Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях 5
1.1 Теории гражданской правосубъектности публично-правовых образований 5
1.2 Формы участия публичных образований в гражданских правоотношениях 9
Глава 2. Анализ тенденций и проблем участия публичных образований в гражданско-правовых отношениях 15
2.1 Вопросы участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях 15
2.2 Нормативно-правовое регулирование и судебная практика по искам к публично-правовым образованиям 18
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Актуальность темы. Тема участия публично-правовых образований (далее – ППО) в качестве стороны гражданского правоотношения регулярно поднимается в трудах ученых-правоведов. Сам факт вступления ППО в гражданские правоотношения обусловлен необходимостью решать те или иные хозяйственные и организационные задачи на уровне РФ, ее субъектов и на уровне местного самоуправления. Возможность ППО выступать в качестве субъектов гражданского права предусмотрена нормой статьи 124 ГК РФ. К таким субъектам ГК относит саму РФ, субъекты РФ (согласно статье 65 Конституции РФ), а также административно-территориальные единицы, входящие в состав субъектов.
Также, закон определяет, что, участвуя в гражданских правоотношениях, ППО обладают теми же правами, что и юридические лица в аналогичных правоотношениях, согласно ГК. Как и у прочих участников гражданских правоотношений, ППО обладают своим правовым статусом. Важно уточнить, что понятия «Российская Федерация», «Россия» и «государство» являются синонимичными.
Законодательно правовой статус государства закрепляется в федеральном законодательстве, главенствующее место в котором, безусловно, занимает Конституция РФ. На ее основе принимаются Основные законы субъектов РФ (Конституции республик в составе РФ и Уставы в иных субъектах), которые и определяют правовой статус субъектов РФ. И третий вид ППО, завершающий список, установленный статьей 124 ГК, – муниципальные образования.
Их правовой статус определен соответствующими Уставами муниципальных образований. Государство обладает полномочиями на создание, изменение или прекращение действия норм права, в том числе и гражданского. Однако, при его участии в гражданских правоотношениях, оно находится в равном положении с иными участниками данного правоотношения, а в месте с тем, должно в равно степени с другими соблюдать установленные правила. Помимо Конституции РФ, государственная правосубъектность определяется также и нормами бюджетного законодательства, в котором содержится перечень правоотношений, стороной в которых может выступать РФ.
Предмет исследования – гражданско-правовые отношения. Объект исследования – публично-правовые образования.
Цель данной работы – изучить особенности участия публично-правовых образования в гражданско-правовых отношениях. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Проанализировать теории гражданской правосубъектности публично-правовых образований
2. Изучить формы участия публичных образовании в гражданских правоотношениях
3. Рассмотреть вопросы участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях
4. Охарактеризовать нормативно-правовое регулирование и судебную практику по искам к публично-правовым образованиям
При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
В настоящее время публично-правовые образования принимают активное участие в функционировании государства и взаимодействии с гражданами. Соответствующие органы принимают участие в гражданских отношениях, прежде всего, для того, чтобы достичь определенной намеченной цели.
Несмотря на то, публично-правовые образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений, правовыми нормами предусматриваются определенные отличия относительно правоспособности. Например, анализируя статью 124 Гражданского кодекса, а также позицию КС РФ, можно говорить о том, что к таким образованиям применимо законодательство о юридических лицах, однако с оговоркой о том, что в установленных законом случаях оно не применимо.
Такое положение обуславливается, в первую очередь тем, что в некоторых случаях публично-правовые образования имеют свои особенности, которые вытекают, в большей степени, из особенностей организации публичной власти.
В связи с этим, можно говорить, что, выступая на равных с другими участниками гражданского оборота, у данных образований проявляются особенности, которые, например, можно увидеть в сфере привлечения к ответственности.
ППО и юридические лица в российском гражданском праве роднит тот факт, что и первые, и вторые являются фикцией. Безусловно, что при участии в гражданских правоотношениях они осуществляют те функции, которые предусмотрены законодательством. Однако, ППО изначально обладает правомочиями, которые ставят его выше любых других субъектов гражданского права в угоду того, что государство должно осуществлять нормативно-правовое регулирование, надзорные и иные функции, в том числе, и за гражданским оборотом.
Помимо приведенных нами ранее положений статьи 124 ГК, в ней также содержится норма о том, что в отношении ППО может применяться специальное регулирование на основе закона, так как не все аспекты участия ППО в гражданских правоотношениях предусмотрены ГК. И, безусловно, нельзя слепо проводить аналогию права, касающегося юридических лиц на ППО (например, в части регистрации ю/л, филиалах и пр.). Поэтому однозначным выводом является тот факт, что каждый вид ППО – самостоятельный субъект права, который отличается как от физических, так и от юридических лиц.
Таким образом, резюмируя наше исследование, можем утверждать, что публичноправовое образование – участник гражданского правоотношения; обладает специальной правоспособностью; независимо от иных участников правоотношения; самостоятельно устанавливает нормы права, по которым и действуют все участники гражданского оборота; преследует публичный интерес, представляющий собой совокупность потребностей всего общества; обладает рядом уникальных полномочий, присущих только для ППО.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)//Консультант Плюс
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)//Консультант Плюс
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N 5-П. "По делу о проверке конституционности положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"//Консультант Плюс
5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019//Консультант Плюс
6. Решение Московского городского суда от 10.04.2020 по делу N 3а-3449/2020//Консультант Плюс
7. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
Научная литература
8. Иринова, П.Е. Гражданское право. В 3 томах. Том 2 / П.Е. Иринова – М.: Проспект, 2015. – 926 с.
9. Казанцев, О.Э. Юриспруденция / О.Э. Казанцев– М.: Академия, 2019. – 368 с.
10. Корнеева, П.А. Гражданское право / П.А. Корнеева – М.: Издат, 2017. – 823 с.
11. Коршунов, Н.Д. Гражданское право / Н.Д. Коршунов– М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. – 160 с.
12. Милославская, Е.Г. Гражданское право. Части 3, 4. Шпаргалка / Е.Г. Милославская – М.: РГ-Пресс, 2019. – 128 с.