ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТРАН ЕВРОСОЮЗА 19
2.1 Содержание национальной безопасности стран Евросоюза 19
2.2 Угрозы национальной безопасности Евросоюза 26
2.3 Механизм обеспечения национальной безопасности Евросоюза 30
ГЛАВА 3. ИНДЕКС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ
ЕВРОСОЮЗА 45
3.1 Анализ составляющих национальной безопасности 45
3.2 Общий рейтинг национальной безопасности стран Евросоюза 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность темы работы обоснована тем, что угрозы в сфере национальной безопасности хоть и подразделяются на внешние и внутренние, но, тем не менее, и внутренние и внешние угрозы носят комплексный характер. Это означает, что государственная безопасность подвержена воздействию со стороны разных факторов. На нее оказывают значительное влияние политические, экономические, социальные, экологические и другие факторы. Вот поэтому в данной работе будут разобраны вопросы соотношения внутренних и внешних угроз.
Комплексность и соотношение внешних и внутренних факторов национальной безопасности подтверждается и тем, что на сегодняшний день к проблемам национальной безопасности обращаются представители не только социологии, экономики, политологии, военной науки, но и представители других областей наук, исследующих функциональные и структурные составляющие общей системы национальной безопасности.
Изучение системы национальной безопасности невозможно без разделения различных научных знаний. Междисциплинарный принцип подхода к исследованию национальной безопасности помогает достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и сопоставить положения теории национальной безопасности с противоречиво и неоднозначно развивающейся социальной действительностью. Комплексный анализ национальной безопасности предполагает синтез эмпирического и теоретического знания, изучение как единичного, так и общего, не только разных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; вычленения социальных закономерностей и передовых тенденций развития как национальной безопасности в общем, так и ее составляющих.
Исследование вопроса национальной безопасности требует нового категориального аппарата и комплексного изучения проблем безопасности, использование современных методов анализа и сбора информации.
Национальные ценности, угрозы и опасности, интересы и цели, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, и способы ее реализации представляют реальное проявление глобальной системы национальной безопасности. Диалектический сплав компонентов структуры этой системы отражает взаимодействие социальных, социально-психологических, природных и биологических факторов и отношений личности, общества и государства в их деятельности по созданию различных условий существования и стабильного развития.
В начале 2000-х. годов, как и в предшествующие периоды истории, проблема обеспечения безопасного существования человека остаётся актуальной. Непосредственно, наряду с традиционными угрозами — войнами, природными катаклизмами, политической нестабильностью начали появляться и новые «вызовы», связанные с его жизнедеятельностью. В связи с приростом населения Земли, развивающейся урбанизацией территорий, возросло антропогенное влияние на окружающую среду, замечается глобальное изменение климата.
Техногенные и экологические катастрофы, исчерпание природных ресурсов, социальные конфликты и демографическая ситуация привели к решительной необходимости поиска новой формы безопасности в целях выживания как отдельных человеческих сообществ, так и всего рода. Процессы глобализации в еще большей степени укрепили взаимозависимость человека и общества, природы и общества. Научно-технический прогресс XX века, не только способствовал сильному повышению производительности и улучшению качеств условий труда, росту интеллектуального потенциала и благосостояния общества, но и вызвал к жизни большое количество глобальных угроз.
В XXI веке появился целый ряд абсолютно новых непосредственных угроз международной, национальной и региональной безопасности, на которые мировое сообщество и ряд других государств не нашли еще адекватных ответов. (Богатуров), (Очерки теории..2009)Таких как — международная преступность, политический терроризм, распространение по Земле обычного и ядерного вооружений, новые неблагоприятные ситуации техногенного и экологического характера, нарастание социально-экономических проблем. Все это требуют глубокого научного осмысления, социально-исторического и политологического анализа национальной безопасности страны, а также полного развития теоретических взглядов, способных точно и ёмко отразить в научных сферах представления о новейших политических процессах, влияющих на безопасность личности, общества и государства в целом.
Современный подход к политике безопасности государств обращает внимания уже не на предотвращение мировой войны, вероятность которой, конечно же, сохранилась, а на совокупность локальных военных конфликтов и более широкие социально-экономические явления.
Этот подход, в меньшей степени направленный на военно-политические процессы, изучает проблемы, связанные с глобализацией экономики, поставками энергоресурсов, преступностью, региональной политической нестабильностью, терроризмом и коррупцией, оборотом наркотиков, деградацией среды обитания человека. Внешние факторы политики безопасности представляют актуальность исследования и в связи с негативными последствиями глобализации, разделяющими по уровню развития мир на Север и Юг, на так называемый «золотой миллиард» и остальное человечество.
Глобализация экономики формирует все условия для распространения международной экономической преступности. Это — незаконный ввоз-вывоз капитала, отмывание денег, таможенные и налоговые манипуляции, незаконный оборот оружия, способствующий развитию терроризма.
Актуальность темы представленного исследования также связана с политическими и социально-экономическими изменениями внутри Евросоюза. Политика безопасности стран Евросоюза выдвинула в число главных задач теоретическое обоснование безопасности личности, общества и государства, а так же путей согласования их интересов в социально-политической деятельности.
В научной литературе имеется масса противоречивых точек зрения на сам аспект национальной безопасности и решение проблем безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества.
Объект исследования - страны Евросоюза
Предмет исследования - ключевые факторы обеспечения национальной безопасности стран Евросоюза.
Цель исследования - создание модели графически отображающего национальную безопасность каждой страны в отдельности. (В рамках Европейского Союза)
Задачи исследования:
анализ понятие национальной безопасности;
изучение основных составляющих национальной безопасности;
рассмотрение угрозы национальной безопасности каждой страны в частности;
расчёт индекса безопасности каждой страны;
формирование комплексной оценки национальной безопасности каждой отдельно взятой страны члена Союза;
отображение полученных данных на картографическом материале.
Работа состоит из трёх глав. В первой главе рассматривается национальная безопасность как система.
Во второй главе рассматриваются сущность и содержание национальной безопасности в странах Евросоюза.
Заключительная третья глава «Индекс национальной безопасности» включает в себя построение модели расчёта индекса национальной безопасности каждой страны ЕС.
В исследовании применялись следующие методы:
деятельностно-геопространственный подход;
геополитический;
системно-структурный;
исторический;
сравнительно-географический графический;
картографический, библиографический;
балльный.
Основными научно-литературными источниками данного исследования являются труды географов-обществоведов и ресурсы сети Интернет
В ходе исследования были достигнуты все поставленные задачи. Так же был сделан вывод, что под национальной безопасностью следует понимать основные направления деятельности государства, оказывающие защищенность ключевых интересов личности, общества и непосредственно самого государства, а также образа жизни личности и национальных ценностей от широкого спектра внешних и внутренних угроз, отличающихся по своей природе, в которых находит свое отражение его и общественное предназначение и сущность.
Национальная безопасность является непосредственным показателем состояния общества, среды его обитания, означающий способность данного общества выдерживать действие разрушительных факторов и адаптироваться к меняющимся условиям таким образом, чтобы сохранять достойное качество жизни.
В настоящее время существует более трёхсот пятидесяти видов национальной безопасности, в связи с этим, в целях систематизации и анализа отдельных видов безопасности мы рассмотрели классификацию исследуемой категории. Такие основополагающие элементы системы национальной безопасности как национальные интересы и национальные угрозы могут быть положены в основу классификации национальной безопасности.
Выделив ключевые составляющие национальной безопасности, в рамках научной работы, рассчитан индекс национальной безопасности по каждой стране Европейского союза. Результаты расчета индексов по составляющим национальной безопасности, таким как государственная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность, экономическая безопасность и безопасность личности отображены на карте в программе Quantum GIS. В результате нанесения данных на картографический материал, представлен атлас национальной безопасности стран Евросоюза. А так же разработана универсальная модель позволяющая давать оценку национальной безопасности для любой страны.
Наиболее высокий индекс национальной безопасности имеют: Германия (7.4), Франция(7.0), Австрия(6.9), Португалия(6.8), и Бельгия(6.8).
Наиболее низкий индекс национальной безопасности имеют: Мальта(3.5), Кипр(4.1), Эстония(4.4), Литва(4.4).
В целом показатели национальной безопасности в странах ЕС отличаются не значительно, что говорит об однородности исследуемого района. Однако стоит отметить, что страны имеющие превосходство в площади территории, численности армии, и экономическим характеристикам, занимают более высокое место в рейтинге безопасности.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом
поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212
3. Совет Европейского Союза, Европейская Стратегия Безопасности, Безопасная Европа в лучшем мире, Люксембург: Бюро официальных публикаций Европейских Сообществ, 2009 г, 48. с.
Монографии:
4. Барышников М.Ю. Генезис принципа лояльного сотрудничества в Европейском праве // История государства и права. - 2007. - №1.
5. Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2009.
6. Винокуров, Е. Ю. Количественный анализ экономической интеграции Европейского союза и Евразийского экономического союза: методологические подходы / Е. Ю. Винокуров, И. В. Пелипась, И. Э. Точицкая. - СПб : Евразийский банк развития, Центр интеграционных исследований, 2014. - 57 с.
7. Воронкова В.Г. Политика европейской интеграции. - К.: Профессионал, 2007.
8. Глазьев, С. Ю. Европейский Союз и евразийское экономическое сообщество: сходство и различие процессов интеграционного строительства : монография / С. Ю. Глазьев, В. И. Чушкин, С.П. Ткачук. - М. : ООО «Виктор медиа», 2013. - 239 с.
9. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. - М., 2000.
10. Дербичева С.А., Астапенко П.Н. Европейская интеграция и эволюция. Революция государственных институтов: сущность, динамика и угрозы общественной безопасности // Закон и право. - 2007. - №7.
11. Евразийский регион: экономическая, социальная и политическая география. Международные процессы: Учеб. пос. / Отв. ред. А.В. Торопыгин; Под общ. ред. Н.В. Каледина, Ю.В. Косова. - СПб, 2011. - 315 с.
12. Европейский Союз и региональные конфликты. Под ред. Н.К. Арбатова, А.М, Кокеева. М.: ИМЭМО РАН, 2011.
13. Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
14. Косолапов Н.А. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2009.
15. Кашкин С. Ю., Калиниченко П. А., Четвериков А. О. Введение в право Европейского Союза. - М.: "Эксмо", 2010.
... Всего источников – 50.