Введение 3
Глава 1. Исторический контекст возникновения и развития практики партименто 12
1.1. История консерваторий 12
1.1.1. Возникновение консерваторий в Неаполе 12
1.1.2. Зарождение и становление профессиональной музыкальной школы 13
1.2. Внутреннее устройство консерваторий 16
1.3. Музыкальное образование в консерваториях Неаполя 20
1.3.1. Сольфеджио 20
1.3.2. Партименто 23
1.3.3. Контрапункт и композиция 25
1.4. Мастера партименто 25
1.4.1. Франческо Дуранте и Леонардо Лео 27
1.4.2. Феделе Фенароли 28
1.4.3. Джованни Паизиелло 29
Глава 2. Теория и практика партименто 30
2.1. Источники партименто 30
2.1.1. Сборники правил 32
2.2. Правила и формулы партименто 32
2.2.1. Каденции и задержания 36
2.2.2. Правило октавы 39
2.2.3. Ходы баса и модуляции 41
2.3. Реализация партименто 44
2.4. Практика партименто в современной педагогике 46
Заключение 47
Список литературы 48
Приложение I. Нотные примеры 53
Приложение II. Феделе Фенароли. «Правила Музыки» 61
Партименто (ит. partimento, partimenti) — яркое и специфическое явление в итальянской музыке XVII-XIX веков; это тип музыкальной культуры, включающий в себя способ нотной фиксации, методику обучения, композиции и исполнения клавирной музыки. Характерными чертами нотации партименто являются запись на одной строке, частая смена ключей, которая сигнализировала о вступлении темы в другом голосе, изменении фактуры, чередовании tutti-solo и многом другом.
На этапе своего зарождения партименто являлось, фактически, альтернативной системой записи, которая требовала от исполнителя импровизации. Вопрос о происхождении термина partimento остаётся открытым. На протяжении XVII-XIX веков термин соотносился с басом (так как правила партименто касались, в основном, реализации басовой линии). В словаре Гроува говорится:
«Партименто (ит. “разделение”). Термин, часто используемый в конце XVIII и начале XIX вв. чтобы обозначить упражнения для игры цифрованного баса, реже — для аккомпанемента солирующему инструменту <...>. Слово может или не может относиться к практике диминуирования XVII века, то есть исполнения вариаций на повторяющийся (цифрованный) бас; вероятно, термин отражает распространённую в 1700-е годы итальянскую практику записи басовых линий для исполнителей на клавире для переработки [басовых линий] в полноценную пьесу» 1.
Некоторые простые партименти действительно представляют собой басовые линии, однако в более сложных из них в процессе развёртывания материала может появиться любой ключ, даже высокий, как сопрановый или старо-французский скрипичный; часто басовый ключ открывает партименто и (не всегда) завершает его, но в середине пьесы ключи могут постоянно меняться. Итальянский музыковед и пианист Джорджио Сангвинетти назвал партименто «наброском (скетчем), записанном на одной ноткой строке, чья главная цель — направлять клавирную импровизацию пьесы» 2.
Ил.1. Фрагмент фуги Николы Сабатино (Nicola Sabatino, 1705?-1796), записанной в нотации партименто.
Способ нотации партименто показал со временем свой педагогический потенциал и стал применяться в учебной практике. Исследователь партименто Питер Ван Тур пишет: «образовательный контекст помог нам определить термин партименто, показывая его двойную образовательную функцию: с одной стороны, партименти использовались для воспитания музыкального воображения через реализацию цифрованного или нецифрованного баса за клавиатурой, с другой стороны, [партименти использовались] для развития свободного владения письменной композицией». Термин партименто исследователь определил как «нотационное средство, обычно записанное на одной нотной строке в ключе фа, и цифрованное, и нецифрованное, применимое и в игровых, и в письменных работах и используемое для развития навыков в искусстве аккомпанемента, импровизации, диминуции и контрапункта» 1. Педагогика партименто неразрывно связана с четырьмя неаполитанскими консерваториями: Санта-Мария-ди-Лорето (Santa Maria di Loreto), Санта- Мария-делла-Пиета-деи-Туркини (Santa Maria della Pieta dei Turchini), Сант- Онофрио-а-Порта-Капуана (Sant’Onofrio a Porta Capuana) и Повери-ди- Джезу-Кристо (Poveri di Gesu Cristo); именно там в течение XVII-XVIII веков сложилась и расцвела методика обучения партименто. Консерватории стали первыми профессиональными учебными заведениями и завоевали славу в Европе. Изучение их истории началось еще в XIX веке с фундаментального исследования итальянского музыковеда Франческо Флоримо (Francesco Florimo) о неаполитанских консерваториях 2. В XX веке изучение этой темы (с иным историографическим подходом) продолжил Сальваторе Ди Джакомо (Salvatore Di Giacomo) 3.
