Ответственность за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом, по праву РФ и Республики Узбекистан (Московский Государственный Институт Международных Отношений (Ташкентский филиал))
Введение
Глава 1. БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ
§1.1 Беспилотные летательные аппараты: понятийно-терминологические вопросы
§ 1.2 Характеристики и особенности вреда, причиняемого беспилотным летательным аппаратом
Глава 2. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОСИИ И УЗБЕКИСТАНА
§ 2.1. Общие вопросы установления ответственности за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом по праву РФ
§ 2.2. Основания привлечения к ответственности за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом Республики Узбекистан
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы заключается в том, что в современном обществе растет интерес к беспилотным летательным аппаратам как к эффективным инструментам в различных областях (наука, технология, машиностроение, искусство и математика), однако, нужно учитывать возможность нанесения вреда подобными аппаратами и установления ответственности за подобные деяния.
Беспилотные летательные аппараты, очевидно, предназначены для гражданского / военного использования. Использование подобных аппаратов открывают новые возможности, в частности, при удаленном доступе. В то же время, нужно учитывать, что при эксплуатации беспилотных летательных аппаратов нужно придерживаться определенных правил. В противном случае их использование может нанести вред, который в большинстве случае носит общественно опасный характер, поэтому для решения его последствий требуются значительные ресурсы.
Ввиду распространения случае привлечения вреда беспилотными летательными аппаратами необходимо разработать к подобным такие правила эксплуатации, на основании которых они будут учитывать все риски. Они также должны учитывать достаточность оснований их применения, безопасность, окружающую среду и уважать частную жизнь граждан, чтобы способы и методы их эксплуатации были приемлемы для политического уровня и общественности.
Следует отметить, что проблема регулирования использования искусственного интеллекта, в том числе беспилотных транспортных средств, привлекает внимание не только ученых, но и законодателей в разных странах мира. Так, в Германии в 2017 году были внесены поправки в Закон о дорожном движении, регулирующие использование "автомобилей с автоматической функцией вождения".
Таким образом, право государств должно сделать деятельность по использованию беспилотных летательных аппаратов эффективной, а также предусмотреть все риски и возможности причинения указанными аппаратами вреда. В связи с тем, что тема исследования представляется актуальной, видится целесообразность анализа данных, отражающих использование беспилотных летательных аппаратов с целью выявления особенностей правового регулирования отдельных стран по эксплуатация таковых и установлении ответственности за вред, который могут причинить подобные аппараты, а также выявить нормативную перспективу, направленную на эффективное регулирование эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
Степень разработанности темы исследования отличается тем, что вопросы особенности ответственности за вред, причиненный беспилотными летательными аппаратами, не становились предметом комплексных исследований. При исследовании темы были изучены труды отечественных и зарубежных авторов: А.И. Быкова, Г.А. Грищенко, А.Е. Пешковой, Д.Д. Мотасова и других, затрагивающие отдельные аспекты, составляющие основу проблематики. Однако, следует констатировать, что единого мнения относительно подходов российского и узбекского законодателя относительно установления ответственности за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом в юридической литературе не выработано.
Цель исследования состоит в всестороннем анализе право России и Республики Узбекистан на предмет установления ответственности за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом.
Исходя из цели исследования, необходимо сформулировать ряд задач исследования:
- определение понятия и сущностных характеристик беспилотных летательных аппаратов в праве;
- уяснение особенностей вреда, причиняемого беспилотным летательным аппаратом;
- исследование общих вопросов установления ответственности за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом по праву России;
- рассмотрение оснований привлечения к ответственности за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом Республики Узбекистан.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при причинении вреда беспилотным летательным аппаратом, а также установления ответственности за данный факт по праву РФ и Республики Узбекистан.
Предмет исследования составляют нормы международного права, законодательство РФ и Республики Узбекистан в области установления ответственности за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом.
Методологию исследования составила совокупность методов исследования, среди которых универсальные научные методы (системно-структурный, функциональный, формально-логический, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования), а также специальные юридические методы (историко-правовой, юридико-догматический, сравнительно-правовой), которые позволили автору исследовать обозначенные проблемы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых в области международного и отечественного права. Были рассмотрены основные положения трудов ученых, в частности, таких как: А.А. Баталова, Д.Ю. Каширского, С.В. Маликова, Д.Д. Мотасовой, Н.В. Просвириной, Ю.П. Токарева, Д.Ю., А.В. Сухомлинова, А.И. Чучаева и др.
Научная новизна состоит в происходящих в мире изменениях, обуславливающих появление новых видов аппаратов, в том числе беспилотных летательных аппаратов, которые могут причинить вред охраняемым правом объектам, что требует обстоятельного рассмотрения и теоретического осмысления. В связи с чем, требуется системное изучение права России и Республики Узбекистан на предмет установления ответственности за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом.
Подводя итог исследованию, необходимо сделать ряд выводов.
Внедрение беспилотных систем в массовое использование в ближайшем будущем потребует внесения новых положений в действующие нормативные правовые акты о деликтных правоотношениях. В первую очередь необходимо определить понятие «беспилотный автомобиль» на законодательном уровне, поскольку определение, данное в Воздушном кодексе Российской Федерации не применяется. Во-вторых, представляется правильным вводить беспилотные транспортные средства в состав нового источника повышенной опасности и приравнивать их к транспортным средствам, поскольку ответственность за причинение вреда источнику повышенной опасности характеризуется ответственностью, возникающей независимо от вины виновных.
В России гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом, имеет свои особенности в сравнении с причинением вреда традиционными транспортными средствами. Некоторые из них включают в себя: отсутствие пилота, небольшой размер и масса беспилотного аппарата, сложность установления причин и обстоятельств происшествия, требования к страхованию.
В законодательстве Республики Узбекистан БПЛА упоминаются в качестве источника повышенной опасности. В Узбекистане гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный беспилотным летательным аппаратом, осуществляет оператор и/или владелец этого аппарата в соответствии с ГК РУз. и Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.11.2022 г. № 658 «О дополнительных мерах по регулированию использования беспилотных летательных аппаратов в Республике Узбекистан». Гражданско-правовая ответственность включает в себя возмещение ущерба, нанесенного инцидентом, включая материальный и моральный ущерб. Размер возмещения определяется в соответствии с убытками, которые были причинены инцидентом.
1) Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.11.2022 г. № 658 «О дополнительных мерах по регулированию использования беспилотных летательных аппаратов в Республике Узбекистан» // https://lex.uz/ru/docs/6284990
2) Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс»
3) Конвенция о международной гражданской авиации (с изменениями на 26 октября 1990 года) // https://docs.cntd.ru/document/1902240?section=text
4) Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/treaty.pdf
5) Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года // http://www.kremlin.ru/supplement/512
6) Быков А.И. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства, регулирующего ввоз и реализацию беспилотных летательных аппаратов // Вестник Самарского юридического института. 2018. №4 (30). С. 14-19.
7) Грищенко Г.А. Правовое регулирование беспилотных летательных аппаратов: Российский подход и мировая практика // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №12 (64). С. 129-136.
8) Демьянович М. А. Использование беспилотных летательных аппаратов в преступных целях: методы противодействия и борьбы // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. №2 (21). С. 107-115.
9) Козочкин И. Д. Строгая ответственность в уголовном праве Англии и США / И. Д. Козочкин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2000. № 1(228). С. 136-149.
10) Коробеев А.И., Чучаев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex Russica. 2019. №2 (147).
11) Красный В. А. Беспилотные летательные аппараты. Проблемы и решения // Вектор научно-технологического развития России с учетом глобальных трендов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 сентября 2022г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 17-20.
12) Логинов А.А., Хван А.А., Мусонов В.М. Актуальность использования беспилотных летательных аппаратов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. №11.
13) Макаренко С. И. Противодействие беспилотным летательным аппаратам / С. И. Макаренко. – Санкт-Петербург : Издательство «Наукоемкие технологии», 2020. 204 с.
14) Матюха С.В. Искусственный интеллект в беспилотных авиационных системах // ТДР. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-bespilotnyh-aviatsionnyh-sistemah (дата обращения: 01.05.2023).
15) Мотасова Д. Д. О перспективных направлениях развития гражданско-правового регулирования использования беспилотных летательных аппаратов / Д. Д. Мотасова // Право и государство: теория и практика. 2019. № 10(178). С. 98-100.
16) Мотасова Д.Д. Гражданско-правовое регулирование использования беспилотных летательных аппаратов в российском и зарубежном законодательстве // Аграрное и земельное право. 2017. №11 (155). С. 27-31.
17) Мотасова Д.Д. Особенности гражданско-правового регулирования в сфере использования беспилотных летательных аппаратов и перспективы его совершенствования // Право и государство: теория и практика. 2020. №2 (182). С. 105.
18) Пешкова А. Е. Субъекты гражданско-правовой ответственности, возникающей вследствие причинения вреда беспилотным транспортным средством / А. Е. Пешкова. Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. 2019. № 5 (12). С. 21-24.
19) Пешкова А. Е. Субъекты гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный беспилотными транспортными средствами / А. Е. Пешкова. - Текст: прямой // Новое официальное уведомление. - 2019. - № 5 (12).
20) Просвирина Н.В. Анализ и перспективы развития беспилотных летательных аппаратов // Московский экономический журнал. 2021. №10. С. 560-574.
21) Просвирина Н.В. Анализ и перспективы развития беспилотных летательных аппаратов // Московский экономический журнал. 2021. №10.
22) Радутный А. Э. Социально-экономический фактор обусловленности уголовно-правовой защиты информационных отношений // Проблеми законності. 2012. №119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskiy-faktor-obuslovlennosti-ugolovno-pravovoy-zaschity-informatsionnyh-otnosheniy (дата обращения: 01.05.2023).
23) Сайтов У.Г., Абдужабаров Н.А. Некоторые аспекты использования беспилотных летательных аппаратов в контексте регулирующей документации // European Journal of Intelligent Transportation Systems. 2019. №1 (2). С. 31-34.
24) Токарев Ю.П. Методы управления беспилотными летательными аппаратами в общем воздушном пространстве с использованием полетной информации при автоматическом зависимом наблюдении : автореферат дис. ... кандидата технических наук : 05.22.13 / Токарев Юрий Петрович; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т гражд. авиации]. - Санкт-Петербург, 2011. - 23 с.
25) Тыдыкова Н.В. Об уголовной ответственности за вред, причиненный в ходе эксплуатации высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств // Вестн. Том. гос. ун-та. 2021. №471. С. 264-271.
26) Фокин М.С., Рязанов Н.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств // Актуальные проблемы российского права. 2018. №1 (86). С. 108.
27) Чучаев А. И., Маликов С. В. Ответственность за причинение последствий высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2019. №6 (103).
28) Ястребов О. А. Правосубъектность электронного лица: теоретико-методологические подходы // Труды Института государства и права РАН. 2018. Том 13. № 2. С. 36–55.
29) Яцук К. В., Стафеев М. С., Казаринов С. В. Применение беспилотных летательных аппаратов в локальных конфликтах и войнах // Молодой ученый. 2016. №25. С. 107-111.
30) Chopra, Samir and White, Laurence. Artificial Agents and the Contracting Problem: A Solution Via an Agency Analysis // University of Illinois Journal of Law Technology & Policy. 2009. № 2. Р. 363–403.
31) Kochoi, Samvel. (2021). Criminal Law Risks when Using Unmanned Vehicles. Actual Problems of Russian Law. 16. 125-135. 10.17803/1994-1471.2021.128.7.125-135.