Введение 2
Глава 1. Рукописные памятники в музейных и библиотечных 6
собраниях
§1. Рукопись как музейный предмет 6
§2. Особенности нотированных рукописей
Глава 2. Хранение древнерусских нотированных рукописей 23
§1. Особенности хранения рукописей 23
§2. Проблемы каталогизации нотированных рукописей в музейных и библиотечных собраниях 30
2.2.1. Санкт-Петербург 31
2.2.2. Москва 34
Глава 3. Экспонирование древнерусских нотированных рукописей
39
§1. Организация экспозиций в музеях и библиотеках
§2. Йотированные рукописи в составе экспозиций музеев и библиотек 41
42
2.2.1. Российская национальная библиотека
2.2.2. Государственный Исторический музей 51
52
2.2.3. Российская государственная библиотека
2.2.4. Региональные и зарубежные музеи и библиотеки 54
Заключение 58
Список литературы 61
Список источников 68
Список принятых сокращений 70
Приложение 1 72
Приложение 2 75
Приложение 3
В настоящее время наблюдается возрождение интереса к древнерусской профессиональной музыкальной культуре. Это связано со многими аспектами. Одним из главных является стремление полнее погрузиться в музыкальное средневековье; обнаружить закономерности создания музыкальных текстов; выявить основы фиксации нотных знаков, традиции звучания.
Основным источником информации являются рукописные и старопечатные книги. В свою очередь, сами рукописи представляют обширный материал для изучения, а нотированные манускрипты до сих пор во многом остаются загадкой, привлекая только специалистов в области музыкальной медиевистики.
Нотированные рукописи, являющиеся объектом исследования данной работы, представляют особый пласт культуры. Эти памятники - одна из составляющих национального культурного наследия, уникальные носители исторической памяти, под которой в целом подразумевается «совокупность научных знаний, культурных и научно-технических достижений, предметов декоративно-прикладного искусства, характеризующихся эмоциональной восприимчивостью и творческим подходом человека, уникальностью и неповторимостью образа» . Нотированные манускрипты - это памятники древнерусского профессионального музыкального творчества, тесно связанного с духовной культурой. В целом певческие рукописи представляют собой сборники богослужебных книг с зафиксированной в них, помимо богослужебного текста, формой нотации - невменной (крюковой) или пятилинейной.
Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга исследователей и не привлекают внимания широкой аудитории. Большинство специалистов обращаются к этим памятникам в контексте решения отдельных аспектов или явлений древнерусского искусства. Рассмотрение рукописи как исторического памятника, культурной ценности, музейного экспоната является предметом данной работы.
Выявленный к настоящему времени корпус нотированных рукописных книг рассредоточен в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга, а также в собраниях региональных музеев и библиотек. Основная часть памятников находится в библиотечных собраниях (отделы рукописей Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и др.), часть - в музейных фондах (Государственный исторический музей и др.). В этих учреждениях находятся наиболее представительные, крупнейшие исторически сложившиеся собрания; хранятся рукописные памятники Древней Руси мирового значения - Остромирово Евангелие, Лицевой летописный свод, древнерусские Кондакари.
Актуальность работы обусловлена тем, что хранение и экспонирование древнерусских нотированных рукописей не являлось ранее предметом исследования, а также не рассматривалось с точки зрения нотированной рукописи как музейного предмета. Большинство рукописей, имеющих важное практическое значение, датируются XVI-XVII вв. Количество памятников этого периода исчисляется тысячами экземпляров и сравнительно большим числом списков. В связи с этим возникает вопрос выработки критериев отбора рукописей для исследования, экспозиции и публикации, а также проблема хранения и реставрации. Эти факторы определили хронологические рамки настоящей работы.
