоном новой среде проамерикански настроенных соседей, где США продолжат
наращивать свой военный потенциал и привлекать новых союзников.
Во-вторых, американо-китайские экономические отношения имеют свою особую
специфику. Национальные ведомства по-разному интерпретируют входящую статистику,
что приводит к тому, что цифры сильно разнятся. В США причиной тому является
неправильная модель формирования официальной торговой статистики. Например,
статистика БЭА намеренно использует такие методы, которые выдавали бы такие данные,
где положительное сальдо КНР было бы выше, чем есть в действительности. Такая модель
исходит из положения, что товар производится в одной конкретной стране и не учитывает
стоимость комплектующих и услуг. Примером может послужить импорт продукции
Apple в 2016 г. из Китая, который составил почти 4,5 миллиардов долларов США.
Полная стоимость импортируемых в США товаров в данном случае отражается исходя из
кредита торгового баланса, что является причиной увеличения торгового дефицита ровно
на это же значение. Таким образом, возникает ряд вопросов об эффективности
использования официальной статистики департамента Коммерции США, поскольку, на
данном примере, она не учитывает, что стоимость сборки и прочих расходов составляет
лишь 6,50 долл. США при полной стоимости телефона в 178 долларов. Согласно
статистическим данным ВТО, торговый дефицит США с КНР равен 115 млрд. долл.
США, что не составляет и половины официальных значений представленных
Департаментом коммерции США.
Такие искажения США могут использовать его в своих целях, например:
надавить на КНР в валютной политике или настоять на форсировании экспорта в
поднебесную из США. Также, с каждым годом, несмотря на общее увеличение
товарооборота, импорт КНР из США во многих сферах падает. Причиной тому может
послужить заинтересованность США в сохранении своего мирового превосходства
больше, чем в сокращении торгового дефицита, поэтому создается ограничение экспорта
определенных категорий товаров, которые могут быть использованы в военных целях. От
такой политики страдают многие американские ТНК, поскольку это ограничивает их
присутствие на международных рынках, где другие компании торгуют запрещенными для
торговли американскими компаниями товарами, что также сокращает прибыль ТНК без
государственной лицензии.
Более сложная ситуация сложилась в секторе ПИИ. Согласно данным БЭА
ежегодный приток и общий объем ПИИ из КНР с приходом Б. Обамы к власти резко
увеличились и продолжили расти. Если до 2008 года инвестиционные потоки не
превышали 500 миллионов, то к началу 2009 года они составили 1,1 миллиард долларов, в
2012 ПИИ превысили 3 миллиарда долларов и несмотря на некоторое падение в 2014, в
2016 году цифра выросла до 14.8 миллиардов долларов. Тем не менее оценка объемов
двусторонних инвестиций так же является проблематичной в виду наличия множества
методов ее проведения. Традиционно, БЭА строит свою официальную статистику на
основе анализа таких данных, как платѐжный баланс и Международная инвестиционная
позиция (далее по тексту МИП), но Несмотря на всю разработанность такого подхода, в
данных БЭА ПБ и МИП есть свои недостатки. В первую очередь, данные о ПБ и МИП
основаны на директивах ПБ МВФ, а это, в свою очередь, приводит к тому, что
учитываются только финансовые потоки из самого Китая, когда инвестиции китайских
зарубежных компаний и компаний, зарегистрированных в Гонконге, не учитываются.
Более того, данные ПБ и МИП не включают такие релевантные переменные, как
географическое распределение инвестиций в США к КНР и наоборот и многие данные
скрываются для защиты важной деловой информации. Наконец, детализированная
информация ПБ и МИП, разделенная по отраслям, выставляется на всеобщее обозрение на
весьма короткий срок, не превышающий 6 месяцев.
Для решения проблемы не учѐта заграничных американо-китайских предприятий
бы введен принцип конечного права собственности. Информация, основанная на таком
принципе, позволяла, обходя непосредственного обладателя собственности, определить
объем инвестиций, исходящих от конечного инвестора. Неудивительно, но статистика с
ПКПС представляет большую долю двусторонних ПИИ по сравнению с базами данных,
которые учитывали исключительно непосредственных владельцев компании: в 2012 она
отразила приток китайских ПИИ на 14 миллиардов, что почти в 2 раза больше цифр,
основанных на МИП.
Китай в своей официальной статистике широко использует систему
национальных счетов для составления экономической статистики, которая позволяет
компилировать данные ПБ и МИП с информацией, предоставляемой БЭА. Тем не менее, с
2015 года ГАИО перешла на предоставление активов/обязательств по потокам ПИИ, что
не позволяет более найти информацию о направлениях инвестиционных потоков и, что
более важно, информация по инвестициям стала совокупной без разделения на страны или
регионы, но, согласно информации, опубликованной Министерством Коммерции КНР,
двусторонние потоки ПИИ США и КНР намного больше, чем в американских
официальных источниках. В конце 2015 года китайские ПИИ в США составили 40.8
миллиардов долларов, что почти в два раза больше, чем в отчете БЭА. Таким же образом,
американские ПИИ в Китай составляли более 8 миллиардов долларов, когда американская
статистика отмечала лишь 5.1 млрд. долларов. Таким образом, официальная
государственная статистика США или КНР не позволяет сделать окончательный вывод
относительно объѐмов двустороннего обмена ПИИ.
