1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Развитие правовой регламентации института ответственности за правонарушения в сфере налогообложения
1.2. Юридическая сущность и особенности ответственности за правонарушения в сфере налогообложения
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1. Порядок реализации административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
2.2. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1. Правовые аспекты административной ответственности юридических лиц в налоговых отношениях
3.2. Рецепция административно-правовых норм налогового законодательства в Кодекс РФ Об административных правонарушениях
До 1 июля 2002 г., т.е. до момента в введения в действие нового Кодекса об административных правонарушениях, административная ответственность применялась в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, по соблюдению действующего законодательства. Физические лица привлекались к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, обеспечение выполнения которого входит в их обязанность. Факт совершения административного правонарушения устанавливался в процессе или по результатам проверки предпринимательской деятельности физического лица при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном нарушении налогового законодательства, с составлением в обязательном порядке протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст.227 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях к таким обстоятельствам относились:.
1) отсутствие события и состава административного правонарушения, то есть отсутствие самого посягательства на действующую налоговую систему либо отсутствие субъективной или объективной стороны правонарушения;
2) недостижение лицом на момент совершения правонарушения 16-летного возраста;
3) невменяемость лица, совершившего правонарушение, то есть когда лицо не могло отдать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;
4) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу;
5) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, установленных ст.38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Административный штраф мог быть наложен не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения, а в случаях отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения - не позднее месяца со дня принятия такого решения.
Длящееся административное правонарушение - деяние, совершенное путем действия или бездействия, которое связано с длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством.
К длящимся административным нарушениям налогового законодательства физическими лицами относились:
1) нарушение гражданами законодательства о предпринимательской деятельности или занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение;
2) отсутствие учета доходов или ведение его с нарушениями установленного порядка;
3) непредставление или несвоевременное представление деклараций о доходах либо включение в декларацию искаженных данных;
4) непредставление нотариусами документов, необходимых для исчисления налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.
Дело об административных правонарушениях могло рассматриваться как в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, так и в его отсутствие при наличии данных о своевременном извещении такого лица, о месте и времени рассмотрения дела.
Протокол об административном правонарушении составлялся на лицо, являющееся субъектом совершенного правонарушения и виновное в его совершении. В соответствии со ст.235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в протоколе указывались дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, законодательный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении подписывался должностным лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. Перед подписанием протокола лицу, совершившему правонарушение, должны были разъясняться его права и обязанности, предусмотренные ст.247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делалась отметка в протоколе и ставилась подпись лица .
1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (действующая редакция). Статья 4.5
3. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп. от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня, 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 22 мая 2003 г.)
4. Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 130-О "По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"
5. Письмо Фонда социального страхования РФ от 13 февраля 2003 г. N 02-18/05-992 "О реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 августа 2002 г. N 2209/02 Применение ответственности за неисполнение обязанности налогоплательщика по представлению налоговой декларации не ставится в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 N 7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ "АВТОВАЗ" и "Комбинат "Североникель"", обществ с ограниченной ответственностью "Верность", "Вита-плюс" и "Невско-Балтийская транспортная компания", товарищества с ограниченной ответственностью "Совместное Российско-Южноафриканское предприятие "ЭКОНТ"" и гражданина А.Д. Чулкова".
8. Определение Конституционного Суда РФ от 05 июля 2001 г. N 130-О. По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".
9. Письмо Президента РФ от 22 декабря 2000 г. N Пр-2489. О кодексе РФ об административных правонарушениях.
10. Аминистративное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999. (автор главы Л.Л. Попов).
11. Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. 1997. N 10.
12. Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
13. Овчарова Е.В. Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. М., 2001.
14. Стельмах Н.Н. Практическое пособие по налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей. - "Статус-Кво 97", 2002 г.
15. Хаменушко И.В. О правовой природе финансовых санкций//Финансовые и бухгалтерские консультации. - 1997. - N 2;
16. Курбатов А.Я. Вопросы применения финансовой ответственности за нарушения налогового законодательства//Хозяйство и право. - 1995. - N 1;
17. Белинский Е.К. К вопросу о правовой природе ответственности по налоговому законодательству//Хозяйство и право. - 1995. - N 8-9.
18. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный)/Составитель и автор комментария С.Д.Шаталов: Учебное пособие. - М.: МЦФЭР - 1999. - С.505 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный)/Составитель и автор комментария С.Д.Шаталов: Учебное пособие. - М.: МЦФЭР - 1999.
19. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный, расширенный)/Под ред. А.В.Брызгалина. - М., 1999.
20. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - "Бератор-Пресс", 2002 г.
21. Л. А. Калинина. Некоторые современные проблемы административной ответственности за нарушения финансового и налогового законодательства, "Законодательство", 1999 г., N 8.
22. С. Г. Пепеляев. Комментарий к главе 15 "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений" части первой НК РФ. "Ваш налоговый адвокат", N 1, I квартал 2000 г.