Введение...............................................................................3
Глава I. Теоретические основы исследования имиджевой политики
государства....................................................................................7
§ 1.1. Имиджелогия в системе общественных наук............................7
§ 1.2. Современные направления исследований имиджевой политики..10
§ 1.3 Имидж государства как инструмент внешней политики.............16
Глава II. Основные виды и задачи дипломатии...............................26
§ 2.2. Основные виды и задачи дипломатии...................................26
§ 2.2. Цифровая дипломатия как элемент современной дипломатической
практики.....................................................................................31
§ 2.3. Роль цифровой дипломатии в формировании имиджа государства
на международной арене..................................................................34
Глава III. Цифровая дипломатия в контексте имиджевой политики
России........................................................................................40
§ 3.1. Инструменты цифровой дипломатии России: общая
характеристика и специфика.............................................................40
§ 3.2. Значение цифровой дипломатии в формировании имиджа России
среди внешних аудиторий.................................................................51
Заключение..........................................................................73
Список использованных источников и литературы.........................78
Актуальность исследования эффективности использования цифровой
дипломатии (интернет-платформа с различными социальными сетями) в
аспекте формирования имиджа Российской Федерации обуславливается тем,
какую оценку деятельности и улучшения может получить государство,
используя современные и актуальные для общественности средства массовой
коммуникации. Это может ускорить и упростить усваивание необходимой
информации, а также расширить круг ее распространения. А также тем, что
формирование позитивного имиджа России за рубежом признано одним из
ключевых внешнеполитических направлений последнего десятилетия.
Актуальность современных методов исследования цифровой
дипломатии также связана и с глобальным переносом информационных
материалов на электронные носители, при всем этом коммуникации с другими
странами также переходит на цифровую платформу, а аккаунты
представителей власти, государственных органов власти и т.д. становятся
важной и гибкой частью имиджа государств.
В современном мире дипломатия в социальных сетях также переняла и
проявления массовой интернет-культуры. Совершенствуется все – от формы
подачи информации (тексты, визуал) и до формы связи с коллегами политиками.
В таком положении необходимо изучать все новые направления
цифровой дипломатии и ее инструментов, так как такие инновации ведут не
только к благоприятному развитию дипломатии и международных
коммуникаций в целом, но и к неизбежности появления больших рисков.
Степень разработанности проблемы. При проведении исследования мы
опирались на работы таких авторов, как Г.Г. Почепцов1, Е.Н. Богданов2, С.А.
Наумова3, А.Ю. Панасюк4, Н.В. Дорошина5, Г.Л. Тульчинский6, Т.Ю.
Быстрова7, М.В. Томилова8, Л.М. Митина, В.М. Шепель9.
Инструменты цифровой дипломатии находятся в постоянном
усовершенствовании и обновлении, что объясняет постоянное появление
новых функций и возможностей, которые могут быть использованы в работе
по формированию имиджа Российской Федерации.
Новизна научного исследования заключается в анализе работы
инновационных технологий формирования имиджа России, на примере
использования социальных сетей и интернет-сайтов.
Объект исследования – имидж Российской Федерации среди внешних аудиторий.
Предмет исследования – влияние инструментой цифровой дипломатии
на формирование имиджа Российской Федерации среди внешних аудиторий в
период 2015-2021 гг.
Цель исследования – изучить роль цифровой дипломатии в процессе формирования имиджа Российской Федерации среди внешних аудиторий.
Для достижения обозначенной цели в исследовании были поставлены и
последовательно решены следующие задачи:
• выделить понятие «имиджа», его функций и структуры
• определить основные направления исследования имиджа
• обосновать функции имиджа страны как инструмента внешней политики
• определить основные виды и задачи дипломатии
• выделить понятие «цифровая дипломатия» и дать ее основные характеристики
• определить основные инструменты цифровой дипломатии
• проанализировать эффективность работы с инструментами цифровой
дипломатии в аспекте формирования имиджа России
В качестве эмпирической базы исследования была использована
информация о деятельности представительных органов власти Российской
Федерации, главных лиц российской политики, деятельность которых
ориентирована на международный класс. Нами были рассмотрены
официальные страницы в социальных сетях Instagram, Facebook, Twitter,
YouTube и т.д., проанализированы публикации и различные рубрики.
В рамках данной работы использовалось несколько методов научного
исследования: анализ научной литературы и событий, синтез, обобщение,
сравнительный подход и классификация полученных данных.
При помощи метода анализа изучено: определение имиджа, в процессе
формирования имиджа страны, государственных органов власти и
представителей власти; его основные компоненты, а также связь с
формированием международных коммуникаций. Также изучены понятий
«дипломатии» и «цифровой дипломатии», и определены их основные функции
и инструменты.
При помощи сравнительного подхода мы смогли проанализировать
основные интересующие нас аккаунты в социальных сетях и выделить
сходства и различия между ними, а также определить плюсы и минусы
стратегий введения страниц.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации
и классификации научных знаний по тематике формирования имиджа страны,
обобщение знаний о понятиях «имидж государства» и «цифровая
дипломатия», а также последующем их использовании в изучении данной сферы.
