Объект исследования -ООО "Автохимснаб" (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Сургут).
Основной вид деятельности - торговля оптовая чистящими средствами.
Проведен анализ финансового состояния за 2020 - 2022 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МАРКЕТИНГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 13
1.3 УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВТОХИМСНАБ» 36
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АВТОХИМСНАБ» 36
2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АВТОХИМСНАБ» 41
2.3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АВТОХИМСНАБ» 49
2.4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АВТОХИМСНАБ» 55
2.5 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 60
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложения…………………………………………..…………………………70
Эффективность рыночного механизма состоит в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно- технического прогресса. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безошибочно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды, и именно от того, как осуществляется маркетинговая деятельность, зависит эффективность работы компании. Важная роль в организации отведена менеджменту, который решает разноплановые задачи. Но эффективность деятельности любых организаций в значительной степени зависит так же от маркетинговой системы [1, С. 389].
Многолетняя практика маркетинговой деятельности убедительно доказывает, что в конкурентной среде только использование концепции маркетинга позволяет субъектам рынка наиболее эффективно решать проблему сбыта товаров и услуг [2, С. 162]. Маркетинг может подсказать, куда двигаться компании и чего в принципе в общих чертах можно ожидать в перспективе.
Сегодня обеспечение высокого качества управления предприятием, под которым понимается эффективное и действенное управление сложной хозяйственной системой, состоящей из функционально взаимосвязанных специализированных структурных подразделений, исключающее принятие несогласованных и ошибочных управленческих решений, приобретает первостепенное значение и особую актуальность.
Тема выпускной квалификационной работы «Совершенствование маркетинга предприятия». Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных, нестабильных условиях на рынке, каждое предприятие в той или иной степени находится в группе риска. Эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления: организации, планирования и системы контроля на предприятии. При этом элемент планирования первичен в основных составляющих. Отправной точкой деятельности любого предприятия должны быть нужды и потребности его потребителей. Это называется рыночной ориентацией, что означает приспособление кадровых, финансовых и материальных ресурсов компании к потребности потребителей. Во многих компаниях есть специальный отдел маркетинга, который и занимается рыночной ориентацией.
В связи свыше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес.
Объектом данного исследования является предприятие ООО «Автохимснаб».
Предмет исследования: маркетинговая деятельность предприятия ООО «Автохимснаб».
Цель выпускной квалификационной работы: исследование теоретических и методических основ управления маркетинговой деятельностью предприятия и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Автохимснаб».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить понятие и роль маркетинговой деятельности предприятия;
2. Ознакомиться с организационной структурой предприятия ООО «Автохимснаб»;
3. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО «Автохимснаб» как объекта управления;
4. Провести анализ маркетинговой деятельности и среды предприятия ООО «Автохимснаб»;
5. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности предприятия ООО «Автохимснаб».
6. Произвести расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили российские и иностранные издания, посвященные маркетингу и маркетинговой деятельности на предприятии.
Эмпирическую базу в выпускной квалификационной работе составили бухгалтерская отчетность предприятия и результаты маркетингового исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации, представляющие научный и практический интерес для совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
Практическая значимость: разработанные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия могут быть использованы в ООО «Автохимснаб». При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые материалы, методические рекомендации, инструкции, а также монографические и другие издания.
В структуру выпускной квалификационной работы входят: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Работа изложена на 78 страницах. При написании выпускной квалификационной работы использовано 34 источника литературы, 13 таблиц, 7 рисунков и 3 приложения.
В современных условиях ведения бизнеса актуальность отлаженной маркетинговой деятельности в практической деятельности предприятий не зависимо от сферы ее деятельности не вызывает сомнения. Проблема состоит в том, что российские предприниматели применяют отдельные положения маркетинга в целях совершенствования и развития отдельных сторон деятельности компании, не имея комплексной системы маркетинга, не разрабатывая маркетинговых программ, не планируя маркетинговую деятельность на долгосрочную перспективу. Это обуславливает научный интерес к изучению проблемы совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
Лучший механизм управления переменами в маркетинге означает интеграцию всех форм и методов маркетинговой деятельности, которые жизненно важны для развития предприятия. Кроме того, по мере развития производства и потребления возникают все новые основания для совершенствования механизма их взаимодействия, и, как результат, меняются акценты и ракурсы управленческой концепции – маркетинга [33, С. 498].
Настоящая работа посвящена разработке мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Автохимснаб» с учетом теоретического анализа и анализа деятельности предприятия как субъекта управления.
В первом теоретическом разделе выпускной квалификационной работы основное внимание уделено понятию маркетинга, содержанию концепции управления маркетингом, рассмотрены подходы к управлению маркетинговой деятельности и способы ее совершенствования.
Маркетинговая деятельность – это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. Для повышения эффективности работы предприятия в целом, совершенствования маркетинговой деятельности необходимы следующие мероприятия:
- правильное построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
- подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) необходимой высокой квалификации;
- создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговой службы предприятия;
- четкое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности в системе управления маркетингом;
- организация эффективного взаимодействия маркетинговых служб с остальными службами предприятия [34, С. 214].
Во второй главе внимание уделено рассмотрению организации деятельности и динамики основных показателей деятельности предприятия. Также данная глава носит рекомендательный характер, в ней содержится анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Автохимснаб» и предложены мероприятия по ее совершенствованию.
Основными результатами, проведенного в дипломной работе исследования, явились:
1) обоснование необходимости совершенствования маркетинговой деятельности на основе реалий рыночного состояния, сферы деятельности предприятия, конкурентной среды;
2) анализ основных показателей деятельности предприятия, относящихся к проблеме исследования, на основе которого выявлены сложившиеся тенденции развития предприятия;
3) разработка плана мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности, способствующих повышению эффективности деятельности предприятия в целом. В частности даны следующие рекомендации: внедрение должности маркетолога, создание и организация рабочего места маркетолога, усовершенствование политики продвижения предприятия.
