Особенности хранения и экспонирования древнерусских нотированных рукописей XVI-XVII веков
|
Введение 2
Глава 1. Рукописные памятники в музейных и библиотечных 6
собраниях
§1. Рукопись как музейный предмет 6
§2. Особенности нотированных рукописей
Глава 2. Хранение древнерусских нотированных рукописей 23
§1. Особенности хранения рукописей 23
§2. Проблемы каталогизации нотированных рукописей в музейных и библиотечных собраниях 30
2.2.1. Санкт-Петербург 31
2.2.2. Москва 34
Глава 3. Экспонирование древнерусских нотированных рукописей
39
§1. Организация экспозиций в музеях и библиотеках
§2. Йотированные рукописи в составе экспозиций музеев и библиотек 41
42
2.2.1. Российская национальная библиотека
2.2.2. Государственный Исторический музей 51
52
2.2.3. Российская государственная библиотека
2.2.4. Региональные и зарубежные музеи и библиотеки 54
Заключение 58
Список литературы 61
Список источников 68
Список принятых сокращений 70
Приложение 1 72
Приложение 2 75
Приложение 3
Глава 1. Рукописные памятники в музейных и библиотечных 6
собраниях
§1. Рукопись как музейный предмет 6
§2. Особенности нотированных рукописей
Глава 2. Хранение древнерусских нотированных рукописей 23
§1. Особенности хранения рукописей 23
§2. Проблемы каталогизации нотированных рукописей в музейных и библиотечных собраниях 30
2.2.1. Санкт-Петербург 31
2.2.2. Москва 34
Глава 3. Экспонирование древнерусских нотированных рукописей
39
§1. Организация экспозиций в музеях и библиотеках
§2. Йотированные рукописи в составе экспозиций музеев и библиотек 41
42
2.2.1. Российская национальная библиотека
2.2.2. Государственный Исторический музей 51
52
2.2.3. Российская государственная библиотека
2.2.4. Региональные и зарубежные музеи и библиотеки 54
Заключение 58
Список литературы 61
Список источников 68
Список принятых сокращений 70
Приложение 1 72
Приложение 2 75
Приложение 3
В настоящее время наблюдается возрождение интереса к древнерусской профессиональной музыкальной культуре. Это связано со многими аспектами. Одним из главных является стремление полнее погрузиться в музыкальное средневековье; обнаружить закономерности создания музыкальных текстов; выявить основы фиксации нотных знаков, традиции звучания.
Основным источником информации являются рукописные и старопечатные книги. В свою очередь, сами рукописи представляют обширный материал для изучения, а нотированные манускрипты до сих пор во многом остаются загадкой, привлекая только специалистов в области музыкальной медиевистики.
Нотированные рукописи, являющиеся объектом исследования данной работы, представляют особый пласт культуры. Эти памятники - одна из составляющих национального культурного наследия, уникальные носители исторической памяти, под которой в целом подразумевается «совокупность научных знаний, культурных и научно-технических достижений, предметов декоративно-прикладного искусства, характеризующихся эмоциональной восприимчивостью и творческим подходом человека, уникальностью и неповторимостью образа» . Нотированные манускрипты - это памятники древнерусского профессионального музыкального творчества, тесно связанного с духовной культурой. В целом певческие рукописи представляют собой сборники богослужебных книг с зафиксированной в них, помимо богослужебного текста, формой нотации - невменной (крюковой) или пятилинейной.
Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга исследователей и не привлекают внимания широкой аудитории. Большинство специалистов обращаются к этим памятникам в контексте решения отдельных аспектов или явлений древнерусского искусства. Рассмотрение рукописи как исторического памятника, культурной ценности, музейного экспоната является предметом данной работы.
