Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика преподавания интегрированного урока литературы

Работа №129114

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы30
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты интегрированного урока в системе образования………………………………………………………………….7
1.1. Сущность понятия интегрированного урока в методике преподавания……7
1.2. Особенности методики преподавания интегрированного урока по литературе……10
Выводы по главе 1 …………………………………12
Глава 2. Методика проведения интегрированного урока в современной школе ……14
2.1. Конспект интегрированного урока литературы в 6 классе …………...16
Выводы по главе 2 ……………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников……28
Приложение 1…………………………………………………………….…...31

Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач современного образования является успешная социализация учащегося в социуме. Для достижения поставленной цели в системе образования приоритетным становится формирование у учащихся важных и в тоже время необходимых компетенций. Педагогами образовательного учреждения используются различные методы, приемы, способы. Одним из результативных и эффективных, на наш взгляд, приемов является интегрированный подход в организации учебных дисциплин.
Практика показывает неоценимое значение интегрированного урока, которое заключается в том, что такая форма урока способствует оказанию помощи учителю- предметнику в рациональном использовании учебного времени.
Обратившись к федеральному государственному образовательному стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) от 31 мая 2021 года, отметим, что одной из приоритетных задач по достижению высокого уровня образования, стоящих перед учителем, становится формирование межпредметных связей.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных. Данный текст подчеркивает значимость чтения и изучения литературы, особенно родной литературы, для развития личности, формирования культурной самоидентификации и развития коммуникативно-эстетических навыков. На основе этого текста можно сделать следующие выводы о актуальности методики преподавания интегрированного урока литературы:
1. Развитие потребности в чтении и познании мира: Интегрированный урок литературы способствует формированию систематического чтения как средства познания мира и самого себя. Он помогает учащимся осознать важность чтения и развить интерес к литературе как инструменту гармонизации отношений человека и общества, а также многоаспектного диалога.
2. Поддержка национально-культурных ценностей: Интегрированный урок литературы помогает учащимся понять родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей и особый способ познания жизни. Он способствует сохранению и передаче культурного наследия, а также развитию культурной самоидентификации учащихся.
3. Формирование квалифицированного читателя: Интегрированный урок литературы помогает воспитать у учащихся эстетический вкус, развить навыки аргументации своего мнения и создания развернутых высказываний разных жанров. Он также способствует развитию критического мышления, умению анализировать и интерпретировать прочитанное, а также активному участию в обсуждении прочитанных произведений.
4. Развитие межкультурного понимания: Интегрированный урок литературы помогает учащимся развить способность понимать и анализировать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. Это способствует развитию межкультурной компетенции учащихся и расширению их мировоззрения.
5. Овладение процедурами анализа текста: Интегрированный урок литературы помогает учащимся овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста, понимания отличий литературного художественного текста от научного, делового и других типов текстов. Это развивает у учащихся умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, а также осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на интеллектуальном уровне (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020)) [26].
В образовательном процессе по организации интегрированных уроков многие педагоги испытывают затруднения, которые выражаются в реализации принципов интеграции на учебном занятии. В методической литературе отмечено, что в приоритете, у опытных педагогов, одной из эффективных форм по межпредметных связей является интегрированный урок.
Отметим характерные особенности интегрированного урока. Во- первых, его планируют и организуют несколько педагогов, или один учитель- предметник, который имеет профессиональную переподготовку по организуемым учебным предметам. Во-вторых, для каждого учителя-предметника важен факт использования методики интегрированного урока и его организация. В-третьих, существенным отличием интегрированного от обычного уроков является и то, что учащимся задается опережающее домашнее задание при использовании индивидуальной или групповой форм. В-четвертых, домашнее задание, при интегрированном уроке также имеет определенную специфику, которое заключается в том, что задается по нескольким предметам.
В настоящее время, в системе образования происходят значительные преобразования и особое внимание рассматриваемой проблеме уделяли следующие исследователи: Т.П. Лакоценина, Н. Д. Кучугурова, М. А. Чепурная, А.А. Харунжев, О. Ю.Ужан и т.д.
В психолого-педагогической литературе в понимании процесса интеграции учебного материала рассмотрены и представлены различные подходы. Нами отмечено, что существует ряд проблем, связанных с интеграционным процессом в образовательном пространстве. На практике интегрированные уроки имеют определенные недостатки: на теоретическом уровне отсутствует обоснование целесообразности организации и проведения данной формы урока, отсутствие диагностического инструментария конечного результата получения знаний по смежным предметам. Проблема в недостаточной разработке вопроса об уровне ответственности педагогических работников образовательной организации за конечный результат усвоения программного материала обучающимися [12].
Актуальность исследования определила тему исследования «Методика преподавания интегрированного урока литературы».
Цель исследования – раскрыть теоретические и методические аспекты методики преподавания интегрированного урока литературы.
Объект исследования – интегрированный урок литературы.
Исходя из целей определен ряд задач:
1. Изучить общие понятия об интегрированном уроке.
2. Проанализировать особенности методики преподавания интегрированного урока по литературе.
3. Разработать конспект интегрированного урока по литературе в 6 классе.
Объект исследования – интегрированный урок литературы в школе.
Предмет исследования – методические особенности преподавания интегрированного урока литературы в школе.
Материал исследования: В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы», Н.А.Некрасова «Железная дорога».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования на тему "Методика преподавания интегрированного урока литературы" были проанализированы теоретические и методические аспекты данного подхода к обучению. Целью исследования было раскрыть особенности и преимущества интегрированного урока литературы, а также оценить его пользу для учащихся.
Актуальность темы исследования обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта, который уделяет особое внимание межпредметным связям и интеграции знаний. Интегрированный урок литературы становится важным инструментом в достижении целей новой образовательной парадигмы.
В результате исследования была разработана методика преподавания интегрированного урока литературы, которая учитывает особенности организации урока, выбор контентного материала и методы преподавания.
Анализ результатов тестирования пользы интегрированного урока литературы позволил сделать вывод о высоком уровне оценки данного подхода со стороны учащихся. Большинство участников опроса признали интегрированный урок литературы полезным и эффективным в формировании навыков анализа, критического мышления и понимания значимости литературы в образовании.
Исходя из полученных результатов, можно заключить, что методика преподавания интегрированного урока литературы имеет высокий потенциал и применима в образовательном процессе. Она способствует более глубокому и всестороннему усвоению литературных произведений, развитию критического мышления и умениям анализа.



