Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОТЕНЦИАЛ НИШЕВЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА РОССИЙСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №129205

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

туризм

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НИШЕВЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА 6
1.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта в изучении нишевого
туризма 6
1.2 Взаимосвязь концепции нишевого туризма с нишевым маркетингом 10
1.3 Сопоставление нишевого и массового туризма 14
1.4 Применение нишевых видов туризма в управлении жизненным циклом
дестинации 17
1.5 Сегментация и профилирование потребителей нишевых видов туризма . 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1 Социально-экономическая характеристика Липецкой области 29
2.2 Анализ показателей развития туристской отрасли Липецкой области 37
ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ НИШЕВЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ .... 59
3.1 Основные стратегические направления развития нишевого туризма в
Липецкой области 59
3.2 Автотуризм - как драйвер развития нишевых видов туризма в Липецкой
области 64
3.3 Методические рекомендации по обоснованию целесообразности развития
нишевых видов туризма в Липецкой области 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ

Последние десятилетия характеризовались стремительным развитием мировой туристской индустрии. Согласно данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) в 2019 году было зафиксировано 1,5 млрд. международных туристских прибытий, что ознаменовало десятилетие ежегодного устойчивого роста. Доходы от экспорта в туристском секторе в этот год составили 1,7 трлн. долларов США - туризм стал третьей по величине экспортной категорией. Эксперты Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) прогнозировали рост числа международных туристских прибытий на 3-4% в 2020 году, но в марте стало очевидно, что этим прогнозам не суждено сбыться.
Пандемия COVID-19 и ответные меры для ее преодоления привели к долгосрочному спаду мировой экономики (оказали огромное влияние на мировую экономику). Наиболее уязвимым сектором оказался туризм. Закрытие границ большинства стран, повлекло за собой резкий спад объема туристских потоков, число международных туристских прибытий сократилось на 74%, т.е. на 1,1 млрд. по сравнению с 2019 годом. Индустрия потеряла 1,3 трлн. долларов США экспортного дохода - это в 11 раз больше, чем во время мирового финансово-экономического кризиса 2009 года. Число рабочих мест сократилось на 100-120 млн [67].
Российский туристский рынок не стал исключением, тяжело перенеся последствия пандемии COVID-19. В 2020 году объем платных туристских услуг в России сократился на 86,9 млрд. рублей, став в 2 раза меньше, чем в 2019 году, а выручка организаций, предоставляющих туристские услуги, упала на 52,4%[58].
Вопрос о том, какими способами можно вывести туризм из состояния кризиса, все еще является ключевым и широко обсуждается экспертами индустрии. Большинство из них, в том числе специалисты из Всемирной туристской организации ООН (UNWTO)[63] и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC)[66], отмечают приоритетность восстановления индустрии за счет роста значений основных туристских показателей до результатов 2019 года. Формирование подобной точки зрения, на фоне депрессивного состояния экономики и повышения инфляционных рисков, представляется вполне закономерным.
Существует и альтернативное мнение, согласно которому насущным приоритетом для туризма является его полная «перезагрузка», которая подразумевает пересмотр его влияния на жизнь людей и окружающую среду. Приверженцы этого взгляда рассматривают сложившуюся ситуацию, как возможность для создания устойчивого и инклюзивного туристского сектора, который уважает предполагаемые природные и культурные границы, то, что, по их мнению, массовый туризм не смог сделать [59]. Также стоит отметить, что вторая точка зрения не отвергает первую, но обращает внимание на то, что экономический рост (в туризме и в целом) - является необходимым, хотя и далеко не достаточным условием для решения разнообразных проблем, стоящих перед современным обществом и проявляющихся в туризме в настоящее время. Таким образом, в ней подчеркивается важность реформ, а не восстановления.
Из данного утверждения берет свое начало настоящее исследование. Оно посвящено явлению, по своей сути отличному от массового туризма и условно названному нишевым туризмом. В данной работе рассмотрен потенциал нишевых видов туризма российских дестинаций, в качестве альтернативного варианта развития туристской сферы.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью преобразований в отечественной туристской сфере, связанными с последствиями пандемии COVID-19 и существующей политической обстановкой, для формирования и развития устойчивого внутреннего туризма.
Целью исследования является выявление основных направлений реализации потенциала нишевых видов туризма в развитии дестинаций РФ на примере Липецкой области.
Для достижения указанной выше цели, были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт изучения нишевого туризма;
- выявить и описать характер взаимосвязи нишевого туризма с нишевым маркетингом;
- провести сопоставление нишевого и массового туризма;
- оценить потенциал применения нишевых видов туризма в управлении жизненным циклом дестинации;
- определить методы сегментации и профилирования потребителей нишевых видов туризма;
- охарактеризовать социально-экономическое положение Липецкой области;
- проанализировать показатели развития туризма Липецкой области;
- определить основные стратегические направления развития нишевого туризма в Липецкой области;
- выявить драйвер развития нишевых видов туризма в Липецкой области;
- разработать методологические рекомендации по обоснованию целесообразности развития нишевых видов туризма в Липецкой области.
Объектом исследования выступает туристская сфера Липецкой области.
Предметом исследования - направления реализации потенциала нишевых видов туризма для развития туристской сферы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках настоящего исследования были получены следующие научные и практические результаты, характеризующие потенциал нишевых видов туризма российских дестинаций, в особенности Липецкой области:
1. В ходе анализа отечественного и зарубежного опыта изучения нишевого туризма было выявлено отсутствие единого подхода в исследовании нишевого туризма, ввиду отсутствия концептуального базиса. Были выделены работы зарубежных исследователей Маклеода Д. и Новелли М. в качестве основополагающих, а также рассмотрены некоторые отечественные работы.
2. Была обнаружена непосредственная взаимосвязь нишевого туризма с нишевым маркетингом, характер которой, заключается в том, что концепция нишевого туризма берет свое начало из нишевого маркетинга и формируется в соответствии с его положениями. Были описаны три группы подходов к нишевому маркетингу: push-маркетинг, pull-маркетинг, и гибридный подход, совмещающий элементы предыдущих двух, а также определено, что компоненты туристской деятельности выделенные Новелли М. (не смотря на отсутствие четких правил и критериев определения нишевого туризма), включающие в себя микро- и макрониши, базируются на гибридном подходе.
3. Далее было определено, что нишевый туризм должен изучаться на контрасте с массовым туризмом, различное понимание которого исследователями, приводит к многообразию трактовок как массового, так и нишевого туризма, что размывает границы между этими понятиями. Более четкое представление об их различиях, можно получить, обратившись к понятиям «массовый» и «нишевый» из маркетинга.
4. Был оценен потенциал применения нишевых видов туризма в управлении жизненным циклом дестинации. Для многих зрелых туристских дестинаций, использование преимуществ нишевых видов туризма может стать стратегически важным шагом для обновления или продления их жизненного цикла, за счет влияния на чувствительность к изменчивости спроса, стимулирования независимых туроператоров, диверсификации продуктовой базы дестинации для захвата новых, формирующихся туристских рынков, создания более разнообразной потребительской базы, уравновешивания массового туризма за счет поиска меньшего числа туристов с более высокой покупательной способностью , снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду;
5. Процесс определения методов сегментации и профилирования потребителей нишевых видов туризма обнаружил необходимость детального разностороннего исследования профилей спроса со стороны нишевых туристов, наряду с иллюстрацией моделей туристского поведения, интересов и уровня вовлеченности в участие в нишевых мероприятиях, из чего следует настоятельная необходимость в определении модели сегментации, которая обеспечит более глубокое понимание различных профилей туристов, с целью расширения потенциала индустрии туризма и ускорения ее роста. Были рассмотрены различные подходы к сегментации туристов: социально - демографический, географический, а также недемографический, переменными которого выступают: туристические ценности туристов; личность туристов; мотив путешествия; образ жизни туристов; поведение туристов. Была признана взаимосвязь между поведением, отношением и ценностями личности и рассмотрены существующие модели сегментации туристов на основании этих критериев: больше всего моделей базируются на поведении, однако они не дают глубокого понимания профилей нишевых туристов, что подчеркивает потенциал сегментации туристов на основании ценностей.
6. Липецкая область определена в качестве развивающегося
индустриально-аграрного региона, который характеризуется
многоотраслевой экономикой. Основные отрасли экономической специализации - металлургия, пищевая промышленность и сельское хозяйство, обеспечивают развитие региона и делают его стратегически значимым для России, но в тоже время ставят область в зависимое, а значит уязвимое положение. Поэтому экономическая структура Липецкой области нуждается в дальнейшей диверсификации, одним из перспективных направлений которой выступает туристская сфера, обладающая к тому же, высоким мультипликативным эффектом, способствуя развитию смежных отраслей.
7. Анализ показателей развития туризма Липецкой области выявил, что
туристская сфера, в настоящее время, не оказывает существенного влияния на состояние экономики в регионе: Липецкая область не является значимым туристским центром и характеризуется средним уровнем развития туризма. Тем не менее, последнее десятилетие характеризовалось устойчивыми темпами развития туризма в Липецкой области. Анализ документов стратегического планирования и научных публикаций обнаружил ключевые сдерживающие факторы развития туризма в регионе: неразвитость
туристской инфраструктуры области; отсутствие квалифицированных кадров; недостаточная известность для российских и иностранных туристов; малую изученность и недостаточную степень использования туристских ресурсов региона, а также их плохую сохранность. К перспективным территориям для развития туризма были отнесены: города Усмань, Лебедянь и Чаплыгин, Лебедянский, Данковский, Чаплыгинский и Добровский районы. Также были выявлены наиболее популярные туристские аттракции Липецкой области и ключевые виды туризма региона - паломнический, событийный, культурно-познавательный, гастрономический и активный.
