Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты интегрированного урока в системе образования………………………………………………………………….7
1.1. Сущность понятия интегрированного урока в методике преподавания……7
1.2. Особенности методики преподавания интегрированного урока по литературе……10
Выводы по главе 1 …………………………………12
Глава 2. Методика проведения интегрированного урока в современной школе ……14
2.1. Конспект интегрированного урока литературы в 6 классе …………...16
Выводы по главе 2 ……………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников……28
Приложение 1…………………………………………………………….…...31
Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач современного образования является успешная социализация учащегося в социуме. Для достижения поставленной цели в системе образования приоритетным становится формирование у учащихся важных и в тоже время необходимых компетенций. Педагогами образовательного учреждения используются различные методы, приемы, способы. Одним из результативных и эффективных, на наш взгляд, приемов является интегрированный подход в организации учебных дисциплин.
Практика показывает неоценимое значение интегрированного урока, которое заключается в том, что такая форма урока способствует оказанию помощи учителю- предметнику в рациональном использовании учебного времени.
Обратившись к федеральному государственному образовательному стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) от 31 мая 2021 года, отметим, что одной из приоритетных задач по достижению высокого уровня образования, стоящих перед учителем, становится формирование межпредметных связей.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных. Данный текст подчеркивает значимость чтения и изучения литературы, особенно родной литературы, для развития личности, формирования культурной самоидентификации и развития коммуникативно-эстетических навыков. На основе этого текста можно сделать следующие выводы о актуальности методики преподавания интегрированного урока литературы:
1. Развитие потребности в чтении и познании мира: Интегрированный урок литературы способствует формированию систематического чтения как средства познания мира и самого себя. Он помогает учащимся осознать важность чтения и развить интерес к литературе как инструменту гармонизации отношений человека и общества, а также многоаспектного диалога.
2. Поддержка национально-культурных ценностей: Интегрированный урок литературы помогает учащимся понять родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей и особый способ познания жизни. Он способствует сохранению и передаче культурного наследия, а также развитию культурной самоидентификации учащихся.
3. Формирование квалифицированного читателя: Интегрированный урок литературы помогает воспитать у учащихся эстетический вкус, развить навыки аргументации своего мнения и создания развернутых высказываний разных жанров. Он также способствует развитию критического мышления, умению анализировать и интерпретировать прочитанное, а также активному участию в обсуждении прочитанных произведений.
4. Развитие межкультурного понимания: Интегрированный урок литературы помогает учащимся развить способность понимать и анализировать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. Это способствует развитию межкультурной компетенции учащихся и расширению их мировоззрения.
5. Овладение процедурами анализа текста: Интегрированный урок литературы помогает учащимся овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста, понимания отличий литературного художественного текста от научного, делового и других типов текстов. Это развивает у учащихся умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, а также осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на интеллектуальном уровне (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020)) [26].
В образовательном процессе по организации интегрированных уроков многие педагоги испытывают затруднения, которые выражаются в реализации принципов интеграции на учебном занятии. В методической литературе отмечено, что в приоритете, у опытных педагогов, одной из эффективных форм по межпредметных связей является интегрированный урок.
Отметим характерные особенности интегрированного урока. Во- первых, его планируют и организуют несколько педагогов, или один учитель- предметник, который имеет профессиональную переподготовку по организуемым учебным предметам. Во-вторых, для каждого учителя-предметника важен факт использования методики интегрированного урока и его организация. В-третьих, существенным отличием интегрированного от обычного уроков является и то, что учащимся задается опережающее домашнее задание при использовании индивидуальной или групповой форм. В-четвертых, домашнее задание, при интегрированном уроке также имеет определенную специфику, которое заключается в том, что задается по нескольким предметам.
В настоящее время, в системе образования происходят значительные преобразования и особое внимание рассматриваемой проблеме уделяли следующие исследователи: Т.П. Лакоценина, Н. Д. Кучугурова, М. А. Чепурная, А.А. Харунжев, О. Ю.Ужан и т.д.
В психолого-педагогической литературе в понимании процесса интеграции учебного материала рассмотрены и представлены различные подходы. Нами отмечено, что существует ряд проблем, связанных с интеграционным процессом в образовательном пространстве. На практике интегрированные уроки имеют определенные недостатки: на теоретическом уровне отсутствует обоснование целесообразности организации и проведения данной формы урока, отсутствие диагностического инструментария конечного результата получения знаний по смежным предметам. Проблема в недостаточной разработке вопроса об уровне ответственности педагогических работников образовательной организации за конечный результат усвоения программного материала обучающимися [12].