Маркетолог сможет интегрировать маркетинговые мероприятия в четкую систему, поможет в полной мере реализовать возможности, предоставляемые внешней средой. Объединение всех функций внутри одной системы, взаимосвязанных элементов, где каждый элемент будет иметь свою значимость, и последовательность в выполнении работы, приведет к повышению эффективности работы предприятия в целом.
По результатам расчетов, предложенные мероприятия окупятся на третий год, если быть точнее через 2.5 года. Для небольших проектов нормальный срок окупаемости равен от полутора до трех лет.
Практическая значимость результатов дипломного исследования определяется возможностью использования разработанных рекомендаций в практической деятельности предприятия ООО «Автохимснаб».
1 Самаева Е.В., Эрдниева Э.В., Сюкиев Д.Н., Каруев Б.Н., Самаева А.Д. //«Совершенствование и оценка эффективности маркетинговой деятельности на предприятии» // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 386-391.
2 Овчаренко Н. А. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и Ко. 2020. 162 с.
3 Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. / «Маркетинг: Учебное пособие» / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m49/1.htm (дата обращения 12.08.2023).
4 Гавриленко Н. И. / «Маркетинг: Учебники и пособия для вузов» / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fenzin.org/online/220767 (дата обращения 14.08.2023).
5 Горнштейн М.Ю. Современный маркетинг: Монография, 4-е изд.- М.: Дашков и К, 2022.- 404 с.
6 Карпова С.В. /Международный маркетинг: Учебник и практикум для бакалавров, 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К,/ 2021.- 296 с.
7 Цахаев, Р. К. //Маркетинг : учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. – 5-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 548 с.
8 Парамонова Т.Н., Красюк И.Н., Лукашевич В.В.// Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров, 3-е изд., стер./ М.: Дашков и К, 2022.- 282 с.
9 Рыжикова ,Т. Н. /Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг : учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 225 с.
10 Овсянников, А. А. /Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 219 с.
11 Завгородняя, А. В. /Маркетинговое планирование : учебное пособие для вузов / А. В. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 340 с.
12 Морозова А.Л. /Технология создания и развития личного бренда для специалистов, экспертов, предпринимателей./- М.:Русайнс, 2021.- 102 с.
13 «Управление маркетингом и организация маркетинговой деятельности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.grandars.ru/student/marketing/organizaciya-marketingovoy-deyatelnosti.html (дата обращения 17.08.2023).
14 Винокур М. Е. Организация производства и менеджмент.Учебно-методический комплекс. — М.: Проспект. 2020. 168 с.
15 Смольянинова Е.Н. //Совершенствование системы менеджмента качества на предприятиях розничной торговли // Е. Н. Смольянинова, Е. М. Трапезникова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9, № 3 (32). – С. 321-325.
16 Егоршин, А. П. /Эффективный маркетинг организации : учебник для вузов / А. П. Егоршин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. — 302 с.
17 «Маркетинговые показатели – основные метрики и как их отслеживать?» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://atlanty.ru/media/marketingovye-pokazateli-kak-otsenit-effektivnost-marketinga/ (дата обращения 20.08.2023).
18 Единый государственный реестр юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ) //Сведения о юридическом лице ООО «Автохимснаб»//.
19 Организационно-правовые нормативные акты: Устав ООО «Автохимснаб».
20 ООО «Автохимснаб» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/1421218 (дата обращения 21.08.2023).
21 Кривицкая Т.В. //Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации // Экономика и управление: социальный, экономический и инженерный аспекты : сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. – Брест : БрГТУ, 2022. – Ч. 1. – С. 90–94.
22 Штатное расписание ООО «Автохимснаб».
23 Латышова Л.С. /Маркетинговый анализ: инструментарий и кейсы: Учебное пособие, 3-е изд./- М.: Дашков и К, 2021.- 142 с.
24 Абаев А.Л. /Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник для бакалавров, 3-е изд., перераб./ Абаев А.Л., Алексунин В.А., Гуриева М.Т. Под ред. Абаева А.Л., Алексунина В.А. - М.: Дашков и К, 2021.- 433 с.
25 Данные управленческого учета ООО «Автохимснаб» за 2020, 2021 и 2022 годы.
26 Внутренние документы ООО «Автохимснаб» /финансово-бухгалтерские/ Счета и Главная книга.
27 Внутренние документы ООО «Автохимснаб» //финансово-бухгалтерские// Годовые отчеты.
28 Дилерские и прочие договоры, заключенные между ООО «Автохимснаб» и его поставщиками.
29 Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 18.11.2022) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
30 Плиский Н. /Реклама ее значение, происхождение и история./ Примеры рекламирования. – М.: ИП Секачев В.Ю., 2021.- 184 с.
31 Киселев, А. Г. /Теория и практика массовой информации. Общество. СМИ. Власть / А.Г. Киселев. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 432 c.
32 Дронов, Р. И. /Оценка финансового состояния предприятия / Р.И Дронов -М.: Финансы. – 2021. – 155 с.
33 Сысоева Е. Ф., Барабанов А. И., Гаврилова А. Н. //Финансовый менеджмент. Учебное пособие. //— М.: КноРус. 2020. 498 с.
34 Скляр Е.Н., Авдеенко Г.И., Алексунин В.А.- М.: Дашков и К, 2021 . // Маркетинговые исследования: Практикум, 3-е изд., стер.// - 214 с.