8. Ресурсы региона располагают к развитию следующих нишевых видов туризма: экологический, сельский, волонтерский, промышленный, усадебный, литературный, художественный, конный и др., которые могут выступать основными стратегические направлениями развития нишевого туризма в Липецкой области для устранения существующего дисбаланса в развитии муниципальных образований региона, а также для снижения и предотвращения чрезмерной антропогенной нагрузки на окружающую среду вблизи наиболее популярных туристских объектов.
9. Автотуризм был определен в качестве драйвера развития нишевых видов туризма в Липецкой области. Регион обладает необходимыми ресурсами для успешного формирования и развития автотуризма: благоприятные природно-климатические условия, хорошая транспортная доступность за счет трассы федерального значения М4 «Дон», туристские аттракции, преференции для инвесторов в рамках АТК «Задонщина», однако подчеркивается необходимость пересмотра нынешнего использования кластерного подхода.
10. Были разработаны методологические рекомендации по обоснованию целесообразности развития нишевых видов туризма в Липецкой области, поднимающие вопрос необходимости создания модели сегментации туристов в зависимости от их предпочтений, основанных на ценностях, что требует разработки переменных туристских предпочтений исходя из ценностей с применением междисциплинарного подхода. Подобная модель сегментации имеет потенциал стать эффективным инструментом для принятия стратегических решений в отношении развития нишевых видов туризма российских дестинаций и Липецкой области, в частности. Тем не менее, за отсутствием подобной модели сегментации и существующей необходимостью определения основных стратегических направлений развития нишевого туризма, к использованию были рекомендованы следующие инструменты:
- регулярный мониторинг ресурсов дестинации для развития туризма;
- проведение экспертной оценки готовности туристских объектов к вовлечению их в туристские маршруты, в том числе нишевые;
- оценка аттрактивности туристских объектов дестинации;
- разработка механизма, способствующего усилению эффективности государственно-частного партнерства в туристской сфере;
- применение инкорпоративного подхода в управлении развитием дестинации.
А также ориентация на общие тенденции развития туризма, формирующиеся под влиянием эпидемиологической и политической обстановки, при принятии управленческих решений.
В завершение, хотелось бы сказать, что для сохранения роста внутреннего туризма в среднесрочной перспективе, необходимо: повышение качества сервиса; развитие туристской инфраструктуры; увеличение информированности о разнообразии маршрутов среди потенциально заинтересованных туристов; создание диверсифицированного турпродукта. Причем, последнее требует поиска новых точек роста на территориях, обладающих туристской привлекательностью, таких как Липецкая область.



1. Закон Липецкой области от 18 августа 2006 г. N 316-ОЗ "Об особых экономических зонах регионального уровня" (с изменениями от 6 апреля 2007 г., 30 мая 2008 г.)
2. Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 г. N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года" (в ред. от 29.10.2018).
3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 (ред. от 07.02.2018) "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)".
4. Постановление администрации Липецкой области от 05.06.2008 года N 130 "Об утверждении схемы территориального планирования Липецкой области" (в ред. постановления администрации Липецкой области от 01.10.2018 № 529)
5. Постановление администрации Липецкой области от 29.11.2013 года N 535 "Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие культуры и туризма в Липецкой области»" (с изменениями на 28.01.2022 года)
Научная и учебная литература:
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М., 2003. - 316 с.
7. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учеб. пособие. - М.: Герда, 2004. - 37 с.
8. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма: вопросы и ответы. - М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2009. - 304 с.
9. Морозова Н.С. Методологические подходы к изучению нишевых видов туризма и их роль в развитии туристских дестинаций // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2021. Т.15. №2. - С. 19-26
11. Ali-Knight J. M. The role of niche tourism products in destination development. - Published Works, 2011.
12. Allen R., Parrish E., Cassill N. Assessing the validity of a niche strategy model in predicting the potential and success of niche markets and products / R. Allen, E. Parrish, N. Cassill, W. Oxenham // The Journal of The Textile Institute. - 2012. - 103(8). - p. 900-911
13. Boorstin D. The Image. - New York: Harper & Row, 1964.
14. Collins M. Common-Sense Niche Marketing / Small Business Reports. - 20 (9). - 1994.
15. Corraliza J.A., Berenguer J. Environmental values, beliefs and actions: A situational approach / In Environment and Behavior. - 2000. - 32(6). - p. 832-848
16. Dalgic T., Leeuw, M. Niche Marketing Revisited: Concept Applications and Some European Cases / European Journal of Marketing. - 1994. - 28(4). p. 39-55
17. Daniel E., Selim A., Brezina I. Values and helping behavior: A study in four cultures / E. Daniel, A. Selim, I. Brezina, Ch.E. Strohmeier, M.B. Vainre // International Union of Psychological Science. - 2015. - 50(3). - p. 186-192
18. Frochot I., Morrison A.A. Benefit Segmentation: A Review of Its Applications to Travel and Tourism Research / Journal of Travel & Tourism Marketing. - 2001. - 9(4). p. 21-45
19. Gimenez J.F., Trenchs I. Barcelona's Tourists Characterized from the Attitudinal Perspective / Journal of Marketing management and consumer behavior. - 2016. - 1. - p. 1-27
20. Homer P.A., Khale, L.R. A structural equation test of the value-attitude- behavior hierarchy / Journal of Personality and social Psychology. - 1998. -54(4). - p. 638
21. Hsu C.H.C., Kang S.K., Wolfe, K. Psychographic and demographic profiles of niche market leisure travelers / Journal of Hospitality & Tourism Research. - 2002. - 26(1). - p. 3-22
22. Jenkins C. L. “Mass tourism” is an Out-Dated Concept - A Misnomer? / Tourism Recreation Research. - 2007. - 32(1). - p. 112-13.
23. Kotler P., Armstrong G. Principios de marketing - Pearson, 2003.
24. Kotler P. Marketing Management. - New Jersey: Prentice Hall, 2003.
25. Lambin J. J. Market-driven management: Strategic and operational marketing (3rd ed.). - United Kingdom: Palgrave Macmillan, 2012.
26. Linneman R. E., Stanton, J. L. Making Niche Marketing Work: How To Grow Bigger by Acting Smaller. - New York: McGraw-Hill, 1991.
27. Macleod D.V. (Ed.) Niche tourism in Question - Interdisciplinary perspectives on problems and possibilities. - Glasgow: University of Glasgow, Crichton publications, 2003.
28. Madrigal R. Personal values, traveler personality type and leisure travel style / Journal of Leisure Research. - 1995. - 27. - p. 125-142
29. Novelli M. Niche Tourism. Contemporary Issues, Trends and Cases. - USA: Elsevier Butterworth-Heinemann, Burlington, 2005.
30. Pearce D. Green Economics / Environmental Values. - 1992. -1(1). - p. 3-13
31. Plog S.C. A grounded typology of vacation decision-making / Tourism Management. - 1974. - 26(2). - p. 121-132
32. Plog S. C. Targeting Segments: More Important than Ever in the Travel Industry / In Theobald W. (Ed.) // Global Tourism. Third Edition. - 2005. - p. 271¬293.
33. Poon A. Tourism, Technology and Competitive Strategies. - Oxon: CABI, 1993.
34. Schwartz S. H. Basic individual values: Sources and consequences / In T. Brosch, D. Sander (Eds.) // Handbook of value: Perspective from economics, neuroscience, philosophy, psychology and sociology. - 2016. - p. 63-84
35. Sert A. N. Niche Marketing And Tourism / Journal of Business Management and Economic Research Vol. 1 Issue.1. - 2017. - p.14-25
36. Shani D., Chalasani S. Exploiting Niches Using Relatin Marketing / The Journal of Services Marketing. - 1992. - 6(4). - p. 43-52
37. Smith V.L. Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism. - University of Pennsylvania Press, 1977.
38. Trunfio M., Petruzzellis L., Nigro C. Tour operators and alternative tourism in Italy: Exploiting niche markets to increase international competitiveness / International Journal of Contemporary Hospitality Management. - 2006. - 18(5). - p. 426-438
39. Turner L., Ash J. The Golden Hordes. - London: Constable, 1975.
40. Valls J.F., Sureda J. A comparison of Leisure Styles in Germany, France, Italy, Great Britain, Spain and Portugal, in The Tourism and Leisure Industry, shaping the future. - Binghamton, NY: The Haworth Hospitality Press, 2004.
41. Weaver D. B. Ecotourism as Mass Tourism: Contradiction or Reality? / Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. - 2001. -42(2). - p. 104¬112
42. Yankelovich D., Meer D. Rediscovering Market Segmentation / Harvard Business Review. - 2006. -2(6). - p. 33-39
Электронные источники:
43. Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. C. 50 // Правительство России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 21.04.2022).
44. Гончарова Н.А., Кирьянова Л.Г. Управление жизненным циклом дестинации / Известия ТПУ. - 2011. - №6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-zhiznenn (дата обращения: 31.03.2022).
45. Жамгарян Г.А., Муллабаев Р.Ю. Сегментация туристского рынка:
принципы и особенности / Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58628 (дата обращения: 03.04.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