Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сотрудничество России и Канады в сфере защиты культурных прав коренных народов Арктики

Работа №129446

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы97
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМАТИКИКОРЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИКИ В РОССИИ И КАНАДЕ ....... 9
1.1. Теоретические аспекты изучения культурных прав коренных народов и и особенности
законодательного режима их защиты в России и Канаде ......................................................... 9
1.2. Методология исследования проблематики коренных народов Арктики........................ 26
1.3. Исторические аспекты взаимодействия с коренными народами Арктики в России и
Канаде и актуальные вопросы защиты их культурных прав коренных народов Арктики .. 33
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ РОССИИ И КАНАДЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНЫХ
ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ,
СПОРТА, КИНЕМАТОГРАФА И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА .................................. 39
2.1. Образование для коренных народов Арктики в России и в Канаде ................................ 39
2.2. Спортивная деятельность коренных народов Арктики в России и Канаде .................... 50
2.3. Культура и искусство: кинематограф и народное художественное творчество коренных
народов Арктики в России и Канаде ......................................................................................... 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................................... 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................... 81
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................................... 94

На сегодняшний день Арктика является одним из важнейших направлений внешней
и внутренней политики, особенно это относится к Канаде и России, которые владеют
большей частью северных территорий. В связи с этим активно ведутся переговоры и
устраиваются встречи представителей стран, которые обсуждают не только вопросы
экономического, экологического, военного развитий, но и этнического взаимодействия в
регионе. Арктическая зона богата полезными ископаемыми, находящимися в земле и на
территории континентального шельфа. И в процессе освоения данных мест важно не
забывать о коренных народах, которые имеют традиционный уклад жизни. Они имеют
совершенно другой менталитет, не похожий на общепринятый как в Канаде, так и в России.
И это требует особого подхода к защите культурных прав жителей Арктики, так как
экономическая, экологическая деятельность коренных народов полностью зависит от
образа жизни. Поэтому возникали конфликты по линии «столкновения интересов»
предпринимателей и представителей власти с аборигенами Арктики, так как не были
приняты во внимание особенности культуры жителей арктического региона, что
негативным образом сказывалось на них.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в последние годы Канада стала
отражать в стратегиях развития Севера и Арктики главы, посвящённые коренным народам
– их проектам, правам, интересам и потребностям. Особенно привлекло внимание
инициирование Правительством Канады процесса деволюции – частичной передаче
полномочий центральными правительственными органами местным органам власти. А
Россия начинает активно осваивать северные территории преимущественно в сферах
экономики и национальной безопасности. Данные случаи напрямую затрагивают
традиционный образ жизни коренных жителей. А это значит, что возникнет вопрос о
защите их культурных прав, поскольку они могут быть нарушены в ходе вмешательства
центров в данном регионе. Ключевым документом, который затрагивает проблематику
прав коренных народов, и одновременно ориентиром, является Декларация Организации
Объединенных Наций о правах коренных народов от 2007 года1. В декларации как раз
отражена проблематика культурных прав коренных народов, предложенные в документе
рекомендации по их защите аккумулируют результаты многолетних усилий и инициатив
мирового сообщества, сделанных в этом направлении. Декларация привлекла внимание к
таким областям, как образование, СМИ, обычаи, изобразительные искусства и т.д. и их роли
в сохранении культур коренных народов. Все чаще с платформы международных
организаций осуществляется заявляется критика существующего положения дел,
фиксируется отсталость в таких ключевых областях, как образование, кинематограф,
сохранение языка и др. Также наблюдается отсутствие единого подхода к преодолению
существующих проблем коренных народов – каждая страна самостоятельно решает
возникшие проблемы. Например, есть некоторая отсталость в развитии образования (и
доступа к нему) из-за кочевого образа жизни; нерешенные проблемы в сфере образования
коренных народов влекут за собой угрозу исчезновения языков в образовании что
отражается и на распространении родного языка. Образование представителей коренных
народов требует специального подхода из-за сложностей организации обучения в светской
системе образования. Все более актуальной становится проблематика сохранения
нематериального культурного наследия, в том числе спорта, фольклора и др. Становится
очевидным, что отсутствие внимания к поддержке и защите культуры и искусства
коренных народов, может поставить их на грань исчезновения.
Цель данного исследования заключается в определении российского и канадского подходов к защите культурных прав коренных народов Арктики, с особым вниманием к таким областям как образование, спорт, народное творчество, кинематограф.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
• выяснить правовой статус коренных народов в международно-правовых актах и
определить основные международные механизмы защиты их культурных прав;
• рассмотреть методологические аспекты изучения проблематики коренных народов,
применяемые в современной отечественной и зарубежной науке;
• Изучить исторический опыт взаимодействия с коренным населением Арктики в России
и Канаде и текущее законодательство обеих стран, направленное на реализацию их
культурных прав;
• выявить подходы России и Канады к решению проблем образования коренных народов,
поддержке спорта, кинематографа и народного творчества как факторов возрождения
самобытности коренных народов.
Объектом исследования комплекс общественных отношений и взаимодействий,
возникающих в сфере реализации культурных прав коренных народов.
Предметом исследования является реализация культурных прав коренных народов
Арктики в России и Канаде с особым акцентом на образовании, спорте, кинематографе и
народном творчестве.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с середины ХХ века по
по 2020 год. В тексте работы будут представлены отсылки на более ранний исторический
контекст, но основная культурная деятельность по направлениям образование, спорт,
кинематограф и народное художественное творчество будет освящена на современном
этапе, и механизмы защиты культурных прав - со второй половины ХХ века, когда стал
наблюдаться в мире рост интереса к проблематике коренных народов Арктики.
Методологическая основа исследования. В исследовании был использован ряд
теоретических подходов к проблематике коренных народов Арктики – это
антропологический подход Э. Баталова; три принципа социологического конструктивизма
— культурной, исторической и политической обусловленности социального действия в
контексте рассуждения теории «демократического мира» П.А. Цыганкова; теория
«транснациональных коренных народов» Т. Койвурова.
Исследование было построено на таких принципах, как научная объективность и
историзм. Кроме того, были использованы общенаучные методы (метод анализа, синтеза),
а также методы исторических исследований и методы политического анализа (контент-
анализ). Также был применён метод социологического исследования: интервью.
Источниковая база исследования. В исследовании было использовано несколько
групп источников. К ним относятся актовые документы: национальное законодательство
России и Канады, регулирующее правовой режим защиты прав человека, в том числе и
культурных прав2; международные конвенции, касающиеся защиты прав коренных
народов3; декларации ООН4.
Для более подробного описания культурной деятельности коренных народов
Арктики были изучены материалы периодических специализированных изданий («Вестник
Арктического государственного института культуры и искусств»5, «Курьер ЮНЕСКО»6),
информация из СМИ (ТАСС7, Известия8, Windspeaker.com9) и с новостных разделов сайтов
организаций и правительственных органов, посвящённых тематике коренных народов10.
Научная разработанность темы. Работы, посвященные проблематике защиты
культурных прав, принадлежат преимущественно авторству Харлампьевой Н.К11,
Шлыковой О.В12, Лукиной А.Г13. и другим сотрудникам Арктического государственного
института культуры и искусств.
Научная новизна работы заключается в том, что довольно много работ посвящено
проблемам сохранения родного языка в контексте защиты культурных прав, так как это
один из важнейших атрибутов национальной идентичности. И на этом фоне часто
забываются другие направления культуры, а именно кинематограф, спортивная
деятельность, образование и народное художественное творчество. И в работе как раз
оценивается текущий момент развития данных направлений, которая позволяет выявить
перспективу их дальнейшей популяризации.
Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование может быть
полезно при изучении культурной деятельности коренных народов Арктики как на
территории России, так и на территории Канады. Результаты работы могут быть
использованы в практической организационной деятельности как местного уровня, так и
международного. Исследование может помочь в установлении более прочных культурных
связей посредством ведения диалога в сферах образования, спорта, кинематографа и
народного художественного творчества, побуждая обмен опытом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
используемых источников и литературы, а также приложений. В первой главе освещаются
теоретические аспекты исследования, политико-исторический контекст развития
отношений коренных народов с европейцами, а также правовой режим защиты прав
коренных народов как на международном уровне, так и на уровне федерального
законодательства.
Во второй главе рассматриваются вопросы образования коренных народов, то есть
доступ к нему, инициативы, проекты, которые стимулируют как получение светского
образования, так и сохранение наследия коренных народов. Изучается спортивная
деятельность жителей Арктики и спортивные мероприятия; также исследуется
кинематограф и народное художественное творчество и, соответственно, меры,
направленные на их поддержку и развитие.
В заключении представлены итоги проделанной работы, а также теоретические выводы.
Апробация. Материалы работы были представлены на VIII и IX международных
конференциях «Межкультурный диалог в современном мире» и опубликованы в
сборнике14, также ещё одно исследование было посвящено роли Арктического совета в
развитии и укреплении международному сотрудничеству в Арктике, представленное на V
международной научно-практической конференции аспирантов, магистрантов, студентов и
молодых учёных «Арктика и Север в контексте развития международных процессов»
(статья находится в печати). Также приняла участие в III студенческой образовательной
модели Совета Баренцева/Евроарктического региона (IMEAC-2021) с проектом «Маршрут
«Калевала – парк Хосса – Суомуссалми».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение современных подходов к культурным правам коренных народов и анализ
их реализации в арктической части России и Канады, учитывающий не только их
нормативно-правовое обеспечение и практики поддержки различных сфер культурной
жизни, но и исторический опыт взаимодействия, позволили прийти к следующему итогу.
Рассмотрев правовое положение коренных народов в Канаде и России, можно
отметить, что исторически на территории Канады ущемлялись права коренных народов, и
это негативно отразилось на их положении в обществе. Они оказались в социальной и
экономической изоляции, что означало жизнь на низком уровне благосостояния в тяжелых
природных условиях. Бедственное положение сделало многих аборигенов более
уязвимыми к бедности, бездомности, злоупотреблению наркотическими веществами и
насильственным преступлениям. Поэтому в последние десятилетия правительство Канады
предприняло ряд шагов, направленных на улучшение отношений с коренными народами.
Особенно плодотворным можно считать текущий период. Распространение полной защиты
прав человека, в том числе и культурных прав, на аборигенов является шагом в этом
направлении, но это окончательно не решает образовавшихся проблем. Требуется более
комплексный подход к их решению.
В России же довольно мало упоминаний именно о культурных правах коренных
народов. Это связано с тем, что приоритетными направлениями текущей политики
являются обеспечение национальной, экологической и военной безопасности, развитие
социальной и экономической сфер, развитие инфраструктуры и технологий. И отдельно
представлены задачи в сфере развития международного сотрудничества, одна из которых
затрагивает интересы коренных народов, а именно установление сотрудничества с
родственными народами и этническими группами, а также содействие участию
малочисленных народов в осуществлении международного сотрудничества по вопросам
этнокультурного развития в рамках межгосударственных контактов. Российская Федерация
нацелена всесторонне развивать Арктическую зону, не ущемляя прав и интересов
малочисленных народов, проживающих на этой территории. Причём участие
представителей коренных народов в реализации как экономических, так и
социокультурных проектов будет поощряться.
Кроме того, изучив такие направления культуры, как образование, спорт и
искусство, можно сделать следующие выводы.
Образование – это важная сфера, которая занимает приоритетное место в
проблематике коренных народов, и у России, и у Канады. При этом у стран обнаружился
разный подход к решению вопросов в сфере образования. Канада начала с оформления
нормативно-правовой базы, которая впоследствии стала опорой для системы образования
для коренных народов. Главным образом, появились программы и методики, которые
предназначались для дошкольников из числа коренных народов Арктики, а также для
подготовки педагогических кадров, которые должны обучать учеников особенностям своей
культуры. В России же проблемой образования среди коренных малочисленных народов
активно стали заниматься только в начале XXI века, когда уже проявилось их бедственное
положение из-за структурных изменений государства. Ведь они были предоставлены сами
себе. Быстрее отреагировали регионы, где проживало большое количество аборигенов
Арктики. И по примеру Канады они также стали разрабатывать программы для
дошкольников и педагогов. И в итоге, те практики и методики, которые появились спустя
десятилетие после организации инициативы, были признаны мировым сообществом. И на
основании российских методик будут создавать и развивать модели и методики
образования для коренных народов в рамках проекта «Дети Арктики», который курируется
участниками Арктического совета (в том числе РФ и Канадой), помня об их культурных и
климатических особенностях. Этот проект призван помочь детям коренных жителей
Арктики гармонично интегрироваться в современное общество. И в России уже на
официальном уровне заявили активную работу в данном направлении с 2021 года.
Другой немаловажной сферой является спорт. Данная культурная деятельность уже
некоторое время носит несколько политизированный характер, что отражается на
настроении спортсменов на соревнованиях. Но если рассматривать спортсменов из числа
коренных народов из арктических держав на состязаниях в национальных видах спорта, то
можно заметить, что они настроены на установление и поддержание дружественных
отношений. Они стараются не вмешивать политику в спорт, что создаёт дружественную
атмосферу между представителями коренных народов, особенно из Канады и России, так
как на сегодняшний день политические отношения несколько натянуты в отличие от
культурных. Это хорошо видно на примере Арктических зимних игр, которые, скорее
всего, будут проводиться в России, несмотря на то, что по Уставу игр они могут быть только
в США, Канаде и Дании (Гренландии). А так с каждым годом интерес к спортивной
деятельности жителей Арктики увеличивается, поэтому не исключено, что в будущем спорт
коренных народов сможет составить конкуренцию олимпийским видам спорта. Но
существуют системные проблемы, а именно в России нет крупных организаций, которые
бы занимались полной организацией и курированием спортивных мероприятий (например,
как федерация футбола), в отличие от Канады, где есть как региональные, так и
федеральные объединения. А это уже создаёт определённые трудности в популяризации и
поддержке национальных видов спорта. Поэтому в России они менее известны, чем в
Канаде. Россия в этом вопросе пока находится на начальном этапе.
Что касается кинематографа, то фильмы, снятые коренными народами о своей
судьбе и проблемах, воспринимаются по-разному в России и Канаде. Для жителей Канады
это уже обыденное явление: такие фильмы активно транслируются по всем общинам
коренных народов и по многим городам, их оценивают кинокритики, а также отправляют
на кинофестивали. И в этот процесс вовлечены многие неравнодушные люди. Также в этом
деле помогают такие организации, как «Фонд искусства инуитов». Они не только
оказывают финансовую помощь, но и правозащитную. В России же подобные «этнические
фильмы» на сегодняшний день в большей степени носят региональный характер, то есть
показываются в местных кинотеатрах. И только немногие режиссёры отправляли такие
фильмы на международные кинофестивали. Но в последнее время этнические фильмы
стали появляться в массовом прокате, а именно этому способствовала победа фильма
«Пугало» на «Кинотавре» в 2020 году. Данное событие помогло посмотреть с другого
ракурса на этническое кино и на деятельность региональных киностудий. Однако есть
препятствие в активном распространении кинематографического творчества коренных
народов, а именно это отсутствие организаций самих коренных народов, которые бы
всесторонне помогали бы в этом деле, как это происходит в Канаде. Поэтому пока только
деятельность тех, кто неравнодушен к проблематике коренных народов, поддерживает
развитие этнического кино.
Помимо этого, была исследована народная художественная культура. Стоит
акцентировать внимание на том, что коренные народы, проживающие на территории РФ,
утратили со временем часть такого народного творчества (как это было у эвенков). Поэтому
этнокультурные центры стали активно участвовать в сохранении и поддержании фольклора
коренных народов. А также большой вклад внесли учёные, которые проводят исследования
культуры коренных народов, что помогает зафиксировать и распространить информацию
об их культурных особенностях. Даже был учреждён в 2000 году Арктический
государственный институт культуры и искусств в Якутске, где по сегодняшний день
осуществляется исследовательская деятельность в области культуры и искусств коренных
народов Арктики.
В Канаде активно поддерживается народное художественное творчество. В этом
участвуют как общественные и благотворительные организации, так и государство. Также
лоббируются культурные права коренных народов, отстаивая их интересы и авторство. При
этом помощь может быть оказана, если деятелю искусства нужно предоставить доступ к
образованию и профессиональной подготовке, или же установить диалог с общественными
пространствами для организации выставок или мастер-классов. При таком внимании и
содействии со стороны общества деятели искусства из числа коренных жителей Арктики
могут свободно развивать свою творческую деятельность, приучая к её результатам
канадское общество, популяризируя её среди граждан.


1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 11.04.2021).
2. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 2 ноября 2001 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения: 06.05.2020).
3. Всероссийский реестр видов спорта // Министерство спорта Российской Федерации. 07.04.2021. URL:
https://minsport.gov.ru/2021/doc/%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D
1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0
%B5%D1%81%D1%82%D1%80%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1
%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0/%D0
%92%D0%A0%D0%92%D0%A1.xls (дата обращения: 22.05.2021).
4. Декларация об учреждении Арктического Совета / А.Н. Вылегжанин, В.К.
Зиланов // Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами.
2000. URL: http://docs.cntd.ru/document/901880137. (дата обращения: 11.04.2021).
5. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов
от 13 сентября 2007 года. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата
обращения: 11.04.2021).
6. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах от 27 июня 1989 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения: 06.05.2020).
7. Конституционный акт 1982 г. URL:
http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/canada/canada-
r.htm (дата обращения: 05.05.2020).
8. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных
Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от
30.12.2008 No 6-ФКЗ, от 30.12.2008 No 7-ФКЗ, от 05.02.2014 No 2-ФКЗ, от 21.07.2014 No 11-
ФКЗ. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=100
075,0&rnd=0.8080908032105819#002986815439564916 (дата обращения: 11.05.2020).
9. Лихачёв Д.С. Декларация прав культуры (окончательный вариант) / Д.С.
Лихачёв // Площадь Д.С. Лихачёва. URL: https://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/123/
(дата обращения: 01.04.2021).
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 11.04.2021).
11. Паспорт проекта «Дети Арктики» // Ассоциация коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. URL:
http://raipon.info/upload/iblock/467/467e6b2c05ea514ce08c9c6be56f6efa.pdf (дата обращения: 22.04.2021).
12. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. No536-р. URL:
http://base.garant.ru/6198896/#block_1000 (дата обращения: 11.05.2020).
13. Положение, регламентирующее проведение VII Международного фестиваля
визуальных искусств финно-угорских народов «Туйвеж». 24.03.2021. URL:
https://www.znamenskol.ru/wp-content/uploads/2021/05/0904-%D0%92%D1%85-235-109-
%D0%98%D1%81%D1%85-2208-%D0%BE%D1%82-18.05.21-
%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0
%B5-1.pdf (дата обращения: 27.05.2021).
14. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. No 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики». URL:
http://kremlin.ru/acts/bank/39208/page/1 (дата обращения: 11.05.2020).
15. Указ Президента РФ от 05.03.2020 No164 «Об Основах государственной
политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=347129&fld=134&dst=1
00013,0&rnd=0.3807212121000745#006036588631402984 (дата обращения: 11.05.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