Введение .................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ НАРРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ И СУЩНОСТЬ
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА............................................ 7
1.1. Категория нарративной стратегии .............................................................. 7
1.2. Сущность научно-фантастического дискурса ......................................... 11
ГЛАВА 2. НАРРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ «СМЕРТЬ ЗА ИДЕЮ» В
РОМАНЕ А. И Б. СТРУГАЦКИХ «СТРАНА БАГРОВЫХ ТУЧ» ............ 16
2.1. Идейный уровень: утопичность, жертвенность и альтруизм ................. 16
2.2. Художественный мир и хронотоп романа «Страна багровых туч»....... 25
2.3. От стажера до сверхчеловека: эволюция героя раннего творчества
братьев Стругацких............................................................................................ 31
2.4. Черты приключенческого романа, композиционная структура
произведения и динамика сюжета .................................................................... 37
ГЛАВА 3. НАРРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ «СМЕРТЬ ИДЕИ» В РОМАНЕ
«ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ» А. И Б. СТРУГАЦКИХ ........................................ 44
3.1. Мифологические образы как элементы художественного мира романа
«Град Обреченный» ........................................................................................... 44
3.2. Нарративная эквивалентность локальных хронотопов романа «Град
Обреченный» ...................................................................................................... 49
3.3. Эволюция главного героя........................................................................... 56
3.4. Нарративная интрига романа и мотив инициации .................................. 61
3.5. Об идейном уровне романа: проблема деидеологизации и обращения к
культуре............................................................................................................... 65
Заключение ........................................................................................................... 72
Список использованной литературы .............................................................. 74
Творческий дуэт Аркадия и Бориса Стругацких вошел в пространство
отечественной литературы с повестью «Страна багровых туч», написанной в
1956 году (опубликовано произведение было годом позже). После теплого
приема повести читателями и благоприятных отзывов критиков братья
Стругацкие продолжат совместную творческую деятельность и уже к середине
1960-х годов станут наиболее популярными писателями-фантастами в СССР.
В писательском ремесле братья станут очень продуктивными: за все время
совместной работы (вплоть до смерти Аркадия в 1991 году) Стругацкие
напишут более двадцати романов и двух десятков рассказов, три пьесы, а
также несколько сценариев.
Их ранние произведения расходились многочисленными тиражами, а
после того, как Стругацкие потеряли возможность печататься, их повести
продолжали пользоваться огромным спросом благодаря самиздату.
Подобная популярность писателей объясняется рядом причин: именно с
фамилией Стругацких главным образом связывают становление философской
фантастики; благодаря Стругацким фантастика постепенно перестает
считаться «низким» жанром; с прозы Стругацких начался переход советской
фантастики от идеологического инструмента к художественной литературе
как таковой. Творчество Стругацких не исчерпывается одним фантастическим
антуражем, который является лишь условием постановки острых вопросов и
освещения морально-этических и социальных проблем.
Несмотря на популярность Стругацких среди читательской аудитории и
наличие крупных исследований, посвященных их текстам, в
«стругацковедении» по-прежнему имеются лакуны.
Ранний этап исследований творчества Стругацких характеризуется, по
большей части, фокусировской внимания на идеологическом содержании
произведений Стругацких, а также взаимосвязи их творчества с политической
обстановкой в СССР. Для данной исследовательской области важными
работами являются, например, такие книги как «Братья Стругацкие»1 В.
Кайтоха и «Двойная звезда»2 Б. Л. Вишневского.
Существует ряд работ, посвященных лингвистическому анализу
художественного языка стиля Стругацких. В данной сфере исследований
работали В. П. Изотов и И. В. Изотова3, В. В. Рожков4, Р. Е. Тельпов5 и М. В. Шпильман6.
К проблеме рецепции творчества Стругацких в литературоведении и
критике обращалась А. В. Кузнецова7.
Поэтика Стругацких также неоднократно становилась предметом
научного осмысления. Пристальное внимание уделялось таким чертам
поэтики произведений Стругацких как аллегоричность (Е. Гомель8, Д. Сувин9)
и интертекстуальность (Амусин10, Окулов11 и др.).
Анализу художественного мира текстов Стругацких посвятила свою
диссертацию Э. В. Бардасова12. В ней художественный мир произведений
братьев-фантастов рассматривается на основании типологии возможных
миров, которую предложил философ Яаако Хинтикки.
