Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факторы электорального поведения граждан России (на примере выборов в Государственную Думу 1994-2021 гг.)

Работа №124410

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы165
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическо-методологические основания исследования электорального поведения 10
1. 1. Проблемы определения понятия «электоральное поведение» 10
1.2. Социологический подход к изучению электорального поведения 20
1.3. Влияние социально-психологической теории на исследование электорального выбора за рубежом 32
1.4. Дискуссии о «рациональности» избирателя: теория рационального выбора 41
Глава 2. Особенности исследования факторов электорального поведения в россии 51
2.1. Проблемы применения социологической и социально-психологических теорий к российским электоральным условиям 51
2.2. Рациональные аспекты электорального поведения российских избирателей 61
2.3. Влияние коммуникативных факторов на электоральные установки граждан 69
2.4. Способы изучения моделей голосования россиян на выборах 77
Глава 3. Динамика факторов электорального поведения граждан россии на выборах в Госдуму в 1993-2021 гг. 90
3.1. Особенности политического поведения избирателей на думских выборах 1993-1995 гг. 90
3.2. Специфика электорального поведения россиян на выборах в Госдуму 1999-2016 гг. 103
3.3. Программа эмпирического исследования 125
3.4. Анализ факторов электорального поведения российских избирателей на выборах 2021 года 134
Заключение 148
Список литературы 152



Демократическая система современной России все еще находится на пути своего становления и развития. Важнейшим институтом успешного функционирования демократии выступают выборы, с помощью которых граждане реализуют свое законное право на волеизъявление и могут повлиять на принятие важнейших политических решений, от которых зависит не только обновление органов государственной власти, но и дальнейшее развитие страны. Обеспечить эффективность данного процесса невозможно без активной вовлеченности граждан в избирательный процесс и политическую жизнь общества в целом.
На сегодняшний день граждане могут проявить свою политическую позицию разными способами — от участия в деятельности партий и общественно-политических организаций до более протестных форм поведения, включая участие в митингах и забастовках. Однако наиболее распространенным и традиционным видом политического участия является электоральное поведение, которое не просто выражается в голосовании на выборах, но также охватывает мнения, установки, ценности и ориентации избирателей по отношению к тем или иным политическим деятелям, равно как и модели их поведения в период, предшествующий избирательной кампании и следующий после нее.
Все эти аспекты становятся предметом пристального изучения со стороны органов власти и политических партий, которые стремятся оценить свою поддержку среди населения, чтобы разработать долгосрочные стратегии по завоеванию симпатий избирателей. Впрочем, многочисленные эмпирические исследования, направленные на выявление особенностей российской электоральной ситуации, показывают, что электоральное поведение россиян далеко не всегда рационально и зависит от множества обстоятельств. На уровень их политической активности в ходе выборов могут оказывать влияние ближайшее окружение (родственники, друзья, коллеги по работе), социально-демографические характеристики (пол, возраст, уровень дохода, образование), общая политико-экономическая ситуация в стране и нередко административное давление. При этом в последнее время граждане все чаще стали сомневаться в честности и справедливости хода той или иной избирательной кампании.
В этой связи изучение факторов, обусловливающих электоральное поведение российских граждан, имеет особое научное и практическое значение, что подтверждается довольно внушительным исходным теоретическим материалом, говорящим о повышенном интересе к данной проблематике со стороны зарубежных и отечественных ученых. Актуальность такого рода исследований заключается в том, что сам ход голосования и его конечный результат во многом становятся ответной реакцией граждан на процессы, которые в настоящее время происходят в государстве в разных сферах общественной жизни — политической, социальной, экономической, культурной и даже демографической. Некоторые авторы и вовсе предлагают рассматривать электоральное поведение как зеркало доверия к органам власти и другим институтам, которое может свидетельствовать как об эффективном управлении страной, так и нерезультативном и даже контрпродуктивном.
Объектом данного исследования выступает электоральное поведение российских граждан, рассматриваемое в историческом промежутке с конца XX века по настоящее время. Предметом научно-исследовательской работы являются факторы, которые обусловливают электоральное поведение российских избирателей при голосовании на выборах в Государственную думу РФ.