Выявленный к настоящему времени корпус нотированных рукописных книг рассредоточен в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга, а также в собраниях региональных музеев и библиотек. Основная часть памятников находится в библиотечных собраниях (отделы рукописей Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и др.), часть - в музейных фондах (Государственный исторический музей и др.). В этих учреждениях находятся наиболее представительные, крупнейшие исторически сложившиеся собрания; хранятся рукописные памятники Древней Руси мирового значения - Остромирово Евангелие, Лицевой летописный свод, древнерусские Кондакари.
Актуальность работы обусловлена тем, что хранение и экспонирование древнерусских нотированных рукописей не являлось ранее предметом исследования, а также не рассматривалось с точки зрения нотированной рукописи как музейного предмета. Большинство рукописей, имеющих важное практическое значение, датируются XVI-XVII вв. Количество памятников этого периода исчисляется тысячами экземпляров и сравнительно большим числом списков. В связи с этим возникает вопрос выработки критериев отбора рукописей для исследования, экспозиции и публикации, а также проблема хранения и реставрации. Эти факторы определили хронологические рамки настоящей работы.
Хранение и экспонирование любых рукописей имеют ряд особенностей, однако вследствие некоторых причин именно музыкальные рукописные памятники требуют особого внимания. Находясь в музейной или библиотечной среде, эти рукописи неизменно включаются в состав различных экспозиций. Кроме того, нотированные манускрипты являются экспонатами, которые возможно «озвучить»: многие выставки древнерусского искусства сопровождаются музыкальными фрагментами, почерпнутыми из экспонируемых источников, и свидетельствуют о высоком уровне древнерусской музыкальной культуры. Это обусловило цель работы: рассмотреть нотированные рукописи в контексте особенностей их хранения и экспонирования в музейной и библиотечной среде. Из этого положения вытекает ряд задач, в которые входит:
• обозначить особенности и свойства нотированных рукописей;
• обусловить роль и место нотированной рукописи в контексте понятия музейного предмета;
• охарактеризовать особенности хранения и каталогизации нотированных рукописей в музейной и библиотечной среде;
• провести анализ экспозиций, в которых участвуют нотированные памятники;
• выявить особенности и проблемы представления нотированных рукописей в виртуальном пространстве.
Изучение нотированных рукописей находится на стыке таких дисциплин как история, искусствоведение, музыковедение, текстология, палеография. Поэтому при рассмотрении рукописи как музейного предмета требуется междисциплинарный подход, с применением как общенаучных методов (сравнения, анализа), так и методов специальных наук - музеологии, источниковедения, палеографии, археографии, музыкальной медиевистики.
Теоретические положения данной работы могут использоваться в работе музеологов, искусствоведов, при организации выставок.
Часть положений работы была озвучена в докладе «Из истории изучения древнерусских нотированных руокписей» в рамках научно - практической конференции молодых ученых «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение: глобальные перспективы и локальные возможности», посвященной 305-летию Библиотеки Российской академии наук и 295-летию Российской академии наук 29 ноября 2019 г.
Еще в 80-е гг. ХХ в. Н. Н. Розов писал о том, что «представляются весьма заманчивыми перспективы изучения зрительного и слухового восприятия русских рукописных певческих книг». Это утверждение представляется актуальным в контексте музееведения.
Работа состоит из Введения; трех глав, поделенных на параграфы, где раскрываются основные положения; Заключения, в котором подводятся итоги исследования; Списка сокращений; Списка использованной литературы. Работу заключает раздел Приложений, состоящий из трех частей. В первой части дается описание рукописи, выполненное в рамках самостоятельных занятий в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Вторая часть содержит иллюстрации систем хранения рукописей в Российской национальной и Российской государственной библиотеках, а также примеры реставрационной деятельности. Заключительная часть Приложений содержит иллюстрации экспозиций с участием нотированных рукописей.
Основным источником информации являются рукописные и старопечатные книги. В свою очередь, сами рукописи представляют обширный материал для изучения, а нотированные манускрипты до сих пор во многом остаются загадкой, привлекая только специалистов в области музыкальной медиевистики.
Нотированные рукописи, являющиеся объектом исследования данной работы, представляют особый пласт культуры. Эти памятники - одна из составляющих национального культурного наследия, уникальные носители исторической памяти, под которой в целом подразумевается «совокупность научных знаний, культурных и научно-технических достижений, предметов декоративно-прикладного искусства, характеризующихся эмоциональной восприимчивостью и творческим подходом человека, уникальностью и неповторимостью образа» . Нотированные манускрипты - это памятники древнерусского профессионального музыкального творчества, тесно связанного с духовной культурой. В целом певческие рукописи представляют собой сборники богослужебных книг с зафиксированной в них, помимо богослужебного текста, формой нотации - невменной (крюковой) или пятилинейной.
Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга исследователей и не привлекают внимания широкой аудитории. Большинство специалистов обращаются к этим памятникам в контексте решения отдельных аспектов или явлений древнерусского искусства. Рассмотрение рукописи как исторического памятника, культурной ценности, музейного экспоната является предметом данной работы.
Выявленный к настоящему времени корпус нотированных рукописных книг рассредоточен в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга, а также в собраниях региональных музеев и библиотек. Основная часть памятников находится в библиотечных собраниях (отделы рукописей Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и др.), часть - в музейных фондах (Государственный исторический музей и др.). В этих учреждениях находятся наиболее представительные, крупнейшие исторически сложившиеся собрания; хранятся рукописные памятники Древней Руси мирового значения - Остромирово Евангелие, Лицевой летописный свод, древнерусские Кондакари.
Актуальность работы обусловлена тем, что хранение и экспонирование древнерусских нотированных рукописей не являлось ранее предметом исследования, а также не рассматривалось с точки зрения нотированной рукописи как музейного предмета. Большинство рукописей, имеющих важное практическое значение, датируются XVI-XVII вв. Количество памятников этого периода исчисляется тысячами экземпляров и сравнительно большим числом списков. В связи с этим возникает вопрос выработки критериев отбора рукописей для исследования, экспозиции и публикации, а также проблема хранения и реставрации. Эти факторы определили хронологические рамки настоящей работы.
Хранение и экспонирование любых рукописей имеют ряд особенностей, однако вследствие некоторых причин именно музыкальные рукописные памятники требуют особого внимания. Находясь в музейной или библиотечной среде, эти рукописи неизменно включаются в состав различных экспозиций. Кроме того, нотированные манускрипты являются экспонатами, которые возможно «озвучить»: многие выставки древнерусского искусства сопровождаются музыкальными фрагментами, почерпнутыми из экспонируемых источников, и свидетельствуют о высоком уровне древнерусской музыкальной культуры. Это обусловило цель работы: рассмотреть нотированные рукописи в контексте особенностей их хранения и экспонирования в музейной и библиотечной среде. Из этого положения вытекает ряд задач, в которые входит:
• обозначить особенности и свойства нотированных рукописей;
• обусловить роль и место нотированной рукописи в контексте понятия музейного предмета;
• охарактеризовать особенности хранения и каталогизации нотированных рукописей в музейной и библиотечной среде;
• провести анализ экспозиций, в которых участвуют нотированные памятники;
• выявить особенности и проблемы представления нотированных рукописей в виртуальном пространстве.
Изучение нотированных рукописей находится на стыке таких дисциплин как история, искусствоведение, музыковедение, текстология, палеография. Поэтому при рассмотрении рукописи как музейного предмета требуется междисциплинарный подход, с применением как общенаучных методов (сравнения, анализа), так и методов специальных наук - музеологии, источниковедения, палеографии, археографии, музыкальной медиевистики.
Теоретические положения данной работы могут использоваться в работе музеологов, искусствоведов, при организации выставок.
Часть положений работы была озвучена в докладе «Из истории изучения древнерусских нотированных руокписей» в рамках научно - практической конференции молодых ученых «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение: глобальные перспективы и локальные возможности», посвященной 305-летию Библиотеки Российской академии наук и 295-летию Российской академии наук 29 ноября 2019 г.