Теория и практика музыкального образования в консерваториях строились на тройке «сольфеджио — партименто — контрапункт». Прежде, чем приступать к изучению практических дисциплин, ученики в течение как минимум трёх лет (либо, по решению мастера, дольше) занимались сольфеджио, учили наизусть внушительное количество мелодического материала, который впоследствии использовали при реализации партименто. Следует отметить, что сольфеджии (ит. solfeggi) — это в основном упражнения для голоса с басом, они редко пелись a capella. Соответственно, еще на подготовительном неигровом этапе ученики запоминали также и басовый материал. К моменту завершения курса сольфеджио ученики обладали стабильной мелодико-гармонической базой и через игру партименто переходили уже к практическому (за клавиром) изучению правил контрапункта, генерал-баса, импровизации и начальным этапам композиции. Контрапункт был следующей, высшей ступенью обучения; после его прохождения студентам позволялось переходить уже к свободной композиции.
Популярность неаполитанских учителей и их методов привела к распространению партименто по всей Европе, включая Санкт-Петербург 4. О реальных масштабах распространения практики партименто за пределами Италии судитьтрудно, так как пристальное её изучение началось совсем недавно, уже в начале XXI века. Как отмечает в своём исследовании Залина Митюкова, «существует разное понимание статуса этого явления — от гиперболизации его значения в музыке XVIII века до отрицания как такового» 5. Джорджио Сангвинетти в статье «Загадка на ровном месте: partimenti и их значение в музыкальной теории XVIII века», тем не менее, утверждает, что «...каждый композитор в период между XVII и XIX столетиями был подвержен, так или иначе, влиянию неаполитанских мастеров» 6. В качестве примера музыковед цитирует письмо Йозефа Гайдна, в котором говорится, что композитор учился композиции у Николы Порпоры, предположительно в Вене в 1753 году. Порпора преподавал в консерваториях Сант-Онофрио и Санта-Мария-ди-Лорето и учился, в свою очередь, у другого мастера партименто — Гаэтано Греко. Сангвинетти утверждает, что Людвига ван Бетховена, ученика Гайдна, можно рассматривать как представителя третьего поколения студентов Гаэтано Греко. В качестве другого примера можно привести Иоганна Кристиана Баха, который учился у известного мастера партименто из Болоньи падре Мартини. Не так давно манускрипты партименто были обнаружены в Южной Америке 7.
За пределами Италии современное переосмысление партименто началось с работ Карла Густава Феллерера (1902-1984) 8. Вскоре после того, как Феллерер получил докторскую степень (1925 г.), он в качестве доцента поступил на работу в университет Мюнстера, где обнаружил огромные запасы итальянских музыкальных манускриптов из коллекции Фортунато Сантини (Fortunato Santini, 1778-1861) — римского священника, композитора-любителя и библиофила. Сантини собрал самую большую в Европе коллекцию музыкально-педагогических работ XVIII-XIX веков из консерваторий Неаполя. Эти манускрипты легли в основу одного из ранних эссе Феллерера о партименти (1934). Однако к концу Второй мировой войны музыковед прекратил работу над этой темой, и прошли десятилетия, прежде чем вновь возник интерес к партименто. По словам Роберта Гъердингена, диссертация Таральда Боргира The Performance of the Basso Continuo in Seventeenth-Century Italian Music (1971) была, возможно, первой публикацией на английском языке, представляющей научную дискуссию о партименто 9. Следующая диссертация — Александра Зильбегера (1976) Italian Manuscript Sources of Seventeenth-century Keyboard Music — посвящена ранним итальянским клавирным практикам в целом. Затем, уже в 1990-е годы, вышло исследование Томаса Кристенсена о правиле октавы The Regie de l'Oc- tave in Thorough-Bass Theory and Practice (1992), статья Розы Кафиеро Conservatories and the Neapolitan School (1993), в которой описывается преподавание партименто в неаполитанских консерваториях. В нашем веке практика партименто продолжает рассматриваться с разных сторон в ряде статей и диссертаций. Крупнейшие исследования по теме принадлежат Роберту Гъердингену (2007), Джорджио Сангвинетти (2012) и Питеру ван Туру (2015).
Американский музыковед Роберт Гъердинген в своей монографии Music in the Galant Style (2007) выдвинул тезис о том, что галантный стиль композиции занимал господствующее положение в придворной (и не только) музыкальной жизни как Италии, так и Европы на протяжении большей части XVIII века. Гъердинген рассматривает партименто как основу композиции галантного стиля. Техника композиции галантного стиля базировалась на устойчивых музыкальных оборотах, формулах, которые автор определил как schemata (schema в единственном числе). Преимущество данной техники заключается в модульном принципе — пьесы можно сочинять быстро и легко, объединяя заранее заготовленные блоки музыкального материала. Исследователь проделал большую работу по анализу музыкальных формул, распространенных во времена галантного стиля, а также представил технологию игры партименто.
