Учет формирования и расходования бюджетных средств (Вятский Государственный Университет)
|
Объект исследования - Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческое клубное объединение «Меридиан» (Республика Коми, г. Печора).
Проведен анализ деятельности за 2020-2022 годы.
Есть приложения (финансовая отчетность).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Необходимость и правовые основы финансирования культуры 5
1.2 Формирование доходов и расходов учреждений культуры 8
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ 14
РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 14
МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МЕРИДИАН» 14
2.1 Общая характеристика учреждения 14
2.2 Порядок формирования муниципального задания 22
2.3 Формирование и использование финансовых ресурсов МБУ «МКО «Меридиан» 33
2.3.1 Анализ доходов МБУ «МКО «Меридиан» в 2020-2022 гг. 33
2.3.2 Анализ расходов МБУ МКО «Меридиан» за счет субсидий на выполнение муниципального задания в 2020 - 2022 гг. 38
2.3.3 Анализ расходов на иные цели (субсидий) МБУ МКО «Меридиан» в 2020 - 2022 гг. 44
2.3.4 Анализ расходов за счет собственных доходов МБУ «МКО «Меридиан» в 2020 - 2022 гг. 50
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ МБУ «МКО «МЕРИДИАН» 56
3.1 Способы обеспечения финансово-экономической самостоятельности МБУ «МКО «Меридиан» 56
3.2 Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами МБУ «МКО «Меридиан» на основе развития программно-целевого подхода 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 77
Проведен анализ деятельности за 2020-2022 годы.
Есть приложения (финансовая отчетность).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Необходимость и правовые основы финансирования культуры 5
1.2 Формирование доходов и расходов учреждений культуры 8
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ 14
РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 14
МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МЕРИДИАН» 14
2.1 Общая характеристика учреждения 14
2.2 Порядок формирования муниципального задания 22
2.3 Формирование и использование финансовых ресурсов МБУ «МКО «Меридиан» 33
2.3.1 Анализ доходов МБУ «МКО «Меридиан» в 2020-2022 гг. 33
2.3.2 Анализ расходов МБУ МКО «Меридиан» за счет субсидий на выполнение муниципального задания в 2020 - 2022 гг. 38
2.3.3 Анализ расходов на иные цели (субсидий) МБУ МКО «Меридиан» в 2020 - 2022 гг. 44
2.3.4 Анализ расходов за счет собственных доходов МБУ «МКО «Меридиан» в 2020 - 2022 гг. 50
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ МБУ «МКО «МЕРИДИАН» 56
3.1 Способы обеспечения финансово-экономической самостоятельности МБУ «МКО «Меридиан» 56
3.2 Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами МБУ «МКО «Меридиан» на основе развития программно-целевого подхода 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 77
В современных условиях развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли организаций культуры.
Культура выступает, во-первых, результатом всей совокупности культурной деятельности людей – прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства), во-вторых, институтом приобщения граждан к нравственным ценностям, и, в-третьих, сферой творческой реализации духовного потенциала людей, в особенности молодого поколения. В связи с этим формирование и развитие культурной среды представляет собой важное условие повышения качества жизни в Российской Федерации. При этом актуальным является оказание государством поддержки федеральным, региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства. Результат её деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг [1].
В настоящее время система финансирования учреждений культуры представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной культурной деятельности учреждений, так и на эффективное использование финансовых ресурсов.
Так как в экономическом комплексе страны действует значительное количество учреждений сферы культуры, получающих средства как из государственного бюджета, так и из других (внебюджетных) источников, они являются важными субъектами национальной экономики [30].
В связи с этим комплексный анализ системы финансирования с целью исследования проблем финансового обеспечения, рационального планирования и экономного использования как бюджетных, так и внебюджетных средств в сфере культуры является достаточно актуальным.
Объектом исследования в работе выступает муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческое клубное объединение «Меридиан».
Предметом исследования в работе является система финансирования и финансовые отношения бюджетного учреждения.
Цель работы – проанализировать систему финансирования и дать рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Межпоселенческого клубного объединения «Меридиан».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты системы финансирования МБУ в современных условиях;
– проанализировать механизм финансирования в разрезе источников финансового обеспечения, исполнение учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности, реализацию долгосрочных муниципальных целевых программ;
– оценить финансовое состояние учреждения;
– выявить проблемы финансирования учреждения сферы культуры;
– дать рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения бюджетного учреждения.