Несколько крупных исследований затрагивали проблему связи
творчества Стругацких и мифа. Так, Ивонна Хауэлл в своей диссертации
«Апокалиптический реализм: Научная фантастика Аркадия и Бориса
Стругацких»13 настаивает на том, что Стругацкие конструируют свои миры на
основании мифа об Апокалипсисе, что и определяет их специфику, а повесть
«Волны гасят ветер» напрямую связывает с Евангелиями. В своем
диссертационном исследовании «Мифопоэтическая организация трилогии А.
и Б. Стругацких “Обитаемый остров”, “Жук в муравейнике”, “Волны гасят
ветер”»14 Т. О. Надежкина утверждает, что «в своей трилогии Стругацкие
создают три мифопоэтические модели мира, построенные по принципу
бинарных оппозиций и воплощающие наиболее типичные черты
общественной атмосферы России периодов 1960-х, 1970-х и 1980-х гг.»15
Наиболее важные системные обзоры творчества Стругацких и их
биографии были написаны уже упомянутыми Амусиным и Кайтохом, а также
А. Скаландисом16 и Д. В. Володихиным в соавторстве с Г. М. Прашкевичем17.
Однако, несмотря на многообразие аспектов творчества Стругацких,
которые подвергались научному осмыслению, до сих пор их произведения не
рассматривались в качестве нарратологического, в строгом смысле слова,
исследования. Поэтика Стругацких претерпела колоссальные изменения за
тридцатилетний период. Представляется, что, проанализировав и сравнив
различные нарративные стратегии, которые Стругацкие использовали в самом
начале и самом конце своей писательской карьеры, можно лучше понять, в чем
состояла эта эволюция.
Таким образом, актуальность и научная новизна предполагаемого
исследования обусловлены тем, что произведения братьев Стругацких до сих
пор не подвергались объемному нарратологическому анализу, а также не было
сформулировано своеобразие нарративных стратегий, используемых
Стругацкими в своих произведениях на разных этапах их творчества.
Объект исследования – романы «Страна багровых туч» и «Град
Обреченный» братьев Стругацких.
Предметом исследования являются нарративные стратегии,
используемые Аркадием и Борисом Стругацкими в романах «Страна багровых
туч» и «Град Обреченный».
Целью исследования является анализ нарративных стратегий творчества
братьев Стругацких на раннем и позднем этапе развития.
Исходя из цели исследования, мы можем сформулировать следующие задачи:
● сформулировать категорию нарративной стратегии;
● проанализировать отличия метода построения сюжета в
произведениях Стругацких двух разных периодов;
● охарактеризовать своеобразие нарративных стратегий романов
«Страна багровых туч» и «Град Обреченный».
Теоретической базой исследования являются научные работы в области
нарратологии. Главным образом использовались труды В. Шмида
(«Нарратология»18) и В. И. Тюпы («Нарратология как аналитика
повествовательного дискурса»19, «Очерки современной нарратологии»20,
«“Доктор Живаго”»: композиция и архитектоника»21, «Нарративная стратегия
романа»22 и т. д.). По мере необходимости для исследования привлекались и
другие авторитетные методики: некоторые положения рецептивной эстетики,
неориторики, феноменологии, идеи М. Фуко, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина и др.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.
Нарративные стратегии, которые братья Стругацкие используют в
периоды своего раннего и позднего творчества позволяют проследить
эволюцию их творческого метода и художественного стиля.
Стратегия «смерти за идею» характерна для произведений Стругацких
раннего, романтического периода. Они включают в себя такие элементы как
изображение утопического художественного мира (как апофеоз – «Мир
Полудня»); соответствие канонам соцреализма и «твердой» научной
фантастики; главный герой, для которого действия гораздо важнее рефлексии;
главный конфликт, заключающийся не в противостоянии героев друг другу, а
в противоборстве человека с силами природы; центрообразующая роль в
повествовании художественного допущения, научной информации и описания
технических достижений.
Со временем менялись убеждения Стругацких и их взгляды на мир, что
ознаменовало их обращение к социально-философской проблематике и
усложнение собственного художественного стиля.
На смену герою-романтику приходит новый тип героя, способный не
только на действия, но и на рассуждения. Их произведения становятся все
более сложно устроенными и обращаются к теме человеческого
несовершенства. Структура текстов Стругацких усложняется за счет
включения в них нескольких смысловых уровней и использования образов
мировой культуры в качестве смыслообразующих, благодаря чему становится
возможным множество интерпретаций. Использование фантастических
допущений и вовсе сходит на нет, а отбор элементов предметного мира
переходит от технических подробностей к описанию быта. Их поздние
произведения переросли жанр научной фантастики и вышли на новый уровень
за счет большей притчевости и иносказательности.
Подобный переход обусловлен как личностным ростом Стругацких и
развитием их собственного писательского мастерства, так и той
действительностью, в которой им пришлось существовать.
Роман «Град Обреченный» ознаменовал окончательный переход в
творчестве Стругацких к новому творческому методу, в частности – к
стратегии «смерти идеи».
В рамках исследования сущность каждой из двух стратегий, а также
описанный нами переход от одной нарративной стратегии к другой, на наш
взгляд, был обоснован и доказан. В качестве главных художественных
элементов, реализующих ту или иную стратегию, нами были выбраны
идейный уровень каждого из произведений, их художественный мир, главные
герое, хронотоп и композиционная структура.
Таким образом, нарративная стратегия «Смерть за идею», реализуемая в
повести «Страна багровых туч», включает в себя следующие элементы:
1. Идеи утопического общества, альтруизма и жертвенности рад
общественного блага;
2. Рациональная художественная картина мира;
3. Открытый хронотоп;
4. Главный герой – человек действия;
5. Хронологическая композиционная структура.
Нарративная стратегия «Смерть идеи», реализуемая в романе «Град
Обреченный», состоит из следующих элементов:
1. Идея деидеологизации и потери нравственного ориентира;
2. Необъяснимость природы событий художественного мира и их хаотичность;
3. Хронотоп пространства, замкнутого в самом себе;
4. Главный герой – рефлексирующий человек в процессе духовного поиска;
5. Кольцевая композиция.
Источники
1. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Страна багровых // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 1. 1955-1959. Страна багровых туч; Путь на Амальтею;
Извне; Рассказы. М.: Издательство АСТ, 2018. С. 7–290.
2. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Полдень, XXII век // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 2. 1960-1962. Полдень, XXII век; Стажеры; В наше
интересное время. М.: Издательство АСТ, 2018. С. 5–296.
3. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Стажеры // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 2. 1960-1962. Полдень, XXII век; Стажеры; В наше
интересное время. М.: Издательство АСТ, 2018. С. 297–512.
4. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Попытка к бегству // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 3. 1961–1963. Попытка к бегству; Далекая радуга; Трудно
быть богом; Понедельник начинается в субботу. М.: Издательство АСТ, 2019. С. 5–110.
5. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Далекая радуга // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 3. 1961–1963. Попытка к бегству; Далекая радуга; Трудно
быть богом; Понедельник начинается в субботу. М.: Издательство АСТ, 2019. С. 111–226.
6. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Трудно быть богом //
Собрание сочинений в 14 т. Т. 3. 1961-1963. Попытка к бегству; Далекая
радуга; Трудно быть богом; Понедельник начинается в субботу. М.:
Издательство АСТ, 2019. С. 227–392.
7. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Понедельник начинается в
субботу // Собрание сочинений в 14 т. Т. 3. 1961–1963. Попытка к бегству;
Далекая радуга; Трудно быть богом; Понедельник начинается в субботу. М.:
Издательство АСТ, 2019. С. 393–598.
8. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Хищные вещи века //
Собрание сочинений в 14 т. Т. 4. 1964–1966. Хищные вещи века;
Беспокойство; Улитка на склоне; Второе нашествие марсиан. М.:
Издательство АСТ, 2020. С. 5–166.
9. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Улитка на склоне // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 4. 1964–1966. Хищные вещи века; Беспокойство; Улитка
на склоне; Второе нашествие марсиан. М.: Издательство АСТ, 2020. С. 263–454.
10. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Пикник на обочине //
Собрание сочинений в 14 т. Т. 6. 1969–1973. Отель «У погибшего альпиниста»;
Малыш; Пикник на обочине; Парень из преисподней. М.: Издательство АСТ,
2019. С. 321–474.
11. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Град обреченный // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 7. 1973–1978. За миллиард до конца света; Град
обреченный; Повесть о дружбе и недружбе. М.: Издательство АСТ, 2019. С. 125–500.
Список научной литературы
1. Амусин М. От утопии к атараксии // Вопросы литературы. 2013.
No4. С. 224-255.
2. Амусин М. Стругацкие и фантастика текста // Звезда (СПб). 2000.
No7. С. 208–216.
3. Бардасова Э. В. Концепция «возможных миров» в свете
эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких : дисс. ... канд.
филол. наук. Казань, Казанский государственный университет. 1995. 159 с.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования
разных лет. М.: Худож. лит, 1975. 502 с.
...