Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование мер по предупреждению банкротства кредитных организаций в системе российского законодательства 8
1.1. Понятие антикризисного регулирования, соотношение смежных и
взаимосвязанных понятий 8
1.2. Краткая характеристика мер, направленных на предупреждение
банкротства кредитных организаций 17
Глава 2. Правовой статус некоторых субъектов правоотношений по предупреждению банкротства кредитных организаций 34
2.1. Полномочия Центрального Банка Российской Федерации при
осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций 34
2.2. Правовое положение ООО «Управляющая компания Фонда
консолидации банковского сектора» 38
2.3. Правовое положение Государственной корпорации Агентство по
страхованию вкладов 51
Глава 3. Проблемы применения на практике положений об осуществлении мер по предупреждению банкротства банков с участием
Банка России и АСВ 56
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Количество применяемых санационных мер с участием публично-правового элемента в отношении кредитных организаций свидетельствует об отсутствии стабильности в банковском секторе. В связи с возросшим количеством нарушений требований и нормативов, устанавливаемых Банком России, возникает необходимость оперативного реагирования со стороны контрольно-надзорного органа, в том числе посредством правовых механизмов, предусмотренных законодательством о несостоятельности.
При этом, в силу того, что кредитные организации в совокупности с Центральным Банком Российской Федерации и представительствами иностранных банков, применительно к положениям ст. 2 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) представляют собой банковскую систему Российской Федерации, в гражданско-правовые отношения, одним из субъектов которых являются кредитные организации, вовлечен широкий круг лиц, права и законные интересы которых необходимо учитывать при возникновении оснований для применения санационных мер, инициировать процедуру банкротства кредитной организации по аналогии с юридическими лицами, не относящимися к особым категориям должников, для которых предусмотрен специальный порядок проведения процедур банкротства, нецелесообразно и нелогично. В случае, когда кредитная организация формально отвечает признакам неплатежеспособности, либо когда в результате оценки финансового состояния кредитной организации выявляются нарушения нормативов, установленных Центральным Банком Российской Федерации, сразу вводить процедуры, применяемые в рамках банкротства, представляется чрезмерным и преждевременным, поскольку в данном случае затрагивается не только частноправовой интерес, но и публичный. Субъекты банковского сектора взаимосвязаны, должное функционирование каждого из них оказывает влияние на качество организации банковского сектора в целом, при этом не имеет значение отнесение проблемной кредитной организации к системно значимым, любая кредитная организация, в особенности обладающая лицензией на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, вовлечена в широкий круг частно-правовых и публично-правовых отношений, способствует стабильности банковского сектора. В связи с чем, представляется необходимым проводить ряд санационных мер с участием Банка России, как субъекта, осуществляющего контрольно-надзорные, регулирующие функции.
Стабильное функционирование банковского сектора во многом зависит от направленности политики Банка России. В настоящее время прослеживается тенденция к ужесточению контроля за соблюдением кредитными организациями всех нормативов, устанавливаемых Центральном Банком Российской Федерации, к увеличению скорости реагирования Банка России на нарушение кредитными организациями положений законодательства и актов, издаваемых Центральным Банком Российской Федерации. Кроме того, активно разрабатываются и внедряются новые способы воздействия Банка России на банковский сектор, в том числе возможность его непосредственного участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства банков. Последние изменения, касающиеся указанных обстоятельств, были учтены при исследовании данной работы, а некоторые, имеющие наибольшее значение непосредственно для исследования, раскрыты более подробно.
Актуальность темы исследования состоит в том, что необходимость закрепления новых механизмов, направленных на предупреждение и предотвращение банкротства кредитных организаций, должна быть обоснована, ввиду чего вносимые в законодательство изменения подлежат анализу на предмет целесообразности, поскольку закрепление нового регулирования предполагает неэффективность существующих методов, а также на возможность возникновения коллизий при применении правовых норм. При этом следует критически относиться к каждой новой норме, предполагающей решение проблемных вопросов, для которых уже предусмотрены неоднократно применяемые на практике правила поведения субъектов правоотношений, поскольку в таком случае неизбежно будет возникать вопрос о применимости той или иной нормы, что может привести к появлению споров между участниками проблемных отношений. Таким образом, необходимо провести сравнительный анализ методов управления проблемной кредитной организацией в добанкротный период, предусмотренных законодательством о несостоятельности, с целью выявления оптимального действенного способа устранения обстоятельств, послуживших основанием для применения мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Объектом исследования являются отношения, возникающие при применении мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
Предмет исследования данной работы составляет российское законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с применением мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, а также материалы судебной практики.
Степень разработанности темы исследования.
Проблематика применения мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций, исследуется в отечественной юридической науке. Однако следует отметить, что проблематике применения мер санационного характера уделяется меньше внимания, чем исследованию процедур, применяемых при банкротстве кредитной организации. Тем не менее, поскольку нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с применением мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, составляют неотъемлемую часть специального регулирования особой категории должников, представляется необходимым рассматривать указанные нормы в неразрывной связи с положениями законодательства о банкротстве, в частности с положениями о несостоятельности кредитных организаций.
Отдельные вопросы особенностей несостоятельности кредитных организаций рассмотрены в работах дореволюционного периода, в том числе такими учеными, как А.Х. Гольмстен, К.И. Малышев, Г.Ф. Шершеневич и др.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова, С.А. Карелина, А.Л. Комолов, А.Я. Курбатов, В.Г. Крылов, Е.Б. Лаутс, Д.А. Петров, В.Ф. Попондопуло, Т.Э. Рождественская, А.Ю. Самохвалова, М.В. Телюкина, Г.А. Тосунян.
Целью настоящей работы является теоретическое и научно - практическое исследование применения мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- определение содержания понятия антикризисного управления и взаимосвязанных понятий;
- краткая характеристика мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций;
- характеристика правового положения и полномочий Банка России, ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора», ГК «Агентство по страхованию вкладов»;
- анализ правоприменительной практики по вопросам осуществления мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций.
Методологическую основу данного исследования составляет общенаучный диалектический подход с использованием общих методов научного познания (анализ, аналогия, обобщение) и частноправовых методов (формально-юридический, толкование права).
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что проведенный анализ законодательства и судебной практики отвечает интересам дальнейшего развития института несостоятельности кредитных организаций, может быть использован в научно-исследовательской деятельности, направленной на разработку проблемных вопросов предупреждения банкротства кредитных организаций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сделанные по его итогам выводы могут найти применение в правотворческой, в правоприменительной деятельности при решении вопросов предупреждения банкротства кредитных организаций.
В целях достижения одной из основных задач Банка России, которая заключается в стабилизации банковского сектора и обеспечении бесперебойного функционирования каждого из участников банковской системы Российской Федерации, Центральный Банк РФ реализует политику, направленную на повышение устойчивости банковского сектора, которая, в числе прочего, предусматривает устранение признаков несостоятельности участников банковской системы с учетом необходимости защиты прав и законных интересов вкладчиков и контрагентов подобной кредитной организации. Достичь данной цели можно только путем применения эффективных методов, разработанных с учетом особенностей правового регулирования кредитных организаций и возможностей финансирования мероприятий по оздоровлению банковского сектора.
Практика применения существующих механизмов, направленных на недопущение несостоятельности кредитных организаций показала, что необходимо предусмотреть некий новый инструмент, позволяющий в действительности эффективно восстановить финансовую устойчивость кредитной организации, не нарушая при этом ее текущую деятельность. В качестве такого нового инструмента был разработан новый механизм санации банков, предусматривающий участие Банка России в лице ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» при осуществлении мер по предупреждению банкротства банков. При этом Банк России, являясь мегарегулятором, принимает решение о своем участии в реализации подобных мер в каждом конкретном случае с учетом ряда факторов, в число которых входит, например, определение банка как системно значимой кредитной организации, банкротство которой, несомненно, окажет негативное влияние на банковскую систему в целом. Данный критерий является далеко не единственным; так, например, Банк России принял решение об осуществлении мер по предупреждению
банкротства ПАО «Бинбанк», который не отнесен Банком России к системно значимым. Таким образом, механизмы предотвращения
банкротства кредитных организаций активно модернизируются и требуют особого внимания и изучения в целях формирования эффективной правоприменительной практики, что и обусловило выбор темы для научной работы.
В результате проведенного научного исследования были сделаны следующие выводы, свидетельствующие о достижении поставленных целей и задач исследования:
1. В законодательстве отсутствует понятие антикризисного регулирования, которое, согласно мнению ученых, следует рассматривать как совокупность инструментов, предусмотренных банковским регулированием, но им не ограничивающимся, представляющих собой временные меры оперативного воздействия на деятельность хозяйствующего субъекта при выявлении кризисных явлений. Одним из составляющих подобного регулирования являются механизмы, закрепленные в законодательстве о несостоятельности, направленные на предупреждение банкротства кредитных организаций. В силу того, что вопрос изучения и применения механизмов антикризисного регулирования в последнее время поднимается в доктрине и на практике все чаще, необходимо сформулировать легальное понятие антикризисного регулирования и однозначно определить перечень мер, подпадающих под это понятие.
2. Законодательство о несостоятельности предусматривает широкий
перечень мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, что позволяет подобрать именно те механизмы, реализация которых в действительности позволит достичь цели восстановления
платежеспособности кредитной организации в каждом конкретном случае.
Вместе с тем, применение каждой из мер, в том числе принудительного характера, должно быть обосновано и соответствовать принципам реализации указанных мер. В том числе, в целях выбора наиболее эффективных механизмов санации необходимо соблюдать строго регламентированный порядок принятия решений о применении тех или иных мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, что не всегда происходит на практике.
3. Ранее предусмотренный механизм осуществления в отношении проблемного банка мер по предупреждению несостоятельности с участием АСВ был фактически продублирован для Банка России с рядом особенностей. Указанные меры от имени Банка России реализует ООО «УК ФКБС» - специально созданная для этих целей организация со специфическим правовым статусом. Новый механизм санации предоставляет Банку России возможность поддерживать банки, не допуская их банкротства, тем самым обеспечивая стабильность банковского сектора и экономики стран в целом.
4. При реализации на практике положений о применении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций был выявлен ряд проблем, в том числе проблема несоблюдения принципов правовой определенности и положений доктрины защиты законных ожиданий, предусмотренных действующим правовым регулированием. Возникновение проблем при реализации нового механизма свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в целях достижения баланса между частно-правовым и публично-правовым интересом с учетом необходимости защиты прав лиц - субъектов правоотношений с участием санируемой кредитной организации.
5. Законодательством предусмотрена норма, фактически направленная на лишение управляющих должником работников, а также контролирующих должника лиц, прав на денежные средства, находящиеся в банке, в отношении которого проводятся санационные мероприятия. При этом можно говорить о невозможности достижения абсолютной справедливости при безакцептном списании денежных средств лиц, подпадающих под рассматриваемое регулирование, поскольку далеко не все из них фактически влияют на деятельность кредитной организации, в том числе данный тезис касается регионального менеджмента.
6. Несмотря на то, что данный механизм санации является достаточно новым для российского правопорядка, применение его на практике показало положительный результат. Основная цель создания ООО «УК ФКБС», а именно предупреждение банкротства кредитных организаций, достигнута - исполнение ООО «УК ФКБС» функций временной администрации по управлению такими кредитными организациями, как ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Промсвязьбанк», было прекращено в связи с формированием органов управления, дальнейшего банкротства данных хозяйствующих субъектов не последовало. Вместе с тем, однозначно утверждать об эффективности нового механизма на данный момент не представляется возможным, поскольку действительный результат осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций с участием Банка России в лице УК ФКБС можно будет определить в случае бесперебойного функционирования ранее санируемой кредитной организации в случае невозникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства либо оснований для признания кредитной организации банкротом не по вине контролирующих кредитную организацию лиц.
7. Среди преимуществ нового механизма выделяют возможность обеспечения непрерывности деятельности банка включая полное исполнение всех обязательств банка перед физическими и юридическими лицами, приведение в соответствие с нормативами Банка России всех требований к финансовым показателям банка. Соответственно, при реализации данного механизма, отсутствует риск нарушения имущественных прав вкладчиков и контрагентов проблемного банка при одновременном повышении финансовой устойчивости за счет средств Фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счет денежных средств Банка России.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным
голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 2009. 21 янв. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дека. 2008 г. № 7-ФКЗ);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - №32. (в ред. от 03 август 2018 г.). - СПС «КонсультантПлюс»;
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1996. - 5 февраля. - № 6. - Ст. 492 (в ред. от 27 декабря 2018 г.). - СПС «КонсультантПлюс»;
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 01 мая 2017 № 84-ФЗ [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 18. - С. 2661. - СПС «КонсультантПлюс»;
5. О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03 августа 2018 № 322-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 32. - Ст. 5115. - СПС
«КонсультантПлюс»;
6. О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 июля
2006 № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3434. (в ред. от 27 декабря 2018г.) - СПС
«КонсультантПлюс»;
7. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2001 № 156-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4562. (в ред. от 31 декабря 2017 г.)- СПС «КонсультантПлюс».
8. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 43. - Ст. 4190. (в ред. от 27 декабря 2018 г.) - СПС «КонсультантПлюс».
9. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4006. (в ред. от 27 декабря 2018 г.) - СПС «КонсультантПлюс».
10.О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс] : федер. закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1996. - 22 апреля. - № 17. - Ст. 1918. (в ред. от 27 декабря 2018 г.). - СПС «КонсультантПлюс»;
11. О страховании вкладов в банках Российской Федерации : федер. закон
от 23 декабря 2003 № 177-ФЗ // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 2003. - № 52. - Ст. 5029. (в ред. от 28 ноября 2018 г.) - СПС «КонсультантПлюс».
12. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс] : федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2002. - 15 июля. - № 28. - Ст. 2790 (в ред. от 1 мая 2019 г.). - СПС «КонсультантПлюс».
Нормативные акты Банка России:
13. О временной администрации по управлению кредитной организацией :
положение Банка России 09 ноября 2005 № 279-П // Вестник Банка
России. - 2005. - № 67.
14.0 методике определения системно значимых кредитных организаций : указание Банка России от 22 июля 2015 № 3737-У // Вестник Банка России. - 2015. - № 71.
15.0 методике оценки представителями Банка России и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" достаточности имущества банка для осуществления урегулирования его обязательств : указание Банка России от 30 июня 2015 № 3707-У // Вестник Банка России. - 2015. - № 74.
16.Об обязательных нормативах банков : инструкция Банка России 28 июня 2017 № 180-И // Вестник Банка России. - 2017. - № 65.
... Всего источников – 80.