Актуальность исследования определила тему исследования «Методика преподавания интегрированного урока литературы».
Цель исследования – раскрыть теоретические и методические аспекты методики преподавания интегрированного урока литературы.
Объект исследования – интегрированный урок литературы.
Исходя из целей определен ряд задач:
1. Изучить общие понятия об интегрированном уроке.
2. Проанализировать особенности методики преподавания интегрированного урока по литературе.
3. Разработать конспект интегрированного урока по литературе в 6 классе.
Объект исследования – интегрированный урок литературы в школе.
Предмет исследования – методические особенности преподавания интегрированного урока литературы в школе.
Материал исследования: В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы», Н.А.Некрасова «Железная дорога».
В ходе исследования на тему "Методика преподавания интегрированного урока литературы" были проанализированы теоретические и методические аспекты данного подхода к обучению. Целью исследования было раскрыть особенности и преимущества интегрированного урока литературы, а также оценить его пользу для учащихся.
Актуальность темы исследования обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта, который уделяет особое внимание межпредметным связям и интеграции знаний. Интегрированный урок литературы становится важным инструментом в достижении целей новой образовательной парадигмы.
В результате исследования была разработана методика преподавания интегрированного урока литературы, которая учитывает особенности организации урока, выбор контентного материала и методы преподавания.
Анализ результатов тестирования пользы интегрированного урока литературы позволил сделать вывод о высоком уровне оценки данного подхода со стороны учащихся. Большинство участников опроса признали интегрированный урок литературы полезным и эффективным в формировании навыков анализа, критического мышления и понимания значимости литературы в образовании.
Исходя из полученных результатов, можно заключить, что методика преподавания интегрированного урока литературы имеет высокий потенциал и применима в образовательном процессе. Она способствует более глубокому и всестороннему усвоению литературных произведений, развитию критического мышления и умениям анализа.
1. Алексеева, М. А. Преподавание литературы: образовательные технологии: [учеб.-метод. пособие] / М. А. Алексеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 100 с.
2. Алимова, Е. Е. Современный урок. Ч. 4: Альтернативные уроки : практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – Ростов-н/Д : Учитель, 2007.- 123 с.
3. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 239 с
4. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф.Чертов ; под ред. О.Ю.Богдановой. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 — 400 с.
5. Булатова, О. С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. С. Булатова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.- 213 с.
6. Вавилова, Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. – 2017 – № 3(54). – С.46-50.
7. Гулякова, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. [Текст]: метод пособие. / Е.Н. Гулякова. – М.: Дрофа, 2016. - 352 с.
8. Данилюк, А. Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: Опыт теоретической дидактики: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ростовский гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 1997. - 27 с.
9. Дьяченко, В.К. Основное направление развития образования в современном мире! В.К Дьяченко- М.: Народное образование, 2005.- 512с.
10. Зырянова, О.Н. Методика обучения литературе: урок в современной школе: учеб. пособие / О.Н. Зырянова, Н.А. Мазурова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2020 – 100 с.
11. Инновационные технологии в образовательном процессе: интегрированные уроки: сборник материалов и разработок уроков / под ред. Л. Л. Ворошиловой. М.: Изд-во МГОУ, 2011.
12. Кулаченко, М. В. Интегрированный урок литературы и истории как один из способов формирования межпредметных связей / М. В. Кулаченко, Л. В. Сорокина. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 99-101- URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9300/ (дата обращения: 14.05.2023).
13. Криволапова, Е.В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015 - С.113-115.
14. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5–7 класс: книга для учителя / под ред. А. Б. Малюшкина. – М.: Сфера, 2004.
15. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО : метод. пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2013.-126с.
16. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть 1,2. [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина; - Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2014. – 288 с.
17. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. – М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003.
18. Лакоценина, Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. - 256 с.
19. Ломакина, С.А. Теория и методика обучения литературе: учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. – 128 с.
20. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. - Москва: Просвещение, 1988. - 191 с.
21. Рыжкова Т. В. Литература. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: основное образование: в 2 ч. / Т. В. Рыжкова, И. Н. Гуйс ; под ред. И. Н. Сухих. – М.: Аcademia, 2010.- 230 с.
22. Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока. [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю. Сухаревская; Ростов - на – Дону: Изд-во «Учитель», 2013. – 86 с.
23. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.К. Селевко; – М. «Просвещение», 2013. - 208 с.
24. Федорец, Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: (Пути развития): учеб. пособие к спецкурсу / Г. Ф. Федорец; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 2010. - 82 с.
25. Шестакова, Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. − 2013− № 1(2) − С. 47-52.
26. https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo