Введение 3
Глава 1. Репрезентация как инструмент идеологического воздействия на зрителя 7
1.1. Механизмы репрезентации в кино 7
1.2. Кино как инструмент реализации дискурса власти 13
1.3. Кинематограф и классовая борьба 19
Глава 2. Как происходила репрезентация советской повседневности 28
2.1. Вопрос об интенциональности в репрезентации
повседневности 28
2.2. Социалистический реализм и
повседневность 32
2.3. Юмористическая и сатирическая репрезентация
повседневности 42
2.4. Драматизация повседневности 53
Заключение 64
Список литературы 71
Приложение 1. Список кинематографических произведений
Одним из стереотипных или даже архетипных представлений об идеологии является убеждение, что идеология выражается только в высоких устремлениях, нравственных ценностях и моральных презумпциях, словах и действиях, основанных на этом наборе. И что в пределах медиа идеология также выражается исключительно этими средствами и видна через персонажей и сюжеты, окружающие их.
Однако, на мой взгляд, это сильно односторонний взгляд на вопрос выражения идеологии. Идеологическое влияние оказывается комплексно на всю жизнь и ярко выражается в обычной жизни, ежедневно окружающей людей. Однако ее исследование и изучение началось в нашей стране относительно недавно. И, как из-за относительной молодости, так и из-за устоявшихся стереотипов о ее незначительности, вкупе с огромным объемом материала, связанного с ней, повседневность до сих пор исследована неравномерно.
С помощью различных медиа, особенно кинематографа, образы повседневности ушедших эпох были сохранены, вместе со всеми следами идеологического влияния и воздействия на них. Но их сохранение не было, как гласит распространенный нарратив о фотографии и кинопленке, случайным и непреднамеренным: наоборот, все детали обыденной жизни были отобраны как минимум в том, что к ним был сконструирован и навязан определенный взгляд, выражающий так же сильно, как и сама повседневность, идеологию эпохи.
Именно исследование того, как конструируется и продвигается определенный этот определенный взгляд, как возникает репрезентация повседневности и посвящена данная исследовательская работа. Меня интересует вопрос о механизмах, которые задействованы при репрезентации повседневности в кинематографе и формировании отношения к ней.
Объектом для данного исследования я выбрала советский кинематограф периода расцвета уже сформированного советского канона как по причине достаточно очевидной и четкой идеологической гомогенности того культурного периода, что позволяет упорядочить и проанализировать практики репрезентации повседневности на срезе сходных фильмов, так и из-за актуальности изучения и анализа советского наследия. Советский кинематограф — частый объект изучения в разных аспектах как для киноведов, так и для историков и культурологов, даже конкретно аспект репрезентации повседневности был затронут в диссертации Глебкиной Н.В. , что отражает степень его важности и актуальности, особенно для отечественной науки. Мое собственное исследование, в отличие от уже упомянутой диссертации, проводится в немного ином аспекте: его главным вопросом оказывается изучение стратегий того, как происходила репрезентация повседневности, а кроме того я провожу анализ хронологически более длительного периода, что придает этому исследованию более глобальный характер.
При этом мое исследование строится на анализе советских картин со времени окончания Великой Отечественной войны и до 1980 года: это связано с тем фактом, что советский канон, прежде проходивший через кардинальные и разнонаправленные изменения) сложился и устоялся только после окончания войны, а уже с началом восьмидесятых годов в силу идеологического и экономического распада Советского Союза начал распадаться и советский канон, из-за чего период именно советской культуры оказывается ограничен хронологическими рамками 1945 и 1980 годов.
Повседневность, о которой будет идти речь в рамках данной работы, следует отличать от повседневных (бытовых) практик. Репрезентация повседневности, являющаяся объектом исследования, при этом понимается как определенное отображение этих отношений персонажей кинофильмов к окружающей их действительности, но не отображение этой действительности как таковой. При этом репрезентация повседневности подчиняется главенствующим стратегиям, которые сообщают ей определенные идеологические положения и методы отображения, акцентирующие внимание на разных аспектах, в зависимости от избранной идеологии и связанных с ней целей.