Монография Джорджио Сангвинетти The Art of Partimento: History, Theory and Practice (2012) является первым комплексным исследованием по теме. Сангвинетти рассматривает партименто с разных точек зрения — музыковедческой, теоретической и практической. Его книга состоит из четырех частей. Первая посвящена истории и источникам партименто. В ней автор даёт общее представление о практике, описание источников, рассматривает историю четырех неаполитанских консерваторий (включая их организацию, быт, учебный план), а также генеалогию мастеров партименто. Вторая часть посвящена теории и правилам партименто, так называемым regole, или правилам. Третья и четвертая части — практические, в них Сангвинетти освещает реализацию партименто. Третья часть начинается с объяснений правил и элементарной расшифровки, переходя к более сложным аспектам реализации (таких как имитация, диминуция, ритм, мотивная согласованность). Четвертая часть — это руководство по реализации партименти, сгруппированных по жанру, стилю и форме и организованных по уровню сложности.
В монографии Питера ван Тура Counterpoint and Partimento. Methods of Teaching Composition in Late Eighteenth-Century Naples (2015) приводятся доказательства того, что партименти использовались не только как клавирные упражнения, но и как упражнения в контрапункте. Автор сосредотачивается на изучении преподавания контрапункта в консерваториях Неаполя, рассматривает и сравнивает ведущие в XVIII веке школы Франческо Дуранте и Леонардо Лео. В своей книге ван Тур впервые представляет комплекс важных и до недавнего времени неизвестных манускриптов. На их примере исследователь шаг за шагом демонстрирует, как изучался контрапункт в XVIII столетии.
В отечественной науке практика партименто практически не исследовалась. Впервые партименто упоминается во второй части двухтомной монографии Н. А. Симаковой «Контрапункт строгого письма и фуга» (2007). М. А. Серебренников в своей кандидатской диссертации «Сольная клавирная генерал-бас-фуга эпохи Барокко» (Москва, 2013) рассматривает жанр основанной на basso continuo фуге, которую он называет «генерал-бас-фуга».
Первым специальным трудом на русском языке, посвященным партименто, стала кандидатская диссертация З. З. Митюковой «Партименто в итальянской музыке XVIII века» (Казань, 2018). В диссертации обсуждаются практика партименто, терминологический аппарат, типология партименти, исследуются источники и материалы, которые не рассматривались в российском музыковедении.
В 2020 году британский музыковед Николас Барагванат выпустил монографию The Solfeggio Tradition: a Forgotten Art of Melody in the Long Eighteenth Century, в которой представил детальную историю преподавательской традиции сольфеджио в Неаполе, а также руководство к аутентичному пению упражнений. Исследование представляет большую ценность в контексте изучения партименто, поскольку сольфеджио в неаполитанских консерваториях было начальной и важной дисциплиной, подготавливающей студентов к игре партименто и композиции за клавиром. В этом же году вышла вторая монография Роберта Гъердингена Child Composers in the old conservatories: How Orphans Became Elite Musicians, посвящённая игре партименти, музыкальным схемам (schemata), сольфеджио, а также образовательным методам в неаполитанских консерваториях. Существует дополнение к этой книге в виде Youtube-канала под названием Child Composers.
Актуальность исследования. На сегодняшний день тема партименто в зарубежном музыкознании активно изучается, однако на русском языке тема партименто практически не представлена. Исключения представляют упомянутая выше диссертация (2018) и ряд статей З. Митюковой, в которых даётся более или менее целостная картина теории и практики партименто в Италии. Косвенно к теме партименто, помимо диссертации М. А. Серебренникова (2013), относится факсимильное издание «Музыкальной азбуки» Готфрида Кирхгофа (L’A.B.C. Musical) 1734 года, подготовленное профессором Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт- Петербургской государственной консерватории Анатолием Павловичем Милкой 10. «Музыкальная азбука» — это цикл прелюдий и фуг в шестнадцати наиболее употребимых во времена композитора тональностях. Цикл примечателен тем, что все произведения в нём целиком записаны в нотации партименто и представляют жанр партименто-фуги 11. В издании также присутствует реализации всех прелюдий и фуг, выполненные Анатолием Павловичем.
Объектом исследования является партименто. Предмет исследования — теория, практика и педагогика партименто в неаполитанских консерваториях. Цели работы:
1. Рассмотреть образовательную систему в консерваториях Неаполя XVIII века и выявить причины её эффективности.
2. Рассмотреть практику партименто в неаполитанской традиции.
В настоящей диссертации поднимаются следующие вопросы:
1. На чём основывалось музыкальное образование в консерваториях Неаполя?
2. На каких теоретических трудах основывалась практика партименто?
3. Из каких элементов состоит практика партименто?
4. В чём заключалась педагогическая эффективность партименто?
5. Является ли возможным интегрировать практику партименто в современный образовательный процесс?
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Сбор и изучение научных исследований по теме.
2. Сбор и анализ исторических документов и нотных материалов.
Дополнительно подготовлен перевод на русский язык одного из важнейших документов в теории партименто Regole Musicale Феделе Фенароли (1775).
В заключение можно выделить следующее.
1. Эффективность системы музыкального образования в консерваториях Неаполя заключалась в синергии теоретических и практических дисциплин. Теория не была отдельной наукой, но была поставлена на службу практики, то есть, импровизации и сочинении актуальной музыки. Другой причиной эффективности являлась необходимость дать ученикам такое образование, которое позволило бы им зарабатывать на жизнь написанием музыки, то есть, обучить ремеслу. Успех образовательной системы демонстрируют поколения композиторов - выпускников консерваторий.
2. Практику партименто лучше рассматривать в контексте всего музыкального образования в консерваториях, поскольку партименто являлось частью связанной и цельной системы.
Тема партименто будет интересна в первую очередь тем музыкантам, которые занимаются исторически информированным исполнительством. Тем не менее, сама система партименто, поскольку она основана на комбинировании прекомпозитных музыкальных блоков, может быть адаптирована к различным музыкальным стилям и, предположительно, конкурировать с современным курсом гармонии. Преимуществом системы партименто является прямая направленность на обучение импровизации и композиции через игру на клавире. Однако для подобной интеграции необходимо создать внушительный корпус мелодических образцов, формул, законченные пьесы в разных жанрах, а также подробно описанные правила. Другой проблемой является отсутствие подготовленных учителей. Поэтому наиболее вероятным на сегодняшний день представляется введение правил партименто в курс генерал-баса.
1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — М.: Музыка, 1971. — 376 с.
2. Митюкова, З.З. Гаэтано Греко и зарождение практики partimento / З. З. Митюкова // Музыка: искусство, наука, практика: науч. журнал Казанской гос. консерватории. — 2018. — № 1. — С. 11-24.
3. Митюкова, З. З.КарлоКотумаччи:правилаипринципырагйтепй / З. З. Митюкова // Старинная музыка. — 2017. — № 3. — С. 24-29.
4. Митюкова, З. З. Неаполитанские «консерватории»-приюты XVIII века какпедагогический феномен / З. З. Митюкова // Ученые записки РАМ им/Гнесиных. — 2017. — № 4. — С. 70-84.
5. Митюкова, З. З. Партименто в итальянской музыке XVIII века / дис.канд. искусствоведения : 17.00.02, защищена 22.11.2018 / Митюкова З. З. — Казань, 2018. — 241 с.
6. Митюкова, З. З. Партименто как объект исследования в музыкальной науке XXI века / З. З. Митюкова // Вестник Санкт-Петербургского универ- ситета.Искусствоведение. — 2018. — Т. 8. Вып. 2. — С. 179-194.
7. Митюкова, З. З. Педагогическая практика partimento и ее русское отражение / З. З. Митюкова // Музыка и время. — 2016. — № 10. — С. 45-49.
8. Митюкова, З. З. Сольфеджио и партименто в итальянской музыкальной педагогике XVIII века / З. З. Митюкова // Музыкальная Академия. — 2018. — № 2. — С. 167-174.
9. Митюкова, З. З. Partimento как вид импровизационной педагогической практики XVIII века / З. З. Митюкова, А. Л. Маклыгин // Музыка: искусство, наука, практика : науч. журнал Казанской гос. консерватории. — 2015. —№ 3. — С. 11-22.
10. Сангвинетти, Дж. Загадка на ровном месте: partimenti и их значение в музыкальной теории XVIII века // Журнал Общества теории музыки: выпуск 3 (19) . — 2017. — С. 51-59.
11. Baragwanath, N. The Solfeggio Tradition: a Forgotten Art of Melody in the Long Eighteenth Century. — New York: Oxford University Press, 2020. — ISBN 978-0-197-51411-5.
12. Burney, Ch. The Present State of Music in France and Italy, 1773.
13. Butler, M. Italian Opera in the Eighteenth Century // The Cambridge History of Eighteenth-Century Music / ed. by Simon P. Keefe. — New York: Cambridge University Press, 2009. —Pp. 204-271. — ISBN 978-0-521-66319-9.
14. Cafiero, R. The Early Reception of Neapolitan Partimento Theory in France: A Survey // Journal of Music Theory, 2007. — Vol. 51, No. 1, Partimenti. — P. 137-159.
15. Cafiero, R. Conservatories and the Neapolitan School: a European model at the end of the eighteenth century? // Musical Education in Europe (1770-1914). — Vol. 1, 2005. — P. 15-29. — ISBN 3-8305-1099-3.
...