Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе

Работа №129188

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено опытно – экспериментальное исследование.
База исследования: 2 А и 2 Б классы МБОУ СОШ № 8 г. Калуги.
Выборка: 40 человек.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования экологической культуры младших школьников в образовательном процессе 7
1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в решении экологических проблем современности 7
1.2.Экологическая культура младших школьников в образовательном процессе 17
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Исследование, направленное на изучение формирования экологической культуры младших школьников в образовательном процессе 29
2.1. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы 29
2.2. Реализация комплекса занятий по формированию экологической культуры младших школьников 40
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список литературы 55
Приложение 1 61
Приложение 2 62

Актуальность исследования. С увеличением численности населения мира еще больше возрастает нагрузка на природу: происходит освоение новых территорий, разрабатываются природные ресурсы, изменяются природные комплексы. Следствием такого использования природы стали экологические проблемы - дисгармония между обществом и природой, дисбаланс между обществом и географической средой. Раньше такие противоречия носили локальный или региональный уровень, а современные экологические проблемы имеют глобальный характер. Одним из основных условий решения экологических проблем должна стать переориентации убеждений, ценностных отношений и поведения людей по отношению к своей родной Земле. В решении экологических проблем приоритетом становится сфера идеологии, морали, воспитания. Настоящему обществу требуются люди, которые стремятся к оптимальному взаимодействию с окружающей природой, наличием желания, потребности в охране окружающей среды.
В XXI веке экологические проблемы приобретают мировой характер, что напрямую связано с необдуманной потребительской деятельностью человека. Интенсивная и постоянно набирающая обороты экономическая деятельность человека, является одной из причин экологического кризиса, который касается каждого из населения нашей планеты. Понимание и принятие проблем охраны природы на всех уровнях (глобальном, государственном, региональном, местном, личностном) является важным шагом на пути сохранения и воспроизводства окружающей среды.
Колоссальную роль обретает процесс формирования и развития экологической культуры у обучающихся школ. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» статья 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» определяет систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов [1], статья 74 «Экологическое просвещение» дает возможность образовательным организациям, осуществлять экологическое просвещение [1]. Таким образом, одним из путей решения экологических проблем трансформируется в социально-педагогическую проблему, в проблему формирование экологической культуры.
Формирование экологической культуры у подрастающего поколения является важным шагом на пути к обеспечению устойчивого будущего. С помощью экологического образования, педагоги могут помочь учащимся понять важность защиты окружающей среды и действий, которые они могут предпринять, чтобы внести свой вклад в сохранение окружающей среды.
Экологическое образование и воспитание, направленное на становление и самосовершенствование личности, формирование целесообразного отношения к собственным действиям в сфере экологии и осознания правомерности таких действий, должно распространяться на все возрасты, при этом необходимо учитывать психолого-возрастные особенности. Задача педагога состоит в формировании сознательного отношения учащихся к окружающей среде и расширении экологических знаний.
Формирование экологических знаний представляет собой длительный непрерывный процесс преобразования личности индивида, начиная с самого раннего детства. На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [4] уделяется особое внимание вопросам экологического воспитания школьников.
Основы экологической культуры следует закладывать с самого раннего детства, когда идет наиболее активное развитие и формирование организма ребенка, его функций, интеллекта, духовной сферы и образа жизни. Младший школьный возраст является фундаментом формирования нравственно-экологической позиции личности. У ребенка вырабатывается осознанное отношение к окружающему миру, определение своего места среди других живых организмов, стремление обращаться и сопереживать им. Особое внимание к данному вопросу вызвано двумя причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течении всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания в начальной школе – научить ребенка расширять свои знания законов живой природы, углубить понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, сформировать умения управлять своими психическими и физическими изменениями.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, когда формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, устойчивые познавательные потребности и интересы, обеспечивается принятие социальных норм, нравственное развитие, овладение привычными способами поведения.
Младший школьный возраст является возрастом формирования у школьников определяющих мотивов, нравственных ориентиров, а также понимания необходимости бережного отношения ко всему живому. Развитие у учащихся современного экологического мировоззрения, осознанной экологической культуры требует от педагога применения специально подобранных форм и методов. Для решения этой задачи необходимо выяснить возможности образовательного процесса в формировании экологической культуры младших школьников, тем самым определить наиболее действенные условия и пути его совершенствования. Этим и обуславливается актуальность данного исследования.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании, разработке и реализации методики обучения учебному предмету «Окружающий мир» применение которой обеспечит успешное формирование экологической культуры у учащихся младшей школы.
Объект исследования: процесс экологического воспитания в школе.
Предмет исследования - формирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе.
Задачи:
1.Рассмотреть экологическое воспитание как приоритетное направление в решении экологических проблем современности.
2.Изучить возможности формирования экологической культуры младших школьников в образовательном процессе.
3.В рамках исследования, направленного на изучение формирования экологической культуры младших школьников в образовательном процессе определить содержание и методику опытно-экспериментальной работы.
4.Предложить и реализовать комплекс занятий по формированию экологической культуры младших школьников и сделать выводы.
Методы исследования: в данном исследовании был использован комплекс научных методов исследования: анализ, синтез, систематизация, классификация психолого-педагогической и учебно-методической литературы; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ данных.
Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Проблема охраны окружающей среды на сегодняшний день является одной из первостепенных. В условиях происходящих изменений в морально-этической и социально-экономической сферах на государственно-правовой надстройке требуется внедрение новых подходов к экологической политике. Необходимо содействовать развитию системы экологического образования и культуры, воспитания и просвещения населения, а также организации разработки и реализации планов по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры и информационной работе с населением в области экологии. В современном мире экологическое воспитание играет очень большую роль. Человечество столкнулось с экологическим кризисом. В таких условиях необходимо формирование экологически культурного населения, которое несет ответственность за все, что происходит на Земле.
В условиях обострения экологических проблем необходимо объединение усилий в самых различных сферах для выживания и перехода к устойчивому развитию. Проблемы должны решаться на всех уровнях: локальном, региональном и глобальном. Для этого требуются люди, которые обладают высоким уровнем развития экологического сознания, экологического мышления и морально-этических норм. Одной из основных целей является воспитание чувства ответственности и рационального использования природных ресурсов. Предоставляя людям понимание воздействия деятельности человека, они могут развить более глубокое понимание мира природы и важности его защиты.
Задачи экологического воспитания подразумевают оптимальное взаимодействие человека с окружающей природой, стремление познать ее закономерности; убеждение в необходимости охраны и рационального использования природы, участия в природоохранной деятельности, прогнозирования последствий влияния человека на природу, а также обеспечения здоровья населения мира.
Формирование экологической культуры учащихся рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Перед педагогами стоит задача воспитания детей экологически грамотными, что даст в будущем возможность улучшить состояние природы. Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности.
Экологическое воспитание в интересах устойчивого развития должно стать непрерывным и целенаправленным процессом и реализовываться в различных формах. Необходимо формировать новые мировоззренческие ориентации через экологическое воспитание, пересмотреть существующие установки в развитии человеческой деятельности с целью гармонизации отношений между человеком, природой и обществом.
Экологическое образование выстраивается на всех уровнях образования. Однако необходимо развивать и поддерживать экологическое образование всеми социальными институтами на различных уровнях государственной власти.
Экологическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, и её формирование происходит на протяжении всей его жизни. Важнейшая роль в этом непрерывном процессе отводится школьному образованию. Учебная дисциплина «Окружающий мир» обладает дидактическими возможностями для формирования экологической культуры учащихся, осуществления количественного анализа реального состояния природных объектов и явлений, последствий. Её изучение должно вносить определенный вклад в развитие культуры личности учащегося.
Постановка цели и задач по формированию экологической культуры позволила определить содержание воспитательного процесса. Были выделены основные этапы сущности процесса экологического воспитания, его тенденции и формы. Были реализованы задачи констатирующего эксперимента: была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, проведены наблюдения за экспериментальным классом. На этапе констатирующего эксперимента было проведено первичное анкетирование.
Результаты подтверждают необходимость формирования экологической культуры у обучающихся. Экологическая культура, как одно из качеств личности, позволяет заострить внимание человека на том, что природа является не только и не столько источником природных ресурсов, природных полезных ископаемых, минералом и т. п., а прежде всего она является тем местом, где живет и развивается человеческое общество.
Для реализации программных задач и программного содержания экологического воспитания младших школьников в образовательном процессе требуется подбор разнообразных методов и форм учебного взаимодействия учащихся с учителем и объектами природы. Одной из эффективных технологий экологического воспитания является проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет эффективно решать образовательные задачи, вовлекая учащихся в практическую работу по решению проблемных вопросов. Поэтому она оказывается эффективной и при решении задач по формированию экологической культуры учащихся. Проектную деятельность младшего школьника можно осуществить в рамках внеурочной деятельности, а тематика такова, что ее изучение можно проводить на разных этапах изучения предмета «Окружающий мир».
Уровень экологической культуры во 2 «А» классе значительно повысился. Анализ анкетирования, показал, что обучающиеся в основном осознают роль экологии в жизни человека, понимают необходимость бережного отношения к объектам окружающей среды. У ребят достаточно развито чувство ответственности за родную природу.
Как показали результаты контрольного испытания, проектная деятельность действительно способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Использование в работе проектно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, активное участие учащихся в проектной деятельности. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения. Природоохранное образование и воспитание нужно начинать с раннего детства. Человек, как известно, лучше поддается воспитанию, чем перевоспитанию. Сохранить наши природные богатства – почетное дело и гражданский долг каждого.
Итак, можно сделать вывод, что проведение с детьми экологически сообразной деятельности, вовлечение их в природоохранную, пропагандистскую деятельность способствует формированию и развитию экологической культуры.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.