Целью настоящей научно-исследовательской работы выступает выявление основных факторов, определяющих электоральное поведение граждан России во время избирательных кампаний, а также анализ динамики данных факторов в условиях формирования состава Государственной думы I, II, II, IV, V, VI, VII и VIII созывов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть основные подходы к определению понятия «электоральное поведение»;
2) Охарактеризовать основные теоретико-методологические подходы к изучению электорального поведения граждан, предложенные зарубежными исследователями, в частности социологический, социально-психологический, коммуникативный и теорию рационального выбора;
3) Изучить существующие способы применения зарубежных теорий к электоральной ситуации в России, а также новые теоретические концепции, предложенные отечественными исследователями, занимающимися данной проблематикой;
4) Выявить динамику изменения электорального поведения российских граждан на протяжении всех выборов в Государственную думу (с 1993 по 2021 гг.);
5) Проанализировать факторы, формирующие электоральное поведение российских избирателей, по итогам проведенного эмпирического исследования в виде анкетного опроса.
Теоретическую базу магистерской диссертации составили положения и выводы отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих проблемы, связанные с электоральным поведением граждан, их политическими предпочтениями, установками и ориентациями, а также мотивами голосования на выборах. В работе использованы следующие теоретико-методологические подходы: социологический, социально-психологический, коммуникативный и теория рационального выбора.
В ходе исследования автор опирался на такие общенаучные методы, как описание и сравнительный анализ, позволивший выявить сходства и различия между теоретическими концепциями электорального поведения, а также рассмотреть детерминанты политического участия россиян в динамике. Кроме того, в работе нами были применены следующие методы конкретно-социологических исследований: опрос и вторичный анализ данных. При анализе эмпирических данных применялись пакеты статистической обработки EXEL.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса, проведенного в виде анкеты. Объем выборочной совокупности составил 100 человек. Респонденты отбирались по трехмерному квотному признаку: возрасту, полу и уровню образования. Для комплексного анализа проблемы исследования также использовались опросы информационных социологических служб ВЦИОМ и ФОМ, привлекались данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК).
Проблематикой электорального поведения граждан занимались многие отечественные и зарубежные ученые, однако основные теоретические концепции были сформулированы в первую очередь зарубежными исследователями. Через призму социологического подхода электоральное поведение граждан рассматривается в трудах А. Зигфрида, исследовавшего влияние природно-географических условий на политические решения избирателей, и П. Лазарсфельда, полагавшего, что электоральный выбор избирателей зависит от их принадлежности к определенной социальной группе. Кроме того, сторонниками социологического подхода выступали С. Липсет и С. Роккан, предложившие «теорию расколов».
Ученые А.  Кэмпбелл, Ф. Конверс, У. Миллер и Д. Стоукс изучали особенности электорального поведения в парадигме социально-психологического подхода, полагая, что граждане голосуют в соответствии со своей принадлежностью к той или иной партии. Весомый вклад в становление и развитие теории рационального выбора внесли такие западные исследователи, как Э. Даунс, М. Фиорина, К. Эрроу, М. Олдсон, Й. Шумпетер и многие другие. Данная концепция строилась на положениях модели потребительского поведения и предполагала, что избиратель голосует за ту партию, которая сулит ему больше всего выгод.
Воздействие средств массовой информации на электоральное поведение граждан подробно изучается в трудах У. Липпманна, который писал о коммуникативных процессах в политической сфере. Ученый Дж. Клаппер в свою очередь предложил в рамках коммуникативного подхода теорию «эффектов массовой коммуникации». Помимо этого, вопросы влияния коммуникативных факторов на политическое участие граждан рассматривали такие ученые, как Р. Хакфельд, Д. Спраг, Д. Заллер, М. Лодж.
Исследования российских ученых в большинстве своем основываются на западных теориях, но в то же время они стремятся выявить специфику электорального поведения россиян и проанализировать современные реалии политической жизни. Значительный вклад в осмысление электоральных концепций западных исследователей применительно к российским условиям внесли Г. В. Голосов, Гельман В.Я. , Шевченко Ю. Д., группа авторов Н.А. Сысоева, А.В. Новокрещенов, А.З. Фахрутдинова, М. В. Малашенко, Г. Н. Ляхова, Г. В. Пушкарева и другие. Концептуальную карту, на которой были показаны политико-географические расколы электорального пространства в России, разработал Р. Ф. Туровский. В свою очередь В. В. Федоров и М. Н. Афанасьев предлагали рассматривать особенности электорального поведения россиян в контексте политической культуры. Положения новой, клиентелистской модели сформулировал отечественный автор В. Л. Римский.