Для написания работы были использованы следующие методы: метод логического анализа, метод сравнения, горизонтальный и вертикальный анализы и др.
Методической основой для написания работы явились нормативные документы, труды экономистов в области государственных и муниципальных финансов, а также научные работы в части финансирования сферы культуры.
Информационную основу написания работы составила финансовая отчетность МБУ «МКО «Меридиан» за 2020-2022 гг.
Период исследования-2020-2022 гг.
Культура выступает, во-первых, результатом всей совокупности культурной деятельности людей – прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства), во-вторых, институтом приобщения граждан к нравственным ценностям, и, в-третьих, сферой творческой реализации духовного потенциала людей, в особенности молодого поколения. В связи с этим формирование и развитие культурной среды представляет собой важное условие повышения качества жизни в Российской Федерации. При этом актуальным является оказание государством поддержки федеральным, региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства. Результат её деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг [1].
В настоящее время система финансирования учреждений культуры представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной культурной деятельности учреждений, так и на эффективное использование финансовых ресурсов.
Так как в экономическом комплексе страны действует значительное количество учреждений сферы культуры, получающих средства как из государственного бюджета, так и из других (внебюджетных) источников, они являются важными субъектами национальной экономики [30].
В связи с этим комплексный анализ системы финансирования с целью исследования проблем финансового обеспечения, рационального планирования и экономного использования как бюджетных, так и внебюджетных средств в сфере культуры является достаточно актуальным.
Объектом исследования в работе выступает муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческое клубное объединение «Меридиан».
Предметом исследования в работе является система финансирования и финансовые отношения бюджетного учреждения.
Цель работы – проанализировать систему финансирования и дать рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Межпоселенческого клубного объединения «Меридиан».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты системы финансирования МБУ в современных условиях;
– проанализировать механизм финансирования в разрезе источников финансового обеспечения, исполнение учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности, реализацию долгосрочных муниципальных целевых программ;
– оценить финансовое состояние учреждения;
– выявить проблемы финансирования учреждения сферы культуры;
– дать рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения бюджетного учреждения.
Для написания работы были использованы следующие методы: метод логического анализа, метод сравнения, горизонтальный и вертикальный анализы и др.
Методической основой для написания работы явились нормативные документы, труды экономистов в области государственных и муниципальных финансов, а также научные работы в части финансирования сферы культуры.
Информационную основу написания работы составила финансовая отчетность МБУ «МКО «Меридиан» за 2020-2022 гг.
Период исследования-2020-2022 гг.
Бюджетное финансирование — это денежные средства, предоставленные из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Такие денежные средства даются в безвозвратном порядке.
Принцип финансирования расходов на культуру — это бюджетное финансирования с элементами коммерческой деятельности, что соответствует структуре современного рыночного механизма.
Выделенные бюджетные средства направляются на:
- оплату труда сотрудников;
- содержание зданий и сооружений (также расходы на коммунальные услуги, освещение, ремонт и другие расходы);
- комплектование библиотечных фондов, формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения;
- научно - методическую деятельность; оснащение организации культуры современным оборудованием;
- проведение капитального ремонта;
- другие затраты, связанные с уставной деятельностью учреждения культуры [23].
Бюджетное учреждение может увеличивать свои доходы за счет предоставления платных услуг, оказанных в рамках его уставной деятельности, за счет добровольных пожертвований и взносов физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
МБУ «МКО «Меридиан» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности, а направляет ее на уставные цели.
Финансирование учреждения осуществляется за счет дохода от платных услуг, субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели.
Анализируя доходы МБУ «МКО «Меридиан» можно отметить, что за период 2020 - 2022 гг. наблюдается тенденция сокращения бюджетного финансирования учреждения. Бюджетные доходы учреждения за анализируемый период сократились на 34,9 %, доход от внебюджетной деятельности увеличился на 59,8 %. В структуре доходов наибольший удельный вес занимают субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания более 80 %, субсидии на иные цели - 15,3 %, собственные доходы - 2,8 %.
Расходы МБУ «МКО «Меридиан» осуществляет за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели и за счет собственных доходов.