Хранение и экспонирование любых рукописей имеют ряд особенностей, однако вследствие некоторых причин именно музыкальные рукописные памятники требуют особого внимания. Находясь в музейной или библиотечной среде, эти рукописи неизменно включаются в состав различных экспозиций. Кроме того, нотированные манускрипты являются экспонатами, которые возможно «озвучить»: многие выставки древнерусского искусства сопровождаются музыкальными фрагментами, почерпнутыми из экспонируемых источников, и свидетельствуют о высоком уровне древнерусской музыкальной культуры. Это обусловило цель работы: рассмотреть нотированные рукописи в контексте особенностей их хранения и экспонирования в музейной и библиотечной среде. Из этого положения вытекает ряд задач, в которые входит:
• обозначить особенности и свойства нотированных рукописей;
• обусловить роль и место нотированной рукописи в контексте понятия музейного предмета;
• охарактеризовать особенности хранения и каталогизации нотированных рукописей в музейной и библиотечной среде;
• провести анализ экспозиций, в которых участвуют нотированные памятники;
• выявить особенности и проблемы представления нотированных рукописей в виртуальном пространстве.
Изучение нотированных рукописей находится на стыке таких дисциплин как история, искусствоведение, музыковедение, текстология, палеография. Поэтому при рассмотрении рукописи как музейного предмета требуется междисциплинарный подход, с применением как общенаучных методов (сравнения, анализа), так и методов специальных наук - музеологии, источниковедения, палеографии, археографии, музыкальной медиевистики.
Теоретические положения данной работы могут использоваться в работе музеологов, искусствоведов, при организации выставок.
Часть положений работы была озвучена в докладе «Из истории изучения древнерусских нотированных руокписей» в рамках научно - практической конференции молодых ученых «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение: глобальные перспективы и локальные возможности», посвященной 305-летию Библиотеки Российской академии наук и 295-летию Российской академии наук 29 ноября 2019 г.
Еще в 80-е гг. ХХ в. Н. Н. Розов писал о том, что «представляются весьма заманчивыми перспективы изучения зрительного и слухового восприятия русских рукописных певческих книг». Это утверждение представляется актуальным в контексте музееведения.
Работа состоит из Введения; трех глав, поделенных на параграфы, где раскрываются основные положения; Заключения, в котором подводятся итоги исследования; Списка сокращений; Списка использованной литературы. Работу заключает раздел Приложений, состоящий из трех частей. В первой части дается описание рукописи, выполненное в рамках самостоятельных занятий в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Вторая часть содержит иллюстрации систем хранения рукописей в Российской национальной и Российской государственной библиотеках, а также примеры реставрационной деятельности. Заключительная часть Приложений содержит иллюстрации экспозиций с участием нотированных рукописей.
Древнерусские нотированные рукописи рассматривались в данной работе как уникальные, выдающиеся памятники музыкальной культуры Древней Руси. Они являются источником для исследования в различных областях науки: истории, источниковедения, искусствоведения, музееведения, текстологии, палеографии, музыковедения и других. Нотированные рукописи обладают большим количеством функций и смыслов, находясь как в составе музейной экспозиции, так и являясь библиотечным документом (что не исключает экспозиционной функции). Это «звучащие» памятники, материал содержания которых имеет большое практическое значение.
• В результате анализа сходств и различий музейной и библиотечной работы, рассмотрения вопроса о положении нотированных рукописей среди музейных и библиотечных коллекций были получены следующие выводы: Музеи, библиотеки и архивы имеют несколько общих основных принципов работы, на основании которых уместно рассматривать рукопись в контексте документа, культурной ценности и исторического источника;
• Рукописи, в том числе нотированные, можно рассматривать с точки зрения музейного предмета. Однако существует некая двойственность в понимании музейного предмета, о которой упоминают исследователи А. А. Никонова, Т. Б. Маркова, Е. А. Воронцова и др.;
• Нотированные рукописи могут занимать полноправное место среди музейных коллекций, обладая всеми свойствами музейного предмета.