Кроме того, отмечу, что слова «идеология» и «идеологический» здесь использовались в широком смысле как воззрения описывающие отношение к миру и обществу в целом, а не в смысле конкретных доктрин и узких воззрений.
Таким образом, в данной диссертации я исследую проблему различных стратегий репрезентации повседневности — то, как конструируется повседневность и формируется отношение к ней — и предметом этого исследования я выбрала стратегии репрезентации советского кинематографа. Актуальность данной работы основывается на актуальности данного предмета и исследовательского поля, и, несмотря на существующие работы на схожую тематику, новизна моей диссертации сохраняется за счет иного подхода и более широких хронологических рамок.
Целью данной диссертации является описание и изучение механизмов репрезентации в кинематографических произведениях, анализ того как и с какой целью применяются эти механизмы в советском кино. В связи с этой целью возникают следующие задачи:
1. Определить, какие способы и механизмы репрезентации
повседневности существуют в кинематографе;
2. Изучить средства выражения различных идеологических воззрений в искусстве и методику их исследования;
3. Провести исследование того, как понималась и решалась проблема
идеологического воздействия в советском искусстве;
4. Разрешить вопрос об интенциональности в репрезентации повседневности и его актуальности для советского кинематографа;
5. Проанализировать эмпирический материал и выявить стратегии представления повседневности;
6. Классификацировать и систематизировать полученные результаты с описанием характерных стратегий репрезентации.
Для выполнения данных задач в первой главе проводится изучение литературы на связанные тематики, описание механизмов репрезентации, а во второй главе исследования по методу и согласно закономерностям, выявленным в первой главе, анализируются советские фильмы и выводятся основные стратегии репрезентации повседневности.
Основным критерием отбора кинематографических произведений, кроме уже упоминавшегося и уточненного хронологического критерия, является представленность в них советской повседневности и быта, поэтому исключаются исторические картины, фантастика и экранизации классической литературы, которые по определению не изображают повседневность советской эпохи. Также под этот критерий не попадают фильмы, посвященные Великой Отечественной войне, так как они изображают исключительные условия, а не повседневность. При этом тема диссертационной работы не накладывает никаких ограничений на жанровую принадлежность картин, даже наоборот я стремлюсь к жанровому разнообразию, чтобы добиться максимально полного охвата кинематографических направлений и, как следствия, максимально полного представления разных стратегий репрезентации повседневности.
В результате проделанной работы была достигнута цель диссертации
— описание и прояснение механизмов репрезентации в кино — для чего были выполнены все задачи. В первой главе данного исследования была проделана теоретическая работа с углублением в различные методики и теории, связанные с темой репрезентацией повседневности и механизмами репрезентации в кино, а вторая глава представляет собой практическую часть исследования, так как в ней был проведен анализ эмпирического материала
— в данном случае, советских фильмов, созданных с 1946 года по 1980 и представляющих различные жанры.
Все задачи, поставленные в начале исследования, были решены. В первой главе с помощью изучения литературы по теории кино были выведены основные положения о механизмах кинематографа и о его средствах, участвуюших в репрезентации. Особое внимание было уделено вопросам киноязыка, который формирует взгляд зрителя на
репрезентируемый объект через использование визуальных средств выразительности: положения камеры, компоновки кадра и использования монтажа между разными последовательностями кадров — и запечатлению на экране культурных кодов, представляющих из себя простые знаки и более сложные символы, специфические для культуры и придающие значение запечатленному на пленку. Вместе именно эти два основных аспекта позволяют кинематографу не только изображать различные аспекты культуры, но и формировать к ним определенное отношение, демонстрируя различные культурные коды в противостоянии или сочетании исключительно кинематографическими средствами.
Там же был изложен метод проведения исследования и его теоретические основания, которые базируются как на теоретической возможности репрезентации в кино, так и на включении различных теорий о построении дискурса в культуре и искусства. Основным вопросом данного параграфа являлся вопрос о влиянии господствующей идеологии на репрезентацию повседневности: ее механизмы, причины и особенности. Для этого главным образом были изучены теория Фуко о преобладающем влиянии власти при возникновении дискурсов и дискурсивных практик в культуре и теории мыслителей Франкфуртской школы как Кракауэр, Хоркхаймер и Адорно, которые в своих трудах напрямую затрагивали вопрос о взаимодействии господствующей идеологии, власти и искусства. В результате изучения литературы был сделан вывод о том, что господствующая идеология сообщает определенный способ видения событий в культуре, а также было выведено определение стратегии репрезентации, которое использовалось в практической части исследования. Это определение звучит следующим образом: стратегия репрезентации — это определенный набор дискурсивных практик власти, связанных с характерным для кинематографа отражением культурных реалий повседневности, чье содержание раскрывается исходя из ценностей и этики правящего класса (либо главенствующей идеологии), как основного и влиятельного заказчика фильмов.
В ходе изучения исторического контекста взаимодействия советской власти и советского искусства с, естественно, особым фокусом на кинематографе. Были изучены вопросы соцреализма, его развития и реализации, равно как и вопросы прямой регуляции кинематографа в СССР и основных движущих мотивов, которые стояли за созданием кинокартин. Основным материалом для изучения были выбраны статьи и книги исследователей советской культуры и искусства, особенно труд Евгения Добренко «Политэкономия соцреализма». Подробно были рассмотрены особенности соцреализма как метода художественного конструирования реальности и создания гиперреальности, которая должна была заменить собой насущную действительность и место повседневности в ней. Другим важным пунктом исследования здесь стало постепенное разложение и изменение канонов соцреализма, последовавшее за смертью Сталина и изменением парадигмы и места искусства в Советском Союзе.
Итогом первой главы стала теоретическая проработка вопроса осуществления, функционирования и формирования стратегий репрезентации повседневности в кинематографе и возможности выражения в этих стратегиях идеологических воззрений. Так были решены первые три задачи, стоявшие перед данным исследованием, а сама проработка послужила основой метода эмпирического анализа, который был использован во второй главе.
Структура второй главе отличается от структуры первой, так как каждый из четырех параграфов выполняет свою собственную функцию и отвечает на собственный набор вопросов. В первом параграфе решается четвертая задача исследования, по священная достаточно важному теоретическому вопросу о том, важно или нет намерение, интенция автора, в репрезентации конкретных практик и особенностей. Несмотря на то, что именно авторское намерение руководит выбором тех или иных тем в произведении, в целом сложность аттрибутирования каждого решения и их зависимо сть от господствующей идеологии, которая влияет на восприятие и репрезентацию тех или иных факторов, ведут к малой значимости интенциональности или неинтенциональности различных элементов. В своей совокупности они, их взаимодействие между собой и общие особенности представляют собой цельную систему, каждый из аспектов которой оказывается важен для исследования.
Далее в результате эмпирического анализа материала советских фильмов были обнаружены три характерные стратегии репрезентации повседневности: соцреалистическая, юмористическая и драматическая. Они были подробно описаны, аспекты, присущие им, были классифицированы и аттрибутированы соответствующим стратегиям. Несмотря на некоторые общие моменты и генеалогическую общность, эти три стратегии достаточно ярко отличаются друг от друга, в первую очередь своим отношением к повседневности и ее ролью в каждой из стратегий.
Подробные описания стратегий репрезентации четко структурированы на протяжении всей главы. Первой описывается хронологически самая ранняя соцреалистическая стратегия. По своей форме и идее она ближе всего к классическому пониманию социалистического реализма и использует все основные его приемы, которые были описаны в третьем параграфе первой главы. Так в соцреалистической стратегии происходит не отражение действительности, но ее конструирование, выражающееся в первую очередь в идеалах положительных героев и представителей власти (которые так же характеризуются положительно). Повседневность репрезентируется крайне ограниченно, наделяется негативными коннотациями и представляется как модель поведения, от которой необходимо уйти. Уход происходит через сюжет перевоспитания, когда персонаж под руководством представителя власти (которым как правило выступает педагог или передовик) переход от «досоветского» состояния с обыденными моделями поведения к советско- социалистическим идеалам и моделям поведения. Этот переход всегда представляется зрителю как необходимый и положительный элемент повествования, даже при том что изображаемые обыденные модели поведения оказываются приемлемыми, не включают в себя острых социальных конфликтов, несущих резко отрицательные коннотации. Для деталей повседневности при этом уготована совершенно иная роль. Различные элементы обыденной жизни активно включаются в фильм, выступая как символы самих себя, благодаря которым становится возможной подмена существующей действительности сконструированной на основе идеологических предпосылок. С этим связана и определенная «литературность» и «иллюстративность» фильмов соцреалистической стратегии: в них противостояние социалистической и повседневной моделей поведения, весь сюжет перевоспитания раскрывается более литературными средствами (монологи, диалоги, вплоть до использования кадров с письменной речью в картине), в то время как кинематографические средства достаточно скупы, занимают второстепенное подчиненное положение, просто запечатлевая детали повседневности-символы действительности и иллюстрируя разворачивающийся сюжет перевоспитания.
С точки зрения хронологии важно отметить, что несмотря на одну и ту же трактовку социалистического реализма, довоенные и послевоенные советские фильмы отличаются друг от друга по многим параметрам, но в первую очередь принципиальное различие кроется в задачах, стоявших перед этими фильмами. Если довоенные советские фильмы занимались конструированием канона и его внедрением, то послевоенные фильмы уже в большей степени занимались репрезентацией этого канона, повтором и утверждением уже существующих установок.
Юмористическая стратегия репрезентации (включающая в себя и сатиру) значительно отличается от соцреалистической даже при сохранении ее основного сюжета — сюжета перевоспитания — и соцреалистических идеалов. Главное отличие заключается в ином подходе к повседневности: она все шире и шире демонстрируется на экранах, больше элементов обыденной жизни и ее практик оказывается показано зрителям, однако те из них, что конфликтуют с соцреалистическими идеалами высмеиваются. Высмеивание — главный инструмент юмористической стратегии, который лишает высмеиваемый аспект своего статуса и выставляет его в неприглядном свете. По сути высмеивание выступает как один из вариантов критики, который при этом не применяется к представителям советской власти, которые или идеализируются, или остаются за рамками изображенного в фильме. Так, высмеиванию подвергается пьянство (алкоголизм), тунеядство, неэффективный труд (включая и труд младшего начальства). Однако интересным моментом является переворот сюжета перевоспитания, когда развитие идет не от повседневных моделей поведения к соцреалистически правильным, но от соцреалистически правильных к более уравновешенным (но не диаметрально противоположным, не отрицающих социализм) повседневным моделям. То есть идеалом для этой стратегии репрезентации оказывается сплав соцреалистических идеалов в их более мягкой форме с повседневными практиками.
Похожий эклектический идеал наблюдается и в драматической стратегии репрезентации. Ее главным отличием от юмористической стратегии репрезентации оказывается набор более серьезных тем и большее внимание к личности изображаемых персонажей, для драматической репрезентации теряет значение сюжет перевоспитания, который практически пропадает из него. Среди тем, затрагиваемые в драматической стратегии репрезентации, можно выделить два основных направления: связанные с трудом правоохранительных органов и обращающиеся к судьбе женщин, особенно матерей-одиночек. В первом из них главной целью оказывается «очеловечивание» образа служителя закона, что допускает даже определенную неоднозначность создаваемого образа. В драматической репрезентации значительно влияние существующих культурных кодов, которые заимствуются из повседневной жизни и выступают как кинематографически выразительные средства, отражающие состояние персонажей, их характер и т. д. Таким образом драматическая стратегия репрезентации оказывается наиболее близка к простому отображению существующих практик повседневности, однако это не исключает их критики (выраженной открыто через порицание), которая оказывается направлена против ее отдельных аспектов. Эти аспекты, при этом, оказываются выражены в эпизодических или второстепенных персонажах, которым не дается возможности перевоспитания, но которые наказываются за свои поступки. Таким образом, драматическая стратегия репрезентации повседневности оказывается самой статичной из трех стратегий и представляет повседневность как некую константу.
Также важно отметить находку данного исследования, не связанную с его целью: в ходе анализа эмпирического материала были обнаружены достаточно часто повторяющиеся и стабильно появляющиеся в различных стратегиях особенности репрезентации, которые оказывались сильно связаны с гендером (например, упоминавшийся переворот парадигмы перевоспитания в юмористической стратегии происходил с персонажами- женщинами). Эта находка не вписывается в задачи исследования, однако она предстает интересным направлением для дальнейшего более глубоко изучения.
1. Elena Prokhorova. Can the Meeting Place Be Changed? Crime and Identity Discourse in Russian Television Series of the 1990s // Slavic Review. — 2003. — Т 62, ? 3. — С. 512-524.
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 297¬318
3. Бергер, Артур А. Видеть - значить верить. Введение в зрительную коммуникацию, 2-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. - 288с. - Парал. тит. Англ.
4. Делез, Ж. Кино. Пер. с франц. Б.Скуратов — М.: Ад Маргинем, 2004 — 560 с.
5. Добренко Е. Политэкономия соцреализма. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 592 с.
6. Вахштайн В. Социология повседневности: от «Практики» к «Фрейму»
Ирвинг Гофман. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М. : институт социологии РАН, 2003 // Социологическое
обозрение. 2006. ?1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsiologiya- povsednevnosti-ot-praktiki-k-freymu-irving-gofman-analiz-freymov-esse- ob-organizatsii-povsednevnogo-opyta-m-institut (дата обращения:
20.03.2019).
7. Вахштайн В. «Практика» vs. «Фрейм»: альтернативные проекты исследования повседневного мира // Социологическое обозрение. 2008. ?1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-vs-freym-alternativnye- proekty-issledovaniya-povsednevnogo-mira(дата обращения: 22.03.2019).
8. Глебкина Н.В. Репрезентация повседневности в советском
кинематографе конца 1950-1960-х гг., Москва, 2010г.
9. Глебкина Н. В. «Свет мой, зеркальце, скажи»: конструирование повседневности в советском художественном кинематографе 60-х годов
// Вестник культурологии. 2010. ?1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/svet-moy-zerkaltse-skazhi-konstruirovanie- povsednevnosti-v-sovetskom-hudozhestvennom-kinematografe-60-h-godov(дата обращения: 10.04.2019).
10. Гройс Б. Стиль Сталин // Утопия и обмен, М., изд. «Знак», 1993 — с. 11-113.
11.Зорина Л.Н. Репрезентация советской повседневности в кино 70-х годов XX века на примере фильма В. М. Шукшина "Калина красная" // Advanced science. - 2017. - ?4. - C. 44-49.
12. Зоркая Н. М. История советского кино. — СПб.: Алетейя, 2005. — 544с., илл.
13. Козлов Е.А. Агитационные поезда и пароходы в Советской России (1918-1922): стратегии коммуникации // РГГУ, М., 2016 — с. 99
14. Косинова М. И. Советская кинофикация и кинопрокат во второй
половине 1940-х годов. «Трофейное кино» — спасение киноотрасли в период «малокартинья» // Сервис +. 2015. ?3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-kinofikatsiya-i-kinoprokat-vo- vtoroy-polovine-1940-h-godov-trofeynoe-kino-spasenie-kinootrasli-v- period-malokartinya(дата обращения: 21.03.2019).
15. Косинова М. И., Аракелян А. М. Советский кинопрокат и кинопоказ в эпоху «Оттепели». Возрождение киноотрасли // Сервис +. 2015. ?4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-kinoprokat-i-kinopokaz-v- epohu-ottepeli-vozrozhdenie-kinootrasli(дата обращения: 21.03.2019).
16. Косинова М. И. Прокатно-возвратный механизм советской
кинематографии в период «Застоя» // Сервис +. 2016. ?2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZprokatno-vozvratnyy-mehanizm-sovetskoy- kinematografii-v-period-zastoya(дата обращения: 21.03.2019).
17. Кракауэр З. Природа фильма: Реабилитация физической реальности / Сокращённый перевод с английского Д. Ф. Соколовой. — Москва:
Искусство, 1974.
18. Круглова Т. А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль / Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук / Екатеринбург, 2005. — 46 с.
URL:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/682/1/urgu0328s.pdf (дата
обращения: 22.03.2019)
19. Лебина Н. Б. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: деструкция большого стиля. Ленинград 1950-1960-е годы / спб., Крига: Победа, 2015 — 484 с.
20. Литовская М. А. Социалистический реализм как «Образцовый»
творческий метод // Филологический класс. 2008. ?19. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialisticheskiy-realizm-kak-obraztsovyy- tvorcheskiy-metod(дата обращения: 22.03.2019).
21. Лубашова Н.И., Лухтан А.С. Социалистический реализм советского
кино // Аналитика культурологии. 2015. ?3 (33). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialisticheskiy-realizm-sovetskogo-kino(дата обращения: 05.04.2019).
22. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2005. — 256 с.
23. Николаева К.А. Кинематограф в контексте социологического знания.
Воззрения представителей Франкфуртской школы // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - ?4-5(46). - С. 140-142. URL: https://research-j ournal .org/social/kinematograf-v-kontekste-
sociologicheskogo-znaniya-vozzreniya-predstavitelej-frankfurtskoj-shkoly/ (дата обращения: 20.03.2019)
24. Огородникова О. А. Кино в повседневной жизни советского человека
(1950-1960-е годы) // М.: Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Исторические Науки ? 3(31), С. 58-64
25.Огурчиков П.К. Экранная культура как новая мифология // Аналитика культурологи (14), 2009, [электронный текст] url:
https://cyberleninka.rU/article/n/ekrannaya-kultura-kak-novaya-mifologiya(дата обращения: 30.03.2018)
26. Смирнов А.В. Генеалогия повседневности. СПб.: Петербургский институт печати, 2012. 159 с.
27. Сухих 2013. ?2-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-doktriny-sotsrealizma-vo-2-y- polovine-hh-v(дата обращения: 24.03.2019).
28. Сухоносова С.В. Теория фреймов: возможности исследования
повседневности // Человек в мире культуры. 2012. ?2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-freymov-vozmozhnosti- issledovaniya-povsednevnosti(дата обращения: 20.03.2019).
29. Храмов В.Б. Советское кино как феномен советской культуры // Теория
и практика общественного развития. 2009. ?2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskoe-kino-kak-fenomen-sovetskoy- kultury(дата обращения: 22.03.2019).
30. Фоменко А.Н. О разнице дискурсивных установок в отношении искусства и кино. // Вестник Ленинградского государственного университета им. Пушкина, ? 3, том 2, 2011, с. 214-221
31. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.- М.: Касталь, 1996.- 448 с.
32. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты.: Пер. с нем. М.Кузнецова — М.-СПб, 1997 — 312 с.
33. Щербинина Н.Г. Визуальный феномен в политической репрезентации // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012.
?3 (19). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vizualnyy-fenomen-v-
politicheskoy-reprezentatsii (дата обращения: 14.03.2019).
34.Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // Избранные произведения в шести томах, том 2, М.: изд. «Искусство», 1964 — с. 269-274
35.Эйзенштейн С.М. Режиссура. Искусство мизансцены // Избранные произведения в шести томах, том 4, М.: изд. «Искусство», 1966 — с. 13-674