Основную долю расходов по исполнению муниципального задания составляет оплата труда - 69,0 %. Также за счет субсидий на выполнение муниципального задания оплачиваются коммунальные услуги, услуги связи, услуги по содержанию имущества и т.д. - 24,0 %. Доля нефинансовых активов составляет 6,6 %, прочих расходов 0,1 %.
Субсидии на иные цели, в основном, направлены на содержание имущества - 50,0 %. Также за счет иных субсидий приобретаются нефинансовые активы - 29,0 %. Расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составили 0,3 %.
Расходы от собственных доходов, в основном, направлены на приобретение нефинансовых активов - 50,1 %. Расходы на приобретение работ, услуг составили 36,3 %, оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составили или 4,0 %.
В общем, анализ расходов показал, что в 2020 - 2022 гг. основную долю расходов составляют расходы на оплату труда сотрудников - 55,8 %. Доля расходов на приобретение работ, услуг составила - 20,3 %, приобретение нефинансовых активов - 11,5 %.
Анализ основных показателей деятельности МБУ «МКО «Меридиан» показал, что у учреждения наблюдается положительная тенденция - возросло количество проводимых мероприятий и количество зрителей. Фонд оплаты труда в 2022 году, по сравнению с предыдущими годами, увеличился на 15937,1 тыс. руб. или на 60,7 %. В связи с этим, штат МБУ «МКО «Меридиан» в 2022 году был полностью укомплектован.
В целом, можно сказать о том, что бюджет МБУ «МКО «Меридиан» был исполнен на 100 %. Превышения расходов над доходами не наблюдалось. За период 2020 - 2022 гг. наблюдалась полная сбалансированность бюджета учреждения.
Анализ эффективности управления финансами МБУ «МКО «Меридиан» показал, что бюджетная политика требует совершенствования. В этой связи необходимо разрабатывать мероприятия, обеспечивающие экономическую самостоятельность бюджетных учреждений, а именно:
- развитие внебюджетной деятельности за счет расширения спектра платных услуг (например, сдача помещений в аренду, что позволит получить дополнительный доход в размере 735,8 тыс. руб. в год);
- размещение муниципальных заказов (например, при проведении электронных торгов у учреждения возникает возможность сэкономить денежные средства и перенаправить их на другие нужды);
- внедрение инновационных технологий (например, замена люминесцентных ламп на светодиодные. Затраты на электроэнергию, при осуществлении данного мероприятия, сократятся на 229,5 тыс. руб.).
Важным инструментом осуществления социальной и экономической политики развития муниципалитетов служит программно-целевой метод. Однако опыт программно-целевого подхода к решению проблем развития территории показывает, что наряду с положительными моментами имеется ряд существенных недостатков, снижающих эффективность их реализации.
Муниципальная программа, в которой МБУ «МКО «Меридиан» является соисполнителем в 2022 году была исполнена на 100 %. Но такой результат является редкостью. В рамках исследованной проблемы, можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование бюджетных средств многообразна, но несовершенна.
Таким образом, эффективное использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения играет главную роль для бюджета самого учреждения и для бюджета всего муниципалитета в целом. Заработанные или сэкономленные денежные средства могут быть перенаправлены на другие нужды учреждения, а это, в свою очередь, повысит самостоятельность бюджетного учреждения от местного бюджета.
Принцип финансирования расходов на культуру — это бюджетное финансирования с элементами коммерческой деятельности, что соответствует структуре современного рыночного механизма.
Выделенные бюджетные средства направляются на:
- оплату труда сотрудников;
- содержание зданий и сооружений (также расходы на коммунальные услуги, освещение, ремонт и другие расходы);
- комплектование библиотечных фондов, формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения;
- научно - методическую деятельность; оснащение организации культуры современным оборудованием;
- проведение капитального ремонта;
- другие затраты, связанные с уставной деятельностью учреждения культуры [23].
Бюджетное учреждение может увеличивать свои доходы за счет предоставления платных услуг, оказанных в рамках его уставной деятельности, за счет добровольных пожертвований и взносов физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
МБУ «МКО «Меридиан» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности, а направляет ее на уставные цели.
Финансирование учреждения осуществляется за счет дохода от платных услуг, субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели.