Вопросы хранения и реставрации занимают одно из центральных мест при работе с рукописными памятниками. Так, хранение и реставрация нотированных рукописей осуществляется во многом по принципам работы с другими рукописными книгами. Однако существуют определенные трудности в выработке критериев отбора рукописей для исследования, экспозиции, публикации в связи с относительной массовостью сохранившихся памятников XVI-XVII вв. Не обнаружено специальных работ, посвященных истории реставрации нотированных манускриптов XVI¬XVII вв. Очевидно, что основное внимание уделяется древним пергаменным памятникам, в которых, к тому же, зафиксирована уникальная форма нотации - кондакарная. Однако число рукописей XVI-XVII вв. по результатам анализа хранилищ наиболее велико и зачастую составляет центральную и самую масштабную часть коллекций.
Экспонирование - еще одна неотъемлемая часть работы со средневековыми памятниками и документами. Самое большое количество выставок с участием нотированных рукописей организовывается в Российской национальной библиотеке в рамках различных научных мероприятий, основным из которых является ежегодный международный симпозиум «Бражниковские чтения». Тематика экспозиций обширна и различается по хронологии, географии, сюжетам. С помощью нотированных рукописей оказывается возможным раскрыть даже самый сложный сюжет, или дополнить и усилить образ самых разных экспозиций. Нотированная рукопись, представленная на экспозиции, обладает способностью эмоционального, образного, познавательного воздействия на аудиторию. К тому же она является и экспонатом, который возможно «озвучить», что подчеркивает ее уникальность среди других памятников. Нотированная рукопись может быть представлена практически во всех типах музейных выставок; она будет уместна в контексте тематической, фондовой или отчетной экспозиций.
Важное место в работе с рукописями занимает оцифровка памятников и коллекций. Однако нотированных рукописей среди представленных в виртуальном пространстве - меньшинство. Это также связано как со спецификой манускриптов, так и с неразработанностью критериев отбора рукописей.
Древнерусские нотированные рукописи привлекают специалистов из разных областей науки для решения конкретных исследовательских задач, затрагивающих содержание кодекса или его фрагментов; отдельных предметов и явлений древнерусского музыкального искусства; внешних особенностей памятника. Перспективным представляется музеологический подход в изучении данных манускриптов, начальный этап которого призвана продемонстрировать данная работа. Такой подход будет способствовать более глубокому и всестороннему исследованию памятников; расширит источниковую базу; позволит еще более привлечь интерес к древнерусскому музыкальному искусству.
1. Автократов В. Н. О сохранности и обработке рукописных источников. (К итогам IV Всесоюзного совещания по древнерусской литературе) // Вопросы архивоведения. 1959. № 4. С. 55-62.
2. Александрина А. В. Миниатюры в средневековых певческих рукописях Троице-Сергиева монастыря // Обсерватория культуры. 2014. №5. С. 102-107.
3. Александрина А. В. Певческие нотолинейные рукописи библиотеки Троице-Сергиевой Лавры // Библиотековедение. 2014. №4. С.46¬53.
4. Андреева И. В. Музеи, библиотеки, архивы: возврат к
целостности или сохранение идентичности? // Вестник культуры и искусств. 2018. №2(54). С.66-79.
5. Андреева О. В. Презентация и публикация вещественных источников по истории книгопечатания в музее книги // Археография музейного предмета. М.: РГГУ, 2012. С.19-22.
6. Археография музейного предмета. М.: РГГУ, 2012. 201 с.
7. Беляева И. М. Сохранение фондов как научная проблема и предмет изучения (на примере БАН) // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев. СПб.: БАН, 2008. С. 28-34.
8. Библиотеки и архивы в экстремальных ситуациях. Вып. 1. СПб.: Нотабене, 1996. 128 с.
9. Бражников М. В. Благовещенский кондакарь. СПб.: Петрополис, 2015. 444 с.
10. Бражников М. В. Краткие методические указания и схемы по описанию древнерусских певческих рукописей // Методическое пособие по описанию славяно-русских рукописей для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР». М.: 1973. Вып. 1. С. 132-163.
11. Вивлиофика: история книги и изучение книжных памятников. Вып. 1. Москва: Пашков дом, 2009. 259 с.
12. Вишнякова Ю. И. Коллекция оригинальной графики в Фонде некнижных материалов Музея книги РГБ // Вивлиофика: история книги и изучение книжных памятников. Вып. 1. М.: Пашков дом, 2009. С. 219-227.
13. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. 472 с.
14. Гуркина Н. К. Охрана культурного наследия в России: история и современность. Санкт-Петербург: СЗАГС, 2011. 111 с.
15. Гусев В. А. Государственный Русский музей: взгляд из XX века // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев. СПб.: БАН, 2008. С. 15-23.
16. Гусейнова З. М. Древнерусские нотированные рукописи: вопросы изучения и публикации //https://www.portal-slovo.ru/art/36059.php (дата обращения: 8.11.2019).
17. Гусейнова З. М. Певческие рукописи РНБ в исследованиях 19-20 вв. // История в рукописях и рукописи в истории. Сб. науч. трудов к 200 - летию Отдела рукописей РНБ. СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. С. 284-298.
18. Егорова М. С., Кручинина А. Н., Швец Т. В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. М.; СПб.: Альянс- Архео, 2014. 151 с.
19. Евгений (Болховитинов). Исторические рассуждения: 3. О
древнем богослужебном пении. М., 1817.
20. Евгений (Болховитинов). О русской церковной музыке //
Отечественные записки. 1821. № 19. С.145-157.
21. Емельянова Е. А. Музей книги Государственного Румянцевского музея в 1920-е годы // Вивлиофика: история книги и изучение книжных памятников. Вып. 1. М.: Пашков дом, 2009. С.72-85.
22. Есипова В. А. Книга как письменный источник и как музейный предмет // Археография музейного предмета. М.: РГГУ, 2012. С.64-66.
23. Загидуллин А. З. Экспозиционная работа отдела рукописей и редких книг Национальной библиотеки республики Татарстан // Информационный бюллетень РБА. 2013. №68. C.168-170.
24. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги: типология, пути эволюции. Дисс. ... д-ра искусств. М., 2006. 354 с.
25. Зейфман В. Выставка рукописей // Вопросы литературы. 1968. №9. C.249-253.
26. Золотова М. Б. Экспонирование книги - важное направление деятельности отдела редких книг // Вивлиофика: история книги и изучение книжных памятников. Вып. 1. М.: Пашков дом, 2009. С. 210-218.
27. Итоги реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации 2001-2010 гг. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. 38 с.
28. Казанцева Т. Г. Певческие рукописи крюковой нотации из собрания научной библиотеки Иркутского государственного университета // Библиосфера. 2010. №2. С.38-41.
29. Казанцева Т. Г. Сокровищница древнерусской музыкальной письменности (о собрании певческих рукописей музея книги ГПНТБ СО РАН) // Библиосфера. 2009. №1. С.94-98.
30. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII—XX века. М.: Всесоюзная книжная палата, 1959. 306 с.
31. Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. 495 с.
32. Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря. СПб.: Наука, 2010. 599 с.
33. Кручинина А. Н. Нотированные рукописи Софийского собрания Российской национальной библиотеки // Рукописи, старопечатные и редкие
книги в собраниях России. Новосибирск: Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, 2018. С. 569-580.
34. Кулемзин А. М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление: дисс. ... доктора культурол. наук. Томск: 2001. 403 с.
35. Лоцманова Е. М. Совместное заседание: Секция по сохранности библиотечных фондов, Секция музыкальных библиотек // Информационный бюллетень РБА. 2015. №74. C.78-80.
36. Любимова М. Е. Совместное заседание: Секция библиотек по искусству и музейных библиотек, Секция музыкальных библиотек, Секция по особо ценным рукописным документам и редким книгам // Информационный бюллетень РБА. 2007. №44. C.24-25; Информационный бюллетень РБА. 2012. №64. C.52-56.
37. Максимова Г. Книги в музейном собрании // Музей и мы. 2011. №7. C.7-8.
38. Маркова Т. Б. Библиотека-музей как место памяти // Вестник СПБГУ. Серия 6. 2009. Вып.4. С. 87-91.
39. Мещерина Е. Г. Музыкальная культура средневековой Руси. М.: Канон+, 2008. 320 с.;
40. Монфокон: исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике. Вып. 4. М.: Языки славянских культур, 2017. 792 с.
41. Музееведение и историко-культурное наследие. Вып. 3. Кемерово: КемГУКИ, 2009. 286 с.
42. Никонова А. А. Музейный предмет и/или экспонат: к проблеме музейной эвристики // Трансформации музеев-библиотек-архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе. М.: ИНИОН РАН, 2017. С.111-121.
43. Панова А. В. База данных «Хранение и консервация библиотечных и архивных фондов»: информационные возможности и применение // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев. СПб.: БАН, 2008. С. 119-122.
44. Панченко Ф. В. Певческие рукописи в «Музее славяно-русской книжности» Н. К. Никольского // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. Вып. 7. СПб.: Библиотека Российской Академии наук, 2019. С. 63-110.
45. Панченко Ф. В. Рукописные книги церковно-певческой традиции в хранилищах Санкт-Петербурга. Опыт работы над каталогом // Труды объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко - культурному наследию 2012. СПб.: Наука, 2013. С.37-46.
46. Панченко Ф. В. Сводный каталог славяно-русских нотированных певческих рукописей: предварительные замечания // Современные проблемы археографии. СПб.: Библиотека Российской Академии наук, 2011. С.43-49.
47. Панченко Ф. В. Создание и издание научных описаний музыкальных рукописей в библиотеках России: проблемы и перспективы // Научная книга. 2006. №1. C.138-139.
48. Подвигина М. П. Предоставление электронных копий документов и проблема сохранности библиотечных фондов // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев. СПб.: БАН, 2008. С. 292-295.
49. Полякова М. А. Охрана культурного наследия. М.: Дрофа, 2005. 270 с.
50. Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея: обозрение русских рукописных документов XVI-XVIII вв. М: БуксМарт, 2013. 975 с.
51. Потапова Н. В., Чебаненко С. Б. Государственное регулирование в области работы с музейными книжными собраниями в Российской Федерации: предмет регулирования и особенности учета // Вопросы музеологии. 2017. №2(16). С. 111-124.
52. Публикации сотрудников НИО редких книг (Музея книги) РГБ и литература о нем в 2008 году // Вивлиофика: история книги и изучение книжных памятников. Вып. 1. М.: Пашков дом, 2009. С. 228-237.
53. Разумовский Д. В. О нотных, безлинейных рукописях церковного знаменного пения. Доклад в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1863.
54. Родионова Д. Д. Взаимосвязь музея, библиотеки, архива на современном этапе развития общества // Музееведение и историко¬культурное наследие. Вып. 3. Кемерово: КемГУКИ, 2009. С.104-110.
55. Российская музейная энциклопедия. В 2 томах. Т.2. Н-Я. М.: Прогресс, 2001. 436 с.
56. Рукопись - художественный редактор - книга. М.: Книга, 1985. 295 с.
57. Сахаров И. П. Исследования о русском церковном пении // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч.61; Ч.63.
58. Серегина Н. С. Интонация как ценность: протосмыслы. Древняя Русь. СПб.: Петрополис, 2017. 401 с.
59. Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев. СПб.: БАН, 2008. 306 с.
60. Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI—XVI вв.). М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. 431 с.
61. Трансформации музеев-библиотек-архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе: сб. ст. Ред. Е. А. Воронцова. М.: ИНИОН РАН, 2017. 320 с.
62. Успенская С. В. Современные международные тенденции обследования состояния коллекций в музеях, библиотеках, архивах // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев. СПб.: БАН, 2008. С. 68-75.
63. Успенская С. В., Кобякова В. И. Доступность и сохранность памятников на бумажной основе: российско-голландский проект // Обеспечение сохранности памятников культуры: традиционные подходы - нетрадиционные решения. СПб.: РНБ, 2006. С. 25-34.
64. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение // Собр. соч.: в 4 т. Сост. А. Г. Гачева, С. Г. Семенова. М.: 1995. Т. 2. С. 370-422.
65. Филиппова Т. Музей музыкальной культуры: реальный и виртуальный // Библиотечное дело. 2015. №7. C.28-32.
66. Хачаянц А. Г. Певческие рукописи XVI-XIX веков:
кодикологический аспект // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 117-122.
67. Хроника. Об охране и сборе древнерусских рукописей // Вопросы истории. 1948 .№9. C.134-136.
68. Шестова С. М. Историко-культурологический анализ
нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России. Дисс. ... канд. культурологии. СПб.: 2009. 158 с.
69. Экспонирование и сохранность памятников культуры и истории: Материалы 2-го обучающего семинара, 21-25 октября 1996 г. (СПб. - г. Пушкин). Сб. ст. Ред. Л. А. Карпова. СПб.: Нотабене, 1997. 112 с.
70. Яцунок Е. И. Книжные памятники в культурном наследии России: современное состояние проблемы. М.: Пашков Дом, 2008. 154 с.
71. Fragmenta Chiliandarica Paleoslavica (an collaboration avec The Dumbarton Oaks Research Library and Collection (Trustees for Harvard University) and the Slavic Department of Harvard University). Vol. 5 a et b. Copenhague, 1957. Praefatus est Roman Jakobson. A. Sticherarium. B. Hirmologium (reproduction integrale des MSS.307 et 308 du couvent de Chiliandari).
72. Sticherarium Palaeoslavicum Petropolitanum: Codex
Palaeoslavicusno 34.7.6 Bibliothecae Academiae Scientiarum Rossicae phototypiced e pictus / Ed. Cur N. Schidlovsky. Pars principalis. Hauniae, 2000a; Pars suppletoria. Hauniae, 2000b.
Список источников
1. ГОСТ 7.50-2002 «Консервация документов. Общие требования». М.: Стандартинформ, 2008. 9 с.
2. ГОСТ 8.586 «Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов» //http://docs.cntd.ru/document/1200137149 (дата обращения:24.05.2020).
3. Библиотека Соловецкого монастыря //
http ://expositions.nlr.ru/ex_manus/Solovki_Manuscripts/ (дата обращения: 3.05.2020).
4. Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1842. 900 с.
5. Выставка «История русской культуры XI—XVII веков в памятниках письменности». Каталог. Вступ. статья и ред. И. М. Кудрявцева. М.: Министерство культуры СССР, 1959. 86 с.
6. Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году в
ознаменование чествования 300-летия Дома Романовых. М.:
Императорский московский археологический институт имени Императора Николая II, 1913. 137 с.
7. Дианова Т. В. Филиграни XVII-XVIII вв. «Голова шута». М., 1997.
8. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР //http://art-con.ru/node/3873(дата обращения: 24.05.2020).
9. Никольский Н. А. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века. СПб.: ОЛДП, 1897. 405 с.
10. Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011-2020 годы. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. 35 с.
11. Открытие выставки «Нет праведника без почитания книжного» // http://www.arhmuseum.ru/news/view/706 (дата обращения: 12.05.2020).
12. Охрана памятников истории и культуры: сб. документов. М.: Советская Россия, 1973. 190 с.
13. Прозоровский Д. И. Опись древних рукописей, хранящихся в музее Русского археологического общества. СПб.: Типография императорской Академии наук, 1879. 307 с.
14. Устав Общества древнерусского искусства при Московском публичном музеуме, высочайше утверждённый в 22 день мая 1864 г. М.: 1864.
15. Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Обзор рукописей русских, славянских,
греческих, а также книг старой печати Государственного Исторического музея //
https://www.shm.ru/upload/iblock/874/sokrovishcha_knizhnogo_fonda.pdf.(дата обращения: 8. 03.2020).
16. Vat. slav. 51; Vat. slav. 60//
https://digi.vatlib.it/mss/Vat.slav?fbclid=IwAR2VabvFv5PtSNq_AidKGZdk7OafJYCeeZPZsWzD1hHNSta0ve-p4SJkNlE (дата обращения: 10.05.2020).