И все же, несмотря на опасения обеих сторон в наличии определенного влияния
на свой рынок или его составляющие, сотрудничество в инвестиционном секторе
постоянно растет, однако существует множество факторов, которые могут негативно
сказываться на сотрудничестве: в 2015 году замедление темпов роста экономики привело
к сокращению китайских ПИИ в США. Более того, между США и КНР нет единого
договора, который бы регулировал столь всеобъемлющую отрасль сотрудничества и двум
экономическим гигантам еще предстоит огласить правила игры в инвестиционном секторе
в рамках Двустороннего Инвестиционного Договора( BIT).
В-третьих, не угасают две важных проблемы, непосредственно связанные с
экономическим сектором двух государств: слабая защита ИС на территории КНР и
искусственная девальвация юаня.
Важно отметить, что правовой механизм защиты прав интеллектуальной
собственности в КНР остается весьма слабым по сравнению с зарубежным и
международным законодательством. Китай исполняет далеко не все обязательства по
ТРИПС и ВТО, что в совокупности с юридической неграмотностью, недостатком
квалифицированных кадров и местного протекционизма, приводит к значительным
нарушениям в обозначенной области. Более того, местничество и экономические выгоды
ослабляют и без того слабо диверсифицированную систему бюро по охране ИС.
Доказательством служит увеличивающееся количество нарушений патентов на
территории КНР. Правительство Китая не принимает эффективных мер по борьбе с
производством и распространением поддельной продукции, что приводит к введению
протекционистских мер отдельных стран, которые намерены защитить технологии,
играющие важную роль в реализации национальных интересов.
Наконец, проведенное исследование показало, что девальвация юаня является
одним из самых острых вопросов в американо-китайских отношениях в связи с сильной
экономической взаимосвязанностью. США не раз различными способами на протяжении
практически двух десятилетий пытались заставить руководство КНР либерализировать
курс национальной валюты, но любые движения Китая Вашингтон считал
недостаточными. Ситуация в 2015 году доказала, что международная экономическая
система непосредственно связана с КНР и любые колебания курса не только позволяют
повысить конкурентоспособность китайских товаров заграницей и приводят к
осложнениям в мировой финансовой системе, но и имеют много негативных последствий,
одним из которых является масштабный отток иностранного капитала из страны.
1. BEA: China - International Trade and Investment Country Facts
URL: https://www.bea.gov/international/factsheet/factsheet.cfm?Area=650
2. BEA: information on goods and services
URL: https://www.bea.gov/newsreleases/international/trade/tradinfo.htm
3. Bureau of the Census statistics
URL:http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:FHYdZrYsVToJ:https://www.cen
sus.gov/foreign-trade/balance/c5700.html&num=1&hl=ru&gl=ru&strip=1&vwsrc=0
4. Bureau of Economic Analysis Balance of Payments and Direct Investment Position Data
URL:https://www.bea.gov/iTable/iTable.cfm?ReqID=2&step=1#reqid=2&step=10&isuri=1&20
2=1&203=22&204=4&205=1,2&200=2&201=1&207=11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,
24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,48,49,52&208=2&209=85
5. The Outlook for China: A CIA Perspective
URL: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/ch.html
6. US Department of Commerce: Foreign Trade, U.S. trade with China
URL: https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5700.html
7. The National Security Strategy, March 2006 // The White House
URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2006/
8. United Nations comtrade statistics
URL:https://comtrade.un.org/db/dqBasicQueryResults.aspx?p=156&px=BE&r=842&y=2016
9. USITC: China-U.S. total exports, by major industry/commodity sectors
URL: https://www.usitc.gov/research_and_analysis/trade_shifts_2014/china.htm
10. UNCTAD World Investment Report 2016
URL: http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=1555
11. General Motors, 2016 Full-Year and Fourth-Quarter Earnings, February 2017
URL:http://media.gm.com/content/dam/Media/gmcom/investor/2017/feb/earnings/q4-
documents/GeneralMotors-q4-2016- Earnings.pdf
12.Foreign Direct Investment in the United States for 2012–2015 Detailed Historical-Cost
Positions and Related Financial Transactions and Income Flows
URL:https://www.bea.gov/scb/pdf/2016/09%20September/0916_inward_direct_investment_hist
orical_cost_position.pdf
13. Net International Investment Position at the End of the Period
URL:https://www.bea.gov/iTable/iTable.cfm?ReqID=62&step=1#reqid=62&step=6&isuri=1&6
210=5&6200=143
14. 2011 Report to Congress of the U.S. – China Economic and Security Review Commission //
The U.S. – China Economic and Security Review
URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/annual_reports/annual_report_full_11.pdf
15. 中华人民共和国商务部: 商务部召开例行新闻发布会
URL:http://english.mofcom.gov.cn/article/translatorsgarden/famousspeech/201611/2016110168
9239.shtml
...