1. Алексеева, М. А. Преподавание литературы: образовательные технологии: [учеб.-метод. пособие] / М. А. Алексеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 100 с.
2. Алимова, Е. Е. Современный урок. Ч. 4: Альтернативные уроки : практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – Ростов-н/Д : Учитель, 2007.- 123 с.
3. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 239 с
4. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф.Чертов ; под ред. О.Ю.Богдановой. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 — 400 с.
5. Булатова, О. С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. С. Булатова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.- 213 с.
6. Вавилова, Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. – 2017 – № 3(54). – С.46-50.
7. Гулякова, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. [Текст]: метод пособие. / Е.Н. Гулякова. – М.: Дрофа, 2016. - 352 с.
8. Данилюк, А. Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: Опыт теоретической дидактики: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ростовский гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 1997. - 27 с.
9. Дьяченко, В.К. Основное направление развития образования в современном мире! В.К Дьяченко- М.: Народное образование, 2005.- 512с.
10. Зырянова, О.Н. Методика обучения литературе: урок в современной школе: учеб. пособие / О.Н. Зырянова, Н.А. Мазурова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2020 – 100 с.
11. Инновационные технологии в образовательном процессе: интегрированные уроки: сборник материалов и разработок уроков / под ред. Л. Л. Ворошиловой. М.: Изд-во МГОУ, 2011.
12. Кулаченко, М. В. Интегрированный урок литературы и истории как один из способов формирования межпредметных связей / М. В. Кулаченко, Л. В. Сорокина. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 99-101- URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9300/ (дата обращения: 14.05.2023).
13. Криволапова, Е.В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015 - С.113-115.
14. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5–7 класс: книга для учителя / под ред. А. Б. Малюшкина. – М.: Сфера, 2004.
15. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО : метод. пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2013.-126с.
16. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть 1,2. [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина; - Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2014. – 288 с.
17. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. – М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003.
18. Лакоценина, Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. - 256 с.
19. Ломакина, С.А. Теория и методика обучения литературе: учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. – 128 с.
20. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. - Москва: Просвещение, 1988. - 191 с.
21. Рыжкова Т. В. Литература. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: основное образование: в 2 ч. / Т. В. Рыжкова, И. Н. Гуйс ; под ред. И. Н. Сухих. – М.: Аcademia, 2010.- 230 с.
22. Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока. [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю. Сухаревская; Ростов - на – Дону: Изд-во «Учитель», 2013. – 86 с.
23. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.К. Селевко; – М. «Просвещение», 2013. - 208 с.
24. Федорец, Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: (Пути развития): учеб. пособие к спецкурсу / Г. Ф. Федорец; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 2010. - 82 с.
25. Шестакова, Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. − 2013− № 1(2) − С. 47-52.
26. https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