Анализируя доходы МБУ «МКО «Меридиан» можно отметить, что за период 2020 - 2022 гг. наблюдается тенденция сокращения бюджетного финансирования учреждения. Бюджетные доходы учреждения за анализируемый период сократились на 34,9 %, доход от внебюджетной деятельности увеличился на 59,8 %. В структуре доходов наибольший удельный вес занимают субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания более 80 %, субсидии на иные цели - 15,3 %, собственные доходы - 2,8 %.
Расходы МБУ «МКО «Меридиан» осуществляет за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели и за счет собственных доходов.
Основную долю расходов по исполнению муниципального задания составляет оплата труда - 69,0 %. Также за счет субсидий на выполнение муниципального задания оплачиваются коммунальные услуги, услуги связи, услуги по содержанию имущества и т.д. - 24,0 %. Доля нефинансовых активов составляет 6,6 %, прочих расходов 0,1 %.
Субсидии на иные цели, в основном, направлены на содержание имущества - 50,0 %. Также за счет иных субсидий приобретаются нефинансовые активы - 29,0 %. Расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составили 0,3 %.
Расходы от собственных доходов, в основном, направлены на приобретение нефинансовых активов - 50,1 %. Расходы на приобретение работ, услуг составили 36,3 %, оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составили или 4,0 %.
В общем, анализ расходов показал, что в 2020 - 2022 гг. основную долю расходов составляют расходы на оплату труда сотрудников - 55,8 %. Доля расходов на приобретение работ, услуг составила - 20,3 %, приобретение нефинансовых активов - 11,5 %.
Анализ основных показателей деятельности МБУ «МКО «Меридиан» показал, что у учреждения наблюдается положительная тенденция - возросло количество проводимых мероприятий и количество зрителей. Фонд оплаты труда в 2022 году, по сравнению с предыдущими годами, увеличился на 15937,1 тыс. руб. или на 60,7 %. В связи с этим, штат МБУ «МКО «Меридиан» в 2022 году был полностью укомплектован.
В целом, можно сказать о том, что бюджет МБУ «МКО «Меридиан» был исполнен на 100 %. Превышения расходов над доходами не наблюдалось. За период 2020 - 2022 гг. наблюдалась полная сбалансированность бюджета учреждения.
Анализ эффективности управления финансами МБУ «МКО «Меридиан» показал, что бюджетная политика требует совершенствования. В этой связи необходимо разрабатывать мероприятия, обеспечивающие экономическую самостоятельность бюджетных учреждений, а именно:
- развитие внебюджетной деятельности за счет расширения спектра платных услуг (например, сдача помещений в аренду, что позволит получить дополнительный доход в размере 735,8 тыс. руб. в год);
- размещение муниципальных заказов (например, при проведении электронных торгов у учреждения возникает возможность сэкономить денежные средства и перенаправить их на другие нужды);
- внедрение инновационных технологий (например, замена люминесцентных ламп на светодиодные. Затраты на электроэнергию, при осуществлении данного мероприятия, сократятся на 229,5 тыс. руб.).
Важным инструментом осуществления социальной и экономической политики развития муниципалитетов служит программно-целевой метод. Однако опыт программно-целевого подхода к решению проблем развития территории показывает, что наряду с положительными моментами имеется ряд существенных недостатков, снижающих эффективность их реализации.
Муниципальная программа, в которой МБУ «МКО «Меридиан» является соисполнителем в 2022 году была исполнена на 100 %. Но такой результат является редкостью. В рамках исследованной проблемы, можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование бюджетных средств многообразна, но несовершенна.
Таким образом, эффективное использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения играет главную роль для бюджета самого учреждения и для бюджета всего муниципалитета в целом. Заработанные или сэкономленные денежные средства могут быть перенаправлены на другие нужды учреждения, а это, в свою очередь, повысит самостоятельность бюджетного учреждения от местного бюджета.
Подобные работы
- Повышение эффективности осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях на основе применения инструментария функционально-стоимостного анализа
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как объект налога на прибыль организаций
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы производственного планирования в государственных (муниципальных) организациях на примере ФКУ «Исправительная колония № 40» ГУФСИН по Кемеровской области, г.Кемерово
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ПОДДЕРЖКА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ И ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ДОГОВОР УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Спорные вопросы исполнения обязанностей налогоплательщика и налогового агента в ходе производства по делу о несостоятельности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019