Практическая значимость заключается в поиске и формулировании
методов исследования имиджа государства, выявлении эффективности
использования инструментов цифровой дипломатии в целях формирования
имиджа России и разработке рекомендаций.
Обоснование структуры работы. Работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
В заключении приводятся выводы по основным результатам работы.
Список использованных источников и литературы насчитывает 99 единиц.
Подводя итоги написания данного исследования, мы бы хотели
отметить, что все задачи, поставленные ранее, были выполнены.
Для достижения поставленной в начале работы цели мы:
• выделили понятие «имиджа», его функции и структуру
• определили основные направления исследования имиджа
• обосновали функции имиджа страны как инструмента внешней политики
• определили основные виды и задачи дипломатии
• выделили понятие «цифровая дипломатия» и дали ее основные характеристики
• определили основные инструменты цифровой дипломатии
• проанализировали эффективность работы с инструментами цифровой
дипломатии в аспекте формирования имиджа России
Тем самым, цель была достигнута. Мы выявили эффективность
использования инструментов цифровой дипломатии в аспекте формирования
имиджа Российской Федерации, и сделали несколько выводов, которые
приведем ниже.
В первой главе мы определили, что имидж страны, зависит от
совокупностей имиджей всех элементов в него входящих, и от прямо
проецируемого отношения общественности к государственной политики в
целом. Вывели самое оптимальное определение имиджа: имидж — это общее
восприятие общественностью какой-либо личности (лидера, руководителя),
организации, государственного органа и страны, формирующееся на основе
хранящейся в памяти социума информации о различных сторонах
деятельности носителя имиджа, а также на основе стереотипных
представлений общества, его системы ценностей, зависящее в том числе от
опыта взаимодействия с носителем имиджа (если таковое было).
Также можно отметить, что имидж состоит из нескольких элементов, с
каждым из которых надо работать отдельно. Например, в создании имиджа
сотрудников государственного органа власти и имиджа лидера важно
учитывать личностные и профессиональные характеристики.
Также можно сказать, что формирование эффективного имиджа России
стоит начать с изучения общих требований и приведении образа в
соответствии с ними к полноценной картине.
Во второй главе, исходя из проанализированных точек зрения,
определили понятие дипломатии: это официальная деятельность лидеров
государства, его представителей, органов власти и государственных структур,
направленная на взаимодействие с обществом других стран с целью защиты
интересов своего государства в международных отношениях, реализации
задач внешней политики и обеспечения верного восприятия обществом других
стран идеалов и идей своего государства, которое ведет к созданию его
благоприятного имиджа среди внешних аудиторий. А также вывели понятие
цифровой дипломатии: использование информационно-коммуникационных
технологий, в том числе различных интернет-площадок и социальных сетей,
для содействия государственным органам при осуществлении ими функций и
коммуникаций по вопросам, связанным с внешней политикой, для прямого
взаимодействия с зарубежной аудиторией: для влияния на формирование у нее
нужного впечатления о стране (создание положительного имиджа государства
среди обществ других стран), для обеспечения понимания зарубежными
пользователями идей, идеалов и ценностей государства.
Также определили, что целью цифровой дипломатии при формировании
международного имиджа государства является положительное для имиджа
государства влияние на коммуникацию с внешней аудиторией.
Соответственно, задачами цифровой дипломатии в этом плане являются:
— влияние на формирование у аудитории нужного впечатления о стране
(создание положительного имиджа государства среди обществ других стран);
— обеспечение понимания и принятия зарубежными пользователями
идей, идеалов и ценностей государства.
В третьей главе нами были изучены несколько видов инструментов
цифровой дипломатии на основе инновационных PR-инструментов, и их
использование в формирование имиджа Российской Федерации. Мы сделали
вывод, что, когда появляются инновационные технологии, общество учиться
быстро, воспринимать информацию в новом формате.
Стоит обозначить, что социальные сети, видеохостинги, мессенджеры и
прочие электронные площадки Web 2.0 уже считаются абсолютно мощным
орудием проведения агитационно-разъяснительной работы официальных
дипломатических ведомств. Эти интернет-площадки позволяют не только
продвигать определенную “мягкую силу” вовне, но и создавать вполне
реальную политическую и информационную повестку, влиять на
общественное мнение, координировать антиправительственную деятельность
в зарубежных государствах.
Развитие цифровой дипломатии в целом является последствием
целенаправленного технического прогресса и современной глобализации. Это
вносит определенные коррективы в дипломатический протокол и этикет, в
способы коммуникации дипломатических ведомств с аудиторией и друг с другом.
Успех Российской Федерации в общем пространстве во многом будет
зависеть от приведения в жизнь собственной digital diplomacy и использования
современных PR-инструментов.
И к последнему выводу из третьей главы мы пришли благодаря анализу
эффективности инновационных PR-инструментов в аспекте формирования
имиджа Российской Федерации, как в целом, так и на внешних аудиториях.