1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2023).
2.Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3.Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2023).
4.ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения 10.11.2023).
5.Авдеева Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития, 2021. – 112 с.
6.Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 10.11.2023).
7.Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М.: Аванта, 2019. – 140 c.
8.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 2020. – №1. – C.112-114.
9.Аргунова М.В., Ермаков Д.С. Социально-педагогические аспекты формирования экологической грамотности // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – С. 748.
10.Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения 10.11.2023).
11.Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. — 2021. — № 6. — C. 79–96.
12.Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников // под. ред. Г. В. Буковская. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2020. — 192 с.
13.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников/ Начальная школа. – 2019. – № 4. – C.36-39.
14.Винокурова Н.Ф. Глобальное экологическое образование: вектор педагогических инноваций для устойчивого будущего // Вестник Минского университета. – 2020. - № 2. - С. 19-21.
15.Гайнуллова Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике / Начальная школа. – 2021. - № 6. - С. 46 - 48.
16.Глазачев С. Н. Экология и образование на пути к культуре мира // Начальная школа. – 2022. - № 1. - С. 33 - 34.
17.Гордеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся // Начальная школа. - 2021. - № 2. - C.75–78.
18.Гостева С.Р. Экологическое образование // Евразийское Научное Объединение. – 2020. - № 6. – С.433- 434.
19.Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 2019. — 464 с.
20.Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2020. – 150 c.
21.Захаров А.В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/(дата обращения 10.11.2023).
22.Захлебный А.Н. Кто формирует экологическую культуру? // На пути к устойчивому развитию России. - 2017. - № 38. - С.21-23.
23.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2020. – 130 c.
24.Зверев И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании экологического образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 10.11.2023).
25.Зверев И.Д. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Т. И. Суравегиной. - М.: Издательский центр «Академия». - 2020. - 160 с.
26.Игнатенко Ю. В., Лекомцева С. М., Бадьина Т. А. Экологическое образование как основа экологической культуры общества. https://scienceforum.ru(дата обращения 10.11.2023).
27.Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство – Пресс, 2019. – 320 с.
28.Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.: «Академия», 2018. – 180 c.
29.Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений. –Ростов Н/Д: ТЦ «Учитель», 2021. – 190 c.
30.Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа. – 2023. – №7. – C.87-90.
31.Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 10.11.2023).
32.Лихачев Д.С. Экология культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 10.11.2023).
33.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2021. – 187 с.
34.Минаева В. М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения: Хрестоматия / В. М. Минаева. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2019. – 66 с.
35.Минаева В.М.Н. Экологическое воспитание в начальных классах. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 10.11.2023).
36.Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А. В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 360 с.
37.Михеева Н. А., Жуков П. В.К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России// Современные исследования социальных проблем: журнал. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2022. – № 1. – С. 112-114.
38.Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М.: ЮНИСАМ, 2020. – 220 c.
39.Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 10.11.2023).
40.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2018. - 336 с.
41.Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2022. – № 4. – C.14-20.
42.Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 10.11.2023).
43.Рахимова Н.Е. Экологическое образование в России: современная тенденция – формирование «моды на экологию». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bellona.ru(дата обращения 10.11.2023).
44.Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 10.11.2023).
45.Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах// Экология и жизнь. – 2023. – № 4. – C.15 -18.
46.Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. – 2019. – №5. – C.66-70.
47.Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов. – Сборник научных трудов. / Под ред. Т.И.Тарасовой. – Борисоглебск, 2022. – C.260 - 262.
48.Стаценко В.К, Петрова Г.Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников // Начальная школа. – 2021. – №7. – C.110-113.
49.Стечкина С.С. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 10.11.2023).
50.Суравегина И. Т. Экология и мир [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 10.11.2023).
51.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 10.11.2023).
52.Тарасова Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования: Учебное пособие. – Борисоглебск, БГПИ, 2022. – 146 с.
53.Терентьева Л.И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании школьников // Теория и практика. – 2019. – №1. – С.46-55.
54.Тихонова А. Е. Содержание экологических знаний и умений в I и II классах четырехлетней начальной школы / А. Е. Тихонова / Начальная школа. – 2023. – №9. – С. 20-24.
55.Федорова Т.А., Богачева М.А. К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru(дата обращения 10.11.2023).
56.Фокина М. В. Условия реализации успешного учебного проекта // Справочник классного руководителя. – 2022. - № 1. – С. 43- 51.
57.Фрейдкин И. С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 10.11.2023).
58.Хазыкова Т. С. Экологическая ответственность личности: сущность и структура // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2019. - № 2. - С. 363-366.
59.Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 10.11.2023).
60.Чунакова Е.И. Формирование экологической культуры школьников в практической природоохранной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 10.11.2023).
61.Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 10.11.2023).
62.Экологическая культура россиян [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://wciom.ru(дата обращения 10.11.2023).
63.Ягодин Г.А., Третьякова Л.А. Проблемы экологического образования// [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 10.11.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