ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ
СТРАТЕГИЙ ПАРТИЙ ......................................................................................... 7
1.1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫБОРОВ И ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ............................................ 7
1.2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ И
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ............................................................................. 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ
ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ .......................................................................... 19
2.1 ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПАРТИЙ НА ВЫБОРАХ 2011
ГОДА ...................................................................................................................... 19
2.2 ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПАРТИЙ НА ВЫБОРАХ 2016
ГОДА ...................................................................................................................... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................... 56
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 64
Актуальность работы. В современном мире выборы стали основным
демократическим инструментом, с помощью которого население страны
формирует органы власти. Большую роль в избирательном процессе играют
политические партии, которые выражают интересы различных групп населения
на уровне государства и соревнуются за возможность проведения того или
иного политического курса. Из представителей политических партий
посредством выборов формируется высший законодательный орган –
парламент, который играет значительную роль в системе государственных органов.
Роль и функции политических партий в США и Европе определяются
давними традициями демократии и парламентаризма, а также двух- или
многопартийной конфигурацией партийной системы, когда на политической
арене страны существует несколько политических сил, действительно
агрегирующих и защищающих интересы конкретных слоёв населения. В
России первые политические партии появились в начале XX века, затем можно
выделить длительный период однопартийной системы (во время существования
СССР), а первые конкурентные выборы были проведены в конце 1980-х годов.
Начиная с 1991 года, в Российской Федерации сложилась многопартийная
система, что стало итогом либерализации избирательной системы. Партии в
предвыборной борьбе стали использовать совокупность формальных методов и
приёмов, которые организованы в программу, определяющую порядок
действий партий по достижению целей. Эту программу как зафиксированную
последовательность действий можно описать как избирательную стратегию.
В современных условиях, при доминировании одной партии, российская
партийная система формально остаётся многопартийной, а значит, партии на
выборах обязаны формировать стратегии, чтобы не потерять голоса своей части
электората и своевременно реагировать на действия конкурентов. В этом плане
российские партии берут пример со своих коллег из западных демократических
стран, которые существуют в рамках свободных выборов уже более ста лет.
Следовательно, подходы к формированию стратегий и сами стратегии
российских партий основаны на переосмыслении опыта политических партий
США и Западной Европы. Но это не значит, что отечественная практика
является простой копией иностранного опыта. За время существования
действительных выборов в России с 1991 года (уже 26 лет) российские
политические технологи и партии выработали собственные подходы к ведению
избирательной кампании. Но в своей основе эти подходы являются
общераспространёнными, что отражено в научной литературе по данному вопросу.
Степень разработанности темы. Различные аспекты изучения
электоральных (избирательных) стратегий политических партий в России и
избирательного процесса в целом отражены в трудах К.Э. Аксёнова1, В.Н.
Амелина2, Ю.В. Гудиной3, А.С. Зиновьева1, З.М. Зотовой4, А.И. Кочетова5, Е.Б
Малкина6, А.А. Никитина7, Д.В. Плещенко1, М.А. Семёновой8, А.Ю. Ситника9,
Ю.П. Суслова10, Е.Б. Сучкова7, Н.С. Федоркина2 и других учёных.
В числе иностранных исследователей, занимающихся вопросами выборов
и стратегий политических партий, можно выделить Дж. Адамса11, М.
Вортмана5, Дж. Джексона1, Р. Климу2, И. Лаго3, Д. Фарелла4, Дж. Ходжа3, О.
Хэллмана5, Е. Хэррона6, Б. Эймса7 и других ученых.
Объектом исследования являются электоральные стратегии российских
политических партий в их практическом и теоретическом аспектах.
Предметом исследования являются особенности электоральных
стратегий российских парламентских партий, их развитие и идейная основа.
Цель исследования – на основе практического анализа предвыборных программ определить стратегии политических партий за два избирательных цикла.
Задачами данной работы являются:
1) определение теоретических принципов изучения избирательных
стратегий политических партий на основе отечественной и зарубежной научной литературы;
2) теоретическое обоснование выбора исследуемого временного
периода и объектов анализа (партий);
3) формирование базы данных на основе партийных программ для
дальнейшего исследования;
4) выявление особенностей и типов электоральных стратегий
российских партий на основе сравнительного анализа их предвыборных программ;
Гипотеза исследования – электоральные стратегии российских партий
будут иметь смешанный характер и на выборах 2016 года не испытают
серьёзных изменений в сравнении с 2011 годом.
Эмпирическую базу исследования составили партийные программы и
аналитические статьи по приведённой теме.