Еще в 80-е гг. ХХ в. Н. Н. Розов писал о том, что «представляются весьма заманчивыми перспективы изучения зрительного и слухового восприятия русских рукописных певческих книг». Это утверждение представляется актуальным в контексте музееведения.
Работа состоит из Введения; трех глав, поделенных на параграфы, где раскрываются основные положения; Заключения, в котором подводятся итоги исследования; Списка сокращений; Списка использованной литературы. Работу заключает раздел Приложений, состоящий из трех частей. В первой части дается описание рукописи, выполненное в рамках самостоятельных занятий в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Вторая часть содержит иллюстрации систем хранения рукописей в Российской национальной и Российской государственной библиотеках, а также примеры реставрационной деятельности. Заключительная часть Приложений содержит иллюстрации экспозиций с участием нотированных рукописей.
Древнерусские нотированные рукописи рассматривались в данной работе как уникальные, выдающиеся памятники музыкальной культуры Древней Руси. Они являются источником для исследования в различных областях науки: истории, источниковедения, искусствоведения, музееведения, текстологии, палеографии, музыковедения и других. Нотированные рукописи обладают большим количеством функций и смыслов, находясь как в составе музейной экспозиции, так и являясь библиотечным документом (что не исключает экспозиционной функции). Это «звучащие» памятники, материал содержания которых имеет большое практическое значение.
• В результате анализа сходств и различий музейной и библиотечной работы, рассмотрения вопроса о положении нотированных рукописей среди музейных и библиотечных коллекций были получены следующие выводы: Музеи, библиотеки и архивы имеют несколько общих основных принципов работы, на основании которых уместно рассматривать рукопись в контексте документа, культурной ценности и исторического источника;
• Рукописи, в том числе нотированные, можно рассматривать с точки зрения музейного предмета. Однако существует некая двойственность в понимании музейного предмета, о которой упоминают исследователи А. А. Никонова, Т. Б. Маркова, Е. А. Воронцова и др.;
• Нотированные рукописи могут занимать полноправное место среди музейных коллекций, обладая всеми свойствами музейного предмета.
Вопросы хранения и реставрации занимают одно из центральных мест при работе с рукописными памятниками. Так, хранение и реставрация нотированных рукописей осуществляется во многом по принципам работы с другими рукописными книгами. Однако существуют определенные трудности в выработке критериев отбора рукописей для исследования, экспозиции, публикации в связи с относительной массовостью сохранившихся памятников XVI-XVII вв. Не обнаружено специальных работ, посвященных истории реставрации нотированных манускриптов XVI¬XVII вв. Очевидно, что основное внимание уделяется древним пергаменным памятникам, в которых, к тому же, зафиксирована уникальная форма нотации - кондакарная. Однако число рукописей XVI-XVII вв. по результатам анализа хранилищ наиболее велико и зачастую составляет центральную и самую масштабную часть коллекций.
Экспонирование - еще одна неотъемлемая часть работы со средневековыми памятниками и документами. Самое большое количество выставок с участием нотированных рукописей организовывается в Российской национальной библиотеке в рамках различных научных мероприятий, основным из которых является ежегодный международный симпозиум «Бражниковские чтения». Тематика экспозиций обширна и различается по хронологии, географии, сюжетам. С помощью нотированных рукописей оказывается возможным раскрыть даже самый сложный сюжет, или дополнить и усилить образ самых разных экспозиций. Нотированная рукопись, представленная на экспозиции, обладает способностью эмоционального, образного, познавательного воздействия на аудиторию. К тому же она является и экспонатом, который возможно «озвучить», что подчеркивает ее уникальность среди других памятников. Нотированная рукопись может быть представлена практически во всех типах музейных выставок; она будет уместна в контексте тематической, фондовой или отчетной экспозиций.
