Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Нормативно-правовой акт как основной источник права.….5
1.1 Понятие нормативно-правового акта и его признаки……………….….5
1.2 Классификация нормативно-правовых актов……………………...……9
1.3 Систематизация нормативно-правовых актов…………………………16
Глава 2 Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации…19
2.1 Понятие и стадии правотворческого процесса……………..……...…..19
2.2Уровни нормативного регулирования правотворческой деятельности…23
2.3Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации……26
Заключение………………………………………………………………….31
Библиографический список…………………………………32
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одной из важнейших правовых категорий, вызывающей повышенный интерес юридической науки. Законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с помощью которых происходит регулирование общественных отношений и являются важнейшим фактором существования любого государства.
Нормативно-правовой акт влияет на все стороны жизни общества. В нем выражается большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные отношения с точки зрения личности, ее интересов и потребностей. Нормативные акты начали издаваться с установлением централизованного государства и усиления его роли. Они регулируют множество социально-экономических, политических, трудовых, семейных и других правоотношений. С их помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации являются неотъемлемым элементом правовой системы страны. Они регулируют широкий круг общественных отношений, конкретизируют и детализируют действие законов и других правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Целью данной работы является исследование нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права: понятие, признаки, классификация;
2. Систематизировать нормативно-правовые акты;
3. Рассмотреть понятие и стадии правотворческого процесса;
4. Изучить уровни нормативного регулирования правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации;
5. Рассмотреть правотворческую деятельность субъектов Российской Федерации.
Нормативно-правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
Подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
Право государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежание правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть согласованы, организованы, структурированы и приведены в логически непротиворечивую систему. Именно систематизация нормативно-правовых актов является одним из главных критериев развития государства, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.
По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. В этом заключается его сущность. Оно охватывает непосредственную деятельность уполномоченных на то органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
В Российской Федерации федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования .
Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации является разновидностью правотворческого процесса и представляет собой систему процедур, последовательно осуществляемых органами государственной власти и связанных с рассмотрением законопроектов, их опубликованием и вступлением в силу. Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы и отдельные формы нормотворчества субъектов Российской Федерации. Наиболее часто используемыми источниками и ориентирами нормотворчества субъекта Российской Федерации являются Федеральные конституционные законы и федеральные законы.
1. Алексеев, С.С. Общая теория права. Учебник для юридических вузов. / С.С.Алексеев - М.: Проспект, 2008.
2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. / М.В.Баглай - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 800 с.
3. Батычко, В.Т. Теория государства и права в вопросах и ответах. / В.Т.Батычко Таганрог: ТРТУ, 2005.
4. Бобылев А.И. Теоретические проблемы правотворчества в Российской Федерации. Право и политика. / А.И.Бобылев, 2011. - № 9.
5. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2013.
6. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник (для юрид. вузов). / А.Б.Венгеров - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - 608 с.
7. Диаконов, В.В. Теория государства и права. Учебное пособие по теории государства и права. / В.ВДиаконов, 2004.
8. Доржиев, Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. / Ж.Б.Дорджиев - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 345 с.
9. Дрейшев, Б.В. Правотворческие отношения в советском государственном управлении. / Б.В.Дрейшев - Изд-во Ленинградского ун-та, 1978. - 176 с.
10. Золотухина, Т.А. Закон субъекта Российской Федерации как источник права. / Т.А.Золотухина - Р. н/Д: Феникс, 2005. - 93 с.
11. Игнатюк, Н.А. Муниципальное право. Учебное пособие. / Н.А.Игнатюк, А.В.Павлушкин - М.: Юстицинформ, 2007. - 312 с.
12. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С.
4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - 944 с.
13. Карташов, В.Н.Теория правовой системы общества: учебное пособие. / В.Н.Карташов - в 2 т. Т. 1. - Ярославль, 2012. - 112 с.
14. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории государства и права. / Д.А.Керимов - М., 2000. 179 с.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО «Новая правовая культура», 2009 г. - С. 45.
16. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 года / Российская Федерация. М.: юрид. лит., 1993. - 64 с.
17. Концепция системы классификации правовых актов от 29 сентября 1999 года. Справочно-правовая система Консультант Плюс, 1997 - 2015.
18. Матузов, Н.И. Теория государства и права. Учебник. / Н.И.Матузов - М.: Юрист, 2004. - 512 с.
19. О понятии и признаках правотворческой политики: А.П.Мазуренко, А.Ю.Лаврик. Актуальные проблемы формирования института правотворческой политики / Под ред. А.В.Малько. - М., 2009. - С. 39-52.
20. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Т.2 / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. - изд.2-е. перераб. и доп. - М.: Зеркало-М, 2002. - 528 с.
21. Поленина, С.В. Законотворчество в Российской Федерации. / С.В.Поленина - М.: Инт-т государства и права РАН, 2012. - 213 с.
22. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. / В.Н.Протасов - М.: Новый Юрист, 1999. - 240 с.
23. Рахманина, Т.Н. Законодательному процессу необходим системный подход / Федеративное устройство: реализация Конституции российской Федерации: Сб. аналит. обзоров и рекомендаций. / Т.Н.Рахманина, Ю.А.Тихомиров - М., 2013.
24. Россинский, Б.В. Административное право: учебник / Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов. - 4-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2009. - 927 с.
25. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова - М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. - 570 с.
26. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Справочно-правовая система Консультант Плюс, 1997 - 2015.
27. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.). Справочно-правовая система Консультант Плюс, 1997 - 2015.
28. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступил в силу с 17.10.2015). Справочно-правовая система Консультант Плюс, 1997 - 2015.
29. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. / В.Н.Хропанюк - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.
30. http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic economic law/