Теоретической и методологической основой исследования
электоральных стратегий партий являются системный и сравнительный
подходы. Автор использует методы качественного контент-анализа,
сравнительного анализа при исследовании выбранных информационных источников.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:
1) Было определено, что электоральная стратегия партии - набор
информационных тем или проблем, которые должны быть освещены в
избирательной кампании. Стратегия как определённый план действий включает
в себя множество элементов: предвыборную программу, конкретный сегмент
электората, имидж партии, образ лидера, специфичную политическую рекламу.
Данное исследование опирается на предположение о том, что стратегии партий
как можно выявить и проанализировать по предвыборным программам. Потому
что в программах партии фиксируют приоритетные проблемы с точки зрения
интересов своих избирателей и собственной идеологии.
2) Были выделены следующие особенности российской партийной
системы и политических партий:
- Малый срок развития партийной системы в сравнении с западными
демократиями. Становление и развитие российской партийной системы берёт
своё начало в 1991 году, когда происходит демократизация политической
жизни страны.
- Неопределённость идеологических позиций партий. Условия
становления партийной системы в 1990-х (сильная президентская власть и
рыхлость электорального пространства) привели к её дроблению и размыванию
идеологических позиций партий.
- Моноцентричный тип партийной системы. В результате ротации
властного корпуса в 2000-х годах и проведения нового политического курса
(комбинации элементов либерализма и консерватизма) в партийном
пространстве стала преобладать тенденция к доминированию одной партии.
Основную роль стала играть партия ''Единая Россия'' при наличии слабой
оппозиции в лице трёх партий, входящих в Государственную Думу: КПРФ,
ЛДПР, ''Справедливой России''.
3) Был теоретически обоснован выбор четырёх парламентских партий
в качестве объектов анализа. Выбор партий для анализа объясняется тем, что
они участвовали в выборах в обоих циклах и играют более важную роль в
политической жизни страны, чем многочисленные малые партии. Была
составлена база данных на основе текстов программ этих партий за два
электоральных цикла (за 2011 год и 2016 год).
4) В результате проведённого анализа подтвердилась основная
гипотеза исследования. Все партии использовали смешанные стратегии, не
концентрируясь на конкретном подходе. Это объясняется неоднородностью
электоральной базы партий, отсутствием у населения чётких ценностных
ориентиров. Важным фактором стала конфигурация партийной системы, в
которой доминирующее положение занимает ''Единая Россия'', имеющая
несопоставимо больше политических ресурсов, чем остальные партии. В
результате КПРФ, ЛДПР и ''Справедливая Россия'' вынуждены использовать
приёмы и методы предвыборной борьбы, ориентированные на широкую
аудиторию, чтобы получить в условиях неопределённого электората
максимально возможное число голосов.
Каждая партия использовала свои сильные стороны: ЛДПР и ''Единая
Россия'' в качестве одного из основных ресурсов использовали образ лидера
(имиджевый подход), КПРФ использовала имидж народной партии и отсылки к
прошлому (наивный и адресный подходы), ''Справедливая Россия''
позиционировала себя как конструктивную оппозицию власти и как выразителя
интересов простых людей и среднего класса (адресный и социально-
экономический подходы). Однако КПРФ и ''Справедливая Россия'' на
последних парламентских выборах не смогли в условиях изменившейся
политической ситуации (сильного экономического кризиса, усилившихся
коррупции, безработицы и бедности) представить значимые альтернативы
курсу правящей партии, кроме того, указанные партии неверно
интерпретировали иерархию проблем населения, что стало фактором их
поражения. Корректировке (по сравнению с 2011 годом) подверглась стратегия
ЛДПР, которая в программе тщательно проработала экономические и
социальные вопросы, актуальные для своего электората (адресный подход), а
также уделила внимание всем проблемам, которые волновали общество на тот
момент времени (социально-экономический подход). Это определило
относительный успех ЛДПР на выборах 2016 года: партия заняла третье место,
отстав от КПРФ на десятые доли процента и опередив ''Справедливую Россию''
в два раза.
Все партии, несмотря на изменения проблемного фона, делали акцент на
экономике, что отражает их общее видение ситуации в стране: решение
экономических проблем автоматически должно исправить ситуацию в
остальных сферах жизни общества. Также в числе наиболее популярных
оказались проблемы здравоохранения, образования, социального обеспечения.
Реже партии затрагивали проблемы инфляции, безработицы и коррупции, хотя
именно эти вопросы волновали население больше всего. В чём причина такого
расхождения между запросами населения и реакцией партий?
Это обуславливается особенностями политической и партийной систем. В
условиях низкой поддержки партий, а также слабой конкуренции с
доминирующей партией оппозиционные партии играют роль стабилизатора
политической системы и придают ей ограниченную гибкость, но не ведут
действительную борьбу за власть. Это можно вывести из того факта, что за оба
электоральных цикла эти оппозиционные партии так и не предоставили
значимой альтернативы политическому курсу правящей партии. Напротив,
''Единая Россия'' заявляет, что статус правящей партии является прямым
следствием поддержки всего населения страны, что частично обосновано
структурой электората партии.
Свою роль играет низкая политическая культура жителей страны,
которые не верят, что могут добиться реальных изменений с помощью
выборов. Это подтверждается снижающейся избирательной явкой на
парламентских выборах. В этих условиях (низкой явки) эффективно
мобилизовать свой электорат смогла только ''Единая Россия'', что обеспечило
ей победу и упрочило её доминирующее положение в Государственной Думе.
ЛДПР, КПРФ и ''Справедливая Россия'' не заинтересовали своих избирателей,
что объясняется схожестью предложений этих партий.
Сильное протестное движение на выборах в 2011 году позволило
аккумулировать оппозиционным партиям поддержку значительной части
электората. Частично это было обусловлено небольшим числом партий в
системе. Однако дробление партийной системы из-за изменений в
избирательном законодательстве в 2012 году, а также дальнейший спад
протестных настроений в последующие годы сильно ослабили положение трёх
парламентских партий, которые в новом электоральном цикле не стали менять
электоральные стратегии в надежде на политическую активизацию населения.
Это стало причиной низкой эффективности стратегий этих партий, что
отразилось на результатах выборов: КПРФ, ''Справедливая Россия'' и ЛДПР
получили меньше голосов избирателей, чем в предыдущем избирательном цикле.
Всё это даёт основания утверждать, что смешанный характер стратегий
политических партий – следствие неоднородности и размытости электората,
сложности политической ситуации, неопределённости идеологической базы
партий, особенностей партийной и политической систем. Применение
нескольких подходов в стратегиях отражает ориентированность партий на
широкий круг избирателей, стремление получить поддержку со стороны
различных групп населения.
1) Аксёнов, К.Э. Крупный город — регион — Россия: динамика
электорального поведения на парламентских выборах / К.Э.Аксёнов,
А.С.Зиновьев, Д.В.Плещенко // Полис. Политические исследования. - 2005. - N 2. - С.41.
2) Амелин, В.Н. Стратегия избирательной кампании / В.Н.Амелин,
Н.С.Федоркин. - М.: РЦОИТ, 2001. - 106 с.
3) Головченко, В.И. Идеологические основы КПРФ и «Справедливой
России»: особенности и перспективы / В.И. Головченко // Власть. - 2009. - N 3. - С.10.
4) Гудина, Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические
модели и практика / Ю.В.Гудина // Полис. Политические исследования. - 2003.
- N 1. - С.112.
5) Данилин, П. Партийная система современной России / П.Данилин. -
М.: ЗАО "Издательский дом «Аргументы недели», 2015. - 400 с.
6) Данилов, М.В. Влияние изменений в правовом регулировании
участия политических партий в выборах на формирование партийной системы с
доминирующей партией / М.В. Данилов // Известия Саратовского университета.
Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2015. - N 2. - С.76.
7) Дюверже М. Политические партии / М.Дюверже. - М: Трикста,
2007. - 544 c.
8) Епифанов, А.С. Партия власти в электоральных процессах
Современной России / А.С.Епифанов // Вестник Московского
Государственного Областного Университета. - 2015. - N 2. - С.4.
9) Зотова З.М. Избирательная кампания политических партий в схемах
/ З.М.Зотова. - М.: РЦОИТ, 2007. - 215 с.
10) Иванчина, Е.В. Электоральный цикл в России: конфигурация и
особенности кампании – 2016 / Е.В.Иванчина, И.Г.Напалкова // Современные
проблемы управления и регулирования: инновационные технологии и техника.
Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С.186.
11) Клима, Р. Математика выборов / Д.Ходж, Р.Клима. - М.: МЦНМО,
2007. - 224 с.
12) Кочетов А.И. Электоральные стратегии российских политических
партий / А.И.Кочетов // Pro Nunc. Современные политические процессы. -
2006. - N 2. - С.99.
13) Ларина, О.С. Стратегии политических партий в электоральном
цикле 2016 / О.С. Ларина // Сборник статей II Международного научно-
практического конкурса. - 2016. - С.379.
14) Малкин, Е.Б. Политические технологии / Е.Б.Малкин, Е.Б.Сучков. -
М.: «Русская панорама», 2012. - 680 с.
15) Никитин, А.А. Стратегия и тактика в избирательных кампаниях /
А.А.Никитин // Ученые записки Казанского университета. Серия
Гуманитарные науки. - 2007. - N 3. - С.202.
...