Важное место в работе с рукописями занимает оцифровка памятников и коллекций. Однако нотированных рукописей среди представленных в виртуальном пространстве - меньшинство. Это также связано как со спецификой манускриптов, так и с неразработанностью критериев отбора рукописей.
Древнерусские нотированные рукописи привлекают специалистов из разных областей науки для решения конкретных исследовательских задач, затрагивающих содержание кодекса или его фрагментов; отдельных предметов и явлений древнерусского музыкального искусства; внешних особенностей памятника. Перспективным представляется музеологический подход в изучении данных манускриптов, начальный этап которого призвана продемонстрировать данная работа. Такой подход будет способствовать более глубокому и всестороннему исследованию памятников; расширит источниковую базу; позволит еще более привлечь интерес к древнерусскому музыкальному искусству.
• В результате анализа сходств и различий музейной и библиотечной работы, рассмотрения вопроса о положении нотированных рукописей среди музейных и библиотечных коллекций были получены следующие выводы: Музеи, библиотеки и архивы имеют несколько общих основных принципов работы, на основании которых уместно рассматривать рукопись в контексте документа, культурной ценности и исторического источника;
• Рукописи, в том числе нотированные, можно рассматривать с точки зрения музейного предмета. Однако существует некая двойственность в понимании музейного предмета, о которой упоминают исследователи А. А. Никонова, Т. Б. Маркова, Е. А. Воронцова и др.;
• Нотированные рукописи могут занимать полноправное место среди музейных коллекций, обладая всеми свойствами музейного предмета.
Вопросы хранения и реставрации занимают одно из центральных мест при работе с рукописными памятниками. Так, хранение и реставрация нотированных рукописей осуществляется во многом по принципам работы с другими рукописными книгами. Однако существуют определенные трудности в выработке критериев отбора рукописей для исследования, экспозиции, публикации в связи с относительной массовостью сохранившихся памятников XVI-XVII вв. Не обнаружено специальных работ, посвященных истории реставрации нотированных манускриптов XVI¬XVII вв. Очевидно, что основное внимание уделяется древним пергаменным памятникам, в которых, к тому же, зафиксирована уникальная форма нотации - кондакарная. Однако число рукописей XVI-XVII вв. по результатам анализа хранилищ наиболее велико и зачастую составляет центральную и самую масштабную часть коллекций.
Экспонирование - еще одна неотъемлемая часть работы со средневековыми памятниками и документами. Самое большое количество выставок с участием нотированных рукописей организовывается в Российской национальной библиотеке в рамках различных научных мероприятий, основным из которых является ежегодный международный симпозиум «Бражниковские чтения». Тематика экспозиций обширна и различается по хронологии, географии, сюжетам. С помощью нотированных рукописей оказывается возможным раскрыть даже самый сложный сюжет, или дополнить и усилить образ самых разных экспозиций. Нотированная рукопись, представленная на экспозиции, обладает способностью эмоционального, образного, познавательного воздействия на аудиторию. К тому же она является и экспонатом, который возможно «озвучить», что подчеркивает ее уникальность среди других памятников. Нотированная рукопись может быть представлена практически во всех типах музейных выставок; она будет уместна в контексте тематической, фондовой или отчетной экспозиций.
Важное место в работе с рукописями занимает оцифровка памятников и коллекций. Однако нотированных рукописей среди представленных в виртуальном пространстве - меньшинство. Это также связано как со спецификой манускриптов, так и с неразработанностью критериев отбора рукописей.
Древнерусские нотированные рукописи привлекают специалистов из разных областей науки для решения конкретных исследовательских задач, затрагивающих содержание кодекса или его фрагментов; отдельных предметов и явлений древнерусского музыкального искусства; внешних особенностей памятника. Перспективным представляется музеологический подход в изучении данных манускриптов, начальный этап которого призвана продемонстрировать данная работа. Такой подход будет способствовать более глубокому и всестороннему исследованию памятников; расширит источниковую базу; позволит еще более привлечь интерес к древнерусскому музыкальному искусству.