Мы проанализировали работы на интернет-площадках трех органов
государственной власти и личные страницы одного из представителей
правительства России, тем самым получив общую картинку того, как
инновационные PR-инструменты работают в данной системе в целом. А также
проанализировали рейтинги и опросы, касающиеся того, как Россия выглядит
в глазах иностранных аудиторий.
На наш взгляд, в России еще не появились достаточно
квалифицированные специалисты для качественной работы с инструментами
цифровой дипломатии. Нынешние сотрудники данной сферы не совсем
способны построить идеальные стратегии ведения социальных сетей,
способные сформировать в глазах зарубежной аудитории положительный
имидж страны.
Можно сказать, что, изучив все аспекты формирования имиджа страны
и проанализировав несколько вариантов использования инновационных PR-
инструментов, мы можем сделать вывод, что наиболее эффективные PR-
инструменты, формирующие образ России, на данный момент, – это
официальный сайт Россотрудничества, некоторые аккаунты органов
государственной власти и единицы личных аккаунтов представителей власти.
И в заключении, мы бы хотели дать несколько рекомендаций, которые
могли бы улучшить работу с инструментами цифровой дипломатии,
формирующими имидж России.
1. Следует контролировать не только официальные аккаунты разных
структур и персон, но и «лживые» странички. Конечно, чаще всего, на
официальных сайтах присутствуют ссылки на все социальные сети, но
половина заходов в них происходит через поисковик. Тогда в многообразии
вариантов человек может перейти не на официальную страничку организации
или интересующего представителя власти, следовательно, в данном случае
возрастает риск получения недостоверной и непроверенной информации.
2. В некоторых социальных сетях стоит ввести четкую теговую систему,
чтобы аудитория могла ориентироваться во всех публикациях и находить
только самое интересное и важное для них. А самое главное, теговая система
должна носить международный характер, чтобы у иностранной аудитории
была возможность находить информацию также легко и свободно.
3. В дополнение ко второму пункту, хотелось бы отметить то, что
следует акцентировать внимание уже на переведенных на другой язык текстах,
или сопровождать каждую публикацию и материал ссылкой на иностранный
вариант прочтения. Так аккаунты смогут позволить себе привлекать
зарубежную аудиторию с большей активностью, так как для этого будут
созданы все условия.
4. Необходимо обратить пристальное внимания на все возможности
инновационных PR-инструментов. Используя их по максимуму,
представители России в цифровой дипломатии смогут получить самую
высокую эффективность от данных технологий. Возможно, стоит нанимать
узконаправленных специалистов, которые будут заниматься той или иной
технологией, но при этом разбираться в ней на высшем уровне.
1. Анхольт, С. Создание бренда страны / С. Анхольт // Бренд-
менеджмент. — 2007 No1. — С. 57–64.
2. Аржанова, К.А. Социально-психологический подход к определению
персонального имиджа политического лидера / К.А. Аржанова // Вестник
университета. — 2015 No2. — С. 276–278.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности / Асмолов, А.Г. — М.: Изд-во
МГУ, 1990. — 367 с.
4. Атаманская, К.И. Эволюция дефиниции имиджа в научных
исследованиях / К.И. Атаманская // Приоритетные научные направления: от
теории к практике. — 2015 No17. — С. 10–14.
5. Батурин, Л.М. Экономическая дипломатия в мировой политике:
история и современность / Л.М. Батурин // Вестник Южно-Уральского
государственного университета. — 2014 No3. — С. 54–56.
6. Берд, П. Социально-психологические факторы профессиональной
подготовки государственных служащих / Берд, П. — М., 1998. — 112 с.
7. Блажнов, Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных
рыночных и общественных отношений / Блажнов, Е.А. — М.: ИМА-пресс,
1994. — 157 с.
8. Блэк, С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / Блэк, С. — М.: Модино
пресс, 1989. — 240 с.
9. Богданов, Е.Н., Зазыкин, В.Г. Психологические основы «Паблик
рилейшнз» / Богданов, Е.Н., Зазыкин, В.Г. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
10. Бондарева, Л.В. Динамика политического имиджа России в
качественной прессе США: дис. ... канд. полит. наук / Бондарева, Л.В. — М.,
2007. — 144 с.
11. Бондаренко, Ю.Ю. Институт дипломатии и европейская
интеграция / Ю.Ю. Бондаренко // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2012 No150. — С. 131–142.
12. Браун, Л. Имидж. Путь к успеху / Браун, Л. — СПб.: Питер, 1996.— 192 с.
13. Булько, А.Н. Современный словарь иностранных слов / Булько,
А.Н. — М.: Мартин, 2005. — 215 с.
14. Быстрова, Т.Ю. Определение имиджа: аналитика и феноменология
/ Быстрова, Т.Ю. URL: Аналитика и феноменология имиджа (1) | Быстрова
Татьяна об имидже, философии дизайна, архитектуре (taby27.ru) (дата
обращения: 14.02.2021).
15. Василенко И. А. Имидж России: концепция национального и
территориального брендинга; под ред. И. А. Василенко ; Московский гос. ун-
т им. М. В. Ломоносова, Фак. политологии, Каф. российской политики. - 2-е
изд., доп. и перераб. - Москва : Экономика, 2014. – 246 с.
...