Однако, несмотря на то, что направление российских исследований, посвященных изучению и выявлению специфики электорального поведения граждан РФ, получило достаточно широкое развитие, многие аспекты данной проблемы по-прежнему остаются недостаточно разработанными и требуют углубленного анализа. Поэтому теоретическая значимость нашей работы состоит в том, что автор попытался обобщить весь накопленный теоретический опыт и рассмотреть феномен электорального поведения комплексно, чтобы охватить все структурные характеристики данного явления.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что ее результаты позволяют расширить базу для последующих научных разработок в области изучения электорального поведения граждан. Кроме того, материалы работы, особенно те, которые затрагивают последние выборы в Государственную думу, могут быть использованы для разработки политических стратегий, направленных на повышение политического участия граждан в выборах, а также представлять интерес для кандидатов и партий при планировании будущей избирательной кампании. Все это приобретает особую актуальность на фоне предстоящих выборов Президента России в 2024 году, поскольку результаты думских кампаний во многом предопределяют сценарий того, как будут разворачиваться события в ходе президентских выборов.
Структура исследования соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В силу того, что электоральное поведение является сравнительно новым социально-политическим феноменом, в отечественной литературе до сих пор не сложилось общепринятого определения данного понятия. Одни ученые рассматривают электоральное поведение как самый распространенный вид политического поведения, другие — как вид политического участия. В рамках третьего подхода данный феномен изучается как система взаимосвязанных реакций и политических действий (или бездействий) граждан. Мы предлагаем рассматривать электоральное поведение как наиболее распространенный вид законного политического участия граждан, выражающееся в формировании органов власти через голосование на выборах разного уровня.
Социологический подход основывался на утверждении, электоральный выбор избирателя обусловлен его принадлежностью к тем или иным социальным группам. Сторонники данной концепции обращали в первую очередь внимание на роль внешних переменных, а именно социодемографических и профессиональных характеристик избирателя, а также факторов экономического порядка.
Центральный тезис социально-психологического подхода заключался в том, что избиратель ассоциирует себя не с конкретной социальной группой, как это было принято в социологическом подходе, а с партией. В этой связи последователи данного направления пытались выявить взаимосвязь между психологической приверженностью индивида политической силе и дальнейшей поддержкой этой партии на выборах.
Сторонники теории рационального выбора предлагали рассматривать электоральное поведение граждан на основе потребительской модели, поскольку считали, что поход человека на выборы можно сравнить с процессом совершения покупки: избиратель взвешивает возможные выгоды и издержки, связанные с голосованием за партию и политика. В таком случае на первый план выходят социально-экономические факторы.
Помимо социологического, социально-психологического и рационально-инструментального подходов, выделялась и четвертая теория электорального поведения — коммуникативная или когнитивная модель, в рамках которой изучалось, какое воздействие информационная среда оказывает на формирование политических установок и ориентаций индивида.
Теоретические концепции электорального поведения, предложенные западными авторами, стали прочным методологическим фундаментом для изучения и анализа особенностей политического участия российских граждан. Однако большинство отечественных ученых пришло к выводу, что «классические» теории малоприменимы к электоральным условиям нашей страны, поскольку изначально создавались для изучения обществ с устоявшимися социальными и политическими структурами.
В этом контексте российские ученые предлагали критически переосмысливать иностранные концепции и вырабатывать комплексный подход. Некоторые, в частности, предлагали объединять социологическую и социально-психологическую концепцию в единую модель, отмечая их теоретическое и методологическое сходство. Что касается теории рационального выбора, то российские ученые рассматривали политическое участие граждан через призму одного или нескольких аспектов данного подхода — например, через информированность избирателей о выборах или конкретную модель голосования (социотропную/эгоцентричную, ретроспективную/перспективную).
Одной из центральных объяснительных моделей, предложенных российскими авторами для описания электорального поведения в нашей стране, выступал социокультурный подход, который учитывал особенности политической культуры России. Довольно перспективной представляется клиентелистская теория, которая раскрывает суть патерналистских ожиданий избирателей по отношению к органам власти.
Проанализировав выборы в Государственную думу, проводившиеся с 1993 по 2021 гг., мы пришли к выводу, что значимость каждой из совокупности факторов электорального поведения зависела от конкретного временного периода. К примеру, на первых и вторых «учредительных» выборах в постсоветской России электоральное поведение граждан было обусловлено рационально-инструментальными и коммуникативными факторами с небольшим перевесом социально-психологических детерминант в 1995 году. На думских выборах-1999 произошел сдвиг в сторону социальных характеристик, в то время как коммуникативные факторы продолжали играть важную роль в определении политического участия граждан. Ситуацию 2003 года наилучшим образом описывал социокультурный подход, тогда как на выборах 2007 года особенно проявились патерналистские аспекты российской политической культуры. Электоральное поведение россиян в ходе думской кампании 2011 года характеризовалось переходом от ретроспективной модели голосования к перспективной, а выборы 2016 года вновь вывели на первый план социокультурные аспекты российского электорального выбора.
По итогам эмпирического исследования нам удалось подтвердить обозначенные в программе гипотезы, хотя и с некоторыми оговорками. Применение социологического подхода возможно в контексте разговора о социальном статусе индивида. Несмотря на то, что высокое положение человека в обществе не оказывает практически никакого воздействия на вовлеченность индивида в политическую сферу общественной жизни, определенная закономерность обнаруживается в случае с респондентами, имеющими более низкий уровень дохода и образования.
Центральная категория социально-психологического подхода — партийная идентификация — не применима к российским условиям в ее западном понимании. Приверженность гражданина той или иной партии возможна на уровне поддержки им политических взглядов представителей данной политической силы. При этом психологическая привязанность имеет место по отношению к политическому лидеру, что обусловлено особенностями российской политической культуры.
Теория рационального выбора также находит свое применение при анализе политического поведения россиян на выборах в Государственную думу. Обнаружилось, что российские избиратели принимают решение, исходя из собственных ожиданий от будущей деятельности кандидатов и партий, то есть их голосование носит перспективный характер. Кроме того, подтвердилась гипотеза о значимости коммуникативных факторов при разговоре об электоральном поведении российских граждан. Молодые люди действительно воспринимают Интернет как наиболее достоверный источник информации о политике.



1. Монографии, книги, учебные пособия
1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд; С. Верба; пер. с англ. Е. Генделя. — Москва: Мысль, 2014. — 500 с.
2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. — М.: Серебряные нити, 2001.
3. Бро Ф. [Philippe Braud] Политология: пер. с фр. [Текст] / Бро Ф.; пер. Вождаева Г. Д., Калинкина Л. В. — М., 1992.
4. Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан: Очерки полит. социологии капитализма. [Текст] / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. — М.: Мысль, 1985.
5. Ковров В. Ф. Электоральная социология: учеб. пособие [Текст] / В. Ф. Ковров; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Башк. гос. ун-т. — Уфа: РИО БашГУ, 2005.
6. Липсет М. Политический человек. Социальные основания политики [Текст]: расширенное издание / Мартин Липсет; [пер. с англ.: Е. Г. Гендель, В. П. Гайдамака, А. В. Матешук]; Фонд Либеральная миссия. — Москва: Мысль, 2016.
7. Мельник В. А. Политология: Учебник для студентов вузов [Текст] / В.А. Мельник. — 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: Выш. шк., 2002. — С. 423.
8. Политическая социология: Курс лекций [Текст] / В. Э. Бойков, А. В. Дмитриев, К. С. Гаджиев и др.; Под общ. ред. Тощенко Ж. Т.; Рос. акад. управления, Социол. и социал.-психол. центр. — М.: Луч, 1993. — Ч. 1.
9. Санистебан Л. С. Основы политической науки [Текст] / Л. С. Санистебан; Пер. с исп. В. Л. Заболотного. — Москва: МП «Владан»: Моск. отд-ние, 1992.
10. Сирота Н. М. Основы политической науки: учебное пособие [Текст] / Н. М. Сирота, Г. А. Мохоров. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — СПб.: ГУАП, 2018.
11. Сысоева Н.А., Новокрещенов А.В., Фахрутдинова А.З. Электоральное поведение: американские теории и российская практика [Текст] / Н.А. Сысоева, А.В. Новокрещенов, А.З. Фахрутдинова. — Красноярск, 2001.
12. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ООО «Фирма “Издательство ACT”», 1999.
2. Словари и справочная литература
13. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. — М.: ИСПИ РАН, 1995. — С. 543.
3. Диссертационные исследования и авторефераты диссертаций
14. Баранов Н.А. Эволюция современной демократии: политический опыт России: автореф. дис....д-ра. полит. наук: 23.00.02/ Баранов Николай Алексеевич. — СПб., 2008. — 46 с.
15. Захаров О. В. Социальные механизмы воздействия на электоральное поведение (управленческий аспект): автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук: 22.00.08 [Текст] / О. В. Захаров. — М., 2011.
16. Ляхова Г. Н. Особенности электорального поведения [Текст]: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Г. Н. Ляхова. — М., 2005.
... Всего источников